Тест на импульсивность: шкала импульсивности баррата

Введение

Ситуация, сложившаяся в последние полгода во всем мире, потребовала решения многих проблем, связанных с разработкой и новой вакцины, и новых лекарств, помогающих профилактике и лечению COVID-19. Перед биологами и вирусологами стояли сложные задачи, направленные на изучение природы вируса и его возможных мутаций. Но наряду с этими вопросами, все более остро вставала и необходимость понимания психологических реакций людей на депривацию жизненного пространства, сужение их временной перспективы и тесно связанные с этим нарушения эмоционального благополучия, психологической стабильности и укорененности.

Не менее актуальной становится и изучение реакции не только на изменения реального жизненного мира, но и на необходимость формирования иных форм деятельности и общения в пространстве интернета

Предположения, иногда чисто умозрительные, о наступлении новой эпохи цифрового общества и важности цифровой информационной социализации на наших глазах оборачиваются обыденной реальностью. И эта реальность начинает вытеснять прежние представления о жизни, о пространственно-временном континууме и связи между разными параметрами психологического хронотопа (Балашова, Марцинковская, 2017)

Аналогично предсказания близости экологической катастрофы (Марцинковская, Преображенская, 2020), неоднократно упоминавшейся в последнее время, также воплотились в реальность в виде опасного нового вируса, который, конечно, связан и с ухудшением экологии, и с изменением климата. Ведь многие тяжелые последствия появляющихся форм гриппа и пневмонии сопровождаются осложнениями, связанными именно со старыми, уже имеющимися у людей болезнями.

Компоненты и содержание опросника

1. Фрустрация пространства

Ограничили ли вы реальные контакты с людьми в период коронавируса?

Стали ли вы более осторожными в период коронавируса? Считаете ли вы уход на карантин и вынужденную удаленную работу людей эффективным средством защиты от коронавируса?

2. Степень опасности

Как вы считаете, как скоро в вашей стране победят эпидемию коронавируса?

Как вы считаете, является ли коронавирус смертельной опасностью для населения вашей страны?

Испытываете ли вы панику из-за ситуации с коронавирусом? Считаете ли вы проблему с пандемией коронавируса реальной угрозой для всего человечества?

Запаслись ли вы необходимой провизией в ситуации карантина из-за коронавируса?

3. Способы защиты

Соблюдаете ли вы эти меры защиты у себя в семье?

Считаете ли вы Интернет в ситуации карантина из-за коронавируса продуктивным средством социализации людей?

Считаете ли вы ношение медицинской маски, обильное мытье и дезинфекцию рук обязательными мерами защиты от коронавируса?

4. Информация

Следите ли вы за новой информацией о распространении коронавируса? Если да, то какой источник информации предпочитаете?

Распространяете ли вы новую информацию о коронавирусе и способах защиты среди своих родных, друзей, знакомых? Если да, то с помощью каких источников?

5. Будущее и интернет

Считаете ли вы, что наше будущее изменится в сторону развития новых технологий во всех областях?

Считаете ли вы, что в будущем будут стремительно развиваться на разных интернет-серверах новые онлайн-развлечения, общение?

6. Эмоциональное состояние

Комфортно ли вы себя чувствуете на вынужденной удаленной работе дома или вы испытываете дискомфорт?

Чувствуете ли вы раздражение из-за ситуации с коронавирусом?

7. Фрустрация времени

Изменился ли ваш распорядок дня в ситуации с коронавирусом?

8. Будущее и реальность

Изменения в будущем для человечества будут (подчеркните нужный вариант): а) позитивными; б) негативными; в) амбивалентными.

Результаты теста

Ваша импульсивность тем выше, чем больше баллов вы набрали.

  • Цифры от 70 до 75 указывают на патологическую импульсивность,
  • Значения выше 75 — на серьезные расстройства контроля над импульсивностью.

В отличие от тестов, которые любят печатать глянцевые журналы, шкала Баррата не предлагает диапазона “нормальной” импульсивности. Понятие нормы очень расплывчато и отличается для разных групп людей: скажем, подростки набирают по шкале Баррата больше баллов, чем взрослые.

В качестве ориентира можно использовать средние данные для здоровых взрослых людей из разных популяций. Например, бразильцы в среднем набирают 62 балла , американцы — от 62 до 65 , , а арабы — неожиданно 53* . Автор этой книги набрала аж 89 баллов.

Утверждения из опросника Баррата охватывают 6 основных типов импульсивности:

  1. невнимательность,
  2. когнитивная неустойчивость,
  3. неспособность долго сидеть на одном месте,
  4. неусидчивость,
  5. плохой самоконтроль,
  6. неспособность решать сложные когнитивные задачи.

Первые два фактора объединяют под общим критерием “отвлекаемость внимания”, вторые — под “моторной импульсивностью”, а последняя пара формирует группу “способность к планированию и самоконтроль”.

Подсчёт результатов

Для получения результата по базовым шкалам необходимо вычислить среднее арифметическо значение по вопросам, входящим в эту шкалу, т.е. сложить баллы по входящим в шкалу вопросам и разделить сумму на их количество. Если по каким-то из вопросов не было получено ответов, то их исключают из подсчёта. В случае, если пропущено 20% вопросов теста (18 пунктов) или 40% вопросов какой либо шкалы, результаты не могут считаться достоверными.

Результат по шкале GSI считается как среднее арифметическое значение всего теста, т.е. сумма баллов всех вопросов, делённая на 90.

PST равен просто количеству вопросов, на которые даны неотрицательные ответы.

PSDI — средняя тяжесть предъявляемых симптомов, вычисялется как деление общего балла всего теста на значение PST. Таким образом, при PST=90, GSI и PSDI будут равны друг другу, чем меньше значение PST, тем больше будет различие между ними.

Таблица базовых шкал SCL-90-R с входящими в них пунктами

Шкала

Количество пунктов

Номера пунктов

Соматизация

12

1, 4, 12, 27, 40, 42, 48, 49, 52, 53, 56, 58

Навязчивости

10

3, 9, 10, 28, 38, 45, 46, 51, 55, 65

Сенситивность

9

6, 21, 34, 36, 37, 41, 61, 69, 73

Депрессия

13

5, 14, 15, 20, 22, 26, 29, 30, 31, 32, 54, 71, 79

Тревожность

10

2, 17, 23, 33, 39, 57, 72, 78, 80, 86

Враждебность

6

11, 24, 63, 67, 74, 81

Фобия

7

13, 25, 47, 50, 70, 75, 82

Паранойяльность

6

8, 18, 43, 68, 76, 83

Психотизм

10

7, 16, 35, 62, 77, 84, 85, 87, 88, 90

Литература

  1. Асмолов, Г.А. Асмолов, А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. №4. С. 3–18.
  2. Батлер, Дж. Заметки к перформативной теории собрания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
  3. Гришина, Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология личности: Пребывание в изменении / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 117 –154.
  4. Дергачева, О.Е., Митина, О.В. Подходы к конструированию русскоязычной версии опросника каузальных ориентаций // Психологическая диагностика. 2005. №1. С. 3–21.
  5. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
  6. Марцинковская, Т.Д. Информационное пространство транзитивного общества: проблемы и перспективы развития // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. №3 (105). С. 77–96.
  7. Марцинковская, Т.Д., Балашова, Е.Ю. Категория хронотопа в психологии // Вопросы психологии. 2017. №6. С. 56 –67.
  8. Марцинковская, Т.Д., Преображенская, С.В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. №3. С. 45–56
  9. Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Нестик, Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.
  10. Taber, K.S. The Use of Cronbach’s Alpha When Developing and Reporting Research Instruments in Science Education // Research in Science Education. 2018. Vol. 48. P. 1273–1296.

История создания

Методика SCL-90-R создана Дерогатис на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) — методики, ведущей свою историю от Cornell Medical Index (Wider, 1948), которая, в свою очередь, опиралась на «Шкалу дискомфорта» разработанную Parloff с соавторами (1953).

Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании. Во-первых, методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначенный для работы с больными.

Во-вторых, пять первоначально выделенных симптоматических категорий хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были направлены, не охватывали других важных областей симптоматики.

И в-третьих, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто «шумом». Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациентов с клиническими данными.

Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий, определен ных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее.

Первоначальная версия шкалы, предложенная Дерогатисом и его коллегами на основании клинической практики и психометрического анализа, затем была модифицирована и валидизирована в настоящем варианте.

Клиническая значимость

SCL-90-R — методика, предназначенная для определения текущего статуса, она не подходит для диагностики личности. Инструкция к методике и её внутренняя суть предполагает изучение именно степени дискомфорта, причиняемого теми или иными симптомами, вне зависимости от того, насколько они выражены в реальности. Кроме того, методика не включает шкалы лжи и структура не направлена на коррекцию установочных ответов испытуемого, что также должно учитываться при инструктаже и тестировании (хотя шкала психотизма за счёт необычных симптомов, в неё входящих, может использоваться для оценки степени искренности испытуемого и его склонности к аггравации, если заведомо известно об отсутствии психотических расстройств).

Основное предназначение шкалы — выявление психологического симптоматического статуса широкого круга лиц, поэтому результаты опросника имеют достаточно приблизительную клиническую значимость, но SCL-90-R может применяться достаточно широко. Исключением являются люди, не способные воспринять смысл инструкций, пациенты с деменцией и явно психотическими состояниями.

Полезные советы тем, кто планирует беременность

Если вы знаете день овуляции, то вероятность забеременеть естественным путем будет выше. Но есть несколько способов, для того чтобы повысить вероятность зачатия:

Перестаньте курить, пить алкоголь и принимать наркотики — эти вещества снижают фертильность женщины и качество спермы мужчины.
По возможности высыпайтесь, занимайтесь умеренной физической активностью и снизьте количество стресса в жизни.
Питайтесь разнообразно и умеренно — так в ваш организм будут поступать все нужные витамины и микроэлементы.
Женщинам стоит начать принимать фолиевую кислоту за 2-3 месяца до начала попыток забеременеть.
Мужчинам важно воздержаться от эякуляции за 2-4 дня до овуляции женщины — так сперма лучше «созреет».
Планируйте время зачатия как можно ближе к моменту выхода яйцеклетки.
Занимайтесь сексом во второй половине дня — тогда количество активных сперматозоидов максимально.

50 самых посещаемых статей на Зожнике за 2018 год

Материнство и возраст: обязательно ли родить до 35?

Про изменившееся после родов тело

Опросник Баррата — для определения собственной импульсивности

5 лучших соревновательных видов спорта для интровертов

Импульсивность — одна из главных причин всех остальных проблем с самоконтролем

Пожалуй, самая важная поведенческая особенность, которая увеличивает вероятность проблем с самоконтролем практически в любых сферах жизни, — импульсивность. У этой черты есть много определений, но лучше всех отражает суть вот такое: импульсивность — предрасположенность человека к быстрым, не запланированным заранее реакциям на внешние или внутренние стимулы без учета негативных последствий таких реакций .

Это определение отлично описывает любые проблемы с самоконтролем. Шел мимо “Макдоналдса”, увидел рекламу картошки фри, зашел внутрь и съел большую порцию (с сырным соусом), хотя сто раз обещал себе придерживаться здоровой диеты, — годится. Сел готовиться к завтрашнему выступлению на собрании, через полчаса решил отдохнуть и 5 минут почитать “ВКонтакте”, просидел в соцсетях до 3 утра и в итоге ничего не сделал — годится. Решил наконец-то выучить английский, записался на курсы, но ни разу не выполнил домашнее задание, потому что все время находились более важные дела, — годится. И так далее.

В лабораторных тестах более импульсивные добровольцы чаще выбирают действие, которое дает скромную награду, зато немедленно, отклоняя предложения, обещающие большую награду, но потом . Короче, импульсивность — надежная гарантия провала “зефирного теста”.

Конечно, время от времени каждый из нас дает себе поблажку, потворствуя сиюминутным прихотям. Но одни люди поступают так заметно чаще других, “сливая” многие или даже почти все жизненные проекты. В этом случае уже можно говорить об импульсивности как о значимой черте характера и, соответственно, о глобальных проблемах с силой воли.

Но опять же, хотя в целом суть понятий “импульсивность” и “слабый самоконтроль” понятна, для того, чтобы изучать их, специалистам нужны более строгие критерии, чем просто здравый смысл.

Чаще всего исследователи оценивают степень импульсивности при помощи занудных длинных опросников: считается, что даже если человек слегка приукрашивает свои ответы, по итогам всего теста картина получается более или менее объективной. Особенно если опросить много людей и сделать поправку на систематическую ошибку. Чаще всего в лабораторных тестах исследователи используют “Шкалу импульсивности Баррата” (BIS-11). Этот специализированный опросник был создан в 1995 году* психологом Эрнестом Барратом и его коллегами из медицинского отделения Техасского университета в Галвестоне .

Внутренняя структура

SCL-90-R включает в себя 90 утверждений, сгруппированных в ряд шкал. Каждый из 90 вопросов оценивается по пятибалльной шкале (от 0 до 4), где 0 соответствует позиция «совсем нет», а 4 — «очень сильно».

SCL-90 (соответственно, и SCL-90-R) содержит следующие шкалы:

  1. Соматизация
  2. Обсессивно-компульсивные расстройства (навязчивости)
  3. Интерперсональная чувствительность
  4. Депрессия
  5. Тревожность
  6. Враждебность
  7. Навязчивые страхи (фобии)
  8. Параноидность (паранояльность)
  9. Психотизм
  10. Общий индекс тяжести
  11. Индекс тяжести наличного дисстресса
  12. Число утвердительных ответов (число беспокоящих симптомов)

Можно ли почувствовать овуляцию?

Есть женщины, которые ощущают наступление овуляции. Они говорят о несильной тупой или колющей боли, которая едва ощутима и затем внезапно прекращается. Это может означать, что произошла овуляция. Нельзя точно утверждать вызвана ли эта боль лопавшимся фолликулом или напряжением в области яичника. Но врачи настаивают: овуляцию нельзя почувствовать, так как фолликул не содержит нервных окончаний.

Но так как процессом овуляции управляют половые гормоны, влияющие на физическое и эмоциональное состояние женщины, и температуру тела. За 1-2 дня до овуляции повышается уровень эстрогена в крови, а значит можно ощутить некоторый эмоциональный и физический подъем сил и повышение либидо. А еще можно заметить, что изменились выделения из влагалища – под воздействием эстрогена они становится более прозрачными и жидкими. Цервикальная жидкость (так называют выделения) имеет состав, помогающий сперматозоидам дольше сохранять свою активность и облегчает путь к яйцеклетке.

Теоретические основы

Девять основных симптоматических расстройств были выделены в результате комплексного клинического, эмпирического и аналитического исследования. Авторы выбрали только те синдромы, которым в литературе даны четкие и ясные определения, что позволило им, по возможности, избежать сомнений относительно того, что же на самом деле измеряется. К тому же требовалось, чтобы те ощущения, которые объединяются в каждую из симптоматических групп, возможно было измерить в пределах стандартных шкал и, более того, чтобы они были доступны пониманию испытуемого во время заполнения шкалы. Окончательным критерием было подтверждение базовых дефиниций в клинике.

Калькулятор овуляции — в помощь!

Калькулятор овуляции — это совершенно бесплатная программа, позволяющая рассчитать благоприятное время для зачатия мальчика или девочки. Если менструальный цикл регулярный и нет гинекологических проблем, то вы можете высчитать период, который больше всего способствует беременности.

Главное преимущество онлайн-программы – существенная экономии и времени, и денег. Вам не нужно измерять базальную температуру, проходить специальные тесты на овуляцию, записываться на ультразвуковое исследование (УЗИ) в ближайший медицинский центр.

Важно обратить внимание на такую особенность: овуляция может сдвигаться в разных циклах из-за стрессов, чрезмерных физических нагрузок, употребления алкоголя и массы других факторов. Поэтому строго рекомендуется просчитывать даты каждый месяц отдельно

В любом случае, если вы планируете пол ребенка по овуляции, необходимо учесть, что существуют сперматозоиды «женского пола» и сперматозоиды «мужского пола». Первые менее подвижные, но более живучие. Вторые наоборот — менее живучие, но более подвижные. Если вы хотите девочку, лучшее время для зачатия — за 3-5 дней до овуляции. Если же в планах мальчик, лучше заняться сексом за 1-2 дня до овуляции.

Как происходит овуляция

Овуляция — это выход созревшей яйцеклетки из яичника, который случается в середине менструального цикла. В норме овуляция происходит за 14 (плюс-минус 2 дня) дней до начала менструации. Обычно яйцеклетка выходит раз в месяц и живет примерно сутки. Крайне редко, но овуляция бывает и 2 раза за месяц. Без овуляции же зачатие невозможно.

Овуляция похожа на крошечный взрыв – это в яичнике лопается созревший фолликул и яйцеклетка выходит наружу. Происходит «взрыв» крайне быстро, буквально за несколько минут.

Процесс роста фолликула и созревания в нем яйцеклетки обеспечивается гормоном ФСГ, который вырабатывается гипофизом. Приблизительно в середине цикла, на стыке двух его фаз, происходит овуляция. Яйцеклетка освобождается и движется по фаллопиевой трубе по направлению к матке. На месте фолликула формируется желтое тело, функция которого заключается в синтезе прогестерона. Этот гормон способствует подготовке слизистой оболочки матки к принятию зародыша. Желтое тело «живет» до момента формирования плаценты. Если беременность не наступает, оно регрессирует и в одном из яичников снова начинается очередной период созревания фолликула.

Общие сведения

Методики на выявление агрессии , что это и для чего они используются?

Слово «агрессия» происходит от латинского «agressio», что дословно переводится, как «приступ», «нападение».

Означает этот термин деструктивное поведение человека, которое нарушает нормы общественной морали и приносит психологический дискомфорт, а в некоторых случаях и физический ущерб объекту, который был подвержен агрессии.

Для взрослого человека склонность к агрессивному поведению может быть причиной, не позволяющей выстроить нормальные, доверительные отношения в профессиональном коллективе, что значительно снизит его потенциал успешной деятельности.

Также такое поведение может ухудшить его межличностные отношения в самой малой ячейке общества , в семье, излишняя агрессия может стать причиной психологического, а иногда и физического травмирования детей.

Очень часто излишняя неконтролируемая агрессивность приводит и к нарушению закона.

Однако наиболее остро вопрос агрессивности стоит в подростковом возрасте, в период становления личности, когда обостряются черты характера, часто выходя на уровень, граничащий с нарушениями работы психики.

Около 10-15 % подростков оказываются неприспособленными к взаимодействию с обществом, причем большинство из них проявляют склонность к агрессивному поведению.

Проявление агрессии у подростков может заключаться не только в физическом насилии, невербальном или вербальном выражении к другому человеку, но и распространяться на невоодушевленные предметы, а также проявляться и по отношению к самому себе , такое явление называют аутоагрессией.

Ее последствием может быть большое количество психологических проблем в более зрелом возрасте.

Формирование агрессии происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому именно в это время существует острая необходимость выявления склонности к агрессивности для последующей коррекции поведения подростка.

Для этой цели используются различные методики, в основе которых лежат следующие подходы к агрессии:

  1. Нормативный подход. Заключается в противопоставлении поведения определенного человека нормам общественной морали. При этом поведение признается агрессивным, если оно отвечает двум следующим тезисам: объекту агрессии был причинен ущерб, поведение агрессора нарушало общественные нормы.

Глубинный психологический подход. Рассматривает агрессию, как инстинктивное проявление по аналогии с другими высшими животными, &#171,инстинкт смерти&#187,, также часто отмечается связь агрессии и сексуального поведения.

Целевой подход. Определяет агрессию, как необходимую для самоутверждения, выживания и доминирования функцию. Согласно этой точке зрения, данная черта играет ведущую роль для охвата индивидуумом необходимых для его жизнедеятельности ресурсов.

Результативный подход. В данном случае агрессивность рассматривается с точки зрения нанесенного жертве ущерба, то есть определяется, исходя из результатов агрессивного поведения.

Оценка намерений агрессора. Агрессивное поведение оценивается, исходя из намерения и мотивов агрессора причинить вред объекту, который, со своей стороны, не желает подобного обращения с собой.

Эмоциональный подход. В основе этого подхода акцент внимания приходится на агрессивные чувства и связанные с ними действия.

Недифференцированный подход. Определяет агрессивность, исходя из отдельных психологических теорий. Например, с точки зрения бихевиоризма это , рефлекс, реакция на внешний раздражитель, вызывающий дискомфорт.

Когнитивная психология рассматривает агрессию, как результат обучения, при котором индивидуум выбирает для себя наиболее правильную, с точки зрения предыдущего опыта, линию поведения.

Многоаспектный подход. Затрагивает несколько или все вышеперечисленные подходы, рассматривая агрессию, как сложное проявление поведения, включающее в себя множество аспектов.

Разработанные методики помогают определить общий уровень агрессивности человека, а также выявить тенденции к отклонениям в эмоционально-аффективной сфере.

Они могут представлять собой опросники, проективные задания, интервью или какую-либо другую форму, предназначаться для взрослых или детей, уделять особое внимание проявлениям агрессии или лежащей в ее основе мотивации

Валидизация

В 1976 г. Дерогатис, Рикельс и Рок провели работу по сопоставлению шкал SCL со шкалами MMPI. Работа была проведена на 119 «симптоматических добровольцах», и кроме MMPI в нее были также включены обычные клинические шкалы. Шкалы SCL имеют высокие корреляции с соответствующими симптоматическими группами MMPI, кроме группы обсессивно-компульсивных симптомов. Результаты исследования отражают высокий уровень конвергентной валидности для SCL. В 1980 г. Горовиц и его коллеги рассмотрели SCL в связи с исследованиями по PTSD, а в 1981 г. было обнаружено, что при тестировании SCL удалось получить различия в результатах теста между пациентами с PTSD, получавшими терапевтическую помощь, и пациентами, не получавшими такой помощи. Баум и его сотрудники в нескольких опубликованных работах привели чрезвычайно интересные данные о хорошей чувствительности SCL при тестировании стресса для Three Mile Islend. В похожем исследовании Грин и ее коллеги использовали SCL для определения уровня стресса при пожаре в клубе Beverly Hills Supper. Также SCL использовалась для диагностики лиц с различными клиническими проявлениями в психиатрии, онкологических больных, наркологических пациентов, пациентов с различными физическими заболеваниями. Многочисленные исследователи доказали самостоятельную ценность клинических и психометрических характеристик SCL. Кроме того, методика переведена на многие языки и используется во многих странах. Русский вариант SCL применялся в комплексном исследовании, которое проводилось лабораторией психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН.

Для определения показателей надежности субшкал SCL-90-R использовали весь массив данных, полученных на выборках нормальной популяции, профессионалов, род деятельности которых связан с постоянным риском для здоровья и жизни, а также популяции, подвергшейся воздействию потенциально психотравмирующих событий (ветераны войны в Афганистане, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, беженцы), кроме этого были включены данные по двум выборкам популяции психиатрических пациентов с диагнозами шизофрения и соматоформные расстройства. Надежность методики определялась по показателям а-Кронбаха, стандартизованная а, а также методом расщепления теста пополам Cубшкалы SCL-90-R обладают достаточно хорошей надежностью, за исключением шкалы PAR.

В качестве критерия надежности был использован а-коэффициент, который является вариацией формулы Ruder-Richardson 20. Полученные коэффициенты были вполне удовлетворительно распределены между низким 0,77 для субшкалы психотизма и высоким 0,90 для депрессии значениями. Тест-ретестовые коэффициенты были получены при анализе данных 94 психиатрических пациентов, которые тестировались во время первичного осмотра и повторно обследовались через неделю перед первым терапевтическим сеансом. Большая часть этих коэффициентов колеблется между 0,80 и 0,90, что является соответствующим уровню для значений симптоматических групп.

Обработка и интерпретация результатов

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

а – оценка своих умений;

б – оценка своего эмоционального отношения;

в – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания»

Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности)

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения»

Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам

Предпочитительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек-знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек-человек» и «человек-знак»), модельер (сферы «человек — художественный образ» и «человек — техника») и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Синдром Аспергера у женщин

Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.

Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей — 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:

неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным

Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
селективный мутизм

Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.

Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.

Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.

Заключение

Полученные результаты позволяют констатировать, что шкалы методики представляют собой достаточно надежный инструмент для диагностики различных аспектов переживания пандемии COVID-19. Однако прежде, чем утверждать, что данный опросник может быть использован с целью полноценной диагностики, требуется его дальнейшая апробация на большем количестве респондентов, а также проверка конвергентной и дискриминантной валидности и воспроизводимости данных, полученных при помощи этой методики. В дальнейшем планируется проведение всех указанных этапов проверки психометрических свойств опросника в условиях жестких ограничительных мер и вынужденной самоизоляции.

В настоящее время апробируется новый вариант опросника, направленный на исследование когнитивной, эмоциональной и поведенческой реакций в период второй волны пандемии и новых ограничений, связанных с карантином. Планируется проанализировать динамку переживания отношения к разным сферам жизни в период первого и второго карантина. Начата также апробация опросника, созданного для исследования психологических аспектов прекарности. После сбора новых данных планируется работа по валидизации всех опросников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: