Содержание стихотворения
Оно состоит всего из четырех строк. Лирический герой делает однозначный вывод о том, что понять Россию с помощью ума невозможно. Страну также нельзя измерить общим аршином — это отсылка на известный фразеологизм «мерить на свой аршин», т. е. судить о ком-то в соответствии со своими представлениями.
Лирический герой утверждает о невозможности оценивания России общими мерками. У страны своя атмосфера, уникальный строй, и больше нигде в мире такого встретить невозможно. Поэтому герой приходит к выводу: у России есть особая стать. Именно поэтому о ней невозможно забыть. Даже спустя годы в эмиграции человек будет стремиться вернуться на родину.
В последней строчке герой высказывает важную мысль. В Россию можно только верить, и она никогда не разочарует. Этому было много подтверждений в разные периоды истории. Со времен образования Древней Руси разные народы пытались завоевать государство, но безуспешно. Нищая страна с большим количеством природных ресурсов представлялась лакомым кусочком, но ни один завоеватель не достиг желаемого.
Россия — дом всех славян
Тютчев — известный панславист, верующий в объединение и дружное сожительство всех славян под эгидой России. Его стихотворение «Славянам» звучит восторженно, празднично, сладко, но вместе с тем и немного захватнически:
Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей…
Тютчев настаивает на том, что славяне должны объединиться и не «прогибаться» под другие народы. В его сочинениях встречаются такие вопросы: «Конституционный закон — закон большинства. А поскольку большинство в Австрии принадлежит славянам, то Австрия должна бы стать славянской. — Вероятно ли такое? и даже возможно ли?… Вопрос для австрийских славян сводится вот к чему: или оставаться славянами, став русскими, или превратиться в немцев, оставаясь австрийцами». И снова: что же такое Россия? Что она представляет из себя? Тютчев отвечает: две вещи. Во-первых, славянское племя, во-вторых — православная Империя.
Художественные приемы
Стихотворение написано в жанре философской миниатюры. Он очень сложный, так как в небольшой текст нужно вместить важные вещи. Не так много поэтов преуспели в этом деле. Тютчеву хорошо удавались миниатюры. Они были острыми и емкими, образными.
Отчасти стихотворение Федора Ивановича можно считать гражданской лирикой. В нем он признался в любви к своей родине. Почти двадцать лет заграничной жизни не помогли ему полюбить Европу или Америку. Тютчев был очень наблюдательным. Поэтому в произведении он выразил важную мысль: его родина является частью западного мира, но она обладает самобытностью. Именно это делает ее сильной и способной выстоять в любых тяжелых моментах.
Композиция стихотворения состоит из одной части. Каждое слово и строка несут особый смысл. Главная идея произведения заключена в последнем предложении. В страну можно только верить и не сомневаться в ней — именно так должен думать каждый патриот.
При написании стихотворения Тютчев использовал следующие средства выразительности:
- эпитет — поэт описывает Россию как имеющую особенную стать;
- метафора — автор рассказывает о том, что страну нельзя измерить аршином;
- антитеза — Тютчев противопоставляет веру и невозможность понять Россию.
В стихе также можно найти инверсию. Именно она передает особое настроение текста. Особенно важна строчка со словами «особенная стать».
Маленькое стихотворение содержит важную мысль
Тютчев показал, что наиболее важно в стране — ее непохожесть на другие мировые державы. Именно это позволило ей быстро достичь успеха в мировой политике
Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять». Смысл четверостишия
Тема патриотизма, веры в будущее России нередко поднимается в литературе. Одним из поэтов, прославляющих свою родину, является Федор Тютчев. «Умом Россию не понять», пожалуй, самое известное русское четверостишие. Его знают наизусть многие. Ведь всего лишь 4 строки смогли уместить всю характеристику России. Автора этих стихов можно назвать настоящим гением.
Как же Федор Тютчев сумел так емко описать Россию? Это мы узнаем, рассмотрев его деятельность и творчество. Именно жизненный опыт отразился на его поэзии.
Творчество и деятельность Ф. И. Тютчева
Русский поэт известен многим благодаря рассматриваемому нами четверостишию. Однако его творчество состоит из более чем 400 стихотворений. К тому же он имел не только писательский опыт. Тютчев многие годы занимался дипломатической деятельностью, был цензором. Десятки лет жил за рубежом. Поэт имел богатый жизненный опыт.
Тематика его произведений различна. Он пишет политическую, патриотическую, любовную лирику. Тема природы является его фаворитом.
Литература была хобби в жизни Тютчева. Его основной деятельностью все же являлась государственная служба. Она дала ему возможность долгое время прожить в Германии. Поэт и дипломат видел различия в западной и российской действительности. Его привлекала родина, в которую он верил до последнего. Это и отразилось в четверостишии «Умом Россию не понять». Анализ стихотворения Тютчева мы рассмотрим далее. В нем мы раскроем основные моменты, связанные с стихотворением.
Содержание произведения
Изложение четверостишия будет весьма кратким. В нем автор говорит, что Россию умом не понять, ее не измерить. Она находится в особом положении, поэтому в нее можно только верить.
В этом и состоит содержание «Умом Россию не понять». Анализ стихотворения Тютчева покажет нам, что означает его каждая строчка. Мы узнаем, какой смысл кроится в столь маленьком произведении.
«Умом Россию не понять»: анализ стихотворения Федора Тютчева
Патриотическая тема поднята в этом четверостишии. Оно было написано 1866 году на клочке бумажки, которая сохранилась и находится в Пушкинском доме. Произведение было опубликовано 2 года спустя. Его можно назвать философской миниатюрой, ведь оно представляет собой размышления автора о сущности России.
В первой строчке говорится, что действия руководителей и граждан Родины не поддаются логике. Во второй подразумевается, что уклад и жизнь россиян не находят понимания у других, потому что не подходят под определенные стандарты.
Третья строка означает, что у страны особый склад характера. Она исключительна. Будущее России непредсказуемо, поэтому в нее можно только верить, указывает последняя строка.
Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показывает отношение автора к своей Родине. Он, несмотря на то что прожил за рубежом многие годы и отметил достойную для подражания образцовость европейцев, продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума и характера, в то время как жизнь европейцев он считал пресной и чересчур размеренной. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа, в мещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает ее более сильной перед другими странами.
Для изложения своего стихотворения поэт использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Среди выразительных средств в произведении присутствует олицетворение – он одушевил страну.
На этом, пожалуй, можно завершить анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».
Актуальность четверостишия
Несмотря на то что стихотворение было написано в далеком 1866 году, оно все также злободневно. Россия продолжает оставаться самобытной, непредсказуемой, духовной страной. Она выбирала свой путь развития, пусть и непонятный для других держав.
Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять» показал нам, что поэт верил в будущее своей страны. Он оставил свой вклад в развитие патриотизма. Эти 4 строки вне времени – они бессмертны и актуальны, пока жива Россия. Не случайно произведение входит в школьную программу. Ведь оно развивает в молодом поколении патриотизм, показывает сущность родины и несет глубокий смысл. Именно это мы отметили, проведя анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять».
Основная идея
Исходя из написанного, мы можем выделить главную мысль и раскрыть смысл поэтического произведения Тютчева: Россия — особенная страна, такая же особенная, как и её жители. Уникальность её заключается в противоречиях и иррациональной силе, которая движет людьми и заставляет их принимать, как кажется, безрассудные и нелогичные решения, но, в конце концов, именно они ведут страну к развитию.
Нельзя измерить эту силу «аршином общим…», потому что никакая сфера российской жизни не может быть вписана в строгие и последовательные рамки. Мощь России — в её непредсказуемости, и в этом другие страны проигрывают ей, потому что никогда не могут угадать, как поведёт себя русский народ.
Знаете ответ?
Рейтинг сайта
- 1. Капитан Немо 374
- 2. Степан Соловьёв 188
- 3. Злата Волова 182
- 4. Кира А 128
- 5. Mark Parshakov 104
- 6. ikki kan 101
- 7. Игорь Проскуренко 100
- 8. Анастасия Ким 82
- 9. Дмитрий Микита 76
- 10. Полина Корнева 71
- 1. Игорь Проскуренко 22,916
- 2. Кристина Волосочева 19,120
- 3. Ekaterina 18,721
- 4. Юлия Бронникова 18,580
- 5. Darth Vader 17,856
- 6. Алина Сайбель 16,787
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Тема
Стихотворение о внутренней силе, непостижимой сути России. Его форма – монострофа – обусловила краткость, точность, удивительную яркость и философское содержание высказывания. Поэт всегда подчёркивал особую роль России в мировой политике, в истории. Он свято верил в её избранность, это прослеживается во всех его трудах, в творчестве. Находясь за границей, он пишет красивейшие строки о русской природе, упоминая про мелкие, незначительные детали, которые он помнил до мелочей.
Поэта удивлял резкий контраст между жизнью людей в Европе и на его родине. Сытый и сравнительно обеспеченный европейский человек ведёт пресный, монотонный образ жизни, он не умеет любить, радоваться, жить, так как это делают русские люди. Действия его соотечественников в сложные времена порой непредсказуемы, странны, лишены здравого смысла, однако история показывает, что они всегда оправданны. Нищая, неразвитая России явила миру множество выдающихся людей, гениев, уникальных личностей. Об этом удивительном парадоксе говорится в тютчевском четверостишии с любовью и восторгом
Вера в Россию, как и вера, на которой держится огромная держава, самое важное в её образе
История создания
Для того чтобы понять произведение, нам необходимо знать исторический контекст и историю создания стихотворения. Тютчев написал его на клочке бумаги в 1866 году, оригинал бумажки сейчас находится в Пушкинском Доме, известном как Институт русской литературы РАН. Опубликовано было оно, однако, не сразу, а лишь два года спустя — в 1868.
Известно также, что у Тютчева была карьера за границей, поэтому некий «взгляд со стороны», присущий стихотворению, возник неслучайно. Автор как бы отдалённо, взором иностранца описывает Россию, потому что для многих стран и их жителей она остаётся загадочной страной.
Тютчев Умом Россию не понять
Эти четыре строчки, написанные на клочке бумаги – самые короткие, самые известные и самые цитируемые по сей день стихи Ф. Тютчева. Они были написаны за границей, где поэт прожил более 20 лет.
Прочитаем и вдумаемся в первые две строчки этого произведения:
Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить
Кто можно понять вечный хаос, отсутствие логики и непредсказуемость России? Тютчев, долгое время, работая дипломатом, прекрасно знал благопристойную и скучную жизнь Европы. Нищие, неустроенные россияне и манили иностранцев и навевали на них ужас. Сытой и инертной загранице непонятны традиции и устройство русского общество. В России живут не по уму, а по сердцу. Речь идет о той самой «загадочной русской душе». С отменой крепостного права пытливость россиян, жажда знаний и их стремление к лучшей жизни толкают людей на абсурдные, казалось бы, поступки и решения. Но именно это, в итоге, и приносило свои плоды. Сытая Европа неуклонно деградирует, а нищая Россия наращивает экономическую мощь и дарит миру целую плеяду самородков из народа!
У ней особенная стать –В Россию только можно верить
В этих двух строках особенно чувствуется гордость поэта за свою самобытную и гордую страну. Крепостное право отменили. В стране начались реформы. Однако развитие России всегда шло по непонятным для мировой общественности законам. Порой их не понимают и сами русские. Национальная черта русичей — ВЕРА! Они всегда, во все времена, истово верили в матушку Русь, уповая иногда лишь на волю Божью. Нашу страну с ее природными богатствами веками пытались завоевать. Но феномен России в том, что она непредсказуема. Еще в 19 веке германский канцлер Бисмарк не советовал воевать с русскими. Он говорил, что на любую военную хитрость они ответят очередной своей глупостью и все равно победят. Бесполезно воевать с Русью, в нее можно только верить. А тех, кто не согласен с этим, рассудит вековая История. За последние 300лет Россия неизменно выигрывала все затевавшиеся против нее тяжбы.
Федор Иванович Тютчев написал эти знаменитые строки в 1866году. Как публицист и дипломат он всегда защищал интересы своей страны и знал, что у нее особый, никому не понятный и неповторимый путь становления и развития. И 152 года назад поэт в этом произведении ярко, точно и очень коротко объяснил это высокомерному Западу.
Читаешь эти философские строчки, и гордость берет за свою самобытную, гордую, умную и непокорную Отчизну!
Тема
Автор поднимает несколько тем в своих знаменитых строках – особенности русского менталитета и патриотизм, роль России в культуре и истории мира, ее мощь, которая действует зачастую иррационально и нелогично. Автор создает патриотический настрой, говоря о вере в Россию, что в нее надо верить. Цель такого настроя – это убеждение тех, кто читает или слушает стихотворение, в том, что страны не может быть без тех людей, которые в нее верят.
В этом же освещается и тема менталитета русского народа – он противоречив, однако он веками держится на вере. Рациональное мышление западных стран противопоставлено мыслям религиозного содержания.
Одним из самых известных объяснений для всего, непонятно как происходящего в стране, является слово «авось». Однако вера без логической подоплеки вполне может создать удивительную мощь, которая неоднократно проявлялась в течение веков.
Новые публикации
Во дни сомнений: будут ли иностранцы учить русский язык? 28.04.2022
Пока на Украине стараются избавиться от русского языка, он остается лингва франка (языком межнационального общения) не только для всех государств бывшего СССР, но и для граждан дальнего зарубежья.
«Кремля» в Лондоне не будет. Ридли Скотту не дали возвести декорации к фильму о Наполеоне 27.04.2022
Хроники русофобии. Съёмочная группа из Голливуда во главе с прославленным режиссёром Ридли Скоттом не смогла получить разрешение на строительство масштабных декораций в Вестминстерском соборе.
«Я хочу пожертвовать для вас деньги, которые получу при сдаче крови» 27.04.2022
В Германии и в Европе, несмотря на всю антироссийскую пропаганду и накал русофобии, немало людей, которые не только пытаются непредвзято разобраться в происходящем на Украине, но и участвуют в помощи жителям Донбасса.
Китайцы симпатизируют России и полюбили российское мороженое 26.04.2022
Согласно опросу, проведённому американским Центром Картера (The Carter Center) в Китае, три четверти жителей уверены, что поддержка России в российско-украинском конфликте отвечает интересам их страны.
Коричневая карта русофобии 26.04.2022
Разгул русофобии в странах Запада требует нестандартного ответа. И это в равной степени относится как к государственным структурам, так и к гражданскому обществу. О том, что нужно делать, чтобы защитить наших соотечественников за рубежом, шла речь в Совете Федерации РФ.
Русский храм среди высоток Брисбена 25.04.2022
В австралийском Брисбене начали отмечать 100-летие первого русского православного прихода в Австралии, основанного в 1923 году. Первым мероприятием стал форум, посвящённый уральским казакам и их роли в основании прихода. Благодаря телемосту потомки казаков, живущие в Австралии, смогли связаться с Оренбургом.
Нескучный русский: малиновый звон и пуховые бабы 24.04.2022
Пасха – яркий праздник, символизирующий торжество жизни. Краски, запахи, вкусы, звуки, игра света, особая радостная энергетика – всё это нашло отражение в лексике русского языка, в художественном слове.
Правозащитник Александр Гапоненко просит спасти узников совести Прибалтики 21.04.2022
Нарушения прав россиян и соотечественников за рубежом перерастают в вал беззакония. Как остановить русофобию и помочь в освобождении политзаключенных стран Прибалтики рассказывает правозащитник, директор Института европейских исследований Александр Гапоненко (Латвия).
Средства выразительности
Антитезой в стихотворении выступают понятия веры в Россию и невозможности понять её суть, оценить, “подогнать” под общие стандарты. Инверсионные предложения дают возможность интонационно выделять те компоненты, которые автор считает наиболее значимыми. Слово “стать” играет особую смысловую роль в стихотворении, в образе России. Она не может быть “под стать” кому-то, она особенная. Каждое слово легендарного стихотворение подобрано, выверено и оправдано, видимо, поэтому оно стало бессмертным. Стихотворение строится на ярком олицетворении: душа России живая, она мыслит, чувствует, имеет своенравный характер, особый нрав.
Структурный анализ стихотворения
Данная миниатюра характеризуется двухчастной композицией и четким разделением содержания. В первых двух строках утверждается мысль, закрепляющая идею об особой роли России, которую невозможно подогнать под общие мерки и понять обычным интеллектом, это просто выходит за всякие рамки человеческих возможностей. Лексически значимые слова «ум» и «аршин» подчеркиваются несколько раз повторяющимися отрицательными частицами «не». В третьей строке «У ней особенная стать» объясняется особая роль России, причем слово «стать» использовано именно с целью показать образ людей стоящих за понятием «Россия», русского народа, особенного широтой своей души, силой и крепостью духа. Заключительная строфа содержит идею-вывод, исключительность России в этом случае подчеркивает выделительная частица «только».
В соответствии с формой данное произведение — монострофа, написанная с помощью характерного для творчества Тютчева стихотворного размера — четырехстопного ямба, он придает ей возвышенности и торжественности. Использование таких глаголов как «понять», «верить» и «измерить» добавляет произведению энергичности и внутреннего движения.
Данное произведение Тютчева настолько тонко и проникновенно рисует нам образ России и русского народа, что выражает не только всю гамму патриотических чувств знаменитого поэта, любившего Родину всей душой и сердцем, но и несет глубокий нравственный, философский и духовный смысл для будущих поколений на протяжении всего существования Российского государства.