Как стать балериной
Стать балериной может далеко не каждая девушка. Чтобы стать профессиональной балерины необходимо закончить хореографическое училище. Поэтому балеринами становится только те девочки, родители которых еще в раннем детстве посмотрели у них соответствующий талант.
Берут в хореографическое училище далеко не всех детей. Для поступления необходимо сдать вступительные экзамены. Дети оцениваются по телосложению, пропорциям тела, ступням и наличию гибкости. Желательно чтобы ребёнок был от природы гибким и стройным. Частенько оцениваются даже пропорции родителей, чтобы оценить какой рост и вес будет у ребёнка к 18 годам. Как правило, профессиональная балерина невысокого роста — около 168 см. Стандартный вес балерины до 50 кг.
Оценке здоровья также уделяется особое внимание. Не допускаются дети, которым противопоказаны сильные физические нагрузки
К отбору детей привлекается также художественная комиссия. Она оценивает музыкальные способности детей: наличие слуха, ритма и в целом танцевальность.
Даже если девочка поступила в хореографическое училище, не факт что она станет настоящей балериной. Многих детей отчисляют во время обучения. Нагрузка в профучилище очень большая. Одновременно с профессиональными знаниями и навыками, ребёнок должен проходить и общеобразовательную программу. Начинать учиться на балерину необходимо в возрасте 8-9 лет. Именно в таком возрасте ребенка необходимо начать обучать балетному искусству профессионально. Если пропустить данные возраст, то стать артистом балета уже в принципе невозможно. В зрелом возрасте связки становятся более жесткими. Поэтому начать профессиональное обучение необходимо еще будучи ребенком.
Очень многие хореографические училище представляют собой интернат. Далеко не все дети готовы покинуть семью и расстаться на длительный срок со своими родителями. Оканчивают училище только самые трудоспособные и целеустремлённые. Ведь балетный труд — это упорство, терпение и постоянная работа над собой. Далеко не каждая выпускница может рассчитывать стать солисткой или примой. Чтобы стать солисткой необходимо иметь особый талант.
Заработок артистов, работающих в лучших театрах страны
В Большом и других известных театрах, регулярно выезжающих на гастроли, доходы артистов балета выше, чем в среднем по стране. При этом, мужчины зарабатывают значительно больше, чем женщины в силу специфики профессии и отсутствия большого количества желающих стать «балерунами». Средние зарплаты в месяц в популярном театре РФ такие:
- кордебалет – 40-45 тыс. руб.;
- сольные выступления второго плана – 45-55 тыс. руб.;
- примы и солисты в главных постановках – около 160 тыс. руб.
Понятно, что стать артистом Большого театра, даже в кордебалете, не так просто. Ежегодно тысячи претендентов пытаются добиться места в лучшем театре страны. Обычно, конкурс на вакантную должность составляет 200-300 человек на место. При этом не надо забывать о том, что было сказано выше – без связей даже талантливым балеринам попасть сюда очень сложно.
Кстати, в крупных театрах балерины получают деньги даже за репетиции. Кроме того, оклад повышается:
- за стаж;
- за полученные звания заслуженного/народного артиста;
- за переработку и пр.
Если труппа выезжает на гастроли за рубеж, то доходы артистов существенно вырастают. Например, за один спектакль в Metropolitan Opera артисты кордебалета получали не менее 50 долларов, а солисты – от 350 долларов. Учитывая, что гастроли артистов балета по разным театрам мира могут длиться 3 месяца, их доход составит от 4,5 тыс. долларов до 34 тыс. долларов за 90 дней.
Артисты балета: средняя зарплата в России
Следует признать, что не менее 90% артистов балета – это люди, которые не достигли того, о чем мечтали всю жизнь. К сожалению, именно в этой сфере, впрочем, как и во многих других, связанных с публичными выступлениями на сцене, присутствует протекторат со стороны влиятельных работников искусства. Добиться хорошей должности артистки, а тем более, примы театра без сторонней помощи практически невозможно.
Только настоящие «вундеркинды в балете» имеют шанс пробиться на самый верх без поддержки «сильных мира сего». Из-за этого большинство артистов «прозябают» в небольших региональных театрах, которые никогда не выезжают на гастроли. Соответственно их заработок очень низкий. Итак, средний доход балерины в стране на январь 2022 года составлял около 24 тыс. рублей. В регионах с наиболее высокими зарплатами в этой сфере ситуация следующая:
Регион | Среднемесячная зарплата |
---|---|
Ростовская обл. | 45 тыс. руб. |
Москва и Московская обл. | 36-37 тыс. руб. |
Республика Марий Эл | около 33 тыс. руб. |
Приморский край | около 32 тыс. руб. |
Воронежская обл. | около 31 тыс. руб. |
Крым | около 31 тыс. руб. |
Ленинградская обл. | около 26 тыс. руб. |
Томская обл. | около 26 тыс. руб. |
Пермский край | около 25 тыс. руб. |
Красноярский край | около 25 тыс. руб. |
Надо понимать, что солисты балета даже в региональных театрах зарабатывают больше. Так как артистов кордебалета и заднего плана намного больше, указанные зарплаты скорее соответствуют этим специализациям в профессии.
Наталья Макарова (1940-)
Наталья Романовна Макарова – прима-балерина советско-российского происхождения. Ее выступления устанавливают стандарты артистизма и аристократии танца, которые современники отмечают ее как лучшую западную балерину поколения.
Она исполнила многие роли в обширном репертуаре Американского театра балета – много работала с Тудором, Баланчином, Роббинсом и Тетли. Ее ассоциация с Королевским балетом началась в 1972 году, а ее репертуар с труппой включал «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящую красавицу», «Сильфиды», «Манон», «Песнь о земле», «Золушку», «Месяц в деревне», «Добровольцы» и многие другие постановки. Ее последнее появление в «Королевском балете» было в «Ромео и Джульетте» Макмиллана в январе 1989 года.
Наталья Макарова выступила в качестве приглашенного артиста в крупнейших балетных компаниях по всему миру, включая Парижский оперный балет, Национальный балет Канады, Штутгартский балет, Королевский датский балет, Лондонский фестивальный балет, балет Бежара 20-го века и балеты Ролана Пети «Марсель».
Ее телевизионная работа включает сериал «Балерина» из 4 частей, который она написала и представила для BBC; «Ассолута» (BBC); «Макарова возвращается» (BBC); «В своем классе» и «Наташа». Она также снималась в фильмах «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Другие танцы» и «Баядерка». Она дебютировала в музыкальной комедии на Бродвее в фильме «На твоих пальцах», получив премию «Тони» за лучшую женскую роль в мюзикле в 1983 году, премию «Drama Desk», премию Станиславского, премию Астера и множество других наград. В 1984 году она снялась в постановке «На твоих пальцах» в Вест-Энде, за что получила премию Лоуренса Оливье.
1 февраля 1989 года, после 19-летнего отсутствия, Макарова была первой художественной изгнанницей, которая была приглашена для выступления в Советском Союзе. Макарова получила премию имени Кеннеди-центра в 2012 году. В 2014 году в Москве она была награждена «Душой танца» Российским балетным журналом и Министерством культуры России, которая чтит ее за сохранение российского наследия классического балета через ее постановки на Западе. Жюри Бенуа-де-ла-Данс в 2018 году выбрало Макарову в качестве награды за жизненные достижения. Она продолжает ставить классические балеты по всему миру, передавая свои знания новому поколению танцоров.
Сколько получают примы-балерины
Больше всего к себе привлекают внимание, конечно же, примы-балерины Большого и Мариинского театров. Большинство поклонников знает прим-балерин в лицо и пристально следит за их жизнью. Самая известная прима-балерина Большого театра не только в России, но и в мире — Майя Плисецкая
Она являлась примой Большого театра до 1990 года. Плесецкая была награждена большим количеством медалей и орденов, а также имеет множество почетных званий. Скончалась прима-балерина в мае 2015 года. За свою жизнь она издала мемуары, снялась в нескольких кинокартинах, а также вела преподавательскую деятельность
Самая известная прима-балерина Большого театра не только в России, но и в мире — Майя Плисецкая. Она являлась примой Большого театра до 1990 года. Плесецкая была награждена большим количеством медалей и орденов, а также имеет множество почетных званий. Скончалась прима-балерина в мае 2015 года. За свою жизнь она издала мемуары, снялась в нескольких кинокартинах, а также вела преподавательскую деятельность.
В настоящий момент примой-балериной Большого театра является Светлана Захарова, которая закончила хореографическое училище в Киеве. В Большой театр она пришла работать в 2003 году и почти сразу заняла место примы-балерины. В 2008 году ей было присвоено звание Народной артистки Российской Федерации. В настоящее время балерина танцует также и за рубежом.
Если разбираться сколько получают примы-балерины, то их словам, большая зарплата не является их главной и основной целью. Разумеется, их в труд оплачивается очень хорошо. Однако, имеют возможность хорошо зарабатывать не только примы-балерины, но и артисты кордебалета. Зарплата зависит от ранга: первый солист, второй солист и так далее. Плюс почти все артисты имеют надбавки. Начинающим балеринам платят меньше — они получают по 500-1000 рублей за один выход. Данные расценки не касаются Мариинского и Большого Театра, там оплата труда совсем другая. Во время гастролей, все артисты дополнительно получают суточные.
Это сделано с целью сокращения расходов на пенсионное обеспечение. Также следует заметить, что увеличился не только пенсионный возраст, но и стаж работы в государственных органах, который дает право на дополнительную выплату к пенсии по выслуге лет: правительство разработало план по увеличению стажа к 2026 году с 15 лет до 20.
Точно так же, как и пенсионный возраст, стаж будет увеличиваться каждые полгода. В 2019 – 15 лет и полгода, в 2019 – 16 лет и т.д.
При наличии стажа работы в госструктуре от 20 до 30 лет.
Во сколько лет в России балерины выходят на пенсию и каков ее размер
Что же будет с теми, кто занимается творческой деятельностью на сцене театра или театрально-зрелищных организациях?
Точно так же, как и пенсионный возраст, стаж будет увеличиваться каждые полгода.
В 2019 – 15 лет и полгода, в 2019 – 16 лет и т. д. Что имеется в виду под «стажем»? Стаж – это время, которое проработал человек в какой-либо структуре.
Это помогает урегулировать и решить множество вопросов, которые касаются трудовой деятельности.
Во сколько лет выходят на пенсию балерины
Пенсия назначается, если есть стаж не менее 15–30 лет.
Сумма пособия балерины аналогична окладу (он, как известно, меньше суммы всей зарплаты) и может быть 45–75 процентов; процент рассчитывается на основании выслуги лет.
Кроме того, при подсчете среднемесячной суммы заработка балерины берется во внимание:
- месячное денежное довольствие и т. д;
- премии и т. д.
- доплата за стаж;
- основные начисления;
Асель Мусинова посвятила в финансовые тайны своей профессии, в частности: можно, по законодательству, выйти на пенсию раньше, но при наличии солидных накоплений, а это весьма проблематично при зарплате в 36000 тыс.
рублей и меньше. Да и то – если повезет с контрактом. Артистка московского кордебалета поделилась, сколько она зарабатывает и из чего складывается сумма ее дохода в месяц: 42 тыс. рублей собственно зарплата, доплата за выходы на сцену, итого 45–55 тысяч.
В столичные балетные школы попасть очень трудно.
Когда балерины уходят на пенсию
Ряд статей, посвященных пенсионной тематике, информирует своих читателей о повышении пенсионного возраста для государственных служащих, начиная с 2017 года. Это абсолютно верно. Вместе с этим, авторы некоторых материалов соотносят этот закон с повышением пенсионного возраста артистов балета.
Непонятно почему эти писатели, выдающие себя за юристов, вводят читателей в заблуждение, так как с полной уверенностью относят артистов балета к разряду госслужащих исключительно на том основании, что те получают заработную плату из государственного бюджета. Могу с полной уверенностью сказать, что это неправда.
К государственным служащим относятся только граждане, занимающие должности, связанные с обеспечением государственной деятельности. Остальные люди, работающие в госучреждениях, относятся к разряду бюджетников.
Список должностей госслужащих внесен в специальный реестр, утвержденный Президентом России. Артисты балета к данным категориям не относятся, даже если они служат в театрах, финансируемых из государственного бюджета.
Право балерины выйти на заслуженный отдых, выработав определенное время на сцене, закреплено еще Постановлением Совета министров РСФСР в 1991 году. Этот документ не изменялся и актуален до настоящего времени.
В нем указано, что право получения досрочной трудовой пенсии возникает у балерины, исполнявшей сольные партии в театре на протяжении 15 лет. Если балерина была занята во второстепенных ролях, такое право она получит, прослужив в составе театральной труппы не менее 20 лет.
Таким образом, конкретный пенсионный возраст балерины в России законодательно не установлен и зависит только от выработки творческого стажа. В среднем, танцовщицы оформляют себе государственное пособие в возрасте 35-38 лет.
Однако, заработав пожизненное содержание и имея еще крепкое здоровье, балерины продолжают служить в театре. Дальнейшая творческая работа танцовщицы не всегда связана с выступлением на сцене.
Она может обучать искусству танца подрастающее поколение, стать режиссером – постановщиком или руководить балетной труппой театра.
Гелси Киркланд (1952-)
Гелси Киркланд получила обучалась в Школе американского балета, получив первые танцевальных роли для детей в постановках Баланчина «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь» и «Арлекинада». В 1970 году получила звание солистки и главной балерины в 1972 году. В балете Нью-Йорка она исполнила множество ведущих ролей, в том числе «Concerto Barocco», «Клетка», «Ирландская фантазия», «Тарантелла», «Арлекинада», «Щелкунчик» и многие другие.
Ее желание играть роли в полнометражных произведениях совпало с уходом Михаила Барышникова и приглашением танцевать с ним в Американском театре балета, к которому она присоединилась в 1974 году в качестве главной танцовщицы. Киркланд получила всемирное признание за роль в «Жизели», Китри в «Дон Кихоте», Клары в «Щелкунчике», Сванильды в «Коппелии», Авроры в «Спящей красавице», Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Хореографы были вдохновлены, чтобы создать новые работы для нее; а именно, спектакль «Жар-птица» Джорджа Баланчина, когда ей было семнадцать, несколько балетов Джерома Роббинса, и Энтони Тюдор «Листья исчезают» и «Крошка на полях». Выступления Киркленд в ведущих труппах – это, в первую очередь, признанные критиками спектакли. По случаю празднования 60-летия королевы Елизаветы в Ковент-Гарден она исполнила танец с Энтони Доуэллом.
Ее выступления на американском и британском телевидении включают прямую трансляцию из Линкольн-центра и киноверсию Барышникова «Щелкунчик». В число опубликованных работ Киркланд входят три книги, написанные в соавторстве с Грегом Лоуренсом.
Киркланда была награждена премией «Победа духа» в Центре Кеннеди и театральной премией Джеральда Мэнли Хопкинса, назначена в Совет директоров Sight Savers International и национальным председателем Международного конкурса артистов балета США в Джексоне, штат Миссисипи, была заслуженной выпускницей на праздновании 50-летия Американского балетного театра в Метрополитен-опера.
Уход со сцены в 1986 году ознаменовал переход мисс Киркланд в преподавание: мастер-классы, частные тренинги, обучение и инструктаж в таких учреждениях, как Американский театр балета, Королевская балетная школа, Английский национальный балет, Австралийский балет, а также в различных танцевальных школах по всей территории США и Австралии. В 1990-х годах она была профессором танца в университете Адельфи в Нью-Йорке.
Стоит ли рассчитывать на льготные выплаты
Пенсионная политика государства направлена на максимальное сокращение расходов, поэтому сейчас все чаще появляется информация об уменьшении количества льготников и отказе от льготного учета стажа. Из-за этого продолжаются споры о том, во сколько лет уходят на пенсию балерины, и должен ли быть установлен льготный стаж для артистов балета.
Представители профессии считают, что балерины должны уходить на пенсию уже в 35 лет – именно в этом возрасте большинство артисток завершают карьеру в связи с состоянием организма и невозможностью больше выступать на сцене.
Отечественный балет вот уже на протяжении огромного количества лет принято считать национальным достоянием, а также своеобразной визитной карточкой Российского государства. Этот факт является одним из тех аспектов, который напрямую влияет на длительность их заслуженного отдыха. Итак, в каком же возрасте балерина может уйти на пенсию в нашей стране, узнаете в этой статье.
В этом году уже вступили в силу многие изменения, так или иначе касающиеся пенсионеров, и балерины тому не исключение. Суть пенсионной реформы 2019 года заключается в том, что расчет песни будет проводиться иначе. Многие аспекты меняются, так, например, нельзя уволить человека предпенсионного возраста без его письменного или же устного, однако заверенного согласия.
В соответствии с действующим законодательством нашего государства, артисты театра и балета обладают правом получения досрочного пособия, которое подразумевает денежные выплаты. Финансовую поддержку можно получить лишь тогда, когда общий стаж всей работы творческого человека будет составлять как минимум 16 лет на 2018 год. А вот размер пенсионных выплат будет варьироваться от опыта работы (это в дальнейшем приводит к понятию стажа для пенсии).
Пенсионный возраст балерины был увеличен с 58 до 63 лет. Также наряду с этим аспектом повышается минимальный стаж работы творческого человека. Изменения будут достаточно незначительными на первый взгляд. Существует два обязательных фактора для дальнейшего получения выплат в досрочном порядке:
- наличие определенного возраста как у женщин, так и у мужчин;
- стаж в сфере творческой деятельности.
Также стоит помнить о том, что выплаты для артистов балета будут равны прожиточному минимуму в том регионе, где проживает сам артист.
Сложность работы
Жизнь балерины не легка, эту профессию принято считать достаточно серьезной. Любые репетиции и выступления требуют огромного количества времени и сил, и если первое найти просто, то вот со вторым могут возникнуть проблемы, потому что балерины вынуждены выдерживать рамки своего питания ради поддержания должного вида фигуры.
Медицина твердит нам о том, что состояние здоровья юной балерины можно приравнять к здоровью обычной 35-40-летней женщины. Также не стоит забывать о том, что карьера закладывается еще в детстве. В балетной школе не щадят детскую психику и не экономят детские силы, именно в таких условиях выживает сильнейший, который впоследствии сумеет стать ведущим артистом балета в той или иной постановке.
Такое право апробируется на уровне того, что в деятельности артистов балета присутствуют аспекты тяжести их профессии. Карьера таких людей начинается с детства, и именно с раненого возраста все артисты балета проходят жесткую проверку на стойкость.
Организм испытывает колоссальное количество нагрузок, что губительно сказывается на здоровье в целом. Артисты балета получают большее количество опасных для здоровья травм, нежели обычные люди. Из-за этого некоторые уходят, так и не дождавшись своей законной пенсии, и становятся индивидуальными тренерами, другие трудятся из последних сил лишь по той причине, что они горят собственной профессией и готовы выкладываться на полную.
При получении инвалидности из-за травмы в условиях работы артисту балета автоматически начисляются пенсионные выплаты в определенном размере или же в соответствии с тем сроком, который артист отработал в творческой сфере. Данные аспекты закреплены на законодательном уровне.
Если же травма или же инвалидность была получена не в рабочих условиях, то возможность выплаты пенсии рассматривается в индивидуальном порядке в зависимости от степени полученной артистом травмы.
Педагоги для детей
Все мы знаем, что почти каждая девочка мечтает стать балериной! Это и понятно: ведь балет – это воплощение изящества, красоты, изысканности, музыкальности и лёгкости. Вы можете сделать своего ребёнка причастным к миру Сильфид и Амурчиков! Наша школа-студия предлагает весьма широкие возможности! Очень может быть, что Ваш ребёнок и не планирует стать профессиональной балериной, но навыки, полученные в школе-студии «БАЛЕТОМАГИЯ», навсегда сделают его заметным среди сверстников. Разве можно добиться знаменитой осанки балерины, не занимаясь балетом?!
Коростышевская Татьяна Педагог классического танца для детей
С 1986 по 1994 год училась в Новосибирском государственном хореографическом училище, с 1996 по 1998 в Новосибирском государственном педагогическом университете. С 1999 по 2004 год продолжила образование в Московской государственной академии хореографии. В 1994-1998 годах танцевала Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, С 1998 года по настоящее время — в балетной труппе Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. За время карьеры Татьяна исполняла партии: Франческа («Франческа да Римини»), Медея («Медея»), Донна Анна («Дон Жуан»), Китри («Дон Кихот»), Астарта («Манфред»), восточный танец («1001 ночь»).
В настоящее время также является действущим преподавателем Московского Государственного Академического Училища им Л.М. Лавровского
В 1991 г. окончила Московское академическое хореографическое училище (педагоги – Н. В. Чистова, И. Ю. Сырова).
С 1991 г. – в балетной труппе Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Среди партий: Гюльнара и солистка в Гран па (“Корсар”), Мать («Ромео и Джульета»), Бьянка («Отелло»), Купава (“Снегурочка”), царица Астис (“Суламифь”), русский танец (“Щелкунчик”), вариации III акта (“Дон Кихот”), вариация II акта (“Эсмеральда”), венгерский танец и солистка в па де катр (“Лебединое озеро”), подруги («Тщетная предосторожность»), подруги («Укрощение строптивой»), («Жизель»). Выступала в Японии с МАХУ (1990)
Участвовала в гастролях Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Испании, Ирландии, Венгрии, Японии, Китае
Выступала в Японии с МАХУ (1990). Участвовала в гастролях Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Испании, Ирландии, Венгрии, Японии, Китае.
Кулько Ольга балетный класс, балетная гимнастика
Артистка балета, педагог-хореограф. В 1983 году окончила Киевское Государственное хореографическое училище по классу В.П.Мей. С 1983 по 1989 год работала в Киевском музыкальном театре. С 1991 года работает в Большом театре России. Исполняла ведущие партии в балетах: «Барышня и хулиган», «Алые паруса», «Арлекинада», «Вечер старинной хореографии», «Алеко» и др. Имеет несколько почетных грамот от министерства культуры Российской Федерации. В 2013г. с отличием окончила Московскую Академию хореографии по специальности педагог-хореограф, преподавательской деятельностью занимается с 2008г.
Сильви Гиллем (1965–)
Французская балетная танцовщицы, которая в 1984 году стала самым молодым человеком, занимавшим самого высокого звания танцовщицы в балетной труппе étoile («звезда») в балете Парижской оперы. Она была танцовщицей высшего ранга с 1984 по 1989 год, прежде чем стала главным приглашенным артистом Королевского балета в Лондоне. Сильви сломала шаблон и изменила образ балерины после Фонтейн. Она преуспела в классическом репертуаре, а затем проложила новые пути в сотрудничестве с современными хореографами.
К началу 21-го века Гиллем приобрела известность как многогранная драматическая танцовщица, сияющая как в классических балетах, таких как «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Спящая красавица», так и в современных произведениях, таких как «Форсайт в середине», «Несколько возвышенный», и «Герман Шмерман». В 2001 году она повторно представила свою версию «Жизели» 1998 года с новыми наборами и костюмами для балета «Ла Скала» в Милане, а в 2002 году добавила в свой репертуар шведского хореографа Матса Эка Кармен. После мирового турне, Гиллем вышла на пенсию в 2015 году.
Ее достижения принесли ей множество наград, премий и званий, в том числе Почетный командор Ордена Британской империи (CBE) в 2003 году и премию Praemium Imperiale Японской ассоциации искусств в 2015 году.