Специалист «режиссура кино и телевидения» (специалитет)

Этапы поступления в театральный университет

Рассмотрим основные туры, через которые подростку предстоит пройти, когда он будет поступать в театральный университет. Всего их три. 

Первый тур

На первом этапе подростку предстоит отправиться на сдачу ЕГЭ. Затем, тинейджеру предстоит предоставить результаты экзаменов комиссии университета. Список предметов, необходимых для поступления, рекомендуем узнавать на сайте ВУЗа. В данный момент от абитуриентов требуют сдавать ЕГЭ по русскому и литературе. 

Второй тур

На следующем этапе подростку необходимо будет посетить коллоквиум. Он представляет собой испытание, проводящееся внутри ВУЗа. В ходе коллоквиума для подростка проведут собеседование. Во время него ему будут задавать различные виды вопросов. В частности:

  • По какой причине вы хотите учиться в театральном университете?
  • Осознаете ли вы, в чем заключается суть выбираемой вами профессии?
  • По какой причине вам захотелось стать актером?
  • Как вы видите себя в качестве актера? Какие перспективы вы видите для себя?

Посоветуйте подростку отвечать на поставленные перед ним вопросы максимально искренне. Не лгать. Подростку нужно учитывать, что члены комиссии — преподаватели с многолетним стажем. Они смогут довольно быстро понять, что им лгут. Соответственно, делать этого не нужно. Иначе, шансы тинейджера на поступление могут значительно снизиться.

На втором этапе подростку нужно будет коротко представить себя. Поведать о том, по какой причине он решил заниматься актерским мастерством. Во время рассказа комиссия смотрит на то, насколько нравственным человеком является подросток. И то, насколько этически развитым он является. 

Третий тур

На этом этапе подростку необходимо будет успешно сдать 3 испытания. Они будут творческими. Испытания эти очень важные. От них напрямую зависит, пройдет тинейджер отбор или нет.

Испытания — следующие. Первое — это речь. Второе — актерское мастерство. Третье — танцы и вокал.

Подробнее об испытаниях

Рассмотрим каждое из испытаний более подробно:

  1. Речь. На этом этапе тинейджеру предстоит рассказывать комиссии различные произведения. В частности, ряд басен, проз, стихов, а также пьес. Изучать тинейджеру необходимо только отрывки произведений. Желательно, по несколько отрывков на один жанр. Бывает такое, что комиссии не нравится выбранный тинейджером отрывок. Соответственно, его могут заставить рассказать другой (из того же жанра). То есть, если комиссии не понравилась басня, тинейджер рассказывает другую. На этом творческом испытании комиссия сможет посмотреть, какая у тинейджера дикция. Достаточно ли хорошо у него развит голос. И то, насколько хорошо он подает материал. 
  2. Актерское мастерство. На этой части творческого конкурса тинейджеру необходимо будет продемонстрировать комиссии этюд. Количество его участников составляет от двух до трех человек. В этюде можно использовать абсолютно любые элементы сюжета. Как выдуманные подростком, так и существующие в определенном произведении.
  3. Танцы, а также вокал. Абитуриент в обязательном порядке должен продемонстрировать комиссии вокальный номер. Также, он должен станцевать. В качестве песни рекомендуем подбирать популярную мелодию из любого распространённого советского фильма. Также, подросток может отдать предпочтение классике — романсу. Современные песни лучше не брать, поскольку преподаватели относятся к ним крайне негативно.

Это все, что нужно для поступления на актерскую специальность.

Какие вузы участвуют в приеме

В постановлении указаны десять вузов: восемь московских и два петербургских. Так как постановление говорит о творческих специальностях, то и вузы в списке творческие.

Вузы Москвы:

  1. Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.
  2. Российский институт театрального искусства — ГИТИС.
  3. Российская академия музыки им. Гнесиных.
  4. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского.
  5. Литературный институт им. А. М. Горького.
  6. Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова.
  7. Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.
  8. Школа-студия (институт) им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ.

Вузы Санкт-Петербурга:

  1. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.
  2. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.

На какие специальности будет прием

Область Специальность Квалификация
Сценические искусства и литературоведение 52.05.04 Литературное творчество Литературный работник Литературный работник, переводчик художественной литературы
52.05.02 Режиссура театра Режиссер драмы Режиссер музыкального театра Режиссер театра кукол Режиссер эстрады Режиссер цирка
Музыкальные искусства 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором Дирижер оперно-симфонического оркестра, преподаватель Дирижер академического хора, преподаватель
53.05.03 Музыкальная звукорежиссура Музыкальный звукорежиссер, преподаватель
53.05.06 Композиция Композитор, преподаватель
Экранные искусства 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Звукорежиссер аудиовизуальных искусств
55.05.01 Режиссура кино и телевидения Режиссер игрового кино- и телефильма Режиссер неигрового кино- и телефильма Режиссер анимации и компьютерной графики Режиссер телевизионных программ Режиссер мультимедиа Режиссер интернет-программ

Сценические искусства и литературоведение Специальность 52.05.04 Литературное творчество Квалификация Литературный работникЛитературный работник, переводчик художественной литературы Специальность 52.05.02 Режиссура театра Квалификация Режиссер драмыРежиссер музыкального театраРежиссер театра куколРежиссер эстрадыРежиссер цирка Музыкальные искусства Специальность 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором Квалификация Дирижер оперно-симфонического оркестра, преподавательДирижер академического хора, преподаватель Специальность 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура Квалификация Музыкальный звукорежиссер, преподаватель Специальность 53.05.06 Композиция Квалификация Композитор, преподаватель Экранные искусства Специальность 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств Квалификация Звукорежиссер аудиовизуальных искусств Специальность 55.05.01 Режиссура кино и телевидения Квалификация Режиссер игрового кино- и телефильмаРежиссер неигрового кино- и телефильмаРежиссер анимации и компьютерной графикиРежиссер телевизионных программРежиссер мультимедиаРежиссер интернет-программ

Требования к режиссерам

Чаще всего к режиссеру предъявляются следующие требования:

  • профильное образование;
  • понимание принципов работы в своей отрасли;
  • техническая подготовка (знание принципов работы камер, специального оборудования для съемок, специальных программ для монтажа и записи).

Так как стать режиссером сразу после обучения практически невозможно, то молодой специалист начинает работу в качестве помощника или ассистента, постепенно постигая особенности рабочих процессов и деятельности режиссера.

Нередко режиссерами становятся бывшие операторы, сценаристы и актеры, у которых есть практический опыт работы с постановкой.

Кто такой режиссер?

Режиссер – это главный человек в любом творческом коллективе. Он работает со сценарием, подготовленным сценаристом, ему подчиняются осветители, актеры, звукорежиссеры – все участники творческой команды. Режиссерами мечтают стать многие ребята, однако успеха в этой профессии добиваются лишь единицы. Самые талантливые режиссеры заняты в съемках кинофильмов, также они могут реализовать свой потенциал в следующих сферах:

  • театральные постановки;
  • цирковые представления;
  • анимационное и короткометражное кино;
  • рекламные ролики;
  • видео для влогов;
  • телевизионные программы, новостные сюжеты и т. д.;
  • клипмейкерство;
  • компьютерные, мобильные, онлайн-игры, а также игры для приставок.

Существуют режиссеры, которые занимаются постановкой сборных и моноконцертов, различных мероприятий: свадьбы, выпускные, корпоративы и другие. Режиссер, читая сценарий или корректируя его, видит то, как в итоге будет выглядеть та или иная постановка. Он определяет типаж актеров, работает с цветовой гаммой, ракурсами – делает все, чтобы сценарий «ожил» на экране, театральной сцене, в реальной жизни.

Правила приема

Бесплатное второе и последующее высшее смогут получить лица, у которых уже есть высшее образование, подтвержденное дипломом, то есть те, кто окончил бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Прием на выделенные места будет вестись только по программам специалитета, а значит, учиться придется минимум пять лет. О форме обучения документ не говорит, соответственно, могут подразумеваться все: и очная, и заочная.

Количество мест для приема ежегодно будет определять Министерство культуры, но в постановлении нет информации о сроках публикации этих данных.

Прием осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, которые проводят сами вузы. Результаты ЕГЭ не потребуются, даже если они еще действуют. В постановлении закреплены три вида вступительных.

Творческое испытание. Чтобы абитуриента допустили к экзаменам, он должен отправить в приемную комиссию портфолио. Во ВГИКе туда входят краткая биография, рассказ из жизни и 5—7 лучших фотографий, сделанных абитуриентом. Если портфолио поступающего понравится приемной комиссии, его пригласят на собеседование. Еще в творческое испытание входит письменная работа на предложенную тему.

Собеседование. Спросят о мотивах поступления и выбора творческой профессии, в случае ВГИКа «определят культурный уровень поступающего, склонность к художественному творчеству».

Профессиональное испытание во ВГИКе — на наблюдательность, образное мышление, фантазию плюс чтение вслух прозы, поэзии, басни.

В каждом конкретном случае точное содержание испытаний, размер минимальных и максимальных баллов для них будет устанавливать вуз. Еще абитуриенты могут заявить об имеющихся у них индивидуальных достижениях, например показать значок ГТО. Вуз учтет достижения, если они зафиксированы в правилах приема.

По результатам приема заявлений и экзаменов вуз формирует ранжированные списки поступающих. Конкурс на места для бесплатного второго высшего будет проходить отдельно от конкурса для тех, кто поступает в вуз на базе среднего общего или среднего профессионального образования — СОО и СПО.

Для конкурса на базе СОО и СПО начало приема должно быть не позднее 20 июня, окончание — примерно 10 июля. Если вуз будет проводить прослушивания или просмотр портфолио до начала приема документов, он сообщит об этом на сайте. Как правило, они проводятся в апреле-мае. Незаполненные места по программе второго высшего вуз обязан передать в общий конкурс.

Структура творческой папки

Руководство вуза может изменять составные части. Но обычно творческая папка состоит из следующих элементов:

  1. Автобиография, написанная литературным языком на 2-3 страницы. К автобиографии прикладывается краткая информация о студенте: его дата и место рождения, почтовый и электронный адрес, телефон, место учебы или работы, семейное положение. Тут же стоит указать примеры творческой деятельности, в которой себя мог пробовать студент.
  2. Замысел короткометражного фильма.
  3. Забавная история из жизни в форме рассказа на 5-6 страниц. Это должен быть хорошо знакомый случай, в котором абитуриент принимал участие или был наблюдателем. От него требуется подробное описание каждого эпизода. История состоит из собственно события и оценки автора.
  4. Описание своих кинематографических вкусов. Тут рекомендуется рассказать, какое литературное произведение студент экранизировал бы и почему.
  5. Фото (лучше сразу комплект до 10 штук формата 10х15, если не определились с факультетом), анкеты, ксерокопии паспорта, аттестата или диплома об образовании.

Форма предоставления работы произвольная, поэтому не стоит заморачиваться о том, как оформить творческую папку во ВГИК. Но представлять материалы необходимо ТОЛЬКО в печатном виде. Флешки, рисунки, диски и прочее не принимаются!

Изучаемые дисциплины за весь срок обучения по направлению «Режиссер кино и телевидения»

  • Безопасность жизнедеятельности
  • Деловой иностранный язык
  • Деловой этикет
  • Звуковое решение фильма
  • Изобразительное решение фильма
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности
  • История зарубежного изобразительного искусства
  • История зарубежного кино
  • История зарубежной литературы
  • История и теория неигрового фильма
  • История отечественного кино
  • История режиссуры зарубежного театра
  • История режиссуры русского театра
  • История религии
  • История России
  • История русского изобразительного искусства
  • История русской литературы
  • История телевидения
  • Кинодраматургия
  • Кинооператорское мастерство
  • Кинотехника и кинотехнология
  • Компьютерные технологии и информатика
  • Компьютерный монтаж
  • Концепции современного естествознания (КСЕ)
  • Культура речи
  • Культурология
  • Мастерство актера
  • Мастерство продюсера
  • Мастерство режиссера кино и телевидения
  • Математика и информатика
  • Основы анимации и компьютерной графики
  • Особенности работы над научно-популярным фильмом
  • Педагогика и психология
  • Правоведение
  • Практикум по иностранному языку
  • Практикум по культуре письма
  • Работа режиссера с архивами
  • Работа с актером на съемочной площадке
  • Режиссура многокамерной съемки
  • Режиссура неигрового кино
  • Режиссура телевизионного фильма
  • Русский язык и культура речи
  • Современная видеотехника и цифровые технологии в телепроизводстве
  • Современные формы монтажа
  • Телевизионная реклама и клипы
  • Тележурналистика
  • Теория и практика монтажа
  • Техника речи
  • Философия
  • Фотокомпозиция
  • Экономика

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Полноценное раскрытие творческого потенциала.
  2. Возможность работать с известными продюсерами, актерами и другими специалистами.
  3. Обретение популярности в узких или широких кругах.
  4. Профессия престижная, она связана с эмоциональной отдачей, но не с физической работой.
  5. Возможны многочисленные командировки по России и другим странам в составе творческой группы.
  6. Талантливые режиссеры получают премии, славу и очень высокий доход.
  7. Режиссер может заниматься видеоблогингом, кинокритикой, журналистикой – доступно много смежных сфер.

Минусы

  1. К сожалению, не все режиссеры добиваются успеха и популярности, поэтому многие выпускники профильных вузов работают в маленьких театрах, снимают короткометражки и занимаются постановкой праздников. Эта работа приносит хороший доход, но не удовлетворяет амбиции.
  2. Огромный конкурс в вузах, ведь на место могут претендовать более 20-25 абитуриентов.
  3. Высокое эмоциональное перенапряжение, возможны творческие кризисы.
  4. Ненормированный график работы, высокие требования, которые выдвигаются к качеству постановок.
  5. Длинный карьерный путь, ведь выпускники вуза могут рассчитывать лишь на должность ассистента или помощника режиссера.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Полноценное раскрытие творческого потенциала.
  2. Возможность работать с известными продюсерами, актерами и другими специалистами.
  3. Обретение популярности в узких или широких кругах.
  4. Профессия престижная, она связана с эмоциональной отдачей, но не с физической работой.
  5. Возможны многочисленные командировки по России и другим странам в составе творческой группы.
  6. Талантливые режиссеры получают премии, славу и очень высокий доход.
  7. Режиссер может заниматься видеоблогингом, кинокритикой, журналистикой – доступно много смежных сфер.

Минусы

  1. К сожалению, не все режиссеры добиваются успеха и популярности, поэтому многие выпускники профильных вузов работают в маленьких театрах, снимают короткометражки и занимаются постановкой праздников. Эта работа приносит хороший доход, но не удовлетворяет амбиции.
  2. Огромный конкурс в вузах, ведь на место могут претендовать более 20-25 абитуриентов.
  3. Высокое эмоциональное перенапряжение, возможны творческие кризисы.
  4. Ненормированный график работы, высокие требования, которые выдвигаются к качеству постановок.
  5. Длинный карьерный путь, ведь выпускники вуза могут рассчитывать лишь на должность ассистента или помощника режиссера.

Будущая профессия

Внешняя сторона деятельности будущего режиссера выглядит очень привлекательно, заманчиво: разумеется, весьма привлекательной выглядит перспектива создать киноленту, игру или спектакль, который принесет Вам славу и известность, сразу же поставит Вас в ряд с наиболее выдающимися режиссерами нашего века. На практике же, добраться до Олимпа чрезвычайно проблематично.

Профессия режиссера – штучная, эксклюзивная, престижная, обладающая высокой социальной значимостью. Даже после завершения обучения в вузе будущему выпускнику придется постоянно учиться и совершенствоваться.

Кинематограф – динамично развивающийся вид искусства, и процесс обогащения его языка постоянно продолжается, овладение широким арсеналом выразительных средств данной отрасли, умение их подбирать, комбинировать в соответствии с внутренним замыслом, определяет уровень профессионализма режиссера.

Режиссер театра и режиссер кино — в чем разница?

Самыми известными областями деятельности режиссера являются театр и кинематограф.

Перечень обязанностей этих профессий похож:

  • подбор актеров;
  • руководство актерами, технической группой;
  • разработка костюмов и декораций;
  • проведение репетиций.

Но есть у специальностей и существенные отличия.

Режиссер театра заканчивает работу в день премьеры, когда актеры работают с его напутствием, но без контроля. Поэтому он должен проводить максимально плодотворные репетиции для актерского состава, чтобы избежать ошибок на сцене.

Работа кинорежиссера не заканчивается в момент окончания съемок. Самая сложная и трудоемкая часть — это монтаж. В этот период из сырого материала видеозаписей создается картина, которая соответствует сценарию и видению режиссера.

У этих профессий есть свои особенности трудоустройства. Режиссер театра работает в определенном учреждении и имеет постоянное место работы. А режиссер кино — это тот, кто работает проектно.

Две похожие профессии отличаются друг от друга принципом ведения рабочего процесса.

Об особенностях поступления в ВУЗ на актера или режиссера

Чтобы поступить в университет на эти специальности, недостаточно только лишь иметь хорошие баллы по ЕГЭ. Да, они тоже важны. Но основной приоритет отдают актерским навыкам абитуриента. Подростку предстоит сдать творческий конкурс на высокий балл. Только в этом случае он сможет поступить на желаемую им специальность.

Критерии, по которым абитуриентов отбирают в университет

Для того, чтобы тинейджера взяли в театральный университет, он должен обладать рядом важных характеристик. В частности, учитывается:

Образование подростка. Чтобы начать учиться в театральном университете, тинейджер должен в обязательном порядке закончить школу. Также принимаются абитуриенты, которые закончили колледжи, техникумы. 
Возраст подростка. Поступить в театральный университет можно в абсолютно любом возрасте. Однако, комиссия пропускает, в основном, молодых людей.
Внешность. Она в сфере актерского мастерства очень важна

При этом, не имеется в виду красивое лицо (хоть это тоже важно). Главное, чтобы внешность у актера была яркой

Она должна запоминаться

Актер должен обладать собственной изюминкой
С помощью которой он будет овладевать вниманием зрителей. Например, у тинейджера может быть необычная мимика, глубокий взгляд, а также смешные черты лица
С помощью которых у подростка будет получаться вызывать эмоции. 
Обаяние

Актер в обязательном порядке должен им обладать. Для того, чтобы вызывать симпатию у зрителей. Тинейджер должен обладать врожденной харизмой. Чтобы людям было интересно следить за ним из зала. Если вышеназванное у подростка имеется, то комиссия заметит это. И у тинейджера появится больше шансов для того, чтобы поступить в ВУЗ.
Чувство ритма. Задача актера — быть развитым не только в актерском мастерстве, но и в других направлениях. Тинейджеру предстоит исполнять песни, а также принимать участие в номерах, в которых задействованы танцы. Соответственно, подросток должен обладать хорошим чувством ритма. В этом случае он сможет освоить все сопутствующие направления искусства.
Внутренняя эмоциональность. Она очень важна. Это качество проявляется в том, как актер может сыграть роль. Достаточно ли эмоционально он это сделает для того, чтобы задеть зрителя. Спровоцировать у него эмоции. А также сделать так, чтобы он поверил в организованное на сцене. 

Готовиться к творческому конкурсу нужно за несколько лет до него. Если у тинейджера есть предрасположенность к актерскому мастерству, то отдайте его в театральный кружок. Там он сможет развить вышеназванные навыки. И ему будет проще поступить в университет.

Зачем учиться в киношколе

Этот вопрос не так прост, как кажется. Дело в том, что научиться снимать кино можно и самому. Есть множество талантливых режиссеров, которые пришли в профессию извне. Среди них, например, такие легенды как Стэнли Кубрик и Акира Куросава

А учитывая, сколько денег стоит обучение в киношколе, важно твердо знать, зачем вы туда идете. Так какую же пользу приносит образование в профильном учебном заведении?

Во-первых, оборудование. Производство кино — технически сложный процесс, а киношколы как раз дают возможности для его реализации. В престижных училищах у вас в распоряжении будет профессиональная камера, съемочные павильоны, свет, звукозаписывающее, монтажное оборудование и многое другое. Но дело не только в этом.

Владислав Иконников
Кинорежиссер

В киношколе вас научат выстраивать рабочие процессы и налаживать взаимодействие с другими участниками команды. Вы получите фундаментальные знания обо всех сферах и этапах производства кинокартины: от операторской работы до грима, от питча идеи до постпродакшена и дистрибуции. Все это вы узнаете от настоящих практикующих профессионалов: режиссеров, операторов, сценаристов, продюсеров, художников. Фокус, конечно, будет на вашей специальности: если вы поступили на оператора, то будете изучать много технических моментов съемки. Но о работе других членов команды тоже получите четкое представление.

К тому же в большинстве престижных учебных заведений главная часть образования — практика. У вас будет возможность реализовать собственные проекты, причем обычно это не только дипломная работа, но и промежуточные «курсовые».

Специальность «режиссёр» в колледжах Беларуси

Освоить профессию можно после 11 класса в четырёх колледжах искусств. МГКИ специализируется на подготовке режиссёров народных обрядов и праздников (дневная и заочная формы). Зачисление происходит по результатам ЦТ по языку и внутреннего экзамена. Чтобы поступить в ВГККИ, ГГКИ, ПГКИ на эту же специальность, нужно сдать только экзамен. Срок обучения — 2 года 10 месяцев. Проходные баллы за 2019 год большинство ссузов уже опубликовало. Известно, что в МГКИ в прошлую вступительную кампанию поступали с 15,6 баллами на дневную бюджетную и с 24,3 баллами на заочную бюджетную формы. За год очного обучения студенты платили 1654 BYN.

Надеемся, мы сориентировали тебя, где можно учиться на режиссёра в Беларуси и что необходимо сделать для поступления. Хочешь узнать, подходит ли тебе эта профессия? Тогда пройди профориентационные тесты на сайте Адукар, чтобы убедиться в этом, и дерзай.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях , Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Что нужно для поступления в киношколу

  • дипломы или аттестаты о предыдущем образовании с транскриптом оценок;
  • портфолио работ.

Есть и специфичные требования. Чтобы поступить в большинство киношкол, нужно представить свой собственный проект. Для будущих режиссеров это обычно небольшой фильм хронометражем в несколько минут. Требования к работе в каждом вузе разные — их нужно проверять на сайте. Там же вы можете узнать, дает ли учебное заведение стипендии. В сфере кино это штука скорее редкая, но все же встречается.

Дополнительно во многих заведениях придется пройти интервью или вступительные экзамены. Во французской La Fémis, например, абитуриенты проводят кинематографический анализ отрывка из фильма, пишут сценарий и даже снимают короткую сцену с настоящими актерами и оператором.

Учтите, что требования для поступления также будут зависеть от типа программы. В сфере киноискусства, как и во всех остальных, можно получить дипломы бакалавра, магистра и даже PhD. Причем бакалаврские программы распространены несколько меньше магистерских. Бывают и краткосрочные программы. Поступить на них легче и учиться дешевле, но таких фундаментальных знаний, как на полных программах, вы не получите.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: