Использование приёма «толстые и тонкие вопросы» на уроках

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

«Тонкие и толстые» вопросы при работе с текстом на уроках литературного чтения

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Школы №2089Стекачева О.В.

Слайд 2

Текст слайда:

Умный вопрос – это уже половина дела!Ф.Бекон

Слайд 3

Текст слайда:

Вопрос

«Тонкий»

«Толстый»

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

Задачи:

Активизация познавательной деятельности учащихся;Развитие критического мышления через чтение;Развивать умение работать с новым материалом, работать с пройденным материалом;Развивать умение формулировать вопросы;Научиться различать между собой «тонкие и толстые вопросы»;Обучить навыку уточнения (или «утончения») толстых вопросов.

Слайд 6

Текст слайда:

Когда использовать вопросы?

Прием «толстых и тонких» вопросов может бытьиспользован на любой из трех стадий урока (сточки зрения развития критического мышления).На стадии вызова (введение в проблему, актуализация опыта и знаний), это будут вопросы на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.На стадии осмысления содержания (изучение нового материала) прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;При рефлексии(закрепление материала) – для демонстрации понимания пройденного.

Слайд 7

Текст слайда:

Что дают нам вопросы?

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом»толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Слайд 8

Текст слайда:

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание

Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу

Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Слайд 9

Текст слайда:

Выводы:

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся;Развивает умение задавать «умные» вопросы;Классификация вопросов заставляет вдуматься в текст и помогает лучше усвоить его содержание;Учащиеся учатся обсуждать полученные знания со своими одноклассниками, учатся высказывать свое мнение;

Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Суть методики

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. Педагогический приём «тонких и толстых вопросов» направлен на формирование умения задавать корректные вопросы и грамотно отвечать. Уровень интеллектуального развития школьника определяется по вопросам, которые формулирует ребёнок по заданной теме. Учитель видит, изучен ли материал, доступен ли для понимания ученика, способен ли ученик устно изложить изученное. Обучая детей мыслить, педагог помогает им доказательно обосновывать ответ.

В ходе составления и разбора вопросов между учителем и учениками происходит дискуссия, стимулирующая творческие навыки, лучшее усвоение материала

Цели методики

Применение «тонких» и «толстых» вопросов преследует три цели:

  1. Умение последовательно перейти от информации к аргументированному раскрытию темы.
  2. Закрепить навык формулирования вопросов.
  3. Научить культуре дискуссии, уважению к чужому мнению.

Структура школьного урока включает три этапа: повторение, изучение нового материала, закрепление. «Тонкие» и «толстые» вопросы можно использовать на каждом из них.

Таблица: применение вопросов на разных этапах урока

Этапы урока Реализация приёма
Повторение пройденного Дети отчитываются по домашнему заданию, отвечая на вопросы в конце статьи учебника.
Изучение нового материала Учитель освещает новую тему, контролирует степень понимания, задавая «толстые» вопросы.
Закрепление материала Дети с помощью учителя составляют вопросник, находя связь между полученными на уроке и уже имеющимися знаниями.

«Толстые» и «тонкие» вопросы в старшей школе

В старшем звене навык постановки вопросов совершенствуется, а педагог корректирует и анализирует грамотность формулировок. Умение анализировать материал и составлять вопросы требуется при написании сочинений, рефератов, комплексной работе с текстом, помогает в устной речи выдержать логику, в дискуссиях — обосновать свою позицию.

Таблица: использование вопросов на примере урока литературы в 10 классе

Тема Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Форма Дискуссия
Цели Научить вести спор, высказывать отношение и понимание проблемы, слушать оппонента.
Предварительное задание В романе Ф .М. Достоевского «Преступление и наказание» найдите главы, повествующие о переживаниях Раскольникова после преступления. Для работы предлагается самостоятельное прочтение текста с последующим обсуждением и выделением главной мысли.
«Тонкие» вопросы от учителя
  1. Кто такой Родион Раскольников?
  2. Назовите жертв преступления.
  3. Какая связь между ними?
«Толстые» вопросы (могут быть подготовлены учениками, откорректированы учителем)
  1. Каковы причины совершения преступления?
  2. Можно ли назвать поведение Раскольникова адекватным после убийства?
  3. Почему персонаж хочет, чтобы деяние было раскрыто?
  4. Готов ли он сам сознаться?
Примечания В ходе занятия учащиеся озвучивают собственную позицию, приводят подтверждение из текста, делают выводы о психологическом состоянии Раскольникова, который совершил преступление.
Итоговое задание Подготовить сочинение по одному из «толстых» вопросов, озвученных на занятии.

Ответы на «тонкие» вопросы подготовят почву для дискуссии и использования текста произведения, для аргументированного ответа на последующие вопросы. «Толстые» вопросы заранее подготовлены учениками и откорректированы учителем.

«Тонкие» и «толстые» вопросы на уроках начальной школы

Вопросы — вот тот простой инструмент, который позволяет педагогу направить процесс обучения в конструктивное русло.

Примеры заданий для младших классов:

  • составить «тонкий» вопрос по какой-либо теме и записать;
  • дополнить формулировку какого-либо «толстого» вопроса;
  • самостоятельно придумать «толстый» вопрос и ответить на него.

Ещё Пифагор учил своих подопечных размышлять, задавая им вопросы

Таблица: природоведение — урок по заповедникам в 4 классе

Этап урока
Повторение пройденного Отвечая на «тонкие» вопросы, ученики последовательно связывают событие с дальнейшими действиями государства по созданию заповедников на территории России и охране национального достояния. Они могут проследить логическую цепочку действий по улучшению экологической обстановки. «Тонкие» вопросы:
  • какой праздник отмечается 11 января? (День заповедников и национальных парков)
  • когда организован первый заповедник в России? (В 1916 году)
  • как назывался? (Баргузинский)
Изучение нового материала Учитель ставит перед классом проблемные вопросы. Отвечая, дети начинают понимать, что человек должен относиться бережно к дарам природы:
  • почему надо любить и охранять природу?
  • почему заповедные земли считаются священными?
  • каковы особенности «Красной книги»?
Закрепление На этапе закрепления детям предлагается составить два «толстых» вопроса по содержанию статьи учебника, разделённой на абзацы. Класс делится на группы, каждая работает над одной частью. Учитель проверяет варианты вопросов, комментирует, вносит поправки. Учащиеся записывают.

Урок чтения: творчество А. С. Пушкина

Изучая творчество А. С. Пушкина, дети тоже могут научиться различать «тонкие» и «толстые» вопросы. Ученикам можно предложить следующие задания:

  • «тонкий» вопрос: назовите дату рождения А. С. Пушкина (ответ: 1799 г.);
  • составьте «толстый» вопрос, дополнив: почему «Сказки» А. С. Пушкина… (любят взрослые и дети, читают во всём мире, переведены на иностранные языки).
  • «толстый» вопрос: как в произведениях поэта раскрывается мудрость народа?

Отвечая, ученик приводит примеры из произведений, вспоминает содержание, подкрепляет ответы текстом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: