Орки средиземья

Создание Средиземья

С чего началась история Средиземья? Эру Илуватар – творец, обладающий могуществом мысли и воплощающий эти мысли своей волей. Он создал айнуров, первый народ Средиземья. Айнуры – провидцы, сплетают Песнь и могут предсказывать судьбу мира.

Народ айнуров раскололся, в нем появился храбрец Мелькор, который желал возвыситься над своим народом подобно Илуватару. Это темное желание повлияло на дальнейшую судьбу Средиземья и привело к разрушению мира, разрушало Песнь. Мелькор мечтал захватить мир в свои руки, за ним пошли многие из племени Айнур, которые и стали творцами Средиземья: они создали сушу и водные просторы, воздух, новую землю.

В ней жили старшие духи – Валар и Майар. Они вели бесконечную войну с Мелькором, пытаясь нарушить его планы захвата. Но Мелькор тоже не сдавал своих позиций. Это стало причиной множества катастроф и катаклизмов, которые оказали влияние на дальнейшую жизнь мифического мира.

Интересные примеры

WAAAAAGH!!!

  • Собственно у Профессора в черновиках было несколько версий происхождения орков. По каноничной, что он подчёркивал в позднем письме к сыну, и что сын впоследствии избрал при компиляции «Сильмариллиона», они получились из наиболее трусливых первых эльфов: когда к первым эльфам явился один из Валар, светлых ангелов (или богов), некоторые испугались и скрылись в лесах, где были пойманы Мелькором, дьяволом, и в тёмных подземельях, после ужасающих пыток, они стали орками. Другой вариант — они были созданы Мелькором из глины, но он был отвергнут автором, так как дьявол не способен что-либо создать, да и вообще дух его ранга полноценной разумной расы создать не способен (но если над тщетной попыткой доброго Аулэ Илуватар смилостивился и дал души созданным им гномам, то Мелькор черта с два бы дождался такого подарка). Окончательного варианта Толкин выбрать не успел, и хотя в черновике есть его пометка: «Изменить это. Орки не от эльфов» — но до конца жизни Профессор так и не изменил ничего. Впрочем, и в каноничной версии происхождение орков — лишь мнение Мудрых, а что и как на самом деле устроил Мелькор — никто доподлинно не знает.
  • Орки Плоского Мира — вымирающая раса: бывшие суперсолдаты одного кайзера Убервальда, имевшего тёмновластелинские замашки и создавшего их магическим путем из людей. Так как ту войну кайзер проиграл, то орков на Континенте очень не любят, выводят их происхождение от гоблинов (которые там, по всей видимости, ближе к гномам) и часто преследуют. Непосредственно в кадре появляется один представитель — это работник Незримого Университета Господин Натт — крутой ботан и гениальный силач.
  • Орки во вселенных Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000 растут как грибы. Буквально. Размножаются спорами, причём в обоих смыслах слова: поспорили два орка, один другого порубал, из трупа полетели споры, и выросли новые орки. Известны своей крайней безбашенностью и любовью к войне. Во второй вселенной они к тому же в космосе и с пушками, пулеметами и огнеметами! Металлоломная техника в стиле «Безумного Макса», безумная псионика, основанная на суевериях (в прямом смысле — поверил в то, что ракета взлетит, она и взлетела), жаргон лондонских трущоб (в русском переводе — падонкафский), вплоть до пиратского прикида… Настоящая отдушина тем, кому в тягость зашкаливающий пафос этих ваших Империй, Хаосов и прочих космических эльфов.
  • Warcraft — первая игра должна была быть по вышеупомянутой вселенной Вархаммера, но случился разрыв, и её сделали, как самостоятельную игру, и впоследствии тамошние орки стали совсем не похожи на ваховских. Здесь они — пришельцы из другого мира (созданного теми же титанами, что и мир людей), попавшие под влияние демонов (от демонов же у них зелёная кожа). В третьей части они освобождаются от этого влияния и становятся благородными варварами и возвращаются к шаманской вере. Здесь их история весьма детально прописана, и у них много отдельных кланов. Культурно орки представляют собой микс из разных воинственных народов Земли: монголы (Орда, шаманизм), викинги (рогатые шлемы), самураи (облик Мастера клинков).До того популярны, что в прочем поп-медиа стали копировать именно их внешность.
  • Во вселенной The Elder Scrolls

    При всём при том на окраинах ойкумены — например, в вулканических пустынях морровиндского Эшленда — вполне себе проживают орковитые орки — фанатики Малаката, кочевники и набегатели. Но этот образ среди расы орсимеров не мейнстримен.

    орки необычны тем, что занимают нишу… внезапно, гномов! (точнее, дварфов). ТЕСовские орки — это не только гордый и воинственный, но и мастеровитый народ, живущий в горах, уважаемый и людьми, и эльфами и славящийся кузнечным ремеслом и сражениями в строю. При этом в той же вселенной так называемые гномы (двемеры) вообще нестандартные и оригинальные.

  • В Аллодах Онлайн дикие орки остались со времён прежних игр в меру честными варварами. А городские превратились в фэнтезийных гопников, фанатов и скинхедов, причём половина — с ирокезами и готичным гримом. Если игровой персонаж залип в AFK, орк-мужчина будет грызть сЭмки, орчиха — пить из тёмной бутылки с цифрой 9. Также любят служить в полиции и, конечно же, имперской армии. Одна из немногих вселенных, где орк может быть паладином (Каратель). Используют как прислужников гоблинов, причём шаман в прямом смысле — ходит с ним, как с петом.
  • Orc Stain — комиксы, где орки в главной роли, при чём весьма необычные. Так, они пользуются трэшовым био- и шизотехом (например привязывают конечности одного орка к конечностям другого на большом расстоянии и так передают сообщения языком жестов), и состоят только из мужчин, а дети рождаются из оказавшегося в земле семени.

Языки

Основными и наиболее тщательно проработанными эльфийскими языками являются Квенья и Синдарин, ставшие основой множеству диалектов, произошедших от них (см. перечень чуть ниже); записи на этих языках вели Киртом, созданным Даэроном, и Тенгвами — доработанным Феанором вариантом Сарати — письмён Румиля.

Преквендийский
Аварин
Языки Авари (некоторые из которых позже смешались с Нандорином)
Общий Эльдарин (ранняя речь всех Эльдар)
Квенья (речь Нолдор и Ваньяр)
Квендья (Ваньяринский Квенья) (повседневная речь Ваньяр, наиболее близкая к архаичному Квенья)
Нолдоринский Квенья (Квенья Ушедших-в-Исход) («эльфийская латынь» Средиземья)
Общий Телерин (ранняя речь всех Линдар (тех же Телери))
Телерин (речь Телери, достигших Бессмертных Земель)
Нандорин (речь Нандор (претерпевшая влияние Аварина))
Речь Эльфов из Великого Зеленолесья (позже — Темнолесья)
Речь Эльфов из Лотлориэна
Синдарин (речь Синдар)
Дориатрин (диалект Дориата)
Фалатрин (диалект Фаласа и Наргоронда)
Северный Синдарин (диалект Дортониона и Хитлума)
Гондорский Синдарин (диалект Гондора)

Черные орки

Чем отличались между собой орки Средиземья? Расы этих существ существенно разнились. Это были гоблины – маленькие орки, урук-хаи – полуорки, еще известны черные орки.

Самые зеленые и крупные особи были созданы колдунами гномов Хаоса в качестве дешевой и покорной рабочей силы. Гномы и раньше использовали орков в качестве рабов, но зеленокожие воинственные создания вместо работы предпочитали разбивать друг другу морды. Поэтому колдуны и вывели новую породу – черных орков. Они были умнее, здоровее и сильнее, но у них был и минус для гномов Хаоса — они сплотились против своих хозяев и сбросили с себя рабские оковы.

Обычно именно черные орки возглавляют племена и ведут других в бой. Они являются элитой орков и подходят к вопросу войны основательно. Они с презрением смотрят на остальных орков, особенно на гоблинов, ведь те часто сбегают с поля боя. Они всегда носят лучшее оружие и доспехи.

У орков есть свои боги – Горк и Морк. Один сильный и глупый, а другой — умный, но менее сильный. Они любят и почитают своих богов и всюду, где только можно, строят им памятники и тотемы. Орки любят рассказывать друг другу о том, как Горк или Морк избивают Корна.

Именно для Games Workshop придумали зеленых орков, но стали они популярными благодаря другой игре.

Отличия от гоблинов

Как уже говорилось, у Толкина гоблины — подмножество орков: это хоббитское название для мелких орков, обитавших в Мглистых горах. Но в дальнейшем их могли делать и совсем разными расами, и ставить между ними произвольные связи. Вот типичные способы разделять их:

  • Орки — именно что суровые и сильные воины. Гоблины же — мелкие, смешные, занимающиеся либо интеллектуальной деятельностью — магией, техникой, торговлей, либо делами, требующими ловкости и прыткости. Можно сказать, если орки — стереотипные «монголы», то гоблины — стереотипные «евреи». В общем, различия примерно того же рода, что между «дварфами» и «гномиками». Иногда ещё аналогично именно орки могут быть искусными кузнецами, хотя часто это свойственно гоблинам.В некотором смысле тенденция задана уже произведениями Толкина: хотя в «Хоббите» гоблины уже суровые воины, но всё же представленные как в детских страшилках, и с акцентом на том, что они хорошо делают разные штуки и изобрели разные машины для убийств, а во «Властелине Колец» орки представлены как более серьёзные враги, именно что похожие на гуннов.А кодификаторы этого различия — настолка Warhammer Fantasy (там орки и гоблины растут из одной грибницы, но, наподобие муравьёв, служат разным функциям) и серия игр Warcraft (там они уже разные расы, из разных миров, хотя один шовинистический орочий вождь не имел ничего против гоблинов, в отличие от других рас).Что интересно — если орки в произведении отсутствуют, то гоблины могут как занять их нишу суровых воинов, наездников на волках, так и быть в типично-гоблинской роли «ушлых» существ.
  • Отчасти связано с предыдущим, встречается в настольных и компьютерных играх (начиная уже с Dungeons & Dragons), где орки и гоблины — враги или подконтрольные юниты: гоблины попросту более мелкие и слабые.
  • Одни из них — если и не однозначно-добрая, то хотя бы не совсем злая раса, и если это игра, то за них можно играть. Другие же — именно на роли «злой расы», и если это игра, то они могут быть только мелкими врагами.
  • Различие, характерное в основном для японских игр (главным образом JRPG), но изначально пошедшее из американских Might and Magic. Те и те — просто мелкие разбойники и налётчики, не претендующие на мировую значимость, и отличаются по морде: если у орков свиное рыло, то у гоблинов — типичная зелёная рожа с длинным крючковатым носом и острыми торчащими ушами.

Может быть и так, что особо колоритных отличий нет, а просто это две разные расы с немного разными мордами, образом жизни и атрибутикой.

Как тексты о Средиземье связаны с религией

Толкин был глубоко религиозным человеком, и творчество, так же как и мифо­творчество, было для него соучастием в божественном акте творения мира. При этом Средиземье поражает отсутствием упоминаний о Боге и любых проявлений религии. Толкин нарочито меняет местами традиционную ори­ента­цию добра и зла по сторонам света, располагая Валинор, страну богов и бессмерт­ных, на западе, а твердыню злых сил Мордор — на востоке.

Но в этом нет противоречия. «Властелин колец», по замыслу Толкина, сочи­нение безусловно религиозное и даже католическое, но оно таково не потому, что герои знают катехизис и правильно совершают обряды, а потому, что богопочитание и христианская этика вплетены в его дух, сюжет и символику.

Зло лишено творческого потенциала и способно лишь извращать добро. Мелькор, злой дух-антагонист «Сильмариллиона», извратил изначальную мелодию творения, спровоцировав отпадение от творца первых ангелов, а потом создал орков, извратив природу эльфов. Никто в Средиземье не добр или зол по природе: важнейшая сцена всей трило­гии — умиление Голлума, одного из самых безнадежных злодеев книги, при ви­де спящего Фродо, грубо и жестоко прерываемое Сэмом, одним из самых добрых героев. Главный этический посыл трилогии в том, что самые могу­щественные твердыни зла побеждаются не силой и величием добродетели, а смирением и жертвенной любовью, глубоко христианский по своей сути. Бог присутствует в Средиземье незримо, но неотступно в виде Провидения, помощниками или невольными орудиями которого оказываются все герои. Особенно это видно в сцене на Ро­ковой горе, когда оказывается, что без Гол­лума кольцо было бы невозможно уничтожить  Откусанный Голлумом палец Фродо — аллюзия на евангелие: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:30).

Внешность и психология орков

Орки представлены как злые, жестокие, безнравственные и агрессивные. Они ненавидят всех и все, и больше всего самих себя, а также своего Темного Лорда, который подарил им жизнь. Результатом продолжительного вырождения стала раса, находящаяся в состоянии перманентного хаоса, как внутри себя, так и в отношениях другими.

Физиологически, орки приземисты (за исключением урук-хай), по форме напоминают другие гуманоидные расы. Темный цвет кожи. Острые уши. Узкие глаза. Длинные руки. Во рту острые зубы. По книгам даже вождь орков был ниже ростом, чем человек. Некоторые по росту сопоставимы с хоббитами. Предположительно, такой внешний вид — насмешка над людьми и эльфами, вызывающая омерзение у большинства народов Средиземья.

Впрочем, не стоит недооценивать их — орки не столь глупы, как кажется. Они хитрые и способны мастерить инструменты, оружие и даже машины. На что орки не способны, так это создавать красивые вещи. Кроме того они не ведут торговлю и не обмениваются своими вещами с другими… пока Темный Лорд не прикажет. Их приспособления едва ли можно назвать высококачественными, но они выполняют свою главную функцию — помогают воевать.

Любопытно, что орки — способные строители тоннелей, где они живут, скрываясь от света. Учитывая их насильственную натуру, совместная жизнь под землей становится причиной частых конфликтов и убийств друг друга.

Известные орки[]

  • Азог Завоеватель – повелитель орков, захвативший Морию. Когда царь гномов Трор пришёл к нему, чтобы потребовать своё царство назад, Азог назвал его «нищим» и отрубил голову. Азог погиб в битве при Азанулбизаре от руки Даина.
  • Болг Жестокий – сын Азога, командовавший полками гоблинов в Битве Пяти Армий. Был убит Беорном.
  • Болдог – командир орков, посланных Морготом к границам Дориата захватить Лутиэн. Хотя, возможно, это не имя, а командное воинское звание.
  • Верховный Гоблин – не упомянутый по имени правитель гоблинов Туманных гор, захвативших в плен экспедицию Торина Дубощита. Убит Гэндальфом Серым.
  • Гольфимбуль – лидер гоблинов, совершивших набег на Шир. Был убит Бандобрасом Туком, который сбил его голову тростью и попал ею в кроличью нору. Так была выиграна битва и заодно изобретена игра в гольф.
  • Горбаг – начальник Моргульской стражи в Кирит-Унголе. Ставленник назгул, носил щит со знаком Лунного Лика. Был убит своим приятелем Шагратом из-за мифриловой кольчуги Фродо.
  • Гришнак – мордорский орк, командир отряда, посланного Сауроном на поиски Хранителя Кольца. Убит воинами под командованием Эомера.
  • Маухур – командир отряда изенгардских урук-хай, посланного на помощь Углуку. Убит роханскими воинами под командованием Эомера.
  • Оркобал – один из лучших воинов орков, сражавшихся при штурме Гондолина, убит Эктелионом (из «Неоконченных сказаний», т. 2).
  • Углук – командир отряда урук-хай, посланных Саруманом за Хранителем Кольца. Жестоко поддерживал дисциплину в отряде, убивая тех орков, что пытались съесть пленников. Убит Эомером в поединке.
  • Уфтак – один из солдат крепости Кирит-Унгол. Был пойман Шелоб, парализован ею с помощью яда и подвешен на паутине в одной из пещер. Позднее его обнаружили другие орки, но не стали освобождать, опасаясь вызвать гнев Шелоб. Дальнейшая судьба неизвестна, вероятно, съеден Шелоб или умер от голода.
  • Шаграт – начальник урук-хай из стражи Кирит-Унгола (ставленник Саурона, носил щит со знаком Багрового Ока), убивший Горбага за мифриловую кольчугу Фродо, стараясь донести до Тёмного Властелина весть о присутствии в Мордоре врагов. Убив своего сотоварища, сумел добежать до Барад-Дура, где передал кольчугу начальству. Был убит Сауроном. Кольчуга впоследствии была представлена Гэндальфу и прочей верхушке Светлого совета Голосом Саурона.

Орки Старого Света

Неизвестно, почему орки в Вархамере зеленые. Однако некоторые фанаты игры уверены, что разработчики хотели придать им визуально запоминающийся образ. И в этом они не прогадали. Однако зеленый цвет — не единственное, чем орки Вархамера выделяются на фоне других. Если во всех других произведениях они по умолчанию были злобной расой и убивали людей, эльфов, гномов, которых только могли встретить, то здесь они убивают, потому что война – это вся их жизнь и часть их культуры. И возможно, в душе они не такие плохие сущности.

Откуда пришли орки? Средиземье, фильм о котором сняли спустя много лет после написания книги, не всегда было их домом. Они не имеют пола, но размножаются очень быстро через споры, как грибы. Живут племенами, которые возглавляют самые здоровые и сильные представители. Обычно их называют вожаками или военачальниками. Чем успешнее военачальник, тем больше орков присоединяется к его племени, ведь сильный управитель принесет им гораздо больше побед и трофеев.

В качестве валюты используют зубы, которые у тех растут и выпадают на протяжении всей жизни. Сколько они живут неизвестно, ибо ровно, как и толкиновские орки, ни один орк Вархамера никогда не умирал от старости. В расовую принадлежность вернулись гоблины и добавились снотлинги. Это самые маленькие из зеленокожих, а еще самые глупые. Они считаются самым низшим сословием, орки поручают им самые легкие задания. Гоблины слабее орков, но гораздо хитрее и изворотливее.

Как Толкина переводили на русский

Толкиновские книги трудно передать на другом языке. Но сам писатель радовался новым переводам (а вот экранизации воспринимал в штыки) и по мере сил помогал переводчикам, объясняя непрозрачные этимологии имен и названий. История переводов Толкина на русский язык началась довольно поздно, но сложилась вполне счастливо. Первым переводом стал «Хоббит» Наталии Рахмановой, вышедший в 1976 году. Прообразом хоббита для иллюстра­тора первого русского издания Михаила Беломлин­ского стал актер Евгений Леонов. Позднее Леонов радовался такому выбору и даже прочел отрывок из книги на камеру. Этот перевод до сих пор считается одним из наи­более лите­ратурных, хотя их вышло больше десятка.

Переводы и пересказы «Властелина колец» существовали с 1960-х годов в сам­издате, а первое официальное издание в переводе Владимира Муравьева и Анд­рея Кистяковского вышло только в 1989 году  Сокращенное издание вышло в 1982 году.. С тех пор был опубликован еще десяток переводов, и споры о том, какой из них лучше, не утихают по сей день. Главный предмет дискуссий — перевод имен и названий. Поскольку у Толкина они всегда предполагают языковую игру, переводчикам трудно от нее удер­жаться: Фродо Бэггинс становится Торбинсом или Сумниксом  В другом варианте перевода — Сумкинсом.
, Ривенделл — Раздолом, а Рохан — Ристанией. 

«Хоббит». Иллюстрации Михаила Беломлинского, перевод Наталии Рахмановой. 1976 год

Трудно сказать, насколько Толкину удалось создать «мифологию для Англии». «Сильмариллион» и другие сказания его легендариума едва ли воспринимают­ся как нечто исключительно англосаксонское  Известно, что рецензент, которому изда­тельство Allen & Unwin в 1937 году показало некоторые материалы из «Силь­мариллиона», увидел в них «что-то от той безумной, ярко­глазой красоты, которая так смущает англо­саксов, когда они сталки­ваются с кельтским искусством».. Так или иначе, эти сказания стали со временем едва ли не популярнее породившей их германо-скандинав­ской мифологии. Будучи, как и «Алиса в стране чудес», созданными на специ­фически английском материале, они стали достоянием мировой культуры — не мифологией для Англии, а мифологией для все​го мира​.

Автор благодарит за помощь и ценные советы филологов Светлану Лихачеву (МГЛУ, Москва), Бориса Каячева (Тринити-колледж, Дублин) и историка Юлиану Дресвину (Сент-Джонс-колледж, Оксфорд).

Лекция «Дж. Р. Р. Толкин. „Властелин колец“»

Как Толкин придумал мир Средиземья и заново поставил главные этические вопросы

Как читать Терри Пратчетта

И почему книги о Плоском мире — больше, чем просто фантастика

Как читать «Алису в Стране чудес»

И можно ли разгадать загадки одной из самых необычных книг XIX века

Что надо знать о «Хрониках Нарнии»

И какие источники помогли создать одну из самых популярных книг XX века

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Симфония дня

Лучано Берио. «Симфония». 1969Колода дня

Соблазнительная с красоткамиДжаз дня

«Tiger Rag» (1918)

Архив

У осады Вены и Минас Тирита общий сюжет?

Огромная армия Востока отправляется на завоевание народов Запада. Её воины яростны и свирепы, имеют азиатский облик и сражаются ятаганами(нечто среднее между саблей и тесаком). А некоторые и вовсе вышли из восточных степей.

Осада Вены

Они начинают осаду столицы великого древнего государства, в котором царит изрядный бардак, а правитель слаб и безволен. Столица эта — город с почти идеально круглыми стенами у отрогов огромной горной цепи, устремляющейся далеко на запад. Казалось бы, надежды нет. Нападающие превосходят обороняющихся более чем в десять раз и имеют мощные осадные машины. Дух осаждённых не позволяет сломить харизматичный мудрец, раз за разом убеждающий воинов и горожан, что надежда ещё не умерла.

В последний момент, когда атакующие уже проламывают первое кольцо стен, на высотах у города появляется конное войско. Оно пришло на подмогу из-за северных гор, его возглавляет пожилой, но славный и отважный король. Удар величайшей — со времён основания мира — конной лавы громит напавшую на город армию, которая частично истребляется, частично обращается в бегство.

Победители двигают войско к другой древней столице — городу, разделённому на две части великой рекой, и после новых сражений поднимают над ним свой флаг.

Битва за Минас Тирит тоже была зажигательной

Знакомый сюжет, не так ли? И самое в нём замечательное — он полностью описывает и осаду Минас Тирита армией Мордора в 3019 году Третьей эпохи, и осаду Вены армией Османской порты в 1683 году от Рождества Христова.

Племена

Орки не принадлежат к какой-то одной общей группе и Middle-earth: Shadow of War напоминает об этом, представляя нам множество различных племен орков, каждое из которых обладает уникальными характеристиками и особенностями. Помимо ненависти к эльфам, людям и гномам, племена соперничают и друг с другом. Даже с учетом этого, существуют случаи, когда орки заключали альянсы с отдельными группами развращенных гномов и людей.

Племена орков возникают как результат группирования при отсутствии общего лидера в виде Темного Лорда. Когда над ними нет общей силы, они живут в пещерах под горами, где правят вожди, отправляющие рейды на ближайшие поселения. Правда, победы они одерживают не за счет тактики, а численностью и жестокостью.

В Middle-earth: Shadow of War нам предстоит встретить в общей сложности 7 племен, плюс два дополнительных. Сюда входят:

  • Племя Тьмы
  • Племя Мясорубки
  • Племя Дикарей
  • Племя Мародеров
  • Племя Ужаса
  • Племя Мистики
  • Воинственное Племя

С таким разнообразием мы видим гораздо больше вариаций и ролей на поле боя для орков. Кто-то специализируется на военных машинах, другие контролируют окружающих своей жестокостью, третьи включают в свой состав некромантов и шаманов, четвертые делают ставку на диких существ. С подобными силами из орков способна получиться вполне эффективная боевая машина. По крайней мере до тех пор, пока поступают приказы сверху.

Спрятана ли во «Властелине колец» европейская история

В описываемом на страницах «Властелина колец» эпическом столкновении свободных народов Средиземья с силами тьмы часто видят аллегорию Второй мировой, а то и холодной войны — ведь тьма у Толкина надвигается с востока, а не с запада, как в классических мифах. Сам Толкин настойчиво отвергал по­добные толкования. «Моя история не заключает в себе символизма или созна­тельной аллегории, — пишет он одному из своих корреспондентов. — Ал­лего­рии типа „пять магов = пять чувств“ моему образу мыслей абсолютно чу­жды. Магов было пять, и это просто-напросто специфическая составляющая исто­рии. Спрашивать, правда ли, что орки „на самом деле“ коммунисты, по мне, не более разумно, чем спрашивать, являются ли коммунисты орками»  Дж. Р. Р. Толкин. Письма. М., 2004.. Известен анекдот о том, что во время одной из лекций в Оксфорде Толкина в оче­редной раз спросили, не подразумевал ли он под «тьмой с востока» СССР. Профессор ответил: «Нет, что вы, при чем здесь коммунисты. Конечно же, я имел в виду Кембридж»  Соперничество между двумя главными английскими университетами — тради­ционная тема шуток. .

Битва на Каталаунских полях 15 июля 451 года. Миниатюра из манускрипта «Зеркало истории». Нидерланды, около 1325–1335 годов

Если же искать в тексте исторические аллюзии, то война за кольцо напоминает другую великую войну, сохранившуюся в европейской культурной памяти, а именно противостояние Западной Римской империи гуннам в V веке. Битва на Пеленнорских полях 15 марта 3019 года Третьей эпохи во многом напоми­нает битву на Каталаунских полях 15 июля 451 года, объединившую римлян и вестготов под предводительством Аэция и вестготского короля Тео­дориха, против гуннов и остготов под предводительством Аттилы. «Послед­ний из рим­лян» Аэций, многие годы проведший среди варваров, напоминает Арагорна, «последнего из нуменорцев», проведшего многие годы в скитаниях, а гибель престарелого короля вестготов Теодориха, упавшего с коня, — гибель придав­ленного конем престарелого конунга  Верховный правитель. роханцев Теодена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector