Цель и задачи арт-терапии
Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:
-
Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.
-
Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.
-
Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.
-
Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.
-
Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.
-
Развитие самоконтроля.
-
Концентрация на ощущениях и чувствах.
-
Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.
-
Повышение самооценки.
Упражнение «Каракули»
1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа, используя любые инструменты (краски, карандаши, ручки, мелки).
2. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш)
3. Напишите короткий рассказ или дайте развёрнутый комментарий к получившемуся образу.
Плюсы и минусы использования арт-терапии
К плюсам арт-терапии можно отнести то, что это недорогой и доступный метод. Можно работать самостоятельно и добиться довольно значительного прогресса. Это очень хороший способ познакомиться с собой, справиться со стрессом и негативом, обозначить цели, актуализировать проблемы и скрытые эмоции.
Но как и у любого работающего метода у терапии искусством существуют минусы:
-
во время творческого самовыражения возможно неконтролируемое взрывное высвобождение сильных эмоций, если рядом нет опытного психолога, человек может не справиться с их наплывом;
-
в некоторых (довольно редких) случаях могут усугубиться негативные черты характера — нарциссизм, психотические черты;
-
вместо того чтобы помочь наладить контакт с другими, арт-терапия может способствовать более глубокому уходу в себя;
-
некоторым данный метод категорически не подходит и вызывает сильный протест — обычно это бурное проявление защитных механизмов психики
Арт-терапия. Рекомендации.
Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае арт терапия и в частности рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.
Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок арт терапии наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.
В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры для арт терапии — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.
В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.
В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.
Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта — то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.
Создавайте следующие тематические рисунки для арт терапии:
- Рисунок самого себя,
- Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,
- Рисунок человека вообще,
- Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)
Практика “Мое настроение”
Практика, которая работает с настроением, идеально подходит для утренних ритуалов, поскольку она заряжает позитивом на весь день. Техника выполнения этого приема очень проста: вам необходимо нарисовать свое текущее настроение и состояние. Именно таким, каким оно является в текущую минуту. На рисунке может быть изображено явление природы, либо какая-то абстракция
Не важно, что вы нарисуете. Главное, что вы понимаете смысл, который вложен в картину.
Попытайтесь выразить словами, что вы сейчас чувствуете. Задавайте себе вопросы: какое у вас настроение — грустное или веселое? Почему именно такое? Это ожидание будущего или, наоборот, связано с прошедшими событиями? А какое настроение вы бы хотели в данный момент? Такие вопросы хорошо задавать детям, когда они работают с этим приемом, но и взрослым помогают неплохо разобраться со своими чувствами.
А теперь внесите в рисунок изменения таким образом, чтобы он стал показывать настроение, которое вам бы хотелось иметь в данный момент
Важно именно изменить изображение, а не нарисовать новое. Вы можете использовать любые способы: что-то закрасить или добавить, повернуть рисунок под другим углом или разрезать
В действиях вы не ограничены, главное, чтобы результат вас устроил.
На уникальном курсе “Световые энергетические картины” вы научитесь создавать картины, которые помогут исцелить отношения с собой и окружающими, найти свою миссию и предназначение, поправить собственное здоровье и самочувствие близких.
Задачи арт-терапии:
- устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
- научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
- трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
- убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
- раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.
С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.
Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:
Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам
Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.
Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае
Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.
Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.
Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.
Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.
Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.
Упражнение «Мандала»
Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.
Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.
Арт-терапия и деменция
Эллен Стюарт предлагает использовать арт-терапию для определения развивающейся деменции. Так, в групповых занятиях арт-терапией деменция может проявиться в пассивности человека, невозможности начать рисовать без посторонней помощи. Некоторые больные Альцгеймером могут делать рисунок очень маленьким, невыразительным, рисовать только в одном углу листа.
Важнейшей чертой арт-терапии является использование символов. Как правило, формирование символа требует обобщения опыта человека в простой форме. Символ становится многозначным концептом в нашей голове, при этом его полное значение не осознается, потому что находится не на уровне языка, а на уровне ощущений.
Это особенно важно для больных деменцией. Языковая система нарушается одной из первых у таких пациентов
Им становится очень трудно выразить себя, свои мысли и эмоции. Арт-терапия обращается не к вербальным зонам мозга, она работает через образы и символы, через сенсорику, тем самым позволяя таким людям общаться с окружающим миром.
Так как при арт-терапии мы активно стимулируем зрительные области нашего мозга, а они, по данным ученых, оказывают существенное влияние на эпизодическую память, подобный подход помогает людям с деменцией поддерживать свою память, запоминать происходящее вокруг.
К сожалению, деменция — возрастная болезнь. Тот факт, что пожилые начинают меньше нагружать свой мозг внешними событиями, чаще запираются в себе, способствует появлению у них психологических и физиологических проблем. Арт-терапия — возможность расширить горизонт, попробовать нечто новое в тот момент, когда на это есть время, — в старости. Ведь на деле старость — тот самый период, когда можно реализовать планы, и ничто, кроме физических возможностей, не отвлечет от этого. Хотите написать книгу? Самое время!
Виды арт-терапии
Изотерапия
Фото: Pexels.com
Один из самых популярных и интуитивно понятных видов арт-терапии – изотерапия. Она открывает широкий простор для творчества: можно рисовать не только на бумаге, но и на холсте, доске и в диджитал-формате, использовать акварель, гуашь, карандаши – то, что вам больше нравится. При этом ваша главная цель вовсе не создать картину, а изобразить внутренние переживания и эмоции. Основываясь на образах, которые вы перенесли на бумагу, психолог сможет лучше понять, как проводить лечение, а вы сможете почувствовать себя спокойнее.
Мандалы
Если вам хочется снять стресс без обращения к специалисту, то лучшим способом станут так называемые мандалы – симметричные раскраски. В буддизме мандалы используются для медитаций и молитв: в разных культурах эти изображения считаются священными и им присваивают магические свойства. Однако прежде всего раскрашивание мандал позволяет на время отрешиться от проблем и переживаний, расслабиться и погрузиться в свой внутренний мир. К слову, такую раскраску можно скачать на телефон, чтобы она всегда была под рукой.
Песочная терапия
Песочная терапия позволяет создавать рисунки на песке. За счет приятных тактильных ощущений человек освобождается от внутреннего напряжения. Один из главных плюсов песочной терапии заключается в том, что можно не переживать об ошибках: любые кривые линии легко стираются и можно бесконечно воплощать свои фантазии.
Коллаж
В последние годы в связи с развитием практик осознанности все большую популярность приобретает терапия при помощи создания коллажа. Данная техника похожа на составление карты желаний. В процессе человек начинает лучше осознавать свои мечты, мотивы, цели и страхи. Главная сложность заключается в том, чтобы абстрагироваться от конформизма – то есть переносить на лист бумаги только свои собственные цели и желания, а не те, что навязаны вам мнением окружающих.
Куклотерапия
Фото: Pexels.com
Один из самых необычных, но вместе с тем интересных вариантов арт-терапии, который используется для помощи детям и подросткам. Под наблюдением специалиста родители и дети разыгрывают кукольный спектакль, который помогает понять мысли и переживания ребенка, установить особую связь с родными.
Цветотерапия
Считается, что цвет способен оказывать влияние на наше самочувствие, эмоции и желания. Эта теория используется в арт-терапии, когда при помощи воздействия определенных цветов и оттенков психолог помогает пациенту раскрыться, избавиться от негативных эмоций и предубеждений. А в повседневной жизни можно добавить больше оттенков определенного цвета, нехватку которого вы чувствуете, в свой гардероб или интерьер.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – один из самых интересных методов арт-терапии. Попробуйте представить себя на месте сказочного персонажа, который отправляется в путешествие и на своем пути сталкивается с различными трудностями. Представьте, как персонаж преодолевает все препятствия и в итоге обретает счастье. К слову, наряду с картой желаний сочинение сказки – это еще один эффективный метод загадывания желаний.
Музыкотерапия
Фото: Pexels.com
Музыкотерапия используется в качестве метода лечения психологических проблем в различных реабилитационных центрах. Она предполагает совместную игру на музыкальных инструментах, прослушивание композиций, пение и многое другое. Как и в случае с другими методами арт-терапии, человек не должен обладать навыками игры на инструменте или музыкальным слухом, главное – позволить себе раскрыться: перебирать струны или клавиши, петь или играть на ударных, даже, если вам никогда раньше не приходилось этого делать.
Среди других видов арт-терапии можно выделить фототерапию, библиотерапию и даже драмотерапию, во время которой каждый может почувствовать себя актером.
В принципе любое творческое занятие, которое приносит вам удовольствие и помогает отдохнуть от рутины, можно отнести к данному виду лечения и расслабления. И хотя эти методы являются скорее частью комплексной психологической помощи и проводятся под наблюдением экспертов, никто не мешает вам использовать их в качестве хобби, чтобы справляться со стрессом в повседневной жизни.
Вам также могут понравиться эти материалы:
Что такое арт-терапия
Основная идея арт-терапии в том, что творческое самовыражение способствует психическому благополучию. Через творчество человек может разобраться в себе и научиться преодолевать трудности.
Арт-терапия в узком смысле использует рисование, лепку, коллажи, фото, то есть техники изобразительного искусства. В более широком смысле она включает любые виды творчества, в том числе танец, пение, музицирование, театральные постановки.
Арт-терапия детям, у которых есть поведенческие сложности и проблемы в учёбе. Помогает неизлечимо больным размышлять на сложные темы и мириться с реальностью. Используется для адаптации беженцев и людей, столкнувшихся с травмирующим опытом. Повышает самооценку при расстройствах пищевого поведения. Улучшает общее состояние пациентов с некоторыми видами психиатрических болезней.
От обычных занятий творчеством арт-терапию отличает конкретный запрос, с которым человек приходит на занятия. Клиент обращается к терапевту с определённой проблемой. И они пытаются решить её с помощью разных техник. Цели развить умение рисовать или петь у сеансов нет. Более того, арт-терапия не требует исключительных творческих способностей. Потому что её цель — не создать великое произведение искусства, а найти контакт с собственным внутренним миром.
Игротерапия
Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.
В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.
Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.
В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.
- Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
- Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.
Упражнение «К вашему несчастью»
Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».
Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».
Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».
Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».
Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.
Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.
Личный опыт
Автор психологического проекта Subject 404 Владислав Кондратенко проходил арт-терапию, чтобы разобраться со своей мужественностью. На сеансах он визуализировал ее пастелью и гуашью. «Мне не нравились мои рисунки. К тому же, когда рисуешь что-то на болезненную тему, а за этим наблюдает психолог (по сути, посторонний человек), неприятно, стеснительно и грустно вдвойне», — рассказывает Владислав.
Он поделился этим ощущением с психологом, и она предложила изменить рисунок так, словно c мужественностью никогда не было никаких проблем. Дополняя картину, Владислав посадил кляксу и сперва огорчился: «Психолог отметила мою реакцию и спросила, что эта клякса могла бы значить. Я подумал, что она похоже на солнце внутри меня и на самом деле прекрасно дополняет рисунок. Измененное изображение стало нравиться мне больше и больше». Оттого что Владислав нарисовал свою развитую мужественность, ему стало приятно и хорошо, а неприятие и дискомфорт стали отступать.
Владислав отмечает, что во время сеансов его пугали глаза терапевта: казались слишком проницательными. Он рассказал об этом специалистке, которая предложила нарисовать ее глаза, изменив их так, словно они принадлежат самому Владиславу. «Я сделал это.
рассказывает он.
В случае Владислава арт-терапия оказалась эффективной для решения конкретной проблемы. Разобравшись с эмоциями на бумаге, он перенес результат в реальную жизнь. «Я стал более открытым и общительным. У меня появился выбор, которого раньше не было: где-то я могу проявить себя мужественно, а где-то просто не буду этого делать», — говорит Владислав.
При этом в лечении депрессии ему этот метод не помог.
Виды и формы игротерапии
В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:
- для построения отношений;
- индивидуальная;
- групповая;
- отреагирования;
- примитивная;
- и др.
В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:
- Песочная. Ее цель – дать ребенку раскрыться, такая методика наиболее эффективна при работе с детьми с задержками психического развития. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность. Подробнее вы можете прочитать в нашей отдельной статье про песочную терапию.
- Сказкотерапия. Общая характеристика такой игротерапии – лечение сказкой. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. При такой терапии детям читают терапевтические сказки. Это специальные истории, иллюстрирующие переживания и проблемы ребенка, его трудности в повседневной жизни, а также содержащие поучительные выводы и ненавязчивую мораль. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, раскрывается его творческий потенциал, появляется уверенность в себе, самоконтроль. Проводить такую терапию можно малышам с самого раннего возраста, когда они уже понимают речь. Для детей постарше сюжеты усложняются.
- Куклотерапия. Метод лечения куклами, применяемый для развития самовыражения, коррекции отношений с родителями, саморегуляции.
- Терапия отношениями. Основное – это подход к ребенку как личности, которая может управлять собой, имеет внушительный запас внутренних сил. Дети учатся понимать свои чувства, мысли, переживания, осознают себя как любимых и любящих людей.
- Шахматная терапия. Это одновременно и творчество, и соревнование, и изучение стратегий.
Жизненная миссия через рисунок
Жизненная миссия — это некая печать в нашем поле, которая через прорисовывание и считывание глубоко осознается, зачем мы здесь. Перед началом рисования нужно войти в особое состояние полного расслабления и единения с природой. Лучше всего помогает медитация. Вы можете воспользоваться готовыми медитациями, а также подробными описаниями техник в группе АrtTransformation и просто следовать за голосом.
Закройте глаза, дышите глубоко через рот и положите руки на лист бумаги. Когда медитация закончится, откройте глаза и возьмите карандаш или краску того цвета, который первым увидели. И начинайте рисовать. Делайте линии неосознанно, так как хочет рука. Не включайте разум, только интуитивное рисование может раскрыть ваше предназначение. Рисуйте так долго, как считаете нужным.
Когда рисунок будет готов, посмотрите на него, постарайтесь прочувствовать каждый штрих и цвет. Вам придет озарение, что является истинной целью вашей жизни. Научиться через рисование работать над своими состояниями вы можете на курсе по нетрадиционной арт-терапии.
Упражнение «Аватар»
Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.
Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой
Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным