Скульптуры лувра

Коллекция сейчас

Французская скульптура находится на нижних этажах крыла Ришелье, а самые знаменитые и монументальные шедевры можно увидеть во внутренних двориках с крышей. Самый знаменитый – двор Марли, где можно увидеть четыре прекрасные конные статуи, прозванные «кони Марли» авторства Гийома Кусту. Массивные статуиукротителей коней заказаны Людовиком XV для украшения террасы одноименного замка. В дальнейших залах можно проследить становление французской скульптуры от строгих, религиозных мотивов Средневековья до французского маньеризма XIX века.

Коллекция итальянской скульптуры значительно меньше по объему, чем французская, но также заслуживает особого внимания. Она находится в Галерее Мольен первого этажа крыла Дэнон. Здесь можно увидеть знаменитые шедевры Микеланджело (в частности «Рабов»), «Амур и Психея» Кановы, «Дама с вуалью» неизвестного автора.

Скульптуры Лувр фото

Похищение Ганимеда

Фрагмент: Въезд Христа в Иерусалим

Пьедестал украшен скульптурами дикой природы

Архитектура или геометрия

Алтарь Четырнадцати ходатаев

Шарль Ле Брун (1619-1690), первый король художника

Плутон, бог подземного мира

Скульптура: Бык

Союз живописи и скульптуры

Милон де Кротоне (Entre 540 — 516 пр J.C.)

Мелеагр

Клеопатра умирание

Бергер Париже

Река

Умирающий гладиатор

Вулкан

Медальон короля

Смерть Дидоны

Les Sacrifiantes

Бог Марс

Эпизод чумы в Флоренции

Offrande à Priape

Благотворительность

Муций Сцеволой страшась боли

Галерея Мельпомены (классические греческие скульптуры)

Полифем, сидя на скале

Бог когда-то сказал плохое про вора

Самсон

Пьета

Вителлий

Леда и лебедь

Гений Весны

Эдип и Форбс

Религия убийство Ересь

Флора

Абель

Леда и лебедь

Муций Сцеволой страшась боли

Абель

Мелеагр

Геракл

Un Fleuve

Поэзия и музыка празднуют славу Людовика XIV

Джой

Смерть Катона Утики

Вителлий

Женщина

Поэзия и музыка празднуют славу Людовика XIV

Время, чтобы узнать правду и любовь искусств

Река

Пьер Андре де Сюффрен де Сен-Тропе

Иоанн Богослов

Алтарь фрагменты

Погребальная скульптура: человек с усами и короткой бородой

Геракл помогает Атланту, поддерживающие небесный глобус

Сидящая фигура

Пьер Сегье

Триумф Смерти

Юдифь с головой Олоферна

Ртуть есть свои крылья (уменьшенная версия)

Христос на кресте

Ариан и пантера

Персидский плен

Статуя Сехмет, лев с головой богини

Статуя Сехмет, лев с головой богини

Мельпомена

Юпитер

Гладиатор

Мученичество Святого Варфоломея

Рычаг (внутри)

Эпитафия

Нимфа

Бог здоровья

Муза: Мельпомена

Так называемая азиатская Кибела

Муза: Полимния и Клио (?)

Римский император

Обесчещенный

Живопись и скульптура

Союз живописи и скульптуры

Женщина

Рома сидит

Император Август (27 г. до н.э. до н.э.-14 г. н.э.)

Литье украшены овалов

Скульптура Представляя медальон короля

Фигурка

Обнаженные женские фигурки

Обнаженные женские фигурки

Табакерка

Геракл увенчан славою

Религия убийство Ересь

Галерея Мельпомены (классические греческие скульптуры)

Пьер

Архангел Гавриил

Женская голова увенчана башней

Молодая женщина

Вид части с глиняными фигурками

Путти

Сен-Жак-ле-Минёр

Беренис

Аллегория Праги

Торс Святого Себастьяна

Никому не известный молодой человек

Минерва; после античного

Человек задрапированный кружевами

Исида

Философ, Зенон (?)

Иоанн Креститель

Тиберий

Амур

Мальчик с шипом

Вдова Клод де Клермон

Философ Сенека

Исида

Боевой между львом и солитером

Три головы из гроб

Глава святого Иоанна Крестителя

Голова женщины

Нефертум

Женский бюст

Глава молодого человека

Глава символов

Март с мечом (?)

Г-жа Серват

Корнелис Витсен, мэр Амстердама (1605-1669)

Катарина, жена Корнелис Витсен

Пигмалион и Галатея

Геометрия

Самсон, разрывающий льва

Луи-Филипп, герцог Орлеанский (1725-1785)

Женщина голова с диадемой, Диана?

Hamadryade et enfant

Молодой человек

Неизвестный Персонаж (философ)

Дени Дидро (1713-1784), писатель

Человек

Мохаммед Осман Хан, племянник посла султана Сахиб Tippoo

Фердинанд I Арагонский (1423-1494), король Неаполя в 1458

Женская голова

Зима

Козимо I Медичи (1519-1574), великого герцога Тосканского

Пьер-Клод Нивель де ла Шоссе (1692-1754), драматург

Сан — Себастьян

Портрет девушки

Как менялся древнегреческий канон маскулинности

Первым изображением мужского тела в античной скульптуре стали так называемые куросы. Самые ранние скульптуры куросов были найдены в святилище Аполлона, поэтому одно время их всех считали олицетворением бога. Имея подчеркнуто маскулинные пропорции — широкие плечи и узкие бедра, они воплощали юношескую красоту, силу и выносливость. Фигуры куросов максимально статичны, они словно замерли в ритуальном оцепенении; их движения отличаются резкостью и громоздкостью. Сами статуи подчинены фронтальному ракурсу, столь популярному у северо-восточных соседей. Этот тип скульптуры попал в Грецию из Египта, но в отличие от шагающих в вечность фараонов греческие куросы полностью обнажены. Считается, что нагота — это как бы их инициальная одежда.

Курос (надгробная статуя Кройсоса). Около 530 года до н. э. Паросский мрамор. Национальный археологический музей, Афины

В классический период Древней Греции мужские тела становятся более изящными, хоть и по-прежнему остаются телами воинов и атлетов. При этом мужская нагота решительно противопоставляется женской одетости.

Знаменитый «Дорифор» («Копьеносец») скульптора Поликлета демонстрирует не только силу, но также легкость и гармонию. Именно в этой статуе Поликлет воплотил канон идеальных пропорций мужской фигуры и понимание принципов симметрии. Например, голова копьеносца составляет 1/7 часть высоты его тела, математически просчитаны даже размеры пальцев. Обнаженный мужчина (возможно, эпический герой Ахилл) выглядит совершенно расслабленным и в то же время максимально собранным за счет контрапоста — пластического приема, когда опорной ноге соответствует приподнятое плечо, а свободной ноге — спокойно располагающаяся вдоль туловища рука. Оригинальная статуя из бронзы, к сожалению, не сохранилась, так что шедевр Поликлета мы знаем только по мраморным римским копиям.

Поликлет. «Дорифор» («Копьеносец»). Реконструкция на основании мраморных римских копий с греческого бронзового оригинала работы Поликлета около 440 года до н. э.

Еще один великий античный скульптор Мирон в статуе «Дискобол», напротив, сумел передать самую суть движения: краткий миг между замахом и выбросом спортивного снаряда вперед. В «Дискоболе» удивительным образом сочетаются динамика и статика, а силуэт скульптуры создает лихо закрученную спираль.

Мирон. «Дискобол». Около 450 года до н. э. Мраморная реконструкция древнегреческой статуи работы Мирона из Елевфер. Палаццо Массимо алле Терме, Рим

С развитием античного искусства постепенно менялся эталон мужского тела. В эпоху поздней классики появляются тела, которые созданы не столько для войны, сколько для наслаждения и любви.

Иосиф Чайков, «Футболисты»

На древнегреческую традицию ориентировался и советский скульптор Иосиф Чайков, проектируя конструктивистский шедевр «Футболисты». Герои Чайкова не отличаются живостью черт, зато как ярко их движение! Трехметровая скульптура весом в тонну держится всего на одной точке опоры, причем смещенной относительно центра, — на пятке вратаря. Скульптор уравновешивал композицию с помощью сложной схемы полых и залитых бронзой частей, и в итоге фигуры футболистов, держащиеся практически на одном честном слове, получились удивительно устойчивыми — не хуже любой твердо стоящей на ногах скульптуры. Эксперты, собравшиеся на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, были поражены композиционным решением «Футболистов», и на вопрос: «Как же она стоит?» до сих пор не могут с точностью ответить даже современные специалисты.

«Футболисты» интересны не только с инженерной, но и с художественной точки зрения. Чайков смог, опираясь на античные образцы, создать скульптуру, полностью перекликающуюся с идеалами партии: активный спорт, физическое напряжение, вратарь, бросающийся под ноги врагу, чтобы защитить свои ворота, — все вполне в коммунистическом духе. Но от хрупкого равновесия отчаянно борющихся героев веет скорой войной и гибелью.

Смещенная точка опоры — основная задача Чайкова, заигрывающего с новыми авангардными течениями. Но в отличие от некоторых прославленных русских художников скульптор не ударяется в абстракцию — его конструктивизм получился реалистичным, его кубизм понравился простым людям. И еще неясно, какая загадка интереснее: загадка «Черного квадрата» или загадка инженерного замысла, который уже 80 лет удерживает бронзовые фигуры весом в тысячу килограммов на одной пятке.

Огюст Роден, «Данаида»

Один из известнейших скульпторов мира, Огюст Роден не отличается излишней любовью к реализму — все-таки он символист, даже романтик, поэтому наряду с реалистичным образом для него важна и идея, которая далеко не всегда принимает привычные нам формы. Герои мастера зачастую буквально вырастают из необтесанного камня — именно поэтому о Родене говорят, что он превратил скульптуру в поэзию: его персонажи будто борются со своим небытием и побеждают его той экспрессивностью и эмоциональностью, которыми наделяет их автор. Пожалуй, только одну работу Родена при определенных обстоятельствах можно было бы спутать с живым человеком — лежащую на камне юную Данаиду. Великий француз, как и все его коллеги, не мог не восхищаться искусством Древней Греции, и в этой работе он отсылает зрителей к мифу о пятидесяти дочерях короля Даная, которые по приказу отца в первую брачную ночь убили своих мужей, и лишь одна из девушек спасла жизнь супругу. За это преступление боги прокляли Данаид: они будут вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.

Роден расположил девушку спиной к зрителю — она ничком лежит на камне, показывая соблазнительно живые изгибы своего тела. Спина и руки при правильном освещении выглядят мягкими и упругими — кажется, что, прикоснувшись, почувствуешь под пальцами нежную кожу молодой девушки, а не холод камня. Данаида выбрала явно не самую удобную позу для сна, но вся ее фигура выглядит естественной и до боли знакомой, как будто на этом камне лежит не мраморная героиня древнегреческого мифа, а любимая девушка, которая вот-вот проснется. Лицо спящей не так живо и выразительно, как ее фигура, а волосы и вовсе проработаны весьма условно: спадая с руки девушки, они ложатся на камень и в нем же растворяются, обозначая связь героини с материалом, из которого она вышла.

«Нимфа, ужаленная скорпионом» Бартолини

Это, возможно, самая красивая скульптура Бартолини, на своей акварели с изображением зала современной (Николаю I) западноевропейской скульптуры Премацци изобразил эту «Нимфу» на переднем плане, о чем уже писалось на СКУЛЬПТПРИВЕТ в связи с трудами царя по устройству Нового Эрмитажа (см.здесь или здесь).

Модель изначального варианта «Нимфы» Бартолини сделал в 1837 по заказу принца Шарля де Бово для его замка Аруэ, который заплатил ему за это 10 000 франков. Модель была выполнена во Флоренции, там она и осталась в Галерее Академии. Мраморный оригинал был направлен принцу в 1844, теперь он находится в Лувре.

Первый экземпляр. Бартолини. Нимфа, ужаленная скорпионом. Мрамор. 1844. Лувр. Париж. Эта скульптура была выставлена в Салоне 1845 года, хотя сам Бартолини опасался ее выставлять

Луврский экземпляр. Вид сзади

Подобно некоторым работам Кановы, один экземпляр которых находится в Лувре, другой в Эрмитаже («Амур и Психея» Кановы как стоящие, так и лежащие), «Нимфа» Бартолини также оказалась и в Эрмитаже.

Второй экземпляр «Нимфы» был заказан Николаем I для создаваемого Нового Эрмитажа во время посещения царем мастерской Бартолини во Флоренции в 1846.

Второй экземпляр. Бартолини. Нимфа, ужаленная скорпионом. Мрамор. 1852. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Эрмитажный вариант. Другой ракурс

Второй экземпляр Нимфы переводился в мрамор в течение шести лет: с 1846 по 1852. Однако, в 1850 Бартолини умер, поэтому оканчивал перевод в мрамор ученик Бартолини Дж.Дюпре, о котором уже упоминалось ранее.

Справка. Дж. Дюпре был известен царю своими работами «Мертвый Авель» и «Каин», которые заказали для нового Эрмитажа дочь Николая I Мария Николаевна и ее муж герцог Максимилиан Лейхтенбергский. А предложил передать окончание этого заказа Дюпре Николай Степанович Пименов, талантливейший русский потомственный скульптор, на которого царь возложил обязанности по подбору мрамора в Италии для отстраиваемого Петербурга.

Нимфа отличается чистотой линий, виртуозной обработкой мрамора, хотя этим нельзя было удивить в то время. Статуей восхищались. Слегка искажены плечо и рука, на которую естественным движением опирается нимфа, легкая гримаса боли отражается на ее лице.

Не поленился Бартолини сделать еще одну превосходную нимфу, хотя был уже в возрасте. Надо отметить, что нимфы подразделялись на классы по месту своего обитания. Бартолини в данном случае изобразил нимфу пустыни.

Бартолини. Нимфа змеи или нимфа пустыни. Мрамор. 1840-1850. Фонд Маньяни-Рокка. (Музей в коммуне Траверсетоло в 20 км от Пармы). Италия

Нимфа змеи – существо положительное, что и пытается изобразить Бартолини. Он пояснял:

Если вспомнить «Веру в Бога», «Милосердие», становится ясно, что все это – излюбленные темы пуриста Бартолини. Однако, все тот же его ученик Дюпре, переводя модель в мрамор после смерти Бартолини, подправил указательный палец левой руки, который он считал согнутым «ужасно».

Описание героев и сюжетной сцены

Когда Феб (Аполлон) увидел Дафну, дочь речного бога Пенея, в его сердце попала любовная стрела Купидона. Он был покорен красотой нимфы и воспылал к ней неистовой страстью. Купидон сыграл злую шутку, и направил в сердце Дафны другую стрелу, убивающую любовь. Прекрасной нимфе не суждено было когда-либо испытать ответного чувства. Увидев Аполлона, Дафна пустилась бежать от златовласого бога, а юноша, охваченный безудержной страстью, стал преследовать возлюбленную, умоляя не проявлять к нему холодность. Когда силы прекрасной нимфы были на исходе, она обратилась с мольбой к своему отцу, Пенею. Дафна просила бога, чтобы тот лишил ее красоты, причиняющей столько страданий и изменил ей тело, из-за которого рушилась вся жизнь. Не успела нимфа произнести последние слова своей молитвы, как начались невероятные метаморфозы.

Скованность охватила все тело Дафны, нежная кожа покрылась тонкой корой, волосы превратились в густую крону дерева, руки и плечи стали вдруг колыхающимися ветвями, ноги, принявшие форму сплетённых корней, вросли в землю, а лицо спряталось за слоем густой листвы. Несмотря на преобразования во внешности нимфы, Аполлон продолжал испытывать к ней страстную любовь. Даже в таком виде Дафна оставалось предметом обожания бога, он положил руку на ее грудь и почувствовал, как сердце бьётся под слоем коры. Аполлон обнял ветви, словно они по-прежнему были руками прекрасной девы, и расцеловал их. Дерево как будто сжалось от прикосновений влюбленного бога. Тогда Аполлон произнес следующие слова:

«Отныне, раз ты не можешь стать моей невестой, ты станешь моим деревом! Лавровым деревом! Венок из твоих листьев будет украшать мою голову. Мои лира и колчан для стрел будут изготовлены из твоих ветвей. Ты будешь всюду со мной, будешь слышать, как звучат радостные возгласы, прославляющие победы римских генералов, будешь видеть, как люди собираются на площади Капитолия, чтобы стать свидетелями торжественных военных шествий. Ты будешь стоять у дверей императора, служа ему в роли преданного стража. Седина никогда не коснется моих золотых волос, так и твоя листва останется вечно зеленой и молодой».

Комментарий (философско-скульптурный) к «Венере Тициана» Бартолини

4.1. Товар должен быть показан лицом

Был такой скульптор А.Гильдебранд (1847-1921), который, помнится, говорил о важности преобладающего ракурса, имея в виду тот факт, что при всей округлости статуи зрительский глаз интуитивно ищет в ней то, что является главным и самым красивым. Как правило, это фронтальный ракурс

Применительно к «Венере», глаз жаждет оценить прежде всего волнующую кривизну (слово употреблено в математическом смысле) линии бедер модели. Вот тут-то Бартолини подкачал дважды и оба раза композиционно.

Во-первых, он расположил Венеру горизонтально, фактически скрыв от зрителя линию бедер. Во-вторых, линия эта частично закрыта складками ткани

Обратим внимание, на картине Тициана нет ни первой, ни второй ошибки. Слово ошибка не случайно – раз дело идет о красоте, так надо показать все и полностью

Для сравнения:

Сверху картина, снизу скульптура

Когда-то Ж.Л.Бернини демонстрировал свое виртуозное обращение с мрамором в композиции «Похищение Прозерпины», да так натуралистически, что у Плутона пальцы впиваются в мраморное бедро похищаемой Прозерпины примерно на полсантиметра глубины. Но в той барочной композиции, которая очень не понравилась бы Гильдебранду, главным было само похищение и симплегма (переплетение борющихся тел), а не красота Прозерпины. Уж не из-за подобных ли эксцессов Н.А.Рамазанов называл работы Бернини безобразными.

Изображая Венеру лежащей, у художника неизбежно возникают проблемы с красотой. Если положить даму почти на спину, как это сделал Бартолини, не будет видна линия бедер. Если положить набок, как это делали очень многие (Тициан, Брюллов, А.А. Иванов, Гойя и т.д.) этот недостаток будет устранен. Однако, если даму, лежащую на боку, изображать натуралистически, то наблюдательный художник будет вынужден сделать ноги худосочными, поскольку одна нога сильно приминает другую. Ни Тициан, ни Гойя в своей «Махе обнаженной» не погнались за натуралистически-прозаическими эффектами, а линию ног передали во всей красе. Чего не скажешь о Бартолини.

Точно также сидящая или прислонившаяся ногами к опоре дама портит линию бедер, но грамотный скульптор избегает натурализма и смягчает этот недостаток (пример «Покинутая Психея» О.Пажу).

Использование имплантата Скульптра™ для коррекции экстрафациальных зон

По мнению международных и российских экспертов, имплантат Sculptra показан для коррекции дряблости и атонии кожи тела, изменений рельефа, птоза тканей, локальной атрофии после липосакции, а также растяжек и целлюлита.

Зоны, рекомендованные для использования имплантата: шея, декольте, внутренняя поверхность плеч и бедер, аксиллярная зона, надлоктевая и надколенная зона, живот, ягодицы.

Использование Sculptra для эстетической коррекции области молочных желез, тыльной поверхности кистей рук, икроножной области и половых органов не рекомендуется из-за отсутствия данных по безопасности и эффективности, а также положительного опыта применения в этих областях.

Перед началом применения имплантата Скульптра важно учитывать следующие аспекты, которые могут повлиять на результат: наличие значительного птоза и избытков кожи, образ жизни, избыточная инсоляция, курение и дефицитное питание, менопауза. Все эти факторы могут привести к снижению индивидуальной реакции организма на инъекцию и потребовать увеличения количества сеансов и/или необходимости увеличения общего объема вводимого имплантата

Использование имплантата Скульптра для эстетической коррекции тела (зоны ниже края нижней челюсти) всегда предполагает дополнительное разведение, большее, как минимум, в два раза от стандартного. То есть после предварительного восстановления флакона Скульптра в 8 мл стерильной воды для инъекций (СВДИ) непосредственно перед инъекцией к суспензии добавляют 2 мл 2% раствора лидокаина и 6–10 мл СВДИ, таким образом конечный объем суспензии составляет 16–20 мл. Концентрация PLLA при общем объеме суспензии 20 мл составляет 0,75 % (7,5 мг/мл). Для смешивания удобно использовать шприц 20 мл для аспирации 8 мл суспензии из флакона, 2 мл 2 % раствора лидокаина и 6–10 мл СВДИ. С помощью стерильного коннектора следует перенести содержимое в меньшие по объему шприцы (1 или 3 мл) для инъекций. Обычно на одном сеансе используют один флакон Скульптра на область, по площади эквивалентную странице А4. Эта рекомендация справедлива для всех областей тела.

После процедуры необходимо массировать область введения в течение нескольких минут. Пациентам рекомендуют делать массаж этой области по 2 минуты 2 раза в день в течение 5 дней после процедуры. Еще одна важная постпроцедурная рекомендация – избегать физической активности в первые 24 часа и пребывания на солнце.

Для лифтинга кожи обычно требуется 2–4 сеанса инъекций имплантата Скульптра с интервалами не менее шести недель. В большинстве случаев первые результаты появляются через 2–3 месяца.

Для сохранения эффекта рекомендуются дополнительные сеансы инъекций каждые 12–18 месяцев в зависимости от степени снижения эластичности кожи.

Выставочный скандал

Во время выставки в 1881 году скульптура вызвала удивление и скандал из-за использованной техники и своей реалистичности; и это даже среди поклонников художника, таких как Йорис-Карл Хьюисманс , который говорит о «беспокойстве», которое вид скульптуры может вызвать у публики. Критики сливаются, в обзоре на английском языке художник- эссеист пишет: «Может ли искусство упасть ниже? » . Поль Манц в своей статье в газете Le Temps был одним из самых критичных по отношению к внешности Маленькой танцовщицы  : «Почему ее лоб … как и ее губы, отмечен таким глубоко злобным характером?» » . Другие наблюдатели, такие как художник Огюст Ренуар и критик Шарль Эфрусси , считали скульптуру особенно новаторской попыткой реализма. После скандала Дега привез скульптуру домой, и ее больше никто не видел. Он даже отказался продать ее, и она не участвовала в большой выставке импрессионистов 1886 года в Нью-Йорке, организованной известным арт-дилером Дюран-Рюэлем.

3.2. «Венера Тициана» и «Венера Тициана» Бартолини

Конечно же родившийся на 13 лет позже Микеланджело Тициан к 19 веку уже давно умер, но дело его продолжало жить. Весьма неординарным образом дело художника Тициана продолжил скульптор Бартолини, создав свою «Венеру Тициана» (именно так, тут нет ошибки).

В 1538 из мастерской Тициана была отправлена в город Урбино (где, кстати, родился Рафаэль), как сказано в одном из сопроводительных писем, «обнаженная женщина». Вазари видел эту картину в Урбино в 1548. А в 1631 эта женщина украсила галерею Уффици под скромным именем Венера.

Тициан. Венера Урбинская. 1536. Галерея Уффици. Флоренция

Однако, «кашу с Венерами заварил» не Тициан, а другой венецианец — Джорджоне. Именно Джорджоне начал свою «Спящую Венеру», но окончить ее не успел — умер от чумы примерно в 33 года в 1510 в Венеции. Оканчивал картину Тициан, который три года учился у Джорджоне до его смерти. Видимо, находясь еще под влиянием своего учителя – Джорджоне, Тициан и написал «Венеру Урбинскую», а потом уже последовали другие, не менее прекрасные, Венеры.

Джорджоне. Спящая Венера. Примерно 1508. Картинная Галерея. Дрезден

Обе «Венеры» так мило прикрываются левой ручкой, что с полным правом могут  пополнить античную галерею так называемых «Venus Pudica» («Венера стыдливая»).

В один ряд с прекрасными Венерами Джорджоне и Тициана некоторые пытаются вставить «Олимпию» Э.Мане, но, согласитесь, что это просто смешно.

Однако, в исполнении высокого профессионала Бартолини скульптурная реплика картин великих художников воспринимается вполне нормально.

Как раз в начале 1820-ых друг Бартолини Энгр, испытывая финансовые затруднения после ухода в небытие бывшего своего кумира – Наполеона, жил в это время в доме Бартолини во Флоренции. Бартолини попросил власти дать разрешение Энгру скопировать в галерее Уффици во Флоренции «Венеру Урбинскую» Тициана. Энгр, натренированный рисовальщик (учился у самого Давида вместе с Бартолини), скопировал эту Венеру, да так, что именно эту копию, а не подлинник, большинство и предпочло бы повесить на стенку.

Энгр. Лежащая Венера (копия с «Венеры Урбинской» Тициана). 1822. Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Приходится признать, что это – одна из самых красивых ню, вышедших из-под кисти Энгра. Это не удивительно, ибо явилась плодом совместных усилий, ее можно назвать «Венера Джорджоне-Тициана-Энгра» (шутка).

Вот тут-то Бартолини и скопировал «Венеру Урбинскую» Тициана, вылепив лежащую Венеру. Можно себе представить, с каким придыханием в одном доме два друга– Бартолини и Энгр – предавались ренессансной ностальгии! Они, пуристы, любили Ренессанс, причем не только чинквеченто (16 век) и кватроченто (15 век), но даже треченто (14 век) с неискушенным в тонкостях живописи Джотто.

Бартолини. Венера Тициана. Модель из гипса 1822 г. Галерея Академии художеств. Флоренция. Точки на теле Венеры – все те же металлические пункты, по которым осуществляется перевод в мрамор

Бартолини. Венера Тициана. Модель из гипса 1822 г. Галерея Академии художеств. Флоренция

Эту работу заказал лорд Роберт Каслри (он же маркиз Лондондерри), министр иностранных дел Великобритании, ярый русофоб, который несмотря на войну с Наполеоном, отказал Александру I в какой-либо поддержке после вторжения Наполеона в Россию, и который уже на Венском конгрессе (1814-1815) тайно договорился с Австрией и Францией действовать сообща против России (а то откуда бы взяться Крымской войне). И это когда наивные россияне хотели всеобщего умиротворения в Европе.

Мраморная «Венера Тициана» Бартолини хранится в Художественной Галерее Леди Левер в Ливерпуле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: