Что значит без прелюдий?

Подготовительные работы

Работа спорится тогда, когда все необходимое находится под рукой. Поэтому для обработки межплиточных швов следует заранее приготовить инструменты и материалы. Для фуговки понадобятся:

  • шпатель из нержавеющей стали и резиновый;
  • емкость для замешивания фуги, чистые ведра или тазы;
  • электродрель с миксерной насадкой;
  • губки, хлопчатобумажная ветошь. 

Чтобы не тратить лишние деньги, не покупать затирку в количестве, больше необходимого, надо заранее просчитать расход фуги для плитки на 1 м2 плитки. Это можно сделать легко, пользуясь данными из следующей таблицы, в которой вес затирки указан в килограммах:

Кроме того, на упакове со смесью производитель обязательно указывает рекомендуемый расход фуги для плитки на 1м2. Этими данными тоже можно воспользоваться. Но собственный расчет будет все-таки более точным. Помимо затирки необходимо приготовить достаточное количество воды для приготоврения фуговочного раствора, мытья инструментов и очистки плитки.

Прелюдия и токката

Прелюдия у Баха – это предисловие, предшествующее чему-то важному, знаменательному. Хоральная прелюдия игралась на клавире или церковном органе перед исполнением хорала общиной прихожан. Прелюдия и фуга у композитора обычно задумываются одновременно

Прелюдия – свободная импровизация. Фуга – важная сентенция, мысль. В прелюдиях подготавливается настроение перед началом музыкального произведения более значимого, обладающего сильными образами

Прелюдия и фуга у композитора обычно задумываются одновременно. Прелюдия – свободная импровизация. Фуга – важная сентенция, мысль. В прелюдиях подготавливается настроение перед началом музыкального произведения более значимого, обладающего сильными образами.

Со временем Бах, создавая полифонические циклы, возвысил прелюдию, поставил её вровень с фугой. В дальнейшем композиторы всё меньше и меньше обращаются к прелюдии, хотя они есть у Шопена, Дебюсси, Скрябина, Шостаковича, Щедрина, Слонимского.

Если фуга в переводе с итальянского языка означает «бег», то токката – прикосновение или удар. Токката и фуга ре минор Баха известна всем. Обычно под ней подразумевается сочинение для органа BWV 565, хотя композитор написал великое множество произведений подобного характера.

Леонард Бернстайн: о сложности понимания Баха

Интересны рассуждения американского композитора и дирижёра Леонарда Берстайна, популяризатора классической музыки. Он считает, что сокрушительный музыкальный слог Баха приводит в трепет композиторов, благоговение исполнителей и наводит уныние на всех остальных непосвящённых в музыкальные таинства.

По мере того как менялись его собственные взгляды (взгляды Берстайна) на творчество Баха, приходит понимание, что в музыке композитора таится величайшая скрытая от беглого прочтения красота. «А вы, вероятно, никогда не слышали этой музыки…» провокационной фразой заканчивает размышления Берстайн. На первый взгляд странная мысль проста и понятна. Частенько можно услышать скептические рассуждения, будто бы настолько заезжены все эти понятия: фуга, минор, а сама музыка мэтра звучит чуть ли не из каждого утюга.

Фуга… Что такое она из себя представляет, понятно не каждому. И сегодня музыку композитора, как и три века назад, слушать сложно, требуются усилия, знания. А это, безусловно, большой труд. Слышать и услышать, считает Берстайн, разные понятия.

Известные исполнения

Фортепиано:

  • Гленн Гульд (не полностью)
  • Чарльз Розен (1967)
  • Григорий Соколов (1982)
  • Золтан Кочиш (1984)
  • Татьяна Николаева (1992)
  • Вальтер Ример (2006), исполнение на фортепиано времен Моцарта
  • Пьер Лоран Эмар (2008)
  • Евгений Королёв (1999, Label: tacet, Germany)

Клавесин:

  • Густав Леонхардт (1969)
  • Давид Морони (1985)
  • Феликс Готлиб (1987)
  • Роберт Хилл (1998)
  • Менно Ван Делфт (1999)
  • Себастьян Гийо (2006)
  • Брэдли Брукшир (2007)

Орган:

  • Хельмут Вальха (1956, 1970)
  • Гленн Гульд (1962) (не полностью)
  • Лайонел Рогг (1970)
  • Ташеци Херберт (1977)
  • Андре Изуар (1983)
  • Вольфганг Рубсам (1992)
  • Мари-Клер Ален (1993)
  • Louis Thiry (1993) исполнение на органе Зильберман (церковь святого Томаса в Страсбурге)
  • Сергей Дижур (1993) орган Малого зала МГК им. Чайковского
  • Даниил Процюк (1998) исторический орган Фр. Фляйтера (церковь Св. Магнуса, Эверсвинкель, ФРГ)

Струнный квартет:

  • Roth Quartet (1934-5)
  • Итальянский квартет (1985)
  • Джульярдский квартет (1989)
  • Keller Quartet (1997)
  • The Stuggart Chamber Orchester (2002)
  • Emerson Quartet (2003)

Оркестр:

  • Милан Мюнслингер с ансамблем ‘Ars Rediviva’ (1959, 1966, 1979)
  • Герман Шерхен c ‘Orchestre de la RTSI’ (1965)
  • Карл Ристенпарт с ‘Chamber Orchestra of the Saar’ (1965)
  • Карл Мюнхингер & Stuttgarter Kammerorchester (1965)
  • Рудольф Баршай с Московским камерным оркестром (первая оркестровка с 1961, вторая — с 1964)
  • Жорди Савалль с Hesperion XX (1986)
  • Эрих Бергель с филармоническим оркестром г. Клуж (1991)
  • Жан-Клод Малгор (камерный оркестр) (1993)
  • Rinaldo Alessandrini & Concerto Italiano (1998)

Другие:

  • Musica Antiqua Köln (дирижёр Рейнхард Гёбель) для струнного квартета/клавесина и различных комбинаций инструментов (1984)
  • Берлинский квартет саксофонистов (1990)
  • Йожеф Этвёс (József Eötvös) на двух 8-струнных гитарах (2002)
  • Amsterdam Loeki Stardust Quartet (1998)
  • Fretwork for Consort of Viols для скрипачного квартета(2002)
  • Aurelia Saxophone Quartet для саксофонного квартета (2005)
  • The Canadian Brass
  • Оркестр Жака Шелли (Jacques Chailley) и Паскаля Вингерона (Pascal Vigneron) для квартета и органа (2005).
  • Laibach, индастриал-группа из Словении, альбом Laibachkunstderfuge (2008).

Фуга: что такое полифония

Современный слушатель воспринимает фугу как светское музыкальное произведение. Человек, живший в XVII веке, был глубоко верующий. Фуга исполнялась в церкви, продолжала разговор с Богом в молитве на понятном каждому языке глубоких музыкальных и религиозных символов.

Творчество Баха связано с эпохой Реформации, главное условие которой — это мысль о спасении и вере. Протестантизмом, идеями лютеранства пропитана и светская жизнь. Вернее, обе они (духовная и светская) воплощали стремление человека к познанию божественной сути. Фуга – не просто сложная музыка, а своеобразный духовный код немецкой музыкальной культуры конца XVII – начала XVIII века. Впоследствии она стала достоянием всего мира.

Происхождение жанра

Если ответить на вопрос, что такое фуга в музыке, определение кратко будет звучать так: это пьеса, построенная на реализации одной темы в нескольких голосах. Термин происходит от итальянского слова, обозначающего «бег». Фуга как жанр зарождается в 15 веке, тогда композиторы ведут поиски в области музыкальной формы и стремятся воплотить тему во всем многообразии оттенков. Это становится возможным в полифонических формах.

Если есть желание дать более развернутый ответ на вопрос, что такое фуга в музыке, определение будет таким: это жанровая форма, характерная в первую очередь для искусства эпохи барокко, когда избыточность формы была главным художественным принципом. Родоначальником жанра является Александр Польетти, который создал форму, называемую сегодня фуга.

Что такое жанр в музыке? Это устоявшийся набор формальных признаков, отточенная форма. И именно Польетти обосновал все параметры фуги, ее главным признаком является многоголосие. Эта форма вобрала в себя все лучшее, что было изобретено в имитационно-контрапунктической музыке. В основе фуги лежит какая-либо мысль. Ее называют темой. Она в фуге последовательно развивается и обогащается в разных голосах, это приводит к переосмыслению темы, ее развитию. Диапазон темы при этом укладывается в пределы одной октавы. Завершение темы может быть не ярко выраженным. Существуют три композиционные части, из которых скалывается фуга.

Что такое композиция? Это гармоничное соединение элементов в определенную форму, выражающую содержание. Фуга включает три таких элемента: экспозицию, развитие и заключение. Экспозиция презентует тему во всех голосах, развитие представляет ее в новых тональностях с использованием тематических преобразований. Заключение представляет тему в ключевой тональности, в заключении все голоса сливаются воедино. Кроме трехчастной фуги можно встретить и двухчастную. В этом случае развитие объединяется с заключением.

Избирательная дискография

Во время репетиций Шостакович не скрывал своего несогласия с интерпретацией Татьяны Николаевой и поэтому решил сам записывать прелюдии и фуги.

Записи самого Шостаковича

Шостакович провел в общей сложности пять сеансов записи для записи своих прелюдий и фуг Op.87:

  • Москва, 6 декабря 1951 г. : П о  3, 5 и 23.
  • Москва, 5 февраля 1952 г. : П о  2, 4, 12, 13, 20 и 24.
  • Москва, 14 февраля 1952 г. : П о  6, 7, 8, 14, 16 и 22.
  • Москва 1956: п о  17 и 18.
  • Париж, Зал Ваграм ,12 сентября 1958 г. : N O  1, 4, 5, 6, 13, 14, 18, 23 и 24. Полная запись была опубликована в первый раз в 2015 году.

В общей сложности восемнадцать Шостакович записал свои прелюдии и фуги, не хватает п о  9, 10, 11, 15, 19 и 21.

Другие записи

  • Татьяна Николаева , полная из 24 прелюдий и фуг , с Мелодией, записанная в 1987 году, BMG , 1994.
  • Татьяна Николаева , полная 24 прелюдий и фуг (новая запись) с Гиперионом , записанная в 1991 году.
  • Татьяна Николаева , фильм 1992 года, архив BBC , выпущен на DVD, Classic Archive, Medici ART, 2008.
  • Кейт Джарретт , Мюзик-холл, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, ECM,Июль 1991 г..
  • Александр Мельников , полный 24 прелюдий и фуг , на Harmonia mundi , 2009.
  • Дженни Лин, 24 прелюдии и фуги , классика Хэнсслера, 2009 год.
  • Владимир Ашкенази , в комплекте 24 прелюдии и фуги , Декка, 1999
  • Святослав Рихтер
  • Мария Гринберг

Виды многоголосной фуги

В теории музыки композиторы, размышляя над вопросом: «Фуга — что такое?», пришли к выводу, что может быть несколько вариантов этого жанра. Самая распространенная фуга – четырехголосная. В этой форме тема начинается в одном из голосов, его называют вождем, затем имитационно повторяется во втором голосе (спутнике) в более высокой тональности, затем после вариаций вступает третий голос и повторяет вождя, а следом – четвертый, имитирующий спутника.

Более редкими являются двух-, трех- и пятиголосные фуги. Эти формы также строятся на вожде и спутнике, но есть вариации в повторах темы.

Кроме количества голосов фуга может варьироваться в зависимости от роли аккомпанемента. Он вторит голосу или развивает собственную тему.

Разновидности затирок

Существует большое количество затирок с различными составом, свойствами и предназначением

Поэтому при выборе фуги надо обращать внимание на характеристики материала, обозначенные в прилагаемой инструкции. Так, для поверхностей, работающих в агрессивной или химической среде, должна применяться эпоксидная фуга. Там, где предполагается наличие деформаций, лучше всего ведут себя затирки на основе силикона

Там, где предполагается наличие деформаций, лучше всего ведут себя затирки на основе силикона.

Классифицировать наиболее востребованные фуги можно следующим образом. Фуги бывают:

  • для внутренних, наружных работ и универсальные;
  • предназначенные для бассейнов с повышенной стойкостью к воде;
  • с противогрибковыми добавками;
  • для тонких швов, используются при облицовочных работах без применения крестиков;
  • эластичные служат для заполнения швов на деформируемых поверхностях стен и полов;
  • с повышенной стойкостью к разного рода вредным воздействиям, чаще всего применима к производственным помещениям и там, где содержатся животные.

Затирка швов фуга бывает белая и цветная. Если нет нужного оттенка, то его можно получить добавлением в белую затирку пигмента необходимого цвета

Также следует обращать особенное внимание на реакцию фуги при перепадах температур, если планируется укладка плитки на полы с искусственным подогревом

Музыка барокко

XVII век считают рациональным. Он вошёл в историю, вместе с другими достижениями человеческой мысли, музыкой барокко. Она, как в зеркале, отражает радости и противоречия века. Прелюдия и фуга – двуединые взаимосвязанные произведения. Прелюдия – импровизация и полёт, фантазия, взлёт.

Фуга – сама жизнь, размеренная, упорядоченная, торжественная и несколько тяжеловесная. Первая часть, как молодость, лёгкая, убегающая, весёлая. Вторая – серьёзная, полифоническая, подчинена законам зрелого и сложного мира. Фуга – игра в «кто кого догонит». Тема возникает у одного голоса, потом у другого, они чередуются, исчезают, их заменяют проигрыши. Затем они (голоса) пытаются нагнать друг друга, буквально наступая на пятки.

Классическая фуга обычно трёхголосая. И вспомним короля Фридриха, его задание мэтру. Монарх возжелал практически невозможное, но композитору были по плечу сложнейшие, почти математические задачи.

Творческое наследие Баха огромно и бесценно. Он оставил потомкам 1100 произведений. Специалисты утверждают, что это лишь треть из всего написанного.

Темы Искусства фуги

Четыре простые фуги

В первых фугах использовалась основная тема, с незначительными видоизменениями. Так, Contrapunctus 1 написан на основную тему, Contrapunctus 2 на основную тему с изменением ритма на пунктирный, Contrapunctus 3 и Contrapunctus 4 написаны на основную обращенную тему, при этом тема 3 фуги несколько видоизменена и не является полным обращением основной темой.

Contrapunctus 1

В этой фуге тема используется в основном виде (без обращений), и лишь в некоторых местах допускаются небольшие модификации этой темы.

Contrapunctus 2

Вторая фуга по теме очень похожа на первую фугу. Но конец темы пунктирный как и весь характер фуги.

Contrapunctus 3

В этой фуге использована обращённая тема, но с изменениями. Начинается тема с ноты «ре», но потом модулирует в ля минор (как тональный ответ в первой фуге). «Ля мажорный» до диез обостряет тяготение к ре минору в ответе. В противосложении (в котором зашифрована тема, но от одной ноты к другой осуществлён хроматический переход — хроматическая тема) проводится уже прямая тема в ре миноре.

Позже появляется новая тема (с элементами синкопы) — вариация старой, также в противосложении с хроматической темой

Ближе к концу фуги опять в противосложении с хроматической темой появляется ещё одна вариация темы. Перейдя ко второму разделу фуг можно видеть, что такая последовательность модификаций темы неслучайна. Она готовит к основной теме второго раздела фуг «Фуги в противодвижении».

Contrapunctus 4

Три фуги в противодвижении

  • Contrapunctus 5
  • Contrapunctus 6
  • Contrapunctus 7

Тема в этих фугах является вариацией на основную тему. В Contrapunctus 5 используется вариационная тема в прямом обращенном проведении. В Contrapunctus 6 помимо средств, использовавшихся в Contrapunctus 5, также используется уменьшении размера темы в 2 раза в некоторых проведениях, а в Contrapunctus 7 помимо уменьшения используется и увеличение размера темы в 2 раза.

Двойные и тройные фуги (четыре фуги)

Contrapunctus 8


Contrapunctus 8. Тема I


Contrapunctus 8. Тема II


Contrapunctus 8. Тема III

  • Contrapunctus 9
  • Contrapunctus 10
  • Contrapunctus 11


Contrapunctus 11. Тема I


Contrapunctus 11. Тема II

Фуги данного раздела привлекают к себе внимание, благодаря появлению новых тем, прекрасно сочетающихся с основной и вариационной темой. Сразу в Contrapunctus 8 заметны новые 2 темы, которые будут использованы и в Contrapunctus 11, но в основном в обращении. В Contrapunctus 9 задействована увеличенная основная тема, а также новая тема

В Contrapunctus 10 помимо вариационной темы появляется новая тема.

В Contrapunctus 9 задействована увеличенная основная тема, а также новая тема. В Contrapunctus 10 помимо вариационной темы появляется новая тема.

Четыре двухголосных канона

  • Contrapunctus 12
  • Contrapunctus 13
  • Contrapunctus 14
  • Contrapunctus 15

Первые два канона Contrapunctus 12 и Contrapunctus 13 идут в интервалы: Contrapunctus 12 — в октаву, а Contrapunctus 13 в дуодециму. Contrapunctus 14 тоже написан в интервал (децима), но при этом пропоста и риспоста — в разных ладах (пропоста — в миноре, риспоста — в мажоре), но очень хорошо гармонируют между собой, что придает особый интерес к этому канону.
В последнем каноне Contrapunctus 15 риспоста является увеличенной в два раза и обращенной пропостой
(подробнее о пропосте и риспосте).

Три зеркальные фуги

  • Contrapunctus 16
  • Contrapunctus 17
  • Contrapunctus 18

Предпоследние три фуги сами в себя включают как бы две фуги: основную и зеркальную, которые обычно в нотах написаны одна под другой, но только для наглядности. Исполнять следует, разумеется, по отдельности. Contrapunctus 17 написан на ту же тему, что и Contrapunctus 16, причем написан в виде двух фуг для двух клавиров (обычно не исполняется).
В принципе, зеркальные фуги — пожалуй технически самые сложные для исполнения на фортепиано (или другом клавишном инструменте) из-за наличия больших интервалов между голосами, поэтому они иногда исполняются на двух инструментах (а иногда и не только они, а и всё Искусство фуги).

Последняя неоконченная фуга

Contrapunctus 19

Последняя фуга написана на три новые темы, одна из которых — знаменитая тема B-A-C-H (последняя тема), на которую написаны произведения и другими композиторами в знак уважения к И. С. Баху. Фуга как бы разбивается на три части, каждая из которых представляет новую тему. В последней части происходит слияние всех трёх тем…
Это загадочная фуга. Во-первых, есть вероятность, что фуга была написана отдельно от Искусства фуги и не имела к нему никакого отношения, а впоследствии просто была «пришита» к нему. Во-вторых, это неоконченная фуга и всегда ставит перед исполнителем вопрос: «дописать» фугу или «бросить на последней записанной ноте».

Технология обработки швов

Бывают случаи, когда цветная затирка оставляет на плитке несмываемые следы. Поэтому перед началом работ надо проверить свойство фуги на пробном участке. Если затирка легко смывается влажной губкой, то все в порядке. Если плитка не отчищается, то ее предварительно следует обработать специальным средством, которое называется импергант. Далее процесс заделки стыков выполняется в таком порядке:

  • Швы освобождаются от крестиков, пыли и излишков клея. Если есть возможность, то неплохо пройтись по стыкам пылесосом.
  • В чистую емкость засыпается фуга для затирки швов в количестве, необходимом для одной порции. Туда же надо добавить небольшое количество воды и начать перемешивание дрелью с насадкой. Воду добавляют постепенно, при постоянной работе мешалки. Получившаяся масса должна иметь однородную, немного вязкую консистенцию.
  • Заполнять швы фугой удобнее всего небольшим резиновым шпателем. Немного раствора кладут на край инструмента и, плотно прижимая его к поверхности, вминают затирку в полость стыка. Излишки массы нужно сразу удалять тем же шпателем, двигая им вдоль шва.
  • Для схватывания затирки достаточно выждать примерно 20 минут, затем поверхность нужно очистить. Делать это следует губкой, смоченной в чистой воде, легкими движениями до полного удаления затирочного раствора, стараясь не вымывать его из швов. Выжидать больший промежуток времени нет смысла, так как отмыть плитку от фуги в застывшем состоянии будет весьма сложно.
  • Через некоторое время, после обработки поверхности влажным способом, и когда фуга окончательно высохнет, поверхность нужно протереть сухой чистой салфеткой для удаления образовавшегося налета.

Если шов необходимо сделать не плоским, а закругленно вогнутым, то можно воспользоваться узкой штукатурной расшивкой. Такую операцию следует выполнять после схватывания фуги, но до ее окончательного твердения. Кроме того, после отмывания плитки могут обнаружиться небольшие дефекты в швах в виде раковин, разрывов. Их можно ликвидировать повторным нанесением затирки с последующей замывкой губками.

К затирке швов нельзя приступать немедленно после укладки плитки. Клею необходимо дать хорошенько высохнуть, для этого потребуется несколько дней. Фуга выполняет одновременно несколько задач: придает облицованной поверхности аккуратность и завершенный внешний вид. А также защищает стены от проникновения влаги, пыли, помогает противостоять сырости, плесени, грибкам. Затирка, создавая целостность покрытия, делает его более прочным и долговечным

«Меня зовут Бах»

О том, что представляет собой фуга, попробуем объяснить на примере из кинематографа.

В начале 2000-х годов швейцарцы сняли фильм под названием «Меня зовут Бах». В нём есть примечательный эпизод. Стареющий Иоганн Себастьян Бах приезжает в Потсдам навестить сына. Молодой король Фридрих (в будущем Фридрих Великий), демонстрирует композитору коллекцию музыкальных инструментов. Тут же заносчиво предлагает мэтру написать фугу для трёх голосов на заранее выбранную им тему. Потом решает, что домашнее задание для композитора слишком лёгкое. Он усложняет его, заявляя, что предпочитает заполучить в собственность шестиголосую фугу. Король явно провоцирует гостя. Что принято понимать в музыкальной терминологии под понятием «фуга»? Что такое шесть голосов? И почему невинный на первый взгляд разговор унизителен для мэтра?

Канон

Для начала обратимся к канону, верному помощнику музыкантов в эпоху Ренессанса. Описание его есть у Дугласа Хофштадтера, автора всемирно известной книги «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», за которую он получил Пулитцеровскую премию.

В каноне тема играется и повторяется в нескольких голосах. Самый простой – круговой, когда вступая, второй голос копирует тему, затем поочерёдно присоединяются другие. Следующая ступень: темы отличаются в тональности, голоса звучат в разном темпе.

В канонах используют сложные обращённые темы. Бах в своём творчестве часто прибегал к ним. Восходящие ходы переходят в нисходящие при сохранении интервалов. Самая причудливая форма такого канона – «пятящаяся», в которой тему играют задом наперёд. Ее называют «ракоход».

Второй блокнот

Прелюдия фуга и п о  13 F диез мажор

Прелюдия фа-диез мажор, открывающая второй том « Двадцати четырех прелюдий и фуг», — это баркарола , очень близкая к прелюдии op. 28 № 18 фа минор Шопена . Он проникнут чувством «новых начинаний, примирения, которое невозможно не услышать» .

Фуга фа-диез мажор — единственная в пятичастном сборнике. Сюжет похож на фугу ми мажор BWV 878.

Прелюдия и фуга п о  14 — бемоль минор

Написанная в формате 7/4, эта прелюдия — очень мрачная и очень мучительная пьеса.

Фуга на 3/4 связана с фугой соль-диез минор BWV 887. Есть несколько ложных записей субъекта (m. 54, 98, 137, 141, 145).

Прелюдия и фуга п о  15 в ре — бемоль мажор

Прелюдия — типичный для Шостаковича бурлеск и иронический вальс. Тема навеяна популярной песней We Wish You a Merry Christmas (прелюдия написана на30 декабря 1950 г.).

Популярному характеру прелюдии мешает бешеная фуга с беспорядочными акцентами (многочисленные смены такта); не будучи двенадцатитонным , предмет фуги, очень хроматический, содержит 11 нот из хроматического общего количества. Пианист Александр Мельников считает это «необычным: вертикальные гармонические отношения кажутся (но только кажутся !) Менее важными, чем во всех других фугах, а техника контрапункта напоминает вторую венскую школу» .

На выставке фуги (т. 1-35) субъект последовательно представлен сопрано, альтом, тенором, затем басом. На фоне экспозиции (м. 36-54) на си-бемоль минор голос 3, затем 3 е неполной экспозиции ми-бемоль минор 4 части (м. 55-67). Развитие (m. 68–115) представляет предмет сначала в ля мажоре, затем в ми мажоре, и содержит три стретто, в которых субъект дополняется одним из двух голосов, которые его представляют (m. 90, 96, 102). Перепросмотр такой же длины, как и экспозиция, начинается с третьей прелюдии (m. 116) и двух стретто (m. 118 и 126) и двух развлечений (m. 134, 139), за которыми следует 3 e strette (m. 150). ) с подчиненной педалью (m. 156). Кода (т. 162-182) построена на теме и заканчивается последовательностями, заимствованными из VI прелюдии (т. 200-201), присутствующими на протяжении 3 е фуги.

Прелюдия и фуга п о  17 — бемоль мажор

Фуга 5/4. В повторной экспозиции фуги М. 56-61 повторить m. С 9 по 14. В стретте объект увеличивается дважды; проявляется в противоположном движении в развитии m. 50. В развлекательной программе используется бас Альберти .

Прелюдия и фуга п о  18 фа минор

Прелюдия напоминает медленную часть (тоже фа минор) 4- го квартета ре мажор. Завершаются прелюдия и фуга одной и той же каденциальной последовательностью (ля-бемоль мажор — фа мажор), повторенной несколько раз.

Прелюдия и фуга п о  19 ми бемоль мажор

Величественный хорал с вкраплениями пикантных комментариев (которые кажутся намеком на м. 87-90 и 211-217 первой части шестой сонаты Прокофьева , написанной десятью годами ранее.

С 3 голосами фуга на 5/4 граничит с атональностью; предмет очень узнаваем по уменьшенным четвертым интервалам и по восприятию двух основных гармоний внутри предмета (ми-бемоль и до мажор).

Прелюдия и фуга п о  20 до минор

Прелюдия — шествие, достойное Мусоргского  ; начало фуги идентично прелюдии.

Шостакович повторно использует материал этой прелюдии и фуги несколько лет спустя в своей 11- й симфонии .

Прелюдия и фуга п о  21 — бемоль мажор

Прелюдия си-бемоль мажор по своему написанию клавесинистов напоминает прелюдию ля минор. Это пародия на учебу, вроде этюда из « Афоризмов», соч. 13 или прелюдия соч. 34 №5.

Четвертые интервалы фуги напоминают Хиндемита . Контр-тема оригинальна своей тишиной (две полосы тишины).

Прелюдия фуга и п о  24 ре минор

Прелюдия ре минор — это сарабанда . Центральная часть раскрывает первый предмет фуги.

Двойная фуга ре минор показывают некоторое сходство с последней фугой в Бахе Искусство фуги . «Сам по себе он суммирует дух этой уникальной коллекции в XX — го  века: истинный Баха в первом разделе, это проскальзывает в романе , прежде чем стать» чистым «Шостакович; затем он заканчивается почти симфоническим апофеозом, мастерски совмещая два сюжета » . Первая тема будет затронута в скерцо для альтовой сонаты , последнего произведения Шостаковича. Заголовок второго предмета точно соответствует хвосту предмета фуги си-бемоль мажор BWV 891 из второго буклета «Хорошо темперированного клавира» Баха . Кода напоминает финал Пятой симфонии .

Исторический

Написание работы

Шостаковича 28 июля 1950 г.во время сольного концерта Баха в Конгресхалле в Лейпциге .

Дмитрий Чостакович подвергся цензуре со стороны советского режима с 1948 года после доклада Жданова, в котором ряд советских композиторов был внесен в черный список за «формализм». В этом контексте он поехал в Лейпциг на 200 —  летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха и участвовал в присуждении премии жюри Баха, который вручил первую премию молодой пианистке Татьяне Николаевой , которая только что интерпретировала прелюдии и фуги Баха. ; Тогда Шостакович воскликнул: «А почему бы нам не продолжить эту традицию?» » . Сожалея о том, что немецкие композиторы отказались от жанра прелюдии и фуги , Шостакович решил отдать дань уважения Баху, сочинив это произведение в стиле хорошо темперированного клавира , то есть 24 прелюдии и фуги во всех мажорных тональностях и минорных тональностях. . Вернувшись в Москву, Шостакович приступил к написанию сборника изОктябрь 1950 и заканчивается на Февраль 1951 г.. Татьяна Николаева, для которой написано это произведение, создала его и28 декабря 1952 г.в Ленинграде — концерт прошел с большим успехом.

Прием

Перед премьерой произведения Шостакович представил цикл Апрель и Май 1951 г.во время двух ассамблей Союза композиторов — как это часто бывало в советское время. Его обвиняли в возвращении к формализму и декадансу, даже в какофонии в некоторых фугах (в частности, ре-бемоль мажор) и в отвращении от актуальных тем (социалистический реализм); Коллеги, в том числе Кабалевский , критиковали его за то, что он не исправился и не осмеливался представить новую «формалистическую» работу . (Три года назад, в 1948 году, Указ Жданова внес в черный список произведения великих советских композиторов, в том числе Шостаковича и Прокофьева).

Союз композиторов также выступал против фуг в целом, жанра, который тогда считался слишком западным и архаичным. (Следует помнить, что Балакирев , русский композитор, наиболее известный своей фортепианной пьесой « Исламей» , сравнивал Баха с «машиной для измельчения фуг» ). Пианист Святослав Рихтер объясняет, как музыка Баха рассматривалась в 1940-х годах в Советском Союзе  :

—  Святослав Рихтер

Определение слова «Фуга» по БСЭ:

Фуга (итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство)(музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие Контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями.Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа. если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции. здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.Встречаются Ф. как самостоятельные сочинения. часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир». П. Хиндемит, «Ludus tonalis». Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги).Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.Ф. развилась из канцоны, Ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм. она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962. его же, История полифонии… Западноевропейская классика XVIII-XIX вв., М., 1965. Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975. Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975. Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., .

Прелюдии

В эпоху Баха понятие прелюдийности было связано с «предварительной игрой», то есть исполнением импровизационного вступления к чему-то более значительному. Поэтому жанру прелюдии в целом не свойственна строго определённая форма; господствует свободное развёртывание материала, фигурационная разработка одного тематического «ядра» (отсюда – характерное для многих прелюдий сохранение единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда). Нередко находят применение и полифонические приемы.

И прелюдии, и фуги «ХТК» исключительно многообразны как в образном, так и в композиционном плане. Среди прелюдий встречаются токкаты органного типа (с-moll, Es-dur), скрипичные импровизации (D-dur), народно-жанровые танцы (Аs-dur), «арии» (es-moll, cis-moll, f-moll, g-moll), пасторали (E-dur), пьесы типа трио для двух солирующих голосов и basso continuo (h-moll). Многие прелюдии напоминают инвенции – 2х-голосные (Cis-dur, F-dur, a-moll, fis-moll) и 3х-голосные (E-dur, gis-moll, A-dur, H-dur).

По форме прелюдии объединяются в 2 группы:

  • свободно развивающиеся при «текучей» фактуре (например, прелюдии C-dur, c-moll, D-dur). Для них характерна импровизационность, особенно в заключительных разделах (свободные пассажи, смены темпа, речитативы – они создают перелом в плавном мелодическом развертывании).
  • подчиненные принципу старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: