Кто придумал первую скрипку?

История скрипки

Скрипка – один из самых популярных и совершенных смычковых струнных инструментов. Невозможно переоценить значение, которое оказал этот инструмент на музыку. Удивительной красоты звучание, богатство исполнительских возможностей, теплый, струящийся тембр позволил ей занять в симфонических оркестрах одно из лидирующих мест. Она широко используется в народной, этнической, сольной музыкальной практике. Недаром этот великолепный музыкальный инструмент удостоился эпитетов «королева оркестра», «царица музыки».

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви. Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Современная скрипка

Теперь уже трудно понять, когда произошло окончательное формирование инструмента, который сейчас называют «скрипкой». Однако можно с уверенностью заявить, что талант великих мастеров Италии семнадцатого века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания. Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати, и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.

В это период скрипка начинает лидировать в оркестре. Она получает сольные партии. Появляются произведения, созданные специально для скрипки, и мастера виртуозной игры. Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры. Благодаря виртуозной игре великих скрипачей, скрипка заняла свое место в мире музыке.

Развитие музыки не стоит на месте. С возникновением новых направлений и стилей, часть музыкальных инструментов оказалась менее востребованной. Но не скрипка. Скрипка не стала принадлежностью только классической музыки. Ее прекрасное звучание украсило кантри, джаз и рок-н-ролл. Многие музыканты от поп-звезд, до исполнителей рока используют для создания своих композиций этот великолепный инструмент.

История этого волшебного инструмента насчитывает более пятисот лет. На протяжении всех этих столетий неповторимый, живой «голос» скрипки завоевывал сердца людей. Несомненно, и дальше звучание этого прекрасного инструмента продолжит радовать благодарных слушателей.

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Леонардо да Винчи во время работы над «Моной Лизой» приглашал к себе скрипачей, каждый день они играли разные мелодии. Искусствоведы считают, что именно благодаря влиянию музыки разных жанров у художника получилось написать загадочную улыбку. Ученые подтвердили, что скрипка стимулирует развитие интеллекта. Многие знаменитые личности владели этим инструментом.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Наиболее сложными композициями, которые можно сыграть на скрипке, считаются «Каприсы» и другие произведения Паганини, «Соната Дьявола» Тартини и мелодии Сибелиуса, Чайковского и Брамса. На большой скорости нужно играть «Полет шмеля», эпизод из «Сказки о царе Салтане». Многие виртуозы соревнуются в скорости исполнения этой композиции.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.

Кто сделал первую скрипку?

Кто сделал первую скрипку?

Знаете ли вы, что из более чем ста музыкантов в симфоническом оркестре свыше тридцати — скрипачи?

Красота тона и широкий диапазон выражения звуков у скрипки поразительные. Считается, что звучание скрипки имеет самую большую красоту тона и самый широкий диапазон выражения.

Скрипка пережила много веков в своем развитии. Ее история, скорее всего началась в Индии и Китае. Именно здесь впервые воспользовались смычком, чтобы играть на струнных инструментах. А в средние века в Европе смычком играли на различных инструментах.

Одним из них была виола, которая, вероятно, была привезена в Европу в X веке. Как и скрипка, виола клалась на плечо исполнителя. Позднее виола изменилась под влиянием старинной трехструнной скрипки (ребеки). Это был арабский инструмент, который через Испанию проник в остальную Европу. Из комбинации изящного корпуса виолы с тонким устройством колков (деталь в музыкальных инструментах для натяжения и настройки струн) и трехструнной скрипки (ребеке) родилась новая группа инструментов.

Скрипка получила свою современную форму между 1550 и 1600 годами. Сейчас невозможно сказать, кто сделал первый инструмент именно таким, как мы его знаем сейчас. Самые лучшие скрипки были сделаны в XVII и XVIII веках.

В Италии существовали знаменитые семьи изготовителей скрипок. Каждая имела свои собственные секреты, и отцы передавали их своим сыновьям. Семья Амати из города Кремона изготовляла скрипки, которые имели звучание редкой мелодичности и нежности. Долгое время считалось, что никто не может сделать скрипки лучше.

Но у Николо Амати был выдающийся ученик, которого звали Антонио Страдивари. Его называли мастером мастеров, и он изготовил скрипку, отличающуюся высокими концертными качествами, ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.

Говорят, что Страдивари изготовил 1116 инструментов, и 540 из них продолжают существовать. Каждая оценивается огромной суммой денег и считается выдающимся произведением искусства.

А непревзойденным скрипачом всех времен был Николо Паганини, который жил в 1784–1840 годах.

Следующая глава

Секрет создания скрипок Страдивари

Своей уникальностью работы Антонио Страдивари обязаны качеству строения и безупречному звучанию. Сегодня считается, что за свою долгую карьеру, а музыкант дожил до 93 лет, знаменитый мастер скрипок Страдивари изготовил 1116 инструментов, 960 из которых были скрипки.
После смерти Страдивари появилось бесчисленное множество теорий о секретах, которые могут скрывать эти драгоценные коллекционные инструменты. Группа исследователей Кембриджского университета проанализировала некоторые фрагменты виолончели 1711 года, придя к выводу, что определяющим элементом была особенность используемого лака, полученного из вулканического пепла Кремонской области. По словам группы ученых из Техасского университета A&M College Station, загадка скрипок Страдивари хранится в особом покрытии инструментов микро кристаллами минералов. Исследователи из M.I.T. Бостона выдвинули гипотезу о том, что безупречное и уникальное звучание Страдивари происходит благодаря вытянутой форме «f» отверстий на верхней деке.

Известно, что для улучшения прочности дерева скрипач использовал смесь калия, кремния и угля, что придавало натуральному материалу стекловидную структуру и делало его особо устойчивым. Последующие исследования, проведенные учеными из Национального университета Тайваня с помощью спектроскопического анализа, опубликованные в “Proceedings of the National Academy of Sciences”, показали, что древесина легендарного Страдивари содержала алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк.

Техника игры на скрипке, приёмы

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем к грифу струна укорачивается, тем самым повышая высоту звучания струны. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.

Партия скрипки пишется в скрипичном ключе.

Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны.

От полуприжима струны в определенных местах получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер, силу, тембр звука, да и вообще на фразировку.

На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах и труднее без них и используются как правило в сольных произведениях.

Весьма распространен оркестровый прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук, который так же с большим успехом применяется композиторами в симфонической музыке.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки — пиццикато (pizzicato).

Для ослабления или приглушения звука пользуются сурдиной — металлической, резиновой, каучуковой, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки.

На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей, а так же из арпеджио натуральных тональностей.

Скрипачом трудно стать в зрелом возрасте (но возможно!), так как для этих музыкантов очень важна чувствительность пальцев и мышечная память. Чувствительность пальцев взрослого человека на много меньше, чем у молодого, а мышечная память требует большего времени для становления. Учиться играть на скрипке лучше всего с пяти-шести-cеми лет, возможно даже с более раннего возраста.

Необходимые навыки

Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.

«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое

Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.

Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.

Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.

Современная скрипка

Теперь уже трудно понять, когда произошло окончательное формирование инструмента, который сейчас называют «скрипкой». Однако можно с уверенностью заявить, что талант великих мастеров Италии семнадцатого века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания. Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати, и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.

В это период скрипка начинает лидировать в оркестре. Она получает сольные партии. Появляются произведения, созданные специально для скрипки, и мастера виртуозной игры. Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры. Благодаря виртуозной игре великих скрипачей, скрипка заняла свое место в мире музыке.

Развитие музыки не стоит на месте. С возникновением новых направлений и стилей, часть музыкальных инструментов оказалась менее востребованной. Но не скрипка. Скрипка не стала принадлежностью только классической музыки. Ее прекрасное звучание украсило кантри, джаз и рок-н-ролл. Многие музыканты от поп-звезд, до исполнителей рока используют для создания своих композиций этот великолепный инструмент.

История этого волшебного инструмента насчитывает более пятисот лет. На протяжении всех этих столетий неповторимый, живой «голос» скрипки завоевывал сердца людей. Несомненно, и дальше звучание этого прекрасного инструмента продолжит радовать благодарных слушателей.

Синоним лидерства

Иногда требуется выразить смысл распространенных выражений в краткой форме. Одним словом, первую скрипку называют лидером. При употреблении музыкальной метафоры имеют в виду человека, отличающегося не только выдающимися способностями, но и способного вести за собою всех остальных людей. Обычно такое лидерство проявляется рано.

Есть заводные и подвижные дети. В свои игры они вовлекают всех окружающих малышей. Но это не единственный вариант вожака. Иногда лидера в себе человек воспитывает, ставя перед собой подобную цель. Многие актеры, исполнившие главные роли в культовых боевиках, признавались, что в детстве были неспортивными и слабыми. Поэтому они решили заниматься боевыми искусствами. Так рассказывал о себе известный артист Жан-Клод Ван Дамм. Такая трансформация доступна каждому. Это классический вариант прямого компенсирования.

Человек не отличается талантами на уроках физвоспитания. Поэтому свой недостаток он исправляет в спортивной секции. Правда, большее распространение получила компенсация косвенная. Если человек в силовом либо мускульном спорте несилен, зато великолепен в умственном труде, то и развивает он свои сильные стороны. При этом личность успеха добивается в иной сфере деятельности, чем спортивная. В любом их вариантов применяется определенный вид психологической защиты. При этом неизменным остается главный смысл: желание играть роль примы.

Добиться уважения желает каждый. Одним это нужно просто так, для других такое положение вещей является жизненной необходимостью. Для достижения цели такие люди прилагают немало усилий, которые в итоге вознаграждаются. В технологических цивилизациях решающая роль отводится человеку науки. Потому и говорят, что первую скрипку должны играть ученые.

Вперед мир двигают научные открытия. При этом возникает вопрос, есть ли ограничения в таком развитии. Так, при все большем увлечении техническими новинками, все дальше отодвигается культурная реальность. Вряд ли человечество при таком положении дел становится лучше в нравственном плане. На этом фоне лишь некоторым странам удалось решить проблемы преступности, брошенных детей.

Яркие примеры таких достижений – Голландия и Исландия. В последней нет детских домов, а первая закрывает тюрьмы. Именно с этой целью и есть смысл мобилизовать ученых, работающих в определенной отрасли, то есть философии этноориентации. Они способны четко обозначить очевидные проблемы моральной сферы. Однако практически всегда их не слышат в дальнейшем. Это уже вопрос для самостоятельных размышлений.

FAQ

Почему первой стала именно скрипка?

Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.

Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?

Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.

Основные сведения

Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра.

Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности.

В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для мелодического «пения», для ведения основной музыкальной мысли. Великолепные мелодические возможности скрипок были издавна обнаружены композиторами, и прочно утвердились в этой роли уже у классиков XVIII века.


Названия скрипки на других языках:

  • violino (итальянский);
  • violon (французский);
  • violine или geige (немецкий);
  • violin или fiddle (английский).

К самым знаментым скрипичным мастерам относятся такие личности как Антонио Страдивари, Никколо Амати и Джузеппе Гварнери.

Ранние создатели

Инструменты возрастом примерно 300 лет, особенно сделанные Страдивари и Гварнери дель Джезу, являются наиболее востребованными как исполнителями, так и (как правило, более состоятельными) коллекционерами. В дополнение к навыкам и репутации производителя, возраст инструмента также может влиять как на цену, так и на качество. Скрипка состоит из 70 частей, на самом деле 72, если верхняя и нижняя пластины сделаны из двух кусков дерева. Каждая из отдельных частей незаменима.Среди самых известных скрипичных мастеров с начала 16 по 18 век были:

  • Семья итальянских скрипичных мастеров Микели, Занетто Микели 1490 — 1560, Пеллегрино Микели 1520 — 1607, Джованни Микели 1562 — 1616, Франческо Микели 1579 — 1615, и зять Баттиста Донеда 1529 — 1610
  • Бертолотти да Сало (Гаспаро да Сало) семья итальянских скрипачей и контрабасистов и мастеров: Франческо 1513 — 1563 и Агостино 1510 — 1584 Бертолотти, Гаспаро Бертолотти 1540 — 1609 назв. Гаспаро да Сало
  • Джованни Паоло Маджини 1580 — 1630 ученик Гаспаро да Сало
  • Джованни Баттиста Рожери 1642-1710
  • Амати семья итальянских скрипичных мастеров, Андреа Амати (1500–1577), Антонио Амати (1540–1607), Иероним Амати I (1561–1630), Николо Амати (1596–1684), Иеронимус Амати II (1649–1740)
  • Гварнери семья итальянских скрипичных мастеров, Андреа Гварнери (1626–1698), Пьетро Мантуи (1655–1720), Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери (Джозеф Филиус Андреа) (1666–1739), Пьетро Гварнери (Венеции) (1695–1762), и Джузеппе Гварнери (дель Джезу) (1698–1744)
  • Антонио Страдивари (1644–1737) из Кремона, Италия.
  • Ругери семья скрипичных мастеров Кремоны, Италия. Франческо Руджери (1628-1698), и Винченцо Руджери (1663-1719).
  • Карло Бергонци (мастер) (1683-1747) из Кремона, Италия.
  • Джейкоб Стайнер (1617–1683) из Абсам в Тироль

Скрипка британской королевской семьи XVII века (около 1660 г.) со сложной резьбой, выставленная в Музей Виктории и Альберта в Лондон.

Устройство скрипки

Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.

Корпус

Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:

душка – еще одна деревянная деталь

Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
уголки – служат для определения положения смычка.
струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.. Еще одна важная деталь скрипки – подставка

Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Гриф

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».

Струны

Тембр скрипки зависит от качества изготовления струн. Количество их – четыре, каждая настраивается на определенную ноту: «ми», «ля», «ре», «соль». Во времена возникновения в качестве струн выступали жилы животных. Сегодня их изготавливают из высокоуглеродистой стали или полимерных материалов, оформляя алюминиевой, стальной или серебряной оплеткой. Диапазон скрипки – «соль» малой октавы – ля четвертой и выше.

Учителя на всю жизнь – Лев Цейтлин и Давид Ойстрах

Леон Закс (в центре) – студент 1 курса Московской консерватории. Со своим педагогом Давидом Ойстрахом (справа) и его учителем Петром Столярским (слева).

В 1937 году, будучи студентом  Московской консерватории (завкафедрой скрипки – профессор Лев Цейтлин) по классу выдающегося скрипача профессора Давида Ойстраха, Леон Закс принял участие в I Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов и удостоился звания лауреата.

К этому времени он – уже несколько лет концертирующий музыкант, успешно выступающий и показавший себя с лучшей стороны на эстрадах разных городов Советского Союза.

— США «Дэйли Уоркер», Октябрь 29, 1937

Прямой смысл

В этом специфика классического оркестра. Игра на первой скрипке – занятие почетное и весьма ответственное. Эта партия получается настоящему профессионалу. Невозможно точно назвать период, когда в речь вошло крылатое выражение. Однако его возраст исчисляется несколькими столетиями. Играть первую скрипку – занятие ответственное. Поэтому поручают его только признанным мастерам.

Истолковать смысл распространенного высказывания очень легко. Первой скрипкой именуют человека, выполняющего к любой команде либо деятельности ведущую роль. Так, в футбольном клубе «Барселона» первой скрипкой стал Меси. Ранее эту роль отводили Хави. Выражение «первая скрипка» употребляется в нескольких ситуациях:

  • При желании подчеркнуть профессионализм в большой коллективе отдельно взятой личности.
  • Когда говорят в хорошем смысле либо негативном смыслах о лидере.
  • При желании подчеркнуть ведущую роль кого-то.

Нередко фразеологический оборот употребляется в разговорной речи образованных людей. Но встречается выражение и в литературных произведениях. Если в качестве понятного примера брать сферу образования, то есть школу, то роль первой скрипки нередко играют заслуженные учителя, удостоенные множества наград и сохранившие интерес к работе.

В иных случаях это место отведено молодым и деятельным кадрам, наполненным энергией. При этом нельзя игнорировать того что на ведущие роли претендовать имеют право лишь те, кто уже достиг определенного профессионального уровня, квалификации. Если же пока что рубеж не преодолен, то звание примы оркестра – пустая формальность, претенциозность.

Разновидности и функции

Существует несколько видов скрипок — народная и классическая. Первый также делится на подвиды в зависимости от музыкальный традиций и предпочтений. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается только в сфере использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.

В разные эпохи у инструмента были свои функции. Барокко стало периодом расцвета классической скрипки. Она стала ведущим инструментом в ансамблях благодаря особому звучанию, похожему на человеческий голос.

В оркестрах музыкантов делят на две группы — первая (исполняет мелодическую линию) и вторая скрипка (аккомпанемент или имитация). Первый музыкант, которого еще называют концертмейстером, может исполнять мелодию сольно. Но такая честь предоставляется только известным музыкантам.

Часто встречаются выступления струнного квартета. В его состав входят две скрипки, виолончель и альт. При этом сольная партия может быть у любого из этих инструментов. Игра на скрипке входит во многие конкурсные программы.

Папа Бен, Генри Форд и Ленин

Рождение сына наполнило молодую семью счастьем, но и  прибавило ей непредвиденных волнений. У Леона уже в раннем возрасте проявились яркие музыкальные способности. И родители, постоянно испытывавшие нужду, делали все возможное, чтобы учить сына частным образом игре на скрипке. Одно время Заксам удалось наладить в Детройте небольшой бизнес – работу прачечной, но она, к сожалению, просуществовала недолго.

Трудился Борис (в Америке его называли Беном) и рабочим тогда  на только открывшемся, а впоследствии  прославившимся на весь мир заводе Генри Форда (Форд Мотор Компани). Он был одним из тех, кто на заре ХХ века собирал легендарные автомобили Model T. Но и нелегкий труд рабочего не приносил в семью достаточного дохода для обучения маленького Леона игре на скрипке.

Тогда же на заводе Форда Борис вступил в коммунистическую партию США. А в 1925 году он с готовностью откликнулся на призыв вождя мирового пролетариата Ленина к американским рабочим – приехать в Россию для участия в стройках молодой Страны Советов. И вся семья, окрыленная новой мечтой и надеждами на лучшую жизнь, навсегда переехала в столицу  СССР.

Какие бывают скрипки

Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.

По методу изготовления

Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:

  • мастеровые – редкие экземпляры, которые изготавливаются под определенного скрипача, передается из поколения в поколение;
  • заводские – обычно инструменты для обучения в музыкальной школе, особой ценности не имеют;
  • фабричные – раритетные устройства, обычно имеют гравировку фабрики-производителя.

Родственные инструменты, слева направо: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

По размеру

С момента начала обучения игре и в процессе профессиональной деятельности скрипач может поменять не один инструмент. Это зависит от того, что человек растет, меняется длина руки, кисти. Взрослые музыканты обычно играют на скрипке 4/4 «четыре четверти». Вес и размеры скрипок для взрослых – 300-400 г, 60 см.

Могут существовать и другие виды по размеру. Самые маленькие – это «шестнадцатая», «восьмушка» и «четвертинка». На них учатся музицировать дети в возрасте трех лет. В средних и старших классах используются 1/2 («половинка») и 3/4 (трехчетвертная).

Знаменитые скрипачи

Происхождение скрипки и внедрение ее в академическую музыку произошло в эпоху барокко. В 17 веке известнейшим скрипачом был Антонио Вивальди. Сегодня его «Времена года» входят в большинство концертов на самых разных сценах мира.

В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

Полет Икара

А спустя 14 лет и три месяца здесь же, на земле Эллады, во время Афинского фестиваля искусств, трагическая нелепая случайность оборвала жизнь выдающегося музыканта, скрипача-виртуоза, первой скрипки Большого театра Леона  Закса.

— Советская музыка», №5, 1978.

“В Эпидавре, в неподвижности, в том великом покое, который сошел на меня, я почувствовал, как бьется сердце мира.” (Генри Миллер)

Место гибели Леона Закса – 34-й км дороги Эпидавр-Коринф, Греция. Трагедия произошла 20 августа 1977 года по возвращении артистов Большого с экскурсии  из древнегреческого  театра в Эпидавре в Афины.

— «Советский артист», 16 декабря 1977 года.

Елена Степанова

А. Глазунов. Adagio из балета “Раймонда”. Оркестр Большого театра, дирижер Альгис Жюрайтис. Соло на скрипке – Леон Закс:

https://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2013/04/glazunov_raimonda_adagio_leon_zaks_violin_bolshoi_theater.mp3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: