Чувашский язык
Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.
В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.
До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века – кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.
Азербайджанцы
В поволжском регионе проживает 80 727 азербайджанцев, что составило 0,27% от числа местных жителей. В переселении азербайджанцев в приволжские степи различают несколько этапов: появление отдельных азербайджанских семей в Волжско-Камской Булгарии, появление этнических слобод и поселений в Сарай-Берке и Астрахани, приезд азербайджанских специалистов на предприятия Поволжья в советские годы. Местная азербайджанская диаспора участвует в общественной жизни региона, проводит этнические праздники и фестивали.
Население поволжского региона отличается разнообразием национальностей, культур и религий. Здесь живут представители трех мировых религий: из них христиане, мусульмане и буддисты. Поволжье относится к высоко урбанизированным территориям, до 73% ее населения живут в больших и малых городах. Крупнейшими городами-миллионерами поволжского региона стали Казань и Самара, сравнительно большие города Саратов и Тольятти, Пенза и Астрахань, Волгоград и Ульяновск.
Происхождение
Однако, после набегов на булгарские города ханов Золотой Орды и в ходе внутренних междоусобиц (XIV век), значительная часть народов была вынуждена поселиться в лесах между притоками реки Волга, впоследствии чего произошло смешение с финно-угорскими племенами.
Считается, что эндоэтноним чаваш напрямую связан с этнонимом булгароязычных тюрок, родственных булгарам племен – савиров (суваз или суас), принятых считать первоисточником чаваш – «чуваш». Чаваши это одно из названий народностей (этноним) чувашей. Впервые это слово зафиксировано было на территории Поволжья, во времена существования Казанского царства.
В те времена, произошло сближение русского народа с чувашами, в момент ведения торговых и деловых отношений, чаваши снимали у русских князей для оброка ухожья (участок лесного массива с бортными лесами), чтобы собирать мед у диких пчел.
В результате чего чуваши восстали против жесткого режима царствования Казанского ханства и обратились за поддержкой и покровительством к России. Вследствие этого русскими войсками было вытеснено с чувашской территории Казанское ханство.
А после основания крепости Свияжск, с предложением принять в состав территорию чувашей в подданство Русского царства, обратились старейшины и сотники горных людей. Так возникли первые шаги вхождения в состав России чувашского народа.
Различают 3 субэтнические группы чувашей:
- Верховые (тури или вирьял),
- Средненизовые (анатенчи),
- Низовые (анатри).
В прошедшие времена можно выделить ряд отличий данных групп по повседневным привычным укладам жизни и культуре, сейчас же со временем стираются эти границы. Вирьялы проживали преимущественно на северо-западной части, анатри населяли юго-восточную часть. На слиянии двух границ территорий населенных верховых и низовых чувашей жили средненизовые чуваши (анатенчи).
Самым ранним алфавитом считается — тюркский рунический, затем в X-XV вв. заменил его арабский, а в IXX в. просветитель И. Я. Яковлев создал новый чувашский алфавит, на основании старославянской азбуке (кириллица), к которой после были добавлены специальные знаки.
В виду длительного кочевнического образа жизни, а также существенного смешения с булгарскими и азиатскими племенами, отразившиеся на структуре черт и внешнего вида народа, принято выделять два основных типы: монголоидные и европеоидные.
Укрепление брака
Три дня после бракосочетания и торжественного банкета новоиспеченная жена не должна убирать в доме – грязную работу в эти дни выполняет родня. Молодая супруга благодарит ее подарками. Семь презентов после бракосочетания невестка должна преподнести свекрови.
В первый год породнившиеся семьи часто бывают в гостях друг у друга. Делается этого с единственной целью – наладить контакт, укрепить родство.
Через неделю после бракосочетания молодожены приезжают с визитом к тестю. Через три недели – повторный визит к нему, а через 6 месяцев в гости едут уже 12 человек: молодые супруги, родственники мужа.
Продолжительность последнего визита – 3 дня. С угощениями, разговорами, песнями, плясками. Молодая семья получала остаток приданого в этот приезд – домашний скот.
Родство – одна из лучших и свято почитаемых традиций у чувашей. Возможно, поэтому семьи у представителей народа крепкие, разводы происходят гораздо реже, чем у других национальностей, проживающих в РФ, а взаимопонимание и связь поколений – не пустой звук.
https://youtube.com/watch?v=4KO2zXLUeNw
Большинство чувашей считают себя православными
Какую религию исповедуют чуваши в России можно узнать, изучив последние статистические исследования. Так по состоянию на 2010 год около 80% жителей Республики Чувашии считали себя православными.
80%
столько жителей Чувашии считают себя православными
Православие начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI века.
Распространение его среди чувашей шло очень медленно. С середины XVIII века началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70-х годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками.
Карта военных действии во время восстания Степана Разина. Чуваши активно участвовали в восстаниях С. Разияна и Е. Пугачева, протестуя против насильной христианизации
Только во второй половине XIX века в связи с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы, большинство чувашей стало православным.
Важнейшим фактором христианизации чувашей было то, что им при крещении не требовалось отказываться от своей национальности.
И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.
Культура чувашей предполагает языческо-православный синкретизм, то есть двоеверие.
В республике уже к 1920-м гг. не осталось последователей национальной дохристианской веры («язычества»), не смотря на это обстоятельство, до сих пор культура этого народа изобилует языческими элементами.
Так, например, у чувашского народа до сих пор сохранились традиционные языческие общественные поминки умерших. Это мешает представителям иных культур понять, к какой вере относятся чуваши.
Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Чебоксары. Большинство современных чувашей считает себя православными
До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты советскими властями.
С 1990-х годов в республике началось возрождение православия.
7
столько в Чувашии монастырей, 4 женских, 3 мужских
В настоящее время в республике действуют 7 монастырей — 3 мужских (Чебоксары, Алатырь, Моргаушский район) и 4 женских (Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Комсомольский район). При этом около 80% чуваше считают себя православными.
История
Учитывая волеизъявление народа, 24 июня 1920 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли постановление, подписанное В. И. Лениным и М. И. Калининым, об образовании Чувашской автономной области, как части РСФСР. А в конце 1924 года руководящие органы Чувашии представили проект преобразования в ЧАССР. 21 апреля 1925 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет постановил преобразовать Чувашскую автономную область в Чувашскую автономную Социалистическую Советскую Республику. Затем постановлением ВЦИК от 20 июня к Чувашской АССР были присоединены следующие волости Алатырского уезда Симбирской губернии: Алатырская с городом Алатырем, Порецкая и Кувакинская, с населением 121 464 человека.
В 1920-е годы обсуждалась идея изменения названия Чувашской АССР в Болгарскую АССР и переименования чувашей в болгар, вслед за переименованием черемис в марийцев. Предложение краеведов не получило поддержки руководства и населения республики.
24 октября 1990 года Верховный Совет Чувашии принял декларацию о суверенитете республики и утвердил её новое название — Чувашская ССР. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное название, внеся поправку в ст. 71 конституции РСФСР 1978 года. С 13 февраля 1992 года с принятием Закона «Об изменении наименования Чувашской ССР» Чувашская ССР стала называться Чувашская Республика.
До 2001 года транслитерация на русскую письменность чувашского названия республики «Чӑваш Республики» включалось в полное официальное название субъекта федерации на русском языке в Конституции РФ (ст. 65). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 679 наименование субъекта Российской Федерации было изменено на «Чувашская Республика — Чувашия».
В 2007 году адвокат В. Л. Болгарский-Васильев и писатель Юхма Мишши предложили переименовать Чувашию в Волжскую Булгарию:
Историки В. Д. Димитриев и Г. И. Тафаев, писатели М. Н. Юхма и Ю. В. Дадюков, адвокат В. Л. Болгарский-Васильев в октябре 2012 г. в Чебоксарах в ходе «круглого стола» с руководителями делегаций чувашских национально-культурных объединений России и зарубежных стран, прошедшем в рамках празднования 20-летия образования Чувашского национального конгресса, распространили обращение к Главе Чувашской Республики М. В. Игнатьеву, к депутатам Госдумы РФ А. Г. Аксакову, В. С. Шурчанову, А. И. Аршиновой, к депутатам Госсовета ЧР с предложением восстановить историческое название Чувашской Республики «Республика Чувашия — Волжская Болгария».
16 января 2013 г. в Государственный Совет Чувашской Республики поступило коллективное обращение с просьбой инициировать изменение названия Чувашской Республики на историческое название «Республика Чувашия — Волжская Болгария» по-чувашски — «Чăваш — Атăлçи Пăлхар Республики», подписанное Г. И. Тафаевым, М. Н. Юхмой, В. Л. Болгарским-Васильевым, Ю. В. Дадюковым, Р. И. Шевлеби, Н. И. Заводсковой, А. В. Павловым.
Доклад №2
Чуваши — одна из многочисленных народностей Российской Федерации. Коренным местом их жительства является Чувашская Республика, располагающаяся в восточной части Восточно-Европейской равнины. Основным научным положением о происхождении чувашей считается теория о том, что они произошли от Волжских Булгар, однако в научном сообществе существует масса иных гипотез.
Национальными занятиями чувашей были земледелие, животноводство и ремесла. Наиболее распространен был посев пшеницы и ячменя, среди животных преобладающими видами были крупный рогатый скот и птица, также чуваши были искусными кузнецами и плотниками.
Жили чуваши в небольших поселениях. Деревни обычно располагались около озер или рек, крупные же города практически отсутствовали. Национальные наряды представляли из себя рубахи, которые были украшены вышивкой и разнообразными подвесками. Женским элементом одежды был своеобразный головной убор – тухъя. Верхней одеждой являлся холщевый кафтан, а в зимнее время года чуваши носили шубы. Основными материалами для изготовления одежд служили сукно, холст и кожа.
Предки нынешних чувашей были язычниками. По их верованиям мир людей был средним из трех миров, все части были населены множеством божеств, а небеса поддерживало мировое дерево. Помимо этого был распространен культ предков, также чуваши верили в одушевленность объектов природы. Каждому занятию людей соответствовал свой бог, а верховным божеством был Тура – творец всего мира.
Чуваши и сейчас с трепетом относятся к традиционным празднествам своих предтечей. Они и в наши дни проводят древние ритуалы. Одним из главных дней — Манкун. Он представляет собой любимое празднество чувашей, перед ним женщины наводят порядок в домах , а мужчины – на улице. Манкун является аналогом православной Пасхи и длится неделю. В течение нее чуваши устраивают застолья, едят традиционные блюда, поют песни, танцуют. Еще один обычай данного народа — Саварни, который представляет собой праздник уходящей зимы. В течение праздника чуваши также поют песни и исполняют традиционные танцы, одевают чучело и украшают лошадей, запрягая их в разноцветные сани.
Поселения и постройки
С традиционным земледельческим бытом связан и характер расселения и типы жилищ. Живут чуваши оседлыми деревнями. Деревни нередко расположены в глухих местах — это наследие исторического прошлого чувашей, как угнетенного царизмом народа. Чуваши вынуждены были часто скрываться. Отчасти этим объясняется то, что большинство чувашских деревень расположено в таких местах, где их трудно найти — вдали от дороги, где-нибудь в овраге, в лесной чаще, так что говорят, что чувашскую деревню не увидишь, пока к ней вплотную не подъедешь. Расположение домов в деревне прежде было беспорядочное, скученное, без прямых улиц; с конца XIX в. стали появляться и деревни линейного плана.
Старый дом чувашского крестьянина (Первомайский район, Чувашской АССР)
Уже с первых годов коллективизации начал постепенно меняться облик чувашской деревни: появились общественные постройки, хозяйственные сооружения, склады. Они размещались часто в перестроенной церкви, в бывших кулацких домах, либо в новых зданиях. В последние годы началось широкое движение за перепланировку и перестройку целых колхозных поселков, составляются новые генеральные планы.
Дома — срубные, как у русских крестьян. Однако у чувашей дольше, чем у русских, держались некоторые архаические черты жилища. Во-первых, дом часто не имел сеней. Во-вторых, долго сохранялись волоковые окна, т. е. без рам, закрывающиеся задвижкой. Глинобитная печь топилась прежде по-черному, дымоходы стали появляться во 2-й половине XIX в. Но шесток печи всегда соединяется с очагом, над которым висит котел. У юго-восточных чувашей очаг устраивается не с подвесным, а со вмазанным котлом (как у татар). В старинных домах вместо узких лавок вдоль стен устраивались широкие нары. У чувашей сохранился в пережитках и древний тип жилища, прототип современной избы, — это прямоугольный сруб — «лась» без пола и потолка, с одной только дверью. Такие постройки часто стоят и сейчас на усадьбе в качестве хозяйственного помещения, обычно — летней кухни.
Изменения в жилых постройках в наши дни происходят постепенно. Нередко одна половина дома остается по-старому, а другая, чистая, перестраивается и обставляется по-городскому. Количество надворных построек за ненадобностью сокращается, зато при доме разбивается садик с цветами. Строят и совсем новые, просторные, благоустроенные дома.
Интересно, что среди старшего поколения чувашей иногда сохраняется по традиции предубеждение против постройки большого, хорошо обставленного дома: старики помнят, что в прошлом это могло вызвать зависть со стороны соседей, поборы со стороны начальства. Но молодежь смеется над этими недобрыми воспоминаниями.
Протестантизм в Чувашской Республике находится под жёстким контролем властей
Христианизация чувашского народа началась в России задолго до революции 1917 года. Среди чувашей вели проповедь не только православные миссионеры.
Дело в том, что на территорию современной Чувашской Республике в начале XX века проникали представители различных протестантских течений и сект.
При этом протестантские миссионеры вели свою проповедь как на чувашском, так и на русском языках, или же на обоих попеременно.
Австро-венгерские пленные в России, 1915 год. В Чувашии протестанты появились в годы Первой мировой войны вместе с австрийскими и немецкими пленными. Фото: upload.wikimedia.org
Первыми лютеранами в Чувашии стали немцы и австрийцы из числа военнопленных, размещённых в 1915 — 16 годах в деревнях Цивилинского и Ядринского уездов. Их единичные попытки проводить миссионерскую работу среди местного населения успеха не имели.
Лютеранство начало распространяться в Чувашии в конце 20 в., в 2002 зарегистрирована лютеранская община под названием «Евангелическо-лютеранский приход святого апостола Иакова», относящаяся к «Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России».
Первые протестанты появились в Чувашии в 1915 — 16 годах.
Евангелистские христиане-баптисты (ЕХБ) — церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 году баптистов и евангелистских христиан.
В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников (христиане евангельской веры), в 1963 — ряд общин «братских меннонитов». Церковь возглавляется Союзом ЕХБ России.
В Чувашии действует Чебоксарское миссионерское общество ЕХБ «Чĕрĕ шыв» (Живая вода). Оно с 1995 регулярно ведёт передачи по Чувашском радио, распространяет религиозную литературу.
Чебоксарский дом молитвы ЕХБ. В Наши дни в Чувашии действует много протестантских деноминаций, но особого влияния они не имеют. Фото: foto.cheb.ru
В настоящее время в Чувшии действуют адвентисты, евангелистские христиане-баптисты, пятидесятники (христиане веры евангельской), свидетели Иеговы.
Кроме того, появились различные представители новых протестантских течений, например, община Новоапостольской церкви, а также — так называемые харизматические течения.
Власти Чувашской Республики жестко контролируют деятельность протестантов, периодические ликвидируя некоторые религиозные общины.
Мужчины и женщины
Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.
Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.
Известные представители народа
Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.
Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий Станислав Садальский.
Антропология чувашей
Антропологические типы чувашей
Чуваши — обычно обладают смешанными европеоиодно-монголоидными чертами. Причем преобладают, как ни странно для этого региона, миксы с южными европеоидами, а не в северными, как у мордвы или пермяков.Европеоидность, в целом, преобладает и типичных монголоидов не более 10% от популяции.Но внешний вид чувашей довольно узнаваем: небольшого или среднего роста, с темными глазами и волосами, смуглой кожей, широким и уплощенным лицом, небольшими глазами и коротким,широким носом.У мужчин ослаблен рост бороды и усов, у женщин часто избыточное накопление жира по мужскому типу в районе плеч и живота.Длинна туловища больше, чем длина ног, форма головы круглая с массивной лицевой частью и слабо выраженным подбородком.
Этнические группы
Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.
На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов – 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.
Одежда
Тип костюма тот же, который с известными разновидностями встречается у других народов Поволжья. В основе лежит рубашка («кёпе») туникообразного покроя. Способ ношения рубах у «верховых» женщин, как у мордвы-мокши, с высоким подбиранием под пояс; у «низовых» этого нет. Женская рубашка украшается богатой вышивкой и подвесками из монет и металлических бляшек. К поясу спереди и иногда сзади приделываются украшения в виде треугольников, набедренников и т. д. Верхний костюм мужчин и женщин — кафтанообразный «шубор» («шупар»), запахивающийся на левую сторону, как это вообще характерно для народов Восточно-Европейской равнины. Поясная нательная одежда обоих полов — штаны («йём») с широким шагом. Характерна форма головных уборов. Старый девичий убор — это тюбетейка полусферической формы, «тухья», известная и у удмуртов, и у татар, и у некоторых других народов. Тухья имеет завязку под подбородком. Старинный головной убор замужней женщины — «хошпу» («хушпу») в форме усеченного конуса. И то и другое — и тухья и хошпу — богато украшаются бисером, кораллами и т. д. Такие же украшения имеются на груди в виде подвесок. У некоторых, в особенности у низовых чувашей, встречаются и такие особенности женского головного убора, как «чалма», обернутая вокруг головы, по-видимому, связанная с татарским влиянием.
Женская рубашка у верховых чувашей
Вышивка на женском платье (г. Чебоксары)
Верховые чувашки-вышивальщицы
Орнамент вышивки на наволочках (артель «Паха тере», Чувашской АССР)
Обувью служили прежде лапти или сапоги. У женщин-вирьялок был обычай толсто обертывать ноги до колена онучами (как у мордовок), притом непременно черного цвета.
Отличаясь известными особенностями, чувашский костюм, однако, связывается с типологией костюмов других народов Поволжья; в частности, у вирьялов он ближе к одежде марийцев и мордвы, а у анатри — к татарской.
Сейчас мужская национальная одежда почти совсем вышла из быта, ее частично носят только старики. Женская одежда сохраняется больше, особенно у старшего поколения. Шьют ее, однако, преимущественно из покупной материи (домашнее тканье отнимает очень много времени). Верховые чувашки любопытным образом имитируют на новых рубашках традиционный напуск на талии, чтобы не носить стесняющий пояс, и для этого застрачивают глубокую складку на заднем полотнище (на переднем не видно под фартуком). Молодежь вообще переходит на городскую одежду.
Откуда они пришли?
Если чуваши жили в Булгарии еще в X веке, и уже тогда славились строптивостью и спаянностью, можно предположить, что корни народа древние.
Сами чуваши высказывают смелые предположения, что являются прямыми потомками древних шумеров.
Эта идея возникла еще во времена СССР: её выдвинул филолог Николай Марра, заявивший, что название «чуваш», «чаваш» – не что иное, как видоизмененное «шумар», «шумер».
Идею поддерживает чувашский автор Геннадий Егоров, пытающийся отследить схожесть языка с древнешумерским и считает, что Булгарию основали шумеры, пришедшие с юга в X–III вв. до нашей эры.
Действительно, чувашский язык выделяется среди тюркских, и считается единственным живым языком Булгарии. Филологи думают, что чувашский отошел от пратюркского на рубеже эр, и связывают это опять же с вторжением гуннов, что заставляет задуматься – а не стали ли чуваши потомками этого воинственного народа? Ведь возможного предка чувашей – народ тоба китайцы считали детьми гуннов.
Наука соглашается, что шумеры действительно уходили на север. Например, в Узбекистане около Термеза был найден шлем шумерского воина IV века до нашей эры, а некоторые тюркские слова действительно схожи.
Но все же большинство ученых связывают происхождение чувашей с тюрками, вышедшими из Азии и смешавшимися с автохтонными уграми. При этом возникает вопрос – откуда же взялись угры, и кем были эти тюрки? Быть может, все-таки гуннами? Но на вопрос нет ответа.