Введение
RVSM — Reduced Vertical Separation Minimum, Система сокращённого минимума вертикального эшелонирования с интервалами в 1000ft (300 метров)
Non RVSM — система с обыными интервалами между эшелонами в 2000ft (600 метров)
Чтобы высоты ВС (воздушных судов) не совпадали с высотами ВС, летящих в противоположном направлении, пилоты перед полетом выбирают эшелон согласно направлению полета, техническим характеристикам ВС, погодным условиям и т.д. Это называется полукруглой системой эшелонирования.
ВС, которые летят в одном направлениях выбирают определенные эшелоны, ВС, летящие в противоположную сторону, выбирают другие эшелоны. Это позволяет обезопасить ВС от столкновения в «лоб в лоб».
Если полет выполняется под контролем диспетчера, можно лететь в любом направлении.
Проверьте какие правила эшелонирования использует страна, в которой Вы собираетесь лететь.
Разделение эшелонов
В прошлый век высотомеры (приборы измерения высоты) были не достаточно точны выше 29000 футов (8 839,20 м), поэтому существовало обязательное разграничение между эшелонами до 29000 футов (8 840 м) в 1000футов (300 м) и выше 29000 футов (8 840 м) в 2000 футов (610 м).
Со временем высотомеры улучшились и появилась система RVSM которая убрала разграничение высоты в 2000 (610м) футов выше эшелона 29000 фт (8 840 м) и привело к созданию дополнительных 6-ти ступеней высоты между FL 290 и FL 410 (эшелоны 29000 футов (8 840 м) и 41000 футов (12 497 м)), благодаря этому уменьшились затраты топлива и задержек в полете.
RVSM и MNPS
В RVSM вертикальное разделение 1000 футов (305 м) сохраняется до FL410. Выше FL 410 используются только нечетные эшелоны, чтобы гарантировать, что вертикальное расстояние между самолетом будет всегда составлять 2000 футов (610 м).
Выполнять рейсы в системе RVSM могут только те ВС, которые выполняют требования MNPS (минимальные технические и навигационные требования). Если ВС не удовлетворяют этим требования, то они должны лететь ниже 29000 футов (8 840 м) или выше 41000 футов (12 497 м)
Что в имени тебе моем: как качественно «пробить» человека в сети Интернет?
Recovery Mode
Мы постоянно встречаемся в своей жизни с новыми людьми, и стоит констатировать, что помимо хороших друзей нам попадаются мутные товарищи, а иногда и отъявленные мошенники. Любовь наших сограждан оставить свой след в интернете и старания наших ИТ-компаний по автоматизации всего и вся позволяют нам довольно оперативно собирать интересующую информацию о конкретных персонах по открытым источникам. Чтобы это делать быстро и качественно, нам нужно владеть простой методологией разведывательной работы и знать, где и какую информацию о человеке можно добыть в интернете.
Эшелонирование над океаном
Североатлантические треки
Значительная часть полётов над Северной Атлантикой происходит по специальным ежедневно обновляемым маршрутам. Вертикальное эшелонирование производится по требованиям RVSM.
Минимальное продольное эшелонирование в общем случае составляет:
- 15 минут, или
- 10 минут при применении метода числа Маха, то есть при контроле скорости.
Боковое эшелонирование осуществляется в градусах широты или расстоянием:
на североатлантических треках расстояние между соседними трассами должно быть в общем случае не менее 60 морских миль (1°) при соответствии обоих воздушных судов требованиям MNPS и в пределах воздушного пространства MNPS;
Тихоокеанские трассы
На тихоокеанских трассах боковое эшелонирование составляет не менее 100 морских миль.
Для воздушных судов, выполняющих полёты на эшелоне полёта 290 или выше в пределах гибких систем организованных треков в районе Тихого океана (PACOTS), системы маршрутов северной части Тихого океана (NOPAC) между Соединёнными Штатами Америки и Японией, а также в пределах системы маршрутов между Гавайскими островами и западным побережьем Соединённых Штатов Америки в пределах РПИ Анкоридж океанический, Окленд океанический и Фукуока, может применяться комбинированное эшелонирование (сочетание продольного и бокового эшелонирования за счёт использования соответствующих минимумов эшелонирования, которые могут быть ниже, но не более чем на половину минимумов эшелонирования, используемых для каждого из суммарных элементов при их отдельном применении), состоящее из, по крайней мере, 93 км (50 морских миль) бокового и 300 м (1000 фут) вертикального эшелонирования.
Эшелонирование над океаном в России
В России эшелонирование в зоне ответственности океанических секторов районных центров Мурманск и Магадан регламентируется циркуляром АIC 0309. Вертикальное эшелонирование осуществляется по общим правилам, продольное должно составлять не менее 10 минут (или не менее 15 минут при пересечении занятого встречного эшелона в зоне ответственности РЦ Мурманск).
Приглашаем на Всероссийскую студенческую олимпиаду по направлению «Информационная безопасность» в МИФИ
Recovery Mode
С 20 по 22 апреля 2018г. в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» пройдет очередная Всероссийская студенческая олимпиада по информационной безопасности. Олимпиада проходит при поддержке Минобрнауки России, ФСТЭК России, а также УМО вузов по информационной безопасности.
По ежегодной традиции спонсором конференции выступает НПО «Эшелон», также наши эксперты принимают непосредственное участие в разработке конкурсных заданий по этичному хакингу и входят в судейское жюри.
К участию в Олимпиаде приглашаются студенты высших учебных заведений в возрасте от 18 до 25 лет на момент проведения мероприятия, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры укрупненных групп специальностей и направлений подготовки 10.00.00 и 09.00.00, серьезно интересующиеся вопросами защиты информации и прошедшие конкурсный отбор по месту учебы.
Загрузка доверенной среды или лёгкий путь к паранойе в IT
Несмотря на несколько академичное название, тема носит вполне себе практичный характер.
Когда мы видим заголовки новостей об очередном успешном взломе чатов Telegram или WhatsApp (ЦРУ, Иранскими спецслужбами, Zimperium – нужное подчеркнуть), людям достаточно часто приходится объяснять, что компрометация операционной системы или аккаунта пользователя не является синонимом слабости защиты самого приложения, и это не является поводом отказаться от пользования своим любимым мессенджером, т.к. на его месте может оказаться без принципиальной разницы любой другой.
А если вы, например, загрузившись с флэшки «перезабиваете» пароли администратора любой своей Windows-машины, это отнюдь не говорит о чудовищных дырах в «мастдае», а о вас – как о супер-хакере, взломавшем детище Microsoft.
Хотелось бы немного прояснить вопросы среды, компонентов доверия и угроз, чтобы создать целостную картинку и разобраться в том, чего мы ждём в плане безопасности от операционной системы, BIOS и любимого чат-приложения, дабы не перекладывать ответственность с больной головы на здоровую.
Итак, начнём с практики, есть следующий кейс:
Север-Юг полукруговая система эшелонов
В некоторых странах может быть другая система эшелонирования. Если не обозначено какая именно, по стандарту используется Восток-Запад. Однако, если система отлична от стандарта, вы будете проинформированы, какой эшелон занимать, и какую систему использовать.
Например во Франции, Испании, Португалии и Италии используются нечетные эшелоны в направлениях от 090° до 269° и четные в направлениях от 270° до 089° (на французских картах, небольшая стрелка, примененная рядом с названиями воздушных трасс, показывает путь для НЕЧЕТНЫХ эшелонов). Это тоже полукруговая система эшелонирования, но уже между севером и югом.
Как и было сказано выше, до FL 410 используется разделение между эшелонами 1000 футов (300 м), выше только нечетные, т.е. разделение 2000 футов (600 м). В этой системе эшелонирование применимо то же правило. Так же на эшелонах от FL 290 до FL 410 могут летать только самолеты с MNPS, но у нас симулятор, поэтому предполагается, что все авиалайнеры которые летают выше FL 290, соответствуют требованиям и доступны к полетам на этих высотах.
Итог:
Двигаемся на север – четные эшелоны, двигаемся на юг – нечетные
Примеры:
Магнитный курс (180º — 359º) север – эшелоны НЕЧЕТНЫЕ FL: 70, 90, 110, 130, 150…… 250, 270, 290
Магнитный курс (000º — 179º) юг – эшелоны ЧЕТНЫЕ FL: 80, 100, 120, 140…… 240, 260, 280
Выше FL 410 только нечетные, гарантируется расстояние между эшелонами 2000 футов (600 м).
Примеры:
Магнитный курс (180º — 359º) север – эшелоны FL: 430, 470, 510, 550
Магнитный курс (000º — 179º) юг – эшелоны FL: 450, 490, 530, 570
Таблица эшелонирования Север-Юг системы RVSM для ППП полетов(и ПВП под контролем диспетчера)
Таблица эшелонирования Север-Юг системы RVSM для ПВП полетов
Замечание: полет ПВП нельзя совершать выше FL 200, если не разрешено местными правилами
Из системы Восток-Запад в Север-Юг
Разница между системой эшелонирования Восток-Запад и Север-Юг.
Например Вы летите в направлении 220º системы В-З(Восток-Запад), выбираете эшелоны FL 320, FL 340 или FL 360, но если вы полетите в системе С-Ю(Север-Юг) то уже будете выбирать эшелоны FL 330, FL 350 или FL 370.
Теперь другой вариант.
Вы собираетесь лететь курсом 060º, который противоположен 220º, и Вы не используете систему С-Ю, то должны выбирать эшелоны например FL 330, FL 350 или FL 370, согласно правилам сказанным выше.
Интернет-контрразведка в действии: создаем персональную систему менеджмента информационной безопасности
В предыдущих статьях мы рассматривали разведывательные способы добывания информации о человеке в интернете, но ни разу не затронули тему защиты от подобных действий со стороны наших недоброжелателей. Теперь время пришло, и мы это сделаем. Перед погружением в сегодняшнюю тему небольшой дисклеймер:
Все события и участники являются вымышленными. Любые совпадения случайны. Автор не несет ответственности за любые негативные последствия в случае внедрения рассматриваемых контрмер, в том числе физические травмы, полученные в результате неконтролируемого приступа ревности, возникшего у вашей второй половинки
Помните: усиление мер защиты может привлечь ненужное внимание и вызвать подозрения
Особенности вертикального эшелонирования в некоторых странах
Эшелонирование в Великобритании
Правила эшелонирования в Великобритании совпадают со стандартами ИКАО, когда речь идёт о контролируемом воздушном пространстве.
На территории Великобритании введены правила RVSM.
В неконтролируемом воздушном пространстве до эшелона FL245 действует квадрантная система. При направлении магнитного путевого угла (МПУ) 0°-89°выбирается эшелон нечётной тысячи, например, FL130. При МПУ 90°-179° — эшелон нечётной тысячи плюс 500 футов (FL135), при МПУ 180°-269° — эшелон чётной тысячи (FL140), при МПУ 270°-359° — эшелон чётной тысячи плюс 500 футов, например FL145, и т. д.
Эшелонирование в Новой Зеландии
Из-за географических особенностей в Новой Зеландии применяется полукруговая схема со сдвигом на 90°. Характерно выделение отдельных эшелонов для визуальных и приборных полётов.
При полётах по правилам визуальных полётов (ПВП) ниже высоты 13000 футов (по QNH): при МПУ 270°-89° занимается высота нечётной тысячи футов плюс 500 футов. При МПУ 90°-269° занимается высота чётной тысячи футов плюс 500 футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечётной тысячи футов плюс 500 футов (включая FL155), при МПУ 90°-269° занимается эшелон чётной тысячи футов плюс 500 футов.
При полётах по правилам полётов по приборам (ППП) ниже высоты 13000 футов: при МПУ 270°-89° занимается высота нечётной тысячи футов. При МПУ 90°-269° занимается высота чётной тысячи футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечётной тысячи футов (включая FL150), при МПУ 90°-269° занимается эшелон чётной тысячи футов. При полётах выше эшелона FL410 при МПУ 270°-89° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL450. При МПУ 90°-269° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL430.
Эшелонирование в КНР (RVSM)
эшелон, м | направление | эшелон, м |
---|---|---|
→ | 14900 | |
14300 | ← | |
→ | 13700 | |
13100 | ← | |
→ | 12500 | |
12200 | ← | |
→ | 11900 | |
11600 | ← | |
→ | 11300 | |
11000 | ← | |
→ | 10700 | |
10400 | ← | |
→ | 10100 | |
9800 | ← | |
→ | 9500 | |
9200 | ← | |
→ | 8900 | |
8400 | ← | |
→ | 8100 | |
7800 | ← | |
→ | 7500 | |
7200 | ← | |
→ | 6900 | |
6600 | ← | |
→ | 6300 | |
6000 | ← | |
→ | 5700 | |
5400 | ← | |
→ | 5100 | |
4800 | ← | |
→ | 4500 | |
4200 | ← | |
→ | 3900 | |
3600 | ← | |
→ | 3300 | |
3000 | ← | |
→ | 2700 | |
2400 | ← | |
→ | 2100 | |
1800 | ← | |
→ | 1500 | |
1200 | ← | |
→ | 900 | |
600 | ← | |
← | 180°-359° | |
0°-179° | → |
В Китае долгое время была принята система метрического эшелонирования, которая, однако, отличалась от российской. С 2007 года действует система RVSM, также метрическая..
Система полукруговая, отчёт осуществляется от 0° и 180° истинного путевого угла. Схема эшелонирования приведена в таблице. На эшелонах с 8900 по 12500 сокращённый минимум эшелонирования составляет 300 метров, выше — 600 метров.
Схемы эшелонирования
Основная статья: Эшелонирование (авиация)
Схема вертикального эшелонирования может отличаться в разных странах. При пересечении границ воздушных пространств, в которых действуют разные схемы, пилоты меняют эшелон по указанию диспетчера (либо до входа в новую зону, либо после, это зависит от направления полёта).
Основные подходы — полукруговая и квадрантная система. Обе учитывают направление полёта воздушного судна и на основании его курса (магнитного или истинного, в зависимости от конкретной схемы), экипажу дается разрешение на занятие определённого эшелона.
При полукруговой схеме эшелоны чередуются. То есть, например, в России, до ввода в использование правил эшелонирования ИКАО, эшелон 3300 м назначался воздушным судам, двигающимся с запада на восток (истинный путевой угол от 0 до 179°). Следующий эшелон 3600 м назначался при полёте с востока на запад (от 180 до 359°). Следующий 3900 м — снова на восток и т. д. Сейчас действуют правила эшелонирования ИКАО, небольшое отличие, что счет высоты стал в футовой системе: четные эшелоны 40, 60, 80 и т.д( 4000, 6000 и 8000 футов соответственно) на запад, нечетные на восток. При квадрантной схеме первый эшелон расположен в I квадранте (0-89°, магнитный путевой угол), второй — во II квадранте (90-179°), третий — в III квадранте (180-269°), четвёртый — в IV квадранте (270-359°), пятый — в I квадранте и так далее.
Типы
- тактический
- оперативный
Пример, Эшелонирование сил флота ВС Союза ССР в ходе боевой службы. В соответствии с задачами боевой службы все силы ВМФ разделялись на три оперативных эшелона:
-
- Первый оперативный эшелон включал в себя корабли, находившиеся в море, и самолёты ВМФ в воздухе;
- Второй оперативный эшелон включал корабли и самолёты, способные немедленно выйти в море или подняться в воздух;
- Третий оперативный эшелон состоял из кораблей и самолётов ВМФ, проходящих ремонт, испытания или находящиеся в резерве. Таким образом, в случае внезапного начала войны, принять участие в ней могли первый и второй оперативный эшелоны, причем главная роль отводилась первому.
стратегический
Обнаружение дефектов кода типа «Expression Issues» (CWE-569)
Настоящей статьей мы продолжаем серию обзоров, посвященных обнаружению уязвимостей в open-source проектах с помощью статического анализатора кода AppChecker.
В рамках этой серии рассматриваются наиболее часто встречающиеся дефекты в программном коде, которые могут привести к серьезным уязвимостям. В этой статье мы остановимся на широком классе дефектов типа «Expression Issues» и рассмотрим их на примерах на языках PHP и Java.
В международной классификации CWE данный тип дефектов известен как CWE-569: Expression Issues. К нему относятся различные ошибки в логических выражениях в коде программы. Частным случаем дефекта такого класса является дефект «Присваивание вместо сравнения».
Искусство подбирать чужие пароли
Tutorial
В культовом фильме начала двухтысячных «Пароль «Рыба-меч» талантливому хакеру необходимо подобрать пароль в течение одной минуты. В этом ему помогает приятель, который заботливо держит пистолет у виска и темпераментная блондинка, прячущаяся под столом. Что делать, если таких друзей поблизости нет, а пароль подобрать необходимо? Например, в ходе тестирования на проникновение…
Небольшое, но важное предупреждение: если предлагаемым в статье подходом пользоваться не в рамках проектов по тестированию защищенности, то ваши действия легко могут подпасть под статью 272 УК РФ (Неправомерный доступ к компьютерной информации)
IV. Безопасные высоты (эшелоны) полета
85)»рубеж ухода (возврата)» рубеж, рассчитанный так, чтобы в случае ухода с него на запасной аэродром количество топлива на борту воздушного судна к расчетному времени прилета (прибытия) было не менее минимального установленного;
86)»рубеж передачи управления» рубеж, установленный на маршруте руления или на траектории полета воздушного судна, на котором управление движением данного воздушного судна передается от одного органа ОВД (управления полетами) другому;
87)»руление» движение воздушного судна по поверхности аэродрома за счет собственной тяги, за исключением взлета и посадки, а в отношении вертолетов также перемещение над площадью маневрирования аэродрома в пределах диапазона высот, позволяющего использовать эффект земли, и на скоростях, принятых для руления, то есть руление по воздуху;
88)»сверхлегкие летательные аппараты» летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг, минимальную скорость полета менее 65 км/час. Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы и т.п.) и моторные (дельталеты, мотодельтапланы, мотопарапланы, автожиры, микросамолеты и т.п.) (далее именуются СЛА);
89)»склонные полеты» планирующие полеты СЛА с огибанием рельефа склона ниже уровня стартовой (взлетной) площадки;
90)»специальный район» часть воздушного пространства установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов могут выполняться без диспетчерского разрешения при соблюдении соответствующих правил;
91)»стадия неопределенности» ситуация, характеризующаяся наличием неуверенности относительно безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц;
92)»стадия тревоги» ситуация, при которой существует опасение за безопасность воздушного судна и находящихся на его борту лиц;
93)»стадия бедствия» ситуация, характеризующаяся наличием обоснованной уверенности
втом, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам грозит серьезная и непосредственная опасность или требуется немедленная помощь;
94)»старт аэростата» начальный этап взлета аэростата, при котором происходит его освобождение от механической связи с землей или транспортным средством;
95)»точный заход на посадку» заход на посадку по приборам с навигационным наведением по азимуту и глиссаде, формируемым с помощью электронных средств;
96)»чрезвычайная ситуация» это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648);
97)»эшелонирование» общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы;
98)»эшелонирование вертикальное» рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы;
99)»эшелонирование продольное» рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;
100)»эшелонирование боковое» рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;
101)»эшелон полета» установленная поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к давлению 760,0 мм ртутного столба (1013,2 гектопаскаля) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов (п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации);
102)»эшелон нижний (безопасный)» ближайший к безопасной высоте полета рассчитанный и установленный эшелон полета, расположенный выше этой высоты;
Путь к идеалу: краткое руководство для программистов и их руководителей
Никколо Макиавелли в руководстве для эффективного менеджера написал: «Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». Думаю, что в соответствии с наблюдением итальянского мыслителя, любой, кто проходит путь от программиста до руководителя компании, собирает целую коллекцию типичных проблем менеджеров и разработчиков. В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями. Сразу отмечу, что все приведенные ошибки были совершены мною лично, а некоторые даже по несколько раз. Любые совпадения неслучайны: все мы люди.
Литература
- Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. — Михельсон А. Д., 1865 год.
- Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. — Попов М., 1907 год.
- Эшелон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эшелоны // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
- Словарь военных терминов. — М.: Воениздат, Составители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин, 1988 год;
- Рогозин Д. и др. Война и мир в терминах и определениях. Словарь. — М.: ПоРог, 2004. — 624 с. — ISBN 5-902377-04-8.
- Гланц Д. Колосс поверженный: Красная Армия в 1941 году / Перевод с английского В. Федорова. — М., Яуза, Эксмо, 2008 год.
- Лопуховский Л., Кавалерчик Б., Июнь 1941. Запрограммированное поражение., — М., Яуза, Эксмо, 2010 год.
- Варенников В. И., Неповторимое. Ч. 4. Оперативно-стратегический эшелон. ГСВГ, — М.
И. Г Дроговоз, Указ. соч. С. 343—344.
Статистика выявления уязвимостей в программном обеспечении в рамках сертификационных испытаний
Recovery Mode
Анализ уязвимостей программного обеспечения в настоящее время является обязательным видом деятельности, выполняемым экспертами испытательных лабораторий отечественных систем сертификации средств защиты информации (СЗИ). Данный вид работ выполняется как при сертификации на соответствие требованиям профилей защиты, в которых в явном виде включены требования семейства доверия AVA_VAN «Анализ уязвимостей» (стандарты по линии «Общих критериев»), так и при испытаниях на соответствие требованиям технических условий или классических руководящих документов Гостехкомиссии России.
В настоящем исследовании представлена статистика выявления уязвимостей в программном обеспечении, которое было объектом сертификационных испытаний в Испытательной лаборатории НПО «Эшелон» в период 2016 — 2017 гг.
Переход к полёту на эшелоне
При взлёте и посадке в России на высотомере самолёта установлено атмосферное давление аэродрома (QFE), кроме аэродромов Санкт-Петербурга и Симферополя, когда самолёт находится на взлётно-посадочной полосе, высотомер показывает высоту 0. В большинстве других стран, высотомер установлен на давление, приведённое к уровню моря (QNH), то есть высотомер показывает высоту над уровнем моря. Однако в любом случае вскоре после взлёта экипаж устанавливает стандартное давление (QNE) — 760 мм рт. ст. Высота, при пересечении которой устанавливается стандартное давление, называется высотой перехода. В России в каждом аэропорту установлена своя высота перехода.
При снижении, значение давления на высотомере устанавливается при пересечении эшелона перехода. В России при этом устанавливается давление на уровне аэродрома (QFE), во многих других странах давление, приведённое к уровню моря (QNH). Эшелон перехода может изменяться для каждого аэродрома, эта величина обычно доступна в автоинформации АТИС.
Горизонтальный полёт ниже эшелона перехода, но выше высоты перехода (переходный слой) запрещён. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.
История
Ранее «эшелон» (фр. echelon — уступ), в военном деле, да и сейчас — боевой и походный порядок формирований, при котором расположение его составных частей произведено в глубину, на некотором расстоянии друг от друга, или уступами, а не по фронту то есть, при котором второй эшелон располагается в глубину или уступом за первым, третий за вторым и так далее.
В Русской императорской армии термин «эшелон» сначала имел тактическое значение и обозначал отдельную часть двигающейся колонны полка (батальона, дивизиона).
При походном марше мирного времени, а также при перевозках формирований по железной дороге каждая войсковая часть делилась на эшелоны, которые выступали пешим порядком один после другого через день или занимали каждый отдельный поезд. Отсюда и «Эшелонирование» то есть расположение (распределение) в глубину построения войск и тыловых учреждений во время похода и при расположении на месте в предбоевых и боевых порядках. Позднее и в авиации (см. Эшелон (авиация)), также данный термин, с добавлением воинский, перешёл и на воинские перевозки и стал обозначать каждый воинский поезд. Отсюда и пошёл термин воинский эшелон, для обозначения временного формирования (команды).
В тактике советского военного искусства эшелон — боевой порядок части или соединения родов войск (сил) видов вооружённых сил и спецвойск.
Позднее в Советском (Русском) военном деле «эшелон» стал оперативным термином. Эшелоном стали обозначать оперативное построение войск фронта или армии. Оно может состоять из одного или нескольких эшелонов, которые располагаются друг за другом и поддерживают друг друга при военных действиях.
К примеру, в теории глубокой операции войска ударной группировки предполагалось применять в семь эшелонов:
- 1-й эшелон составляла бомбардировочная авиация;
- 2-й эшелон — тяжёлые танки;
- 3-й эшелон — соединения средних и лёгких танков;
- 4-й эшелон — соединения моторизированной и мотоциклетной пехоты;
- 5-й эшелон — крупнокалиберная артиллерия сопровождения;
- 6-й эшелон — стрелковые войска с танками поддержки;
- Особым эшелоном являлся воздушный десант.
В стратегии эшелоном называется часть вооружённых сил (ВС) государства, развёртываемая в угрожаемый период, непосредственно с началом войны или в ходе ведения военных действий по мере осуществления мобилизации.
Стратегический эшелон ВС государства включает войска и силы, которые предназначены для отражения агрессии на ожидаемом театре войны (ТВ), то есть в его состав входят военные и пограничные округа (группы армий, отдельные армии), округа противовоздушной обороны и внутренних войск, силы военно-воздушные и флота, находящихся в пределах театра военных действий (ТВД).
Стратегический эшелон разделяется на два — четыре оперативных эшелона.
В Вооружённых Силах Союза стратегический эшелон, в зависимости от предназначения и размещения, составляли группы войск (ГСВГ, СВГ, ЦВГ, ЮГВ и так далее), военные округа и формирования других видов ВС СССР, находявшиеся как на зарубежных территориях так и на территории Союза.
В начале XXI века в ВС России, в связи с малым количеством формирований за рубежами, имеется всего один стратегический эшелон.