Что такое рок и судьба

РОК 26.04.2017 00:11

РОК – от древнего корня *rok/rek- «определять», «устраивать». Первоначальный смысл: «определение дальнейшей судьбы высказанным словом», «приговор, определяющий судьбу». Однокоренные слова речь, реку, зарок, нарочно, оброк, отрок, порок, пророк, урок; польское rzecz «вещь»; сербохорватское риjеч «слово»;древнегреческое ῥῆμα (рема) «речь, сообщение»; санскритское रचयितर् (рачайтар) «автор, создатель», ऋषि (риши) «певец священных гимнов, мудрец». Произнесение рокового слова – это не просто речь, а овеществление произнесенного благословения или проклятия, определение дальнейшей судьбы обрекаемого говорящим человека. За свои роковые слова каждому обрекающему предстоит нести ответственность на Страшном Суде. В Евангелии Господь предупреждает о том, что злой рок (наречение бранным хульным словом) сопоставим с убийством и подлежит самому суровому наказанию: «А́зъ же глагóлю вáм, я́ко вся́к гнѣ́ваяйся на брáта сво­егó всýе пови́нен éсть судý: и́же бо áще речéт брáту сво­емý: ракá («пустой человек»), пови́нен éсть сóнмищу (верховному суду): а и́же речéт: урóде, пови́нен éсть геéн­нѣ óгнен­нѣй (сожжению)» (От Матфея, 5:22). Вещью может стать только тот предмет, который наречен, то есть определен называющим его словом. Разные вещи не должны нарекаться одним и тем же словом, чтобы сохранить свои особые предопределенные свойства. Равно как и наречение одной и той же вещи несколькими разными словами может изменить ее свойства и область ее определения. В Священном писании слово рок встречается только с приставками: зарок, нарочный, оброк, отрок, порок, пророк, урок. Слово зарок встречается в тексте Ветхого Завета в Синодальном переводе Библии, тогда как в Славянском древнем тексте употребляется слово определение. Это объясняется тем, что славянский текст представляет собой точный перевод древнегреческого, где употреблено слово ὁρισμὸς (орисмос), традиционно переводимое в словарях как «определение». Между тем, древний этимологический корень слова ὁρισμὸς – тот же, что и в ῥῆμα (рема) — *rok/rek. Неслучайно в русском обиходе часто звучит предупреждение: «Не зарекайся!» Зарок, налагаемый на себя – это определение человеком своей дальнейшей судьбы: «Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок (определение — ὁρισμὸς) в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее. Если она выйдет в замужество, а на ней обет ее, или слово уст ее, которым она связала себя, и услышит муж ее и, услышав, промолчит: то обеты ее состоятся, и зароки ее, которые она возложила на душу свою, состоятся; если же муж ее, услышав, запретит ей и отвергнет обет ее, который на ней, и слово уст ее, которым она связала себя, и Господь простит ей. Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится. Если жена в доме мужа своего дала обет, или возложила зарок на душу свою с клятвою, и муж ее слышал, и промолчал о том, и не запретил ей, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится; если же муж ее, услышав, отвергнул их, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся: муж ее уничтожил их, и Господь простит ей. Всякий обет и всякий клятвенный зарок, чтобы смирить душу, муж ее может утвердить, и муж ее может отвергнуть; если же муж ее молчал о том день за день, то он тем утвердил все обеты ее и все зароки ее, которые на ней, утвердил, потому что он, услышав, молчал о том; а если отвергнул их, после того как услышал, то он взял на себя грех ее. Вот уставы, которые Господь заповедал Моисею об отношении между мужем и женою его, между отцом и дочерью его в юности ее, в доме отца ее» (Книга Чисел, 30: 5-17). После осуждающего злого рока любая вещь и, прежде всех, человек или собрание людей, становится опороченным, или даже поврежденным и нуждающимся в очищении и исправлении – порочным.Единственный верный способ очищения и исправления порока – это основанное на любви благословение:«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Апостола Павла послание к Ефсеянам, 5: 25-27).

См. отрок, пророк, суд.

Великий Дио

Традиционно «козу» ассоциируют с рок-сообществом: музыканты и поклонники их творчества то и дело вскидывают руку с прижатыми к ладони большим, средним и безымянным пальцами. Этот жест популяризировал Ронни Джеймс Дио — величайший вокалист, знаменитый прежде всего по работам в таких группах, как Rainbow, Black Sabbath и Dio.

Ронни Джеймс Дио

Вкупе с текстами и музыкой Black Sabbath это действительно работало.

Стоит заметить, что с течением времени и с укреплением позиций новых жанров в рок-музыке, «коза» трансформировалась. Больше всего это заметно в субкультуре «металлистов», которые не прижимают большой палец к ладони и показывают жест тыльной стороной ладони к зрителю

Если обратить внимание, то даже в наборе эмодзи-смайлов есть и тот и другой варианты «козы»

Актер Саша Продан в «Проданном смехе»

Кадр из фильма «Проданный смех» (1981 г.)

Симпатичного 11-летнего мальчишку с открытым лицом режиссер Л. Нечаев случайно увидел на улице — тот спешил на тренировку по теннису. На предложение незнакомца сниматься в кино под названием «Проданный смех» мальчик отнесся настороженно, решив, что его разыгрывают, — вон, и название придумали созвучное с фамилией. Рассказал об этом случае родителям, те встревожились, даже хотели сообщить в милицию о приставаниях на улице к мальчику…

Но потом выяснилось, что никакого розыгрыша нет, а просто совпадение фамилии и названия фильма. Сам Саша Продан никогда не считал это чем-то мистическим. Он признавался потом журналистам, что играть серьезного хмурого героя было очень нелегко — сам он всегда был веселым и смешливым, так что от необходимости постоянно «держать лицо» у него даже мышцы болели.

Кадр из фильма «Проданный смех» (1981 г.)

Александр Продан после «Проданного смеха» снялся еще в нескольких фильмах, но потом пришли 90-е, когда очень многие артисты оказались невостребованными. Кем только он не работал после окончания Политехнической академии — и монтажником радиоаппаратуры, и рыночным торговцем, и модератором интернет-сайтов… Сейчас А. Продан живет в Минске и работает в компании интернет-провайдера. Он не думает, что упустил какие-то возможности в кино: по его мнению, в жизни главное — семья, и мужчина обязан заботиться о своих близких.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?

Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Структурный анализ стихотворения

Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов

Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью

Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

Хорошо или плохо быть фаталистом

Некоторые полагают, что вера в судьбу – это исключительно плохо. Но у мировоззрения есть и положительные моменты, которые могут значительно облегчить фаталисту жизнь.

Преимущества

Главное преимущество фатализма состоит в том, что человек может списать все неудачи на судьбу или злой рок. Их психика не перегружается излишними переживаниями. Человек не грызет себя за неправильное поведение, не думает, что можно было бы поступить иначе. Он принимает обстоятельства как должное.

Недостатки

У фаталистического мировоззрения есть и ряд существенных недостатков:

Быстро опускает руки. Фаталисты не верят, что часто успех зависит не от везения, а от того, насколько человек был настойчив и упорен в достижении цели. Если у фаталиста не получается с первого раза, он считает, что «не судьба».
Обесценивают значимость планирования и предварительной подготовки. Часто люди терпят неудачу потому, что не планируют как следует свои действия и не готовят вариантов отступления в случае неудачи.
Придают слишком высокое значение суевериям. Фаталист может отказаться от задуманного, если ему приснился дурной сон, дорогу перебежал кот или звезды находятся в невыгодной позиции.
Часто становятся жертвами мошенников. Это связано с тем, что фаталисты редко анализируют происходящие события. Например, фаталисту предсказал гороскоп, что его ждет неожиданный подарок. В течение дня с ним связывается мошенник и сообщает, что человек стал счастливым победителем розыгрыша, и на карту ему пришлют несколько десятков тысяч рублей. Без задней мысли фаталист дает мошеннику платежную информацию и лишается накоплений с карты.

А присуще ли вам фаталистическое мировоззрение? Как вы считаете, в нем больше минусов или плюсов?

Чего больше в фатализме?
Плюсов 30%

Минусов 70%
Проголосовало: 20

Как сменить модель поведения и какую выбрать

Фатальности случаются в жизни человека, но объяснять все воздействием судьбы не стоит. Если человек решил перестать быть фаталистом, то можно поменять собственный тип мышления на более рациональный.

Хорошим помощником для человека станет ведение дневника достижений и выполнение упражнений:

  1. Набраться смелости и взять на себя ответственность за неудачу. Например, человек провалил экзамен не потому, что произошла фаталия, а потому, что он плохо подготовился. Далее стоит обдумать, что можно сделать в следующий раз, чтобы избежать неудачи (начать раньше готовиться, попросить помочь товарища, купить специальную литературу, изучить дополнительные материалы).
  2. Вспомнить свой прошлый опыт и те события, которые человек изменил усилием воли. Например, поссорился с подругой и мог бы никогда не возобновить общение. Но человек нашел в себе силы попросить прощения и вновь начать общаться, то есть, взял ситуацию в свои руки.

Аналогичные примеры стоит записать в дневник и возвращаться к ним в те моменты, когда кажется, что человек не властен над обстоятельствами.

  • Воспринимать собственный фатализм как порог, который нужно перешагнуть на пути к цели. Например, человек мечтает об ученой степени в области биологии, но считает, что ему «не судьба» получить ее. Эту установку и стоит перешагнуть, прежде, чем двигаться дальше по пути к цели.
  • Переоценить и переформулировать собственные цели. Часто человек становится фаталистом из-за того, что ставит перед собой глобальные цели, которых физически не может достичь и разочаровывается. Стоит разбить их на более достижимые и маленькие, тогда все получится. Не стоит ставить цель «Через 5 лет стать богатым и успешным». Лучше поставить несколько более понятных и конкретных, например, «Хорошо закончить школу», «Поступить в университет», «Пойти на стажировку в крупную компанию» и т.д.
  • Отслеживать собственный, даже самый минимальный успех. Часто мотивация теряется из-за того, что человек не визуализирует свой успех. Даже если в день он будет учить всего лишь одно слово по-немецки, то через месяц будет знать уже целых 30 слов, а это гораздо лучше, чем ничего.
  • Черпать вдохновение в образе жизни известных личностей. Стоит почитать биографии людей, которые смогли многого добиться сами практически с нуля. Это вдохновляет и дает понять, что все при желании можно изменить.

Нужно описывать свои чувства, мысли и наблюдения в дневнике. Это придает дополнительную мотивацию и структурированность всему, что делает человек. Кроме того, помогает не сдаться на середине пути, ведь сделано было уже так много.

Благодарим за прочтение. Делайте репосты и делиться статьей со своими близкими. Кому-то она поможет взять жизнь в свои руки, а другим немного расслабиться и понять, что не все и не всегда зависит от нас.

Статья помогла7Не помогла

Договор с Чертом — не к добру

В основе сюжета фильма Леонида Нечаева — события, происходящие в книге Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех». Правда, в фильме многое изменено, однако главная сюжетная линия осталась нетронутой. Бедный мальчик Тим, желая разбогатеть, поддается на уговоры загадочного господина в клетчатом и заключает с ним письменный договор: Тим отдает господину свой смех, а взамен получает способность выигрывать любое пари.

Господин в клетчатом сдержал свое обязательство: с того самого дня Тим не проиграл ни одно пари, разбогател на скачках и стал наследником богатейшего человека в мире. Только вот все это не принесло ему радости — ведь он теперь не мог ни смеяться, ни даже улыбаться. А люди таких не любят…

Когда Тим понял, что заключил договор с самим Чертом (им оказался тот самый господин, представившийся мальчику как Треч — прочтите имя наоборот), он загорелся мечтой вернуть свой смех. В этом ему помогали друзья.

Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

… Но примешь ты смерть от коня своего.

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

…на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

«Коза»-защита

На самом деле, «коза» в рокерском исполнении действительно во многих культурах мира используется как защита от потусторонних сил, способных навредить человеку. В России в этом случае три раза сплёвывают через плечо. Жест нашёл отражение в мировой художественной литературе. В том же «Дракуле» Брэма Стокера можно встретить «…в толпе у дверей гостиницы все перекрестились и наставили на меня два растопыренных пальца. Не без труда я добился от одного из своих спутников объяснения, что всё это значит; … он сказал, что жест служит как бы амулетом и защитой от дурного глаза». В русской литературе «коза» тоже нашла отражение — в рассказе «Словоохотливый домовой» Александра Грина, где он называет жест «джеттатурой», сравнивая с рожками улитки. И называет по ошибке, потому что джеттатура в буквальном переводе с немецкого, французского и итальянского означает «дурной глаз».

«Коза» на самом деле похожа на рога. Итальянцы сравнивали это с рогами Асмодея — князя демонов или, попросту говоря, Сатаной. В Средние века, когда вера в ведьм и волшебников была культом, превратившимся в паранойю, стоившей жизни тысячам обычных людей на кострах инквизиции, ходил слух, что «коза» — знак приветствия демонов и другой нечести, а также их служителей. Поэтому жест был запрещён.

В индуистской культуре есть жест, максимально похожий на «козу»,— карана-мудра, сакральное значение которого заключается в том же — в отпугивании злых духов.

В христианстве выставленные указательный палец и мизинец также нашли отражение. На фресках и мозаиках можно встретить святых, показывающих такой жест, но интересно, что вариация ближе к «козе» металлистов: демонстрируется тыльной стороной ладони к смотрящему. Назначение несколько иное — благая весть, или же банально — призыв ко вниманию.

Стоит обратить внимание, что темпераментные итальянцы в жарком споре или просто рассказывая что-то эмоционально, складывают пальцы в «козу» и активно ею жестикулируют. И у итальянцев, в частности, у представителей мафиозных структур, и у новых русских есть кое-что общее: страсть к украшению пальцев печатками и дорогими перстнями, в том числе и мизинца — это показывает состоятельность и успешность

То есть «козу» в данном случае необходимо рассматривать ещё и как стремление продемонстрировать своё положение.

У жеста явно итальянские корни, что не мешает ему быть многозначным. Например, там и в ряде других южноевропейских стран «коза» может быть истолкована как оскорбление: показав её человеку, можно считать, что назвали его рогоносцем, но тут, вероятно, всё зависит от контекста. В Колумбии же наоборот: это будет считаться пожеланием добра, удачи и всех благ.

И здесь нельзя не вспомнить то, что в американском языке жестов «коза» означает букву Y, которая используется в словосочетании «I Love You», поэтому некоторые могут трактовать такое перстосложение как признание в любви. К слову, в русском аналогичный жест заменяет Ы.

Если вспоминать массовую культуру, то «коза» тоже эксплуатировалась. Например, в фильме «Данди по прозвищу Крокодил» герой использует её при встрече с буйволом, таким образом усмиряя его. А Человек-паук использует такое сочетание пальцев для выстрела паутиной.

При всей своей многозначности «коза» стала действительно культовым жестом, который поймут во многих странах мира

Разумеется, что использовать его нужно с осторожностью

  • Учёные: люди, которые ругаются матом — самые честные!
  • 10 психологических приёмов, которые всегда действуют
  • Чему учат в школах гейш
  • Русский силач Евгений Сандов, открывший миру бодибилдинг
  • Скучающий посетитель отеля придумал забавный способ пообщаться с горничной

В стиле Хард-Рок

Исполнитель Злого Рока by

Если бы Исполнителя Злого Рока мог осмотреть врач, он поставил бы тому диагноз нервный тик на фоне стресса, и виной тому крайне пушистая проблема.
Каждый день Исполнитель Злого Рока проверяет приметный ящик близ церкви Бога Монстров, куда любой желающий может написать ругательную на героя.
Каждый день он старательно переписывает имена обиженных и обидчиков, что бы настигнуть КАЖДОГО И ИСПОЛНИТЬ, ЗАТЕМ ЕЩЁ ИСПОЛНИТЬ и ПОТОМ НА БИС, пока не стихнут вопли восторга жерт.. зрителя.

Каждый день, пока однажды, привычно запустив руку в ящик, он не вытащил оттуда триббла. Умилительный комок громким писком требовал уложить его обратно.
Разумеется, Исполнитель на такое не поведётся. Сколько раз его молили о пощаде, он слезам рад больше чем аплодисментам!

Ящик был разобран, триббл выселен, спасенные ругательные занесены в отчет. На следующий день трибблов было два…

Спустя годы, Исполнитель Злого Рока признавал, что именно в эти тяжелые дни он, наконец, осознал своё истинное предназначение: найти и пустить на струны того, кто вместо записки кинул в ящик этого паразита!

Поведение и особенности

Агрессивно настроенный монстр, готов насильно помочь вашему герою обрести покой.

Однако если Исполнитель встречает металлиста, рокера или панка, его поведение разительно меняется: монстр грубым, но мелодичным голосом спрашивает собрата о его делах, дарит самогон, играет пару песен, восстанавливая герою прану и здоровье, распивает чай или спиртное, и, похлопав приключенца по плечу, удаляется.

Приближающегося Исполнителя Злого Рока можно узнать по сгущающимся тучам и играющим на фоне «For whom the bell tolls».

Был замечен в новогоднюю ночь обернутым в светящиеся нити. Его ли это свойство, или акт насилия — на данный момент неизвестно!

Весьма удачлив. Не играйте с ним в карты на свою жизнь или любые другие ценные вещи!

Не знает, что такое битва на равных, ведь никто не может сравниться с ним!

Хранит при себе подозрительные долговые расписки с подписью Монстра Рока. Вполне способен на шантаж, будьте бдительны!

При подработке в опасной группировке «МузОбоз» попадает под губительное влияние Призрака Русского Шансона, из-за чего сходит с ума и начинает атаковать вообще всё, включая даже своих собственных почитателей.

Где же его найти?

Наши добровольцы были отправлены на поиски с тремя бочками рома. Никто не вернулся. Ждём когда ром закончится или когда Исполнитель Злого Рока устанет от их вокальных талантов.

На данный момент доподлинно выяснено, что ведет преимущественно кочующий образ жизни.

Девочки-актрисы

Кадр из фильма «Проданный смех» (1981 г.)

Старшую дочь булочницы фрау Бебер, Габи, которая повсюду следовала за Тимом и не раз выручала его, сыграла уже опытная на тот момент актриса Женя Григорьева, — на ее счету уже было несколько работ в кино. Окончив школу, Женя подала документы в Школу-студию МХАТ, продолжая сниматься в кино. Зрители знают ее по ролям в фильмах «Дневник его жены», «Кунсткамера», «Ростов-папа», «Каменская-2» и других. Правда, теперь она снимается под именем Евгении Морозовой.

Кадр из фильма «Проданный смех» (1981 г.)

(Кадр из фильма «Проданный смех»)

А ее младшую сестру в «Проданном смехе» сыграла дочь режиссера — Настя Нечаева. Хорошенькую малышку сняли в 5 фильмах, но, повзрослев, она не захотела продолжать карьеру актрисы и стала режиссером на телевидении.

В стиле Инди-Рок

Исполнитель Злого Рока by

— Как по мне, — рассказывал тихо очевидец, — у Исполнителя Злого Рока своя (не очень счастливая) история… Когда-то он был босяком, который всем сердцем мечтал стать бардом. Странствовать по плоскомирью и совершать геройства, поигрывая музыку. Всё началось, когда он нашел зачарованную гитару, превратившую его в монстра, который волей злого рока таки смог добиться своей мечты.

После недолгой паузы он всегда уверенно добавлял:

— А вообще это был замотанный в рваный походный плащ силуэт, прямо перед глазами до сих пор стоит! С во-о-от такими горящими неоном глазницами из-под надвинутого капюшона. Ещё у него на спине висела та самая волшебная гитара!

Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: