Филон александрийский: как связать иудейскую традицию с философией

Основные идеи Филона Александрийского

Были заложены и в его Учении о Логосе. Господствующей над остальными Божественными силами, согласно Логоса, считается Слово. Оно есть:

  1. Посредник между Божественными силами и Землей;
  2. Душа, которая не может существовать без Божественных сил;
  3. Энергия Божества.

Основным принципом жизни Филон называет премудрость. Постичь премудрость считается высшим достижением для любого живущего и в то же время — невозможной задачей. Поэтому Логос для Филона нечто вроде посредника и ходатая перед Богом за людей. Человек есть великолепный отпечаток божественного начала, считал философ, ибо Он «сделал человека по образу Бога». (Бытие 1:27).

С точки зрения Филона Иудейского, по отношению к мирозданию Логос – наивысшая сила, от которой зависит все происходящее. Для души человека Логос — источник энергии, и даже самая мелкая ее часть равна по силе всей энергии в совокупности. Эта энергия и питает собой человеческую душу, освещая ей путь и указывая истину.

О сотворении мира согласно Моисею

Моисей выбрал единственный закон: закон природы. Так считал Филон. Моисей принял закон, созвучный с Миром, отвергая искажение фактов и разного рода субъективные привязки и обстоятельства. Сознание людей еще не было готово к этим правилам…

Согласно Моисею, мир был сотворен за шесть дней: необходимо было соблюдать порядок: так устроено мироздание. Особое значение в нем имеет первый день создания мира. И носит он имя не единица и не первый, а единый, ибо он — выше всех остальных дней. В основе главной идеи здесь заложен смысл подражания: ведь невозможно подражать чему-либо без образца.

Создание мира происходило в течение шести дней:

  • Единый день, он же первый, в котором отображено начало порядка, исчисления и зарождения всего.
  • Второй день – создание неба, как пространства имеющего три измерения. Это первое видимое, что было создано.
  • На третий день произошло отделение земли от воды, произрастание растений с зачатками плодов, дающих начало всему живому.
  • На четвертый день создалось время и его осознание, зародились законы движения небесных тел и были зажжены небесные светила. Все было готово к приходу человечества.
  • Пятый день ознаменовался созданием крылатых и ползающих. Заложена последовательность создания существ живых, ведущих к приходу человека, наделенного разумом отличным от всех иных тварей.
  • На шестой день был создан человек.

Последним Бог сотворил человека неспроста: первопричиной была необходимость подготовить все к приходу его на Землю. И второй причиной – показать потомкам рода человеческого, какой могла бы быть их жизнь, не утрать они свой первозданный облик и не изменив предназначению. — Вот такие основополагающие понятия, среди прочих убеждений и утверждений, заложены в интерпретациях Филона Александрийского.

Экзегетический метод

Согласно этому методу, что в переводе с греческого означает изложение, истолкование, — Филон трактует Ветхий завет как источник всякой истины, существующей во Вселенной. Мнение же, изложенные в Библии, следует воспринимать как нечто, на чем есть отпечаток Божественной силы и Слова. И особую роль среди пророков, высказывавшихся от имени Божьего, Филон отдает Моисею как первому, кому стали известны переданные Богом таинства Бытия.

По мнению Филона, даже греческие мыслители заимствовали мудрость, дарованную Богом и изложенную в Библии. Философ расценивает сказанное в Библии двояко, считая, что не все в ней нужно воспринимать буквально, больше склоняясь в сторону аллегорического. Этот метод восприятия он ставил выше в плане сложности осознания, считая, что постичь его смысл под силу лишь действительно избранным.

Их, этих самых избранных, Филон и ищет в своих трудах, ибо лишь они способны уловить ход его мыслей и изложенные им трактовки. Перевод Библии не может быть дословным: это противоречит самой природе Божественного существа, унижая его и приводя к противоречивости понимания изложенного в этой Священной книге.

Философия Филона Александрийского

Надо сказать, что для философской системы, созданной этим религиозным мыслителем, характерна некоторая, мы бы сказали, пестрота. Она интересна и полна аллегорий. Например, вот некоторые его слова из трактата “О пьянстве”:

Филон-философ в чем-то напоминает Платона: их суждения основывались на схожих принципах познания мира. Так, в своей интерпретации Библии он отмечал, что человек должен стойко переносить все тяготы, и это поможет ему в дальнейшем приблизиться к создателю. Оба придавали непереоценимое значение духовному развитию и ставили его на первое место, по сравнению с плотскими радостями.

Моисеевы законы в трактовке Филона Александрийского

Законы Моисея трактуются Филоном Александрийским как великая ценность в плане понимания для себя сути духовного и морального, а также в смысле их поучительного влияния на воспитание человека. При том, что он, опять же, применяет в своих объяснениях и толкованиях множество аллегорий.

так он разделяет понятия плоти и духа во фрагментах библейских сюжетов. То есть, все сцены, где Священное писание Ветхого завета демонстрирует нам моменты неоправданной жестокости или странных, на наш сегодняшний взгляд, взаимоотношений библейских персонажей, Филон объясняет просто: это не реальные взаимоотношения меду людьми: это аллегории. На самом деле речь идет о взаимоотношениях между духом и плотью – даже если и те, и другие носят имена людей.

Неоплатонизм по Филону

В своем неоплатонизме Филон Александрийский дополняет Платона и тем, что выделяет еще одну ступень в этапах человеческого бытия. От мира философских идей он переходит к миру Бога и Божественного начала. Мистическая же его философия заключается в признании лишь двух существующих параллельных реальностей:

  1. Бог – как создатель всего живого на Земле, непознаваемое по своей сущности высшее существо;
  2. Душа – бессмертная частичка человека, продолжающая существование после смерти своей земной оболочки.

Патристика — совокупность разного рода учений христианских мыслителей того времени, также разделяла такую трактовку Филоном Александрийским Библии и христианской религии в целом. Практически все выдающиеся религиозные умы его эпохи находились под влиянием его учения.

Работает [ править ]

Некоторые работы Филона сохранились на греческом языке, другие сохранились благодаря армянским переводам, а меньшее количество сохранилось в латинском переводе. Точная дата написания и первоначальный план организации не известны для большей части текста, приписываемого Филону.

Большая часть сохранившихся работ Филона посвящена Торе (первым пяти книгам Библии ). В этом корпусе есть три категории:

  • Quaestiones (« Запросы ») — краткое изложение стих за стихом: четыре книги по Книге Бытия и две по Книге Исход . Все шесть книг сохранились благодаря армянскому переводу, который был опубликован Жан-Батистом Оше в 1826 году. Сравнение с сохранившимися фрагментами на греческом и латинском языках позволяет предположить, что перевод является буквальным и точным, но предполагает, что часть исходного содержания является отсутствующий. Считается, что существует двенадцать оригинальных книг: шесть — по Бытию и шесть — по Исходу.
  • Аллегорический комментарий — более длинный толкование, объясняющее эзотерические значения; сохранившийся текст имеет дело только с Книгой Бытия, с заметным упущением Бытие 1 .
  • «Изложение Закона» — более простой синтез тем Пятикнижия, вероятно, написанный как для язычников, так и для евреев.

Фило также написал:

  • Извинения за иудаизм, в том числе о жизни Моисея , о евреях и о созерцательной жизни .
  • Исторические труды (описывающие текущие события в Александрии и Римской империи), в том числе « Против Флакка» и « Посольство Гаю» .
  • Философские работы, включая « Каждый хороший человек свободен» , « О вечности мира» , « О животных» и « О провидении» , последние два сохранились только благодаря армянскому переводу.
  • Произведения теперь утеряны, но упомянуты Евсевием Кесарийским .

Имя бога

В тексте, приписываемом Филону, он «постоянно использует ριος как обозначение Бога». По словам Дэвида Б. Кейпса, «проблема в этом случае заключается в том, что христианские ученые несут ответственность за копирование и передачу слов Филона последующим поколениям» и добавляют, что « Джордж Ховард изучает свидетельства и делает вывод:« Хотя маловероятно, что Филон варьировал из-за обычая писать Тетраграмму при цитировании Священного Писания, вполне вероятно, что он использовал слово Κύριος, делая вторичную ссылку на божественное имя в своем изложении ». Джеймс Ройз заключает: «(1) экзегет знает и читает библейские рукописи, в которых тетраграмма написана палео-еврейским или арамейским шрифтом и не переведена на кириос, и (2) он цитирует Священные Писания так же, как и произнесли его, то есть переведя его как куриос «.

Книги Филона Александрийского

Книги Филона Александрийского можно разделить на четыре группы: 1) Историко-биографические сочинения написаны несколько риторическим слогом. Важнейшие из них – книги «О сотворении мира», «Жизнь Авраама», «Жизнь Иосифа», «Три книги о Моисее», составленные по священному писанию и по легендам и предназначенные главным образом для язычников, и защиту иудейской религии; 2) Книги о нравственности. Основным из них надо считать «О десяти заповедях»; к нему примыкают рассуждения о разных добродетелях, две книги «О наградах в наказаниях», проникнутые пламенной любовью к иудейскому народу и родине и восторженными надеждами; «О благородстве» иудейского народа. 3) Политические сочинения, рассказы об общественной деятельности Филона; сюда относится книга «О посольстве» в Рим. 4) Аллегорические объяснения священного писания, предназначенные главным образом для иудеев и написанные Филоном Александрийским в старости, спокойным тоном, комментарии к разным отделам Пятикнижия (о священных законах, о херувимах, о жертвоприношении Каина и Авеля, о потомстве Каина, о Ное, о разделении языков, о сновидениях, о жертвоприношениях и священстве и проч.).

Мы перечислили только важнейшие из книг Филона. У него много мыслей, одинаковых с Новым Заветом и вообще с христианскими понятиями. Большая часть этих мыслей были в его время всеобщими у иудеев, живших в греческих городах.

Философия [ править ]

Филон представляет собой вершину иудейско-эллинистического синкретизма . Его работа пытается объединить Платона и Моисея в одну философскую систему. Его этика находилась под сильным влиянием пифагореизма и стоицизма , предпочитая мораль добродетелей без страстей, таких как похоть / желание и гнев, но с «общечеловеческой симпатией».

Взгляд Священного Писания править

Филон основывает свои доктрины на еврейской Библии, которую он считает источником и эталоном не только религиозной истины, но и всей истины. Его высказывания — ἱερὸς λόγος , θεῖος λόγος и ὀρθὸς λόγος (святое слово, божественное слово, праведное слово) , произносимые иногда напрямую, а иногда через уста пророка, и особенно через Моисея , которого Филон считает настоящий носитель откровения . Хотя он различает слова, произнесенные самим Богом, такие как Десять Заповедей , и указы Моисея как особые законы.

Филон считает Библию источником не только религиозного откровения, но и философской истины; поскольку он утверждал, что идеи греческих философов уже изложены в Библии: идея Гераклита о бинарных противоположностях, согласно « Кто является наследником божественного»? § 43 ; и концепция мудрого человека, изложенная Зеноном , основателем стоицизма , согласно « Каждый хороший человек свободен» , § 8 .

Аллегорическая интерпретация Священного Писания Филоном позволяет ему бороться с тревожными с моральной точки зрения событиями и налагать связное объяснение историй. В частности, Филон интерпретирует персонажей Библии как аспекты человеческого существа, а рассказы Библии — как эпизоды из универсального человеческого опыта. Например, Адам представляет разум, а Ева — чувства. Ной олицетворяет спокойствие, стадию «относительной» (неполной, но прогрессирующей) праведности.

Взгляд на Бога править

Филон утверждает трансцендентного Бога без физических или эмоциональных качеств, напоминающих человеческие. В Филоне Бог существует вне времени и пространства и не делает особых вмешательств в мир, потому что он уже охватывает весь космос.

Понятие Филона еще более абстрактным , чем монады от Пифагора или Добра от Платона . Несомненно только существование Бога, никаких подходящих предикатов невозможно придумать. Вслед за Платоном Филон приравнивает материю к небытию и видит ее последствия в заблуждениях, разногласиях, порче и разложении вещей. Эта точка зрения позволяет Филону объединить еврейскую веру в сотворение мира с греческой убежденностью в том, что все вещи образуются из постоянной материи.

Взгляд человека править

Филон, кажется, смотрит на человека как на трихотомию , nous (разум), psyche (душу), soma (тело), ​​что является общим для эллинистического взгляда на разум-душу-тело. Однако в произведениях Филона разум и дух используются как синонимы.

Логотипы править

Филон писал, что Бог создал мир и управлял им через посредников. Логос — главный среди них, следующий после Бога, демиург мира. Логос нематериален, адекватный образ Бога, его тени, его первенца. Являясь разумом Вечного, Логос нетлен. Он не несотворен, как Бог, и не создан, как люди, но занимает среднее положение. У него нет автономной власти, только доверенная.

Филон, вероятно, был первым философом, который отождествил идеи Платона с мыслями Создателя. Эти мысли составляют содержание Логоса; они были печатью для создания чувственных вещей во время сотворения мира. Логос напоминает книгу с парадигмами существ. Проект архитектора до строительства города служит Филону еще одним сравнением с Логосом. С момента создания Логос связывает вещи воедино. Как вместилище и хранитель идей Логос отличается от материального мира. В то же время Логос пронизывает мир, поддерживая его.

Логос выполняет функцию защитника от имени человечества, а также посланника Бога в мире. Он приводит в порядок человеческие умы. Правильная причина — это непогрешимый закон, источник любых других законов. Ангел, закрывающий Валааму путь (Числа XXII, 31), интерпретируется Филоном как проявление Логоса, который действует как совесть человека.

Числа править

Филон часто занимается нумерологией в духе Пифагора , подробно объясняя важность религиозных чисел, таких как шесть, семь и десять.

Роботы Востока

Развивавшие свою науку отдельно страны Востока тоже делали свои автоматоны. Известно, что в XI веке в Индии была написана «Самарангана сутрадхара» — трактат по архитектуре и механике, включавший в себя описания автоматонов, в том числе даже механических пчёл.

В Японии автоматоны носят своё название – куклы Каракури. Они были трех видов: театральные, миниатюрные (домашние игрушки) и религиозного назначения – эти участвовали в праздниках и церемониях, так же, как автоматоны в Древней Греции. Мода на каракури в Японии продлилась с XVII до XIX века. Вот один из них.

А вот пример китайского автоматона:

Учение Филона

Как известно, Александрия была в те времена центром эллинизма. И Филон интерпретировал учения Библии, основываясь на том, как истолковывала ее палестинская (иудаистская) традиция, а также греческая мифология. Впоследствии этот религиозный мыслитель заслужил признание в веках, так как провел титаническую работу, создавая систему обоснования христовой веры и в целом христианства. Это при том, что сам он получил, как мы уже отмечали, эллинское воспитание.

Христиане, в отличие от иудеев, вняли его учению и приняли его как философию и религиозное толкование, сохраняя для потомков его основы и переписывая время от времени рассыпавшиеся рукописи. Ведь по сути, Филон перевел Моисеево Пятикнижие на язык философии древних греков, то есть сделал тем самым понятным для современников иудейское Священное писание. С этим как раз и не согласились его соплеменники, для которых позиция буквального толкования библейского текста была важнее его широкого понимания. Так, по крайней мере, трактует эту ситуацию научная литература.

Общая оценка философии Филона

В царствование Калигулы приехал в Рим Филон, александрийский иудей, происходивший от знатной фамилии. Иудеи назначили его одним из послов, которых отправили хлопотать по их делам. Филон был самым замечательным из тех александрийских иудеев, которые, получив греческое ученое образование, старались соединить ветхозаветную религию с идеями греческой, в частности платоновской и стоической философии, доказывая, что религиозные, философские и нравственные истины, высказанные наилучшими языческими мыслителями, задолго до их времен были даны иудеям божественным откровением. В своем стремлении доказать это, Филон Александрийский и другие иудеи одинакового с ним направления мыслей видоизменили священные предания платоническими и стоическими понятиями. Их учение не произвело особенного впечатления на их языческих современников, но имело большое влияние на христианских ученых и на греко-римскую религиозную философию II и III веков. Филон был в иудейском вероучении представителем идеализма, подобного идеализму неоплатоников в язычестве. Он хорошо знал греческую философию, заимствовал из неё свои основные понятия, которыми старался объяснить божественные тайны, но вместе с тем оставался верующим приверженцем священных книг своего народа, ставил, данное в них откровение выше всякой иной мудрости. Главной целью многочисленных ученых трудов Филона, написанных несколько риторическим языком, но проникнутых искренним одушевлением, было защитить от порицаний и прославить отечественную религию. Задачей своей жизни Филон поставил доказать одинаковость учений Платона о Боге, о благе, об идеях и учений стоиков о душе вселенной и о добродетели с откровенными истинами иудейской религии, убедить образованных язычников, что эти учения были издавна собственностью народа иудейского.

Филон Александрийский. Иллюстрация XVI века

Филон говорил, что вершиной телесного мира является человек

Филон связывал догмы иудейской религии с греческой философией. А также он разрабатывал учение о логосе, которую он изображал в видел высшей идеи. Учение Филона, как совокупность иудейского традиционного религиозного закона заключалось в Торе.

А иудейские законы — это законы природы, которые имеют значение для всех людей. Филон говорит, что человек — это интеллектуальное существо, которое связано с телом и разрывающимся отвращением.

Учение Филона говорит о том, что вершиной телесного мира и является человек.

Филон иудей всегда был сторонником эклектического среднего платонизма, который был сильно окрашен стоицизмом, так сильно процветавшим в его городе. Как и другие современные эклектики, он увидел в этом суть учения всей греческой философии.

Также он признавал источник греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, как он считал, и черпали древние философы. Книга Моисея, которая была написана Филоном, заключает в себе учение Платона, Пифагора и других.

Учение Филона заключало в себе учение такого философа, как Платон

Жизнь [ править ]

Даты рождения и смерти Филона неизвестны, но о них можно судить по описанию Филоном себя как «старого», когда он был частью делегации Гая Калигулы в 38 г. н.э. Профессор еврейской истории Даниэль Р. Шварц оценивает его год рождения где-то между 20 и 10 годом до нашей эры. Ссылка Филона на событие во время правления императора Клавдия указывает на то, что он умер где-то после 41 г. н.э.

Хотя имена его родителей неизвестны, известно, что Филон происходил из знатной, благородной и богатой семьи. Это был либо его отец, либо дед по отцовской линии, которому римское гражданство предоставил римский диктатор Гай Юлий Цезарь . Иероним писал, что Филон происходил из семьи священников de genere sacerdotum . Его предки и родственники имели социальные связи и подключения к священству в Иудее , в династии Хасмонеев , в династии Ирода и Юлиев-Клавдиев династии в Риме .

У Филона было два брата, Александр Алабарх и Лисимах. Через Александра у Филона было два племянника, Тиберий Юлий Александр и Марк Юлий Александр . Последний был первым мужем иродианской царевны Береники . Маркус умер в 43 или 44 году.

Филон хотя бы раз в жизни посетил Второй Храм в Иерусалиме. Филон был бы современником Иисуса и его Апостолов . Филон вместе со своими братьями получил основательное образование. Они получили образование в эллинистической культуре Александрии и культуре Древнего Рима , в какой-то степени в древнеегипетской культуре и, в частности, в традициях иудаизма , в изучении еврейской традиционной литературы и греческой философии.

Посольство в Гаю править

Ксилография из книги Die Schedelsche Weltchronik ( Нюрнбергские хроники )

В « Legatio ad Gaium»Посольство к Гаю» ) Филон описывает свою дипломатическую миссию к Гаю Калигуле , одно из немногих событий в его жизни, о которых известно особо. Он рассказывает, что нес петицию, описывающую страдания александрийских евреев и просящую императора защитить их права. Филон дает описание их страданий, более подробное, чем у Иосифа Флавия, чтобы охарактеризовать александрийских греков как агрессоров в гражданской войне, в результате которой погибло множество евреев и греков.

Филон жил в эпоху растущей этнической напряженности в Александрии, усугубляемой новыми ограничениями имперского правления . Некоторые эмигранты-эллины (греки) в Александрии осудили евреев за предполагаемый союз с Римом, даже когда Рим стремился подавить еврейский национализм в римской провинции Иудея . В книге «Против Флакка» Филон описывает положение евреев в Египте, написав, что их было не менее миллиона и они населяли два из пяти районов Александрии. Он рассказывает о злоупотреблениях префекта Авла Авилия Флакка , который, по его словам, отомстил евреям, когда они отказались поклоняться Калигуле как богу. Даниэль Шварц предполагает, что с учетом этого напряженного фона Филону, возможно, было политически выгодно отдавать предпочтение абстрактному монотеизму вместо открытого проиудейства.

Филон считает план Калигулы воздвигнуть статую самого себя во Втором Храме провокацией, спрашивая: «Вы ведете войну с нами, потому что ожидаете, что мы не потерпим такого унижения, но что мы будем сражаться во имя наших законов». и умереть, защищая наши национальные обычаи? Ведь вы не могли не знать, что могло произойти в результате вашей попытки ввести эти нововведения в отношении нашего храма ». Во всем своем выступлении он безоговорочно поддерживает приверженность евреев восстанию против императора, а не допускает такого святотатства.

Филон говорит, что его люди считали его необычайно благоразумным из-за своего возраста, образования и знаний. Это указывает на то, что в то время (40 г. н.э.) он был уже пожилым человеком.

В Иудейских древностях , Флавий говорит о выборе Филона в александрийской еврейской общины в качестве своего основного представителя до римского императора Гая Калигулы. Он говорит, что Филон согласился представлять александрийских евреев в отношении гражданских беспорядков, возникших между евреями и греками. Иосиф также сообщает нам, что Филон был знатоком философии и был братом алабарху Александру. Согласно Иосифу, Филон и большая еврейская община отказались относиться к императору как к богу, воздвигать статуи в честь императора и строить алтари и храмы императору. Иосиф говорит, что Филон считал, что Бог активно поддерживал этот отказ.

Полные комментарии Иосифа о Филоне:

Это событие также описано в книге 2, главе 5 церковной истории Евсевия .

Все учение Филона сводится к богословию

Все учение Филон, по сути, сводится к богословию. Божество познается путем отрицания частых и конечных определений, направленных против различных определений, направлены вполне основательно.

Если в Библии образ Бога представляется его величием и невозможностью видения для человека, то у Филона Бог отличается.

У Филона Бог существует вне времени и пространства.

Также Он неизменен, всегда существует. А также ничему не причастен, не может никогда исчезнуть.

Но из всего становится ясно, что это не библейский Бог, а идея Платона. Именно поэтому описания Бога в Библии для Филона — это аллегория.

Священное писание изображает Бога как человека, но Богу не присущи человеческие чувства, потому что он стоит выше всех этих страстей, и остается спокойным. Бог свободен от страданий и огорчений.


У Филона Бог отличается, он не подобен миру или небу, он существует вне времени и пространства, неизменен, всегда существует

От развлечений — к серьезной механике

Филон Византийский был известен как изобретатель простых безделушек. Например, он изобрел восьмигранную чернильницу с дыркой на каждой стороне, которая никогда не проливалась. В этой игрушке был использован впервые изобретенный Филоном карданов подвес, так что именно ему мы, в какой-то части, должны быть благодарны за карданный вал.

Но настоящую славу Филону принесли механизмы, в которых использовалась вода (или вино — как в служанке). В арабском мире был свой «мастер воды» – аль-Джазари (1136-1206), самым известным изобретением которого были «слоновые часы». Вот как они работали:

Как и Филон Византийский, Аль-Джазари, помимо создания игрушек, совершил прорыв в механике. В  своей «Книге знаний об остроумных механических устройствах» он впервые описал коленчатый вал. Благодаря этому изобретению была создана лодка с четыремя механическими музыкантами, способными играть разные мелодии, причем их можно было каким-то образом программировать.

Знание греческого и иврита

Филон более свободно говорил по-гречески, чем на иврите, и читал Еврейские Писания в основном из Септуагинты , греческого перевода еврейских текстов на койне, позже составленного как еврейская Библия и второканонические книги .

Септуагинта переводит фразу מַלְאַךְ יְהוָה ( Малах YHWH , букв.  «Посланник Яхве ») как ἄγγελος Κυρίου ( ángelos Kyríou , букв.  « Ангел Господень »). Филон отождествлял ангела Господня (в единственном числе) с Логосом . Петер Шефер утверждает, что Логос Филона был получен из его понимания «постбиблейской литературы Мудрости, в частности Мудрости Соломона». « Мудрость Соломона» — это еврейское произведение, написанное в Александрии , Египет , примерно в I веке до нашей эры, с целью укрепить веру еврейской общины во враждебном греческом мире. Это один из семи поучительных или мудрости книг , включенных в Септуагинты .

Степень знания Филона иврита обсуждается. Его многочисленные этимологии еврейских имен — которые соответствуют этимологическим мидрашам из Книги Бытия и более раннему раввинству, хотя и не являются современной еврейской филологией — предполагают некоторую близость. Филон предлагает для некоторых имен три или четыре этимологии, иногда включая правильный еврейский корень (например, יָרַד , yarád , букв.  «(Чтобы) спускаться» как происхождение имени Иордан ). Однако его работы не демонстрируют большого понимания грамматики иврита , и они, как правило, более точно соответствуют переводу Септуагинты, чем еврейской версии.

Биография Филона или нет пророка в своем Отечестве

До наших времен о подробностях жизни Филона Александрийского дошло не так уж много сведений. Известно, что родился он примерно в 20-м году до Рождества Христова в Александрии в семье еврейских жрецов. Умер примерно в 50-м году, уже после Рождества Христова. Интересно, что его племянник, сын брата – богатого римского гражданина, отрекся от иудейской веры и «совсем оримлянился», что очень огорчало дядю.

Возможно, он огорчался бы меньше, если бы мог заглянуть в свое собственное будущее и увидеть заранее, что  представители его исконной веры так же отрекутся впоследствии и от его собственной философии.

Тем не менее, Филон был, как сказали бы сейчас, ответственным иудеем и даже участвовал в совместной поездке представителей еврейской общественности к императору Калигуле. Суть обращения к правителю состояла в просьбе евреев защитить их от угнетений со стороны греков, проживавших в Александрии и окрестностях. Это событие как раз является исторически подтвержденным фактом, в отличие от множества сведений о моментах жизни Филона, которые растворились в веках.

Учения Филона Александрийского о Боге и Логосе

Вот краткое изложение философии Филона Александрийского, составленной из греческих и еврейских элементов. От вечности существовали два основных принципа: Бог, существо духовное, и хаос – материя, из которой создан мир. Бог – существо, непостижимое человеческим умом. Из божественного существа первоначально произошел духовный мир, мир идей, прототипов, деятельностью которых созданы предметы материального мира. Согласно Филону, разумная сила этих прототипов проникает в материю и из этого дурного материала создаёт, по их образу, материальный, видимый мир. Эта действующая сила духовного мира – логос, «разум», «смысл». В философии Филона она – связь, соединяющая видимый материальный мир с невидимым богом; она принадлежит обоим основным принципам, и богу, и материи. В Боге она – сила покоящаяся, в материи – сила действующая и сокращающая.

Итак, логос – наместник Бога в видимом мире, «второй Бог». Как разум человека проявляется во множестве мыслей, которые при всем своем различии друг от друга составляют единое целое, происходя от одной силы охватываясь ею во всей своей совокупности, так из логоса происходят бесчисленные прототипы и основные силы предметов видимого мира. Эти прототипы и силы соответствуют и ангелам еврейской веры, и идеям Платона, и божествам языческой мифологии. Учение о логосе – главная часть философской системы Филона Александрийского. Во всех тех местах Ветхого Завета, где говорится о явлениях Бога людям или о действиях промысла, говорится, по его мнению, о логосе. Логос – образ Бога, наместник его, «первородный сын божий». Он податель всех духовных даров, посредник между людьми и богом, возносящий к нему их просьбы, ходатайствующий за них перед ним. Логос разделяется у Филона на множество существ, каждое из которых – проявление какого-нибудь отдельного качества или его действия. Как логос произошёл из Бога, так из логоса произошел человек, поэтому человек имеет в себе разум (имеет в себе логос), имеет и свободу. Первая чета людей употребила свободу во зло, этим был создан грех.

Филон считал, что излагаемое его философией учение содержится в Ветхом Завете. Для доказательства этого, он дает натянутые толкования словам священных книг. По мнению Филона, слова священного писания имеют, кроме простого, буквального смысла, другой, высший, аллегорический. Он давал аллегорические объяснения и заповедям закона Моисеева, оставляя, впрочем, за ними силу повелений божиих. Его учение имело большое влияние на христианских гностиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: