Расширение границ империи
Смерть султана развязала руки Осману I, и теперь в его планы входило полное господство. Начать он решил с ослабевшей Византии, располагавшейся совсем рядом с его землями. Постепенно он начал присоединять к стране византийские провинции. От желающих поживиться на той же территории монголов султан откупался награбленным золотом, не забывая откладывать его значительную часть в казну империи.
Важно заметить, что первый султан Османской империи оказался справедливым и добрым правителем. Под его началом страна заиграла богатством и красотой, окрепла и превратилась в сильную духом державу
Осман I думал не только о собственном благополучии и личном счастье, но и всеми силами развивал страну. Он был готов на самые крайние бесчеловечные меры, если они необходимы для интересов империи.
Последователи первого Османского султана не отставали – в первую очередь под удар попала вся Малая Азия, а потом и Балканы. После смерти первого правителя в 1326 году страсти начали разгораться нешуточные. Османы, династия которых продолжилась, и не думали прекращать завоевания.
Рождение государства
Согласно турецкому преданию, основателем государства турок-османов был вождь туркменского племени кайы Эртогрул, пришедший со своими соплеменниками в Малую Азию с востока, из туркменских пустынь в начале XIII в. Признав себя вассалом местного султана Ала ад-Дина Кейкубада I, правителя основанного турками-сельджуками в Малой Азии Конийского султаната, Эртогрул получил от него для своего племени бейлик (княжество) в районе Карад-жадага на границе с Византией и начал постепенно расширять его пределы. С его смертью бейлик перешёл по наследству его сыну — Осману и стал носить имя последнего.
С 1299 г. Османское княжество стало независимым от сельджуков, хотя Осману пришлось признать верховную власть монгольской империи Хулагуидов, центр которой был в Иране. По мере ослабления монголов Осман приступил к завоеваниям. Его сын Орхан начал чеканить собственные деньги. С 12 лет он участвовал в походах отца, а после его смерти продолжил борьбу с Византией в Малой Азии. В 1336 г. государство Хулагуидов распалось, и турки-османы обрели независимость.
Блюдо с изображением османского воина. XV в.
Период стагнации
- Мустафа I (1617-1618 и 1622-1623). Несамостоятельный султан, страдавший психическими расстройствами. Дважды уступал трон своим племянникам.
- Осман II (1618-1622). Воевал с Польшей и Ираном, был убит восставшими янычарами.
- Мурад IV (1622-1640). Жестокий, но умный и талантливый правитель, сумевший навести порядок в армии и государстве. Сумел взять Багдад, модернизировать флот, занимался развитием науки, образования и торговли.
- Ибрагим I Безумный (1640-1648). В начале своего правления активно участвовал в жизни страны, но затем из-за слабохарактерности и проблем с психикой стал попадать под влияние высших сановников. В итоге, был свергнут. Начал войну с Венецией за остров Крит.
- Мехмед IV Охотник (1648-1687). В начале своего правления успешно воевал с Польшей, заняв часть Украины, и с Венецией. Войны же с Россией и Священной Лигой, приходившиеся на вторую половину правления султана, завершились поражениями.
- Сулейман II (1687-1691). Был набожным человеком, всё время проводившим в молитвах, пока за него правили великие визири.
- Ахмед II (1691-1695). Так же, как и его предшественник, султан мало занимался делами государства, пока янычары и чиновники плели интриги, а на фронтах войны со Священной Лигой турки терпели неудачи.
- Мустафа II (1695-1703). Хотя султан пытался активно участвовать во внешней политике и лично возглавлял военные походы, он неудачно завершил войну со Священной Лигой и был вынужден уступить России Азов. Османская империя потеряла обширные территории в Европе. В итоге, был свергнут.
- Ахмед III (1703-1730). Поддерживал Швецию в войне с Россией, сумел вернуть Азов, но потерял области на Балканах и в Северной Африке, что привело к свержению султана.
- Махмуд I (1730-1754). Пытался провести ряд реформ, но столкнулся с сопротивлением янычар. Успешно воевал с Австрией, вернув в состав империи Сербию и часть Валахии. В войне же с Россией потерпел неудачу.
- Осман III (1754 — 1757). Правление этого султана было бы относительно спокойным периодом, как во внешней политике, так и во внутренней жизни империи, если бы не частые стихийные бедствия. По мере возможности он старался заботиться о подданных, бороться с коррупцией и развивать образование и науку.
- Мустафа III (1757 – 1773). Султан попытался провести модернизацию страны, но она была неполной, это не позволило Османской империи встать на одну планку с Россией и Европой.
- Абдула-Хамид I (1773-1789). Проиграл войну с Россией и был вынужден заключить унизительный для Турции Кючук-Кайнарджийский мирный договор, а затем потерял и Крым.
- Селим III (1789-1807). Пытался провести комплекс реформ, против которых выступили янычары, старался поддерживать дипломатические связи с Европой и заимствовать западные технические и научные достижения. Был свергнут и убит по приказу своего двоюродного брата – будущего султана Мустафы IV.
- Мустафа IV (1807-1808). При этом султане стал особенно заметен раскол страны, начались мятежи в провинциях, смута затронула и центральные области государства. Буквально через год после начала своего правления он был свергнут.
Искусство и наука
Османы были известны своими достижениями в искусстве, науке и медицине. Стамбул и другие крупные города по всей империи были признаны художественными центрами, особенно во времена правления Сулеймана Великолепного. Самыми популярными формами искусства были каллиграфия, живопись, поэзия, текстиль и ковроткачество, керамика и музыка.
Османскую архитектуру также можно считать важной культурной составляющей того времени. В этот период строились многочисленные мечети и общественные здания
Наука считалась важной областью. Османы изучали и развивали математику, астрономию, философию, физику, географию и химию
Кроме того, некоторые из величайших достижений в области медицины были сделаны именно османами. Они изобрели некоторые хирургические инструменты, которые используются до сих пор, например щипцы, катетеры, скальпели, клещи и ланцеты.
Турки-османы
Османы происходили из огузского племени кайы, обитавшего в Средней Азии.
Спасаясь от нашествия монголов, часть племени откочевала на запад, где их
предводители находились на службе у хорезмшаха Джалал ад-дина. Затем небольшое
подразделение кайы, 400—500 шатров во главе с Эрторгулом, направилась во
владения румского султана Кай-Кубада I, который пожаловал ему удел в Анатолии на
границе с владениями византийцев. Постепенно усилившись, османы захватили
огромные территории, включавшие в себя весь Балканский полуостров, Малую Азию,
Северную Африку до Марокко, Сирию, Палестину, Аравийский полуостров,
Месопотамию, Закавказье, Крым.
Сулайман Шах
…
Эрторгул (ум. 1282)
Осман I
(1282-1326)
Орхан (1326-1359)
Мурад I (1359-1389)
Баязид I Молниеносный
(1389—1402)
В 1402 году среднеазиатский завоеватель Тимур разгромил османов в битве под
Анкарой. Султан Баязид I попал в плен, где и умер. Государство их Тимур разделил
на части.
После смерти Тимура в 1405 году османы постепенно восстанавливают своё
могущество. Впрочем, междоусобная борьба между сыновьями Баязида I продолжалась
почти двадцать лет. Закончилась она победой Мурада II, вновь объединившего Порту
(официальное название государства).
Сулейман Челеби (в Румелии)
1402—1411
Мехмет I Киришчи (в Анатолии, а с 1413 г. — и в Румелии)
(1402-1421)
Муса Челеби (1411-1413)
Мустафа Челеби (1421-1422)
Мустафа Кючюл (1422—1423)
Мурад II (1421-1444)
Мехмет II Фатих (1444-1446)
Мурад II (вторично) (1446-1451)
Мехмет II (вторично) (1451-1481)
Баязид II
1481-1512
Селим I Страшный (1512-1520)
В 1517 году Селим I уничтожил государство мамлюков в
и присоединил
Египет к своим владениям. Он также присвоил себе титул халифа правоверных, а
попавший в плен последний аббасидский халиф доживал при дворе Селима I в
почётном плену. Турецкие османские султаны носили титул халифа до 1924 года.
Сулейман I Великолепный
(1520—1566)
Селим II
1566-1574
Мурад III 1574-1595
Мехмет III
1595-1603
Ахмед I (1603-1617)
Мустафа I
1617-1618
Осман II
1618-1622
Мустафа I (вторично)
1622—1623
Мурад IV
1623-1640
Ибрахим 1640-1648
Мехмет IV
1648-1687
Сулейман II
1687-1691
Ахмет II
1691-1695
Мустафа II
1695-1703
Ахмет III
1703-1730
Махмуд I
1730-1754
Осман III
1754-1757
Мустафа III
1757-1774
Абд ал-Хамид I
1774-1789
Селим III
1789-1807
Мустафа IV
1807-1808
Махмуд II
1808-1839
Абд ал-Маджид I
1839-1861
Абд ал-Азиз 1861-1876
Мурад V
1876
Абд ал-Хамид II (1876-1909)
Мехмед V Решад (1909-1918)
Мехмед VI Вахид ад-дин (1918—1922)
Абд ал-Маджид II (только как халиф правоверных) 1922—1924
С начала XVII века могущество Османской империи стало падать, они
неоднократно терпели поражения в войнах с соседями. Соответственно уменьшалась
территория государства. После Первой мировой войны она сократилась до
полуострова Малая Азия и небольших владений в Европе вокруг города Стамбул.
В 1922 году султан Мехмет VI бежал из Стамбула на Мальту на борту английского
крейсера. Практически с этого момента монархия в Турции перестала существовать.
Документально это было оформлено в октябре 1923 года, когда была провозглашена
Турецкая республика (29.10. 1923).
Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с.
774.
Далее читайте:
Турки,
тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции (этнографическое
описание).
Турецкие государства
(за все века их существования).
Турки-сельджуки
(правящие династии).
Турецкие эмираты, возникшие в Анатолии после распада Конийского султаната.
Дальнейшее чтение [ править ]
- английский
- В. Х. Акопян (1907). Османско-турецкая разговорная грамматика: практический метод изучения османско-турецкого языка, Том 1 . Д. Натт. Интернет-копии: , ,
- Чарльз Уэллс (1880). Практическая грамматика турецкого языка (устная и письменная) . Б. Куорич.Интернет-копии из Google Книг : , ,
- В. Х. Акопян (1908). Ключ к османско-турецкой разговорной грамматике . Натт.
- Сэр Джеймс Уильям Редхаус (1884). Упрощенная грамматика османско-турецкого языка . Трюбнер.
- Фрэнк Лоуренс Хопкинс (1877). Элементарная грамматика турецкого языка: с несколькими легкими упражнениями . Трюбнер.
- Сэр Джеймс Уильям Редхаус (1856 г.). Английский и турецкий словарь: в двух частях, английском и турецком, турецком и английском . Б. Кварич.
- Сэр Джеймс Уильям Редхаус (1877). Лексика, английский и турецкий: демонстрация на турецком языке буквального, случайного, образного, разговорного и технического значения английских терминов, с указанием их произношения в новой и систематической манере; и предшествует очерк английской этимологии, чтобы облегчить турецким студентам … (2-е изд.). Напечатано для миссии А.Х. Бояджяном.
- Чарльз Бойд, Чарльз Бойд (майор) (1842). Турецкий переводчик: или, Новая грамматика турецкого языка . Отпечатано для автора.
- Томас Воган (1709). Грамматика турецкого языка . Робинсон.
- Уильям Буркхардт Баркер (1854 г.). Практическая грамматика турецкого языка: с диалогами и лексикой . Б. Куорич.
- Уильям Буркхардт Баркер, Наср-ад-Дин (хваджа) (1854 г.). Книга для чтения на турецком языке: с грамматикой и лексикой; содержащий подборку оригинальных сказок, дословно переведенных и сопровождаемых грамматическими ссылками: произношение каждого слова, данное в том виде, в каком оно сейчас используется в Константинополе . Дж. Мэдден.
- Джеймс Уильям Редхаус (сэр) (1855). Залог османского разговорного языка турецкого активиста .
- Льюис, Джеффри. Яркая лекция 2002 г. « Реформа турецкого языка: катастрофический успех ».
- Другие языки
- Мехмет Хакки Сучин . Кавайд аль-Луга аль-Тюркия ли Гаир аль-Натикин Биха (Грамматика турецкого языка для арабов; адаптировано из « Ябанджылара Тюркче Дилбилгиси» Мехмета Хенгирмена ), Энгин Яиневи, 2003).
- Мехмет Хакки Сучин. Ататюрк’юн Окудугу Китаплар: Endülüs Tarihi (Книги, которые прочитал Ататюрк : История Андалусии; очищение от османского турецкого языка, издано Anıtkabir Vakfı, 2001).
- Керслейк, Селия (1998). «La Construction d’une langue nationalale sortie d’un vernaculaire impérial enflé: la transformation stylistique et conceptuelle du turc ottoman». В Чакере, Салем (ред.). Langues et Pouvoir de l’Afrique du Nord à l’Extrême-Orient . Экс-ан-Прованс : Edisud . С. 129–138.
- Коркут М. Буддай (1999). Отто Harrassowitz Verlag (ред.). Osmanisch: Einführung in die Grundlagen der Literatursprache .
Чорбасы — миллион разновидностей турецких супов
Турецкая кухня насчитывает несколько сотен супов, но не обольщайтесь: многие из них различаются лишь одним ингредиентом.
Исторические записи, относящиеся к временам Османской империи, свидетельствуют о том, что люди с низкими доходами ели сытные и питательные супы почти каждый вечер. Поэтому к первым блюдам в Турции следует относиться именно как к дешевой и сытной еде, а не изысканной кухне королевского дворца.
В Стамбуле есть рестораны, которые специализируются только на супах.
Йогуртовые турецкие супы
Йогуртовый суп готовится на особенной заправке. Вот рецепт: полтора стакана натурального густого йогурта смешивают с яичным желтком, и постепенно вводят 1-2 столовые ложки муки. Эту массу тщательно взбивают, а потом медленно смешивают с горячим бульоном. Если быстро влить йогуртовую заправку в суп, то она свернется. Вторая обязательная часть почти всех йогуртовых супов — перечная мята. На сковороде раскаляют пару столовых ложек оливкового масла и нагревают в нем чайную ложку перечной мяты, буквально пару секунд. Тогда мята потеряет свою горечь.
Остальные ингредиенты остаются на усмотрение повара. Вот где появляются миллиарды рецептов: если добавить только нут — будет одно блюдо, лапшу и нут — другое. Обычно в йогуртовые супы добавляют крупу: рис, нут, красную чечевицу, лапшу — эристе и орзо.
Про орзо хочется сказать отдельно. Это макаронные изделия, совершенно не отличимые от риса. Стоит орзо дешево, и похож на рис низкого качества. Только поварив его долго в супе, вы увидите чудо — лжерис раздуется до размеров фасолины. Лайфхак: чтобы орзо не слипся, обжарьте его перед отправкой в кастрюлю.
Из всех йогуртовых супов я люблю лишь один, с минимумом ингредиентов. Это суп яйла. Курица с йогуртом — ужасное сочетание, а крупы делают суп «музыкальным» — но это не та симфония вкусов, о которой я говорила в начале статьи.
Этот суп яйла нам приготовил шеф-повар, хост по каучсерфингу в Газиантепе.
Виды йогуртовых супов:
- яйла (yayla çorbası) — кисломолочный суп с мятой.
- юварлама (yuvarlama çorbası) — знаменитый суп из Газиантепа, который подают на Рамазан Байрамы. В составе пряные фрикадельки из говядины, булгур и нут.
- тархана (tarhana) — один из первых в мире быстрорастворимых супов. Смесь для тарханы делают из йогурта, муки, овощей и трав. Потом ее высушивают и растирают в муку.
- тойга (toyga) — в составе йогурт, пшено и нут.
- тутмач (tutmac) — суп с филе курицы.
- гендеме (gendeme) — с консервированной кукурузой, пшеном, нутом и фасолью.
- айранаши (ayran aşı) — холодный суп со свежим огурцом, мятой, чесноком, иногда нутом и пшеном.
Супы из круп и бобовых
Другой огромный пласт супов составляют супы из красной чечевицы и других круп. Основные ингредиенты: красная чечевица, обжаренный лук, томатная паста. При подаче блюдо обязательно поливают лимоном. Не пренебрегайте лимоном — он творит чудо с турецкими супами!
Мой абсолютный фаворит — эзогелин чорбасы. В его состав входит красная чечевица, рис и булгур.
- Мерчимек (Mercimek çorbası) — самый простой суп из красной чечевицы.
- Эзогелин (Ezogelin çorbası) — праздничный суп из нескольких видов круп.
- Махлута (Mahluta çorbası) — суп-пюре с добавлением риса.
- Сютлу мерчимек (Sütlü mercimek) — с добавлением молока.
- Шифа (Şifa) — лечебный овощной суп.
Супы из потрохов
Турецкая кухня богата на блюда из субпродуктов. Самые популярные супы:
- Ишкембе (İşkembe çorbası) — суп из требухи или рубца, с добавлением муки, чеснока и сливочного масла. Известен как лекарство от похмелья. Суп обильно заправляют острым перцем и уксусом.
- Келле-паша (Kelle Paça çorbası) — суп из бараньей головы и копыт.
- Бейин (Beyin çorbası) — суп из бараньих мозгов.
- Тузлама (Tuzlama) — главным ингредиентом блюда является рубец.
Овощные супы
- Доматес чорба (domates çorbası) — томатный суп пюре.
- Лахана (lahana çorbası) — суп из черной капусты, популярный на черноморском побережье.
Янычары как замена сипахам?
В России в XVII веке стало понятно, что стрелецкие полки и поместная конница неэффективны. По западноевропейскому образцу начинают формироваться полкинового строя».
В это же время в армии османов тоже произошли перемены. Число всадников-тимариотов, готовых выходить на поле боя, резко уменьшилось. Чтобы поддержать боеспособность войска, турки стали увеличивать численность корпуса капыкулу. Для чего отказались от старой системы комплектования — девширме. Из своего рода военно-монашеского ордена янычары в XVII веке превратились в аналог российских стрельцов. Таким образом Османская империя двигалась в обратном направлении.
Но был солдат бумажный…
Резко выросший как на дрожжах янычарский корпус в 1701 году официально сократили до 34 тысяч воинов. Однако его рост было не остановить. В 1728–1729 годах в списках числилась уже 81 тысяча воинов. При этом огромная их часть значилась только в платёжных ведомостях. Было непонятно: кто реальный солдат, а кто всего лишьбумажный». А записывались в янычары зачастую, чтобы беспошлинно торговать и получать другие преференции.
Так, в Салониках в то время несли военную службу 1200 янычар. Ещё шесть-семь тысяч ими числились только формально.
Проблемабумажных солдат» касалась не только янычарского корпуса. В 1744 году в военной кампании против персидского Надир-шаха должны были принять участие 120 тысяч воинов. Но на место сбора в город Диярбакыр прибыло только 12 тысяч. То есть лишь каждый десятый.
Османская империя и становление турок
Одним и самых ярких периодов турецкой истории стала Османская эпоха. В 1299 году на окраине Сельджукского каганата один из уделов получает молодой бей Осман. Именно этому человеку суждено было сыграть значительную роль в объединении турецких племён.
Осман I приложил максимум усилий, чтобы построить по-настоящему самостоятельное государство. Я хочу отметить, что воплотить задуманное ему удалось более чем удачно. Политика укрепления собственных земель и постепенное продвижение вперёд превращают Османа в могущественного правителя.
Лорд Кинросс в своей книге “Расцвет и упадок Османской империи” так писал о нём:
И это было лишь первым шагом, который последующие поколения старались успешно продолжать.
Турецкие башибузуки
Как и любая сильная держава, Османская империя должна была постоянно быть готовой к противостоянию с не менее влиятельными соседями и соперниками за господство на определённых землях. Основными противниками турок стали русские, что долгое время вели борьбу за Крымский полуостров. Противостояние завершилось в 1783 году победой России.
Череда поражений в войнах (особенно Первой мировой войне) стала роковой для турецкого народа. Страны-победительницы начинают раздел регионов Турции. Французы, греки, итальянцы получили земли, ранее входившие в состав поверженной Османской империи. И если прежде туркам принадлежали огромные территории, то теперь им оставили лишь небольшой клочок земли — от Анкары до Чёрного моря.
Мехмед VI — 36-й и последний султан Османской империи, 115 халиф ислама
Однако непростая и тяжёлая освободительная борьба, которую возглавил Мустафа Кемаль, стала возрождением независимости Турции. Как считают историки, национально-освободительная борьба турок, развернувшаяся в 1918-1923 годах, стала завершающим этапом становления народа. Сегодня же население Турции является сплочённым этносом, что сумел пройти через сложности и беды.
Редактор: Дарья Нессель
Образование Османского султаната
После кончины того самого князя Мелеки разрываемая на части страна рассыпалась на небольшие провинции, которые назывались бейлики. Ими управляло целое «вассальное братство». Турецкая династия Османов считает отправной точкой своего развития небольшое поселение, расположенное там, где сейчас проходит граница с Афганистаном. Там проживали кайы, племенем которых правил Эртогрул-бей.
В то же время кайы, проживающие в Туркмении, были оттеснены со своих земель. Решив двигаться к западу, они добрались до Малой Азии, где и остановились. Обосновались в одной из разрозненных провинций Анатолии, где правил сульджукский султан Аладдин Кей-Кубада. Правитель жаждал могущества, и затеял сражение с византийской армией, целью которой было устранение более сильного соперника. Эртогрул-бей, подозревая, что у султана ничего не выйдет, решил поддержать союзника.
Благополучно завершившееся завоевание принесло Эрторгул-бею Вифинию, которой благодарный султан одарил его. Получивший свою часть правитель ушел на покой, передав власть над землями своему сыну – Осману I. Он и стал первым правителем империи, по имени которого были названы Османы – династия турецких султанов.
Транслитерация [ править ]
Система транслитерации İslâm Ansiklopedisi стала де-факто стандартом в востоковедении для транслитерации турецко-османских текстов. Что касается транскрипции, то словари New Redhouse, Karl Steuerwald и Ferit Develiolu стали стандартом. Другой системой транслитерации является Deutsche Morgenländische Gesellschaft (DMG), которая обеспечивает систему транслитерации для любого тюркского языка, написанного арабским письмом. Между системами транслитерации İA и DMG не так много различий.
ب | پ | ت | ث | ج | چ | ح | خ | د | ذ | ر | ز | ژ | س | ش | ص | ض | ط | ظ | ع | غ | ف | ق | گ | ڭ | ل | م | ن | و | ه | ی | ||||||||
ʾ | а | б | п | т | s̱ | c | ç | час | час | d | ẕ | р | z | j | s | ş | ṣ | ż, ḍ | ṭ | ẓ | ʿ | грамм | ж | q | k | грамм | ñ | грамм | грамм | ñ | л | м | п | v | час | y |
На краю пропасти
После окончания русско-турецкой войны в 1791 году янычары, расквартированные в дунайских крепостях, отказались их покидать и подняли бунт. Он перерос вкырджалийскую смуту». Которая продлилась много лет и переросла в войну всех против всех на Балканах.
Из Родоп(горы на Балканском полуострове) начались набеги банд помаков(болгар-мусульман), которые доходили до Адрианополя и Софии. В Добрудже запорожцы Задунайской сечи дрались с донскими казаками-некрасовцами(и те и другие служили Османской империи). Хаос нарастал.
Видинский паша Пазвантоглу поставил под контроль значительную территорию северо-западной Болгарии. Его воины пытались захватить Белград и доходили до Бухареста. Мятежному командиру несколько раз предлагали амнистию. Османские армия и флот, пришедший по Дунаю, трижды безуспешно осаждали Видин.
Ситуация изменилась внезапно. В 1804 году вспыхнуло сербское восстание, и армия видинского мятежника стала таять словно снег на солнце. Многие из входивших в состав его войска сербов и болгар предпочли воевать за единоверцев.
Перед лицом войны с Россией(1806–1812) все распри забывались, и аяны выступали единым фронтом вместе со Стамбулом. Но, когда на Дунае установилось вызванное перемирием затишье, смута вспыхнула вновь… В ходе войны эти частные войска и дружины аянов постепенно превращались в регулярную наёмную армию.
В 1826 году очередной бунт янычар в Стамбуле, направленный против создания нового регулярного войска —эшкенджи» — был жестоко потоплен в крови. Вместе с янычарами тогда же была официально отменена и сипахийская система. Хотя окончательно её ликвидировали только в середине XIX века.
Вскоре египетский правитель Мухаммед Али, создавший армию по европейскому образцу, поставил империю на грань краха. Лишь российское вмешательство в 1833 году предотвратило захват им Стамбула. В какой-то момент Османская империя оказалась под русским протекторатом.
Взятие Акры египтянами в 1832 году
Почивая на лаврах великих османских завоевателей XV–XVI веков, империя очень сильно опоздала с военной модернизацией. Её начали проводить примерно на сто лет позже, чем в России.
Османская империя в начале XIX века была уже не в списке гостей, а в меню. И спасло её лишь то, что европейские державы не смогли договориться, как поделить шкуру…
Предпочтения в одежде
Турецкая одежда
Одежда, которую носят жители Турции – в основном Европейская. В городе редко встретишь людей в национальном одеянии. Скорее это будет привычная повседневная одежда. Турки свободно носят привычные для европейцев вещи, но не позволяют того, что не одобряет Ислам. Все элементы одежды отличаются сдержанностью. Пользуются популярностью рубашки, пиджаки, галстуки, длинные платья для женщин.
Часто задаваемые вопросы
Принято ли в Турции носить национальные наряды? На сегодняшний день турки сами выбирают, какую одежду им носить. Многие отдают предпочтение европейскому стилю. На городских улицах редко встречаются турки в национальных нарядах. В одежде турки не терпят вульгарности, чрезмерной броскости.
Городские жители более свободны в выборе вещей. Провинциальные наоборот. Они предпочитают традиционный наряд.
Среди исламских женщин, самые лучшие наряды всегда принадлежали первым женам султанов. Традиционный костюм состоит из:
- фераджи – хлобковой рубашки с широкими рукавами;
- брюки по тиру шаровар;
- чадра, которая закрывает голову практически до плечей.
Исследователь турецкой культуры полагают. Что издавна богатые женщины могли показывать свои лица, в то время как рабыни должны были их скрывать. Скорее всего, это делалось, чтобы муж не мог любоваться другими женщинами, которые постоянно находились в доме.
Некоторые женщины просто надевали длинные юбки, рубахи, и накрывали голову платком. Мужчины носили рубашки, штаны, камзол.
Сегодня турки свободны в выборе одежды. Каждый может сам решать: носить ему европейские или традиционные наряды. В 1925 года это право появилось и у турецких женщин.
Традиции и обычаи османских турков
При всей разнородности своего этнического состава турки объединены тем внутренним всепроникающим единством, которое может дать одно только мусульманство, система столько же религиозная, сколько социально-политическая.
Но и мусульманская культура по историческим, этническим, климатическим условиям отлилась у турок в резко национальную форму, значительно отличную от сельджукской и других мусульманских благодаря последовательному влиянию трех различных культур: сначала персидской (в периоде вплоть до завоевания Сирии), оставившей свои следы до настоящего времени в языке, пристрастии к персидским оборотам и в некоторых обычаях (например, обычай одаривать друг друга в дни весеннего равноденствия сладостями), затем арабской, специфически-мусульманской, отразившейся своим характером на народном языке, нравах и общественной жизни, наконец, византийской, отразившейся не только на материальной культуре, государственных учреждениях, но даже и в наиболее консервативной области, религиозной.
Такие, например, отступления от религиозной традиции, как ношение короткого платья, так называваемых «salta» вместо традиционных длинных плащей, бритье бороды, рассматриваемые другими мусульманскими народами за грех ренегатства, явились результатом византийского влияния. От чисто тюркских обычаев турки сохранили весьма немногое. В некоторых местах в Анаталии новорожденные обсыпаются солью и обмазываются жиром, как у киргизов. Как у этих последних, новобрачная торжественно вводится в дом жениха, хотя уже не верхом, а на носилках, и ей строжайше запрещается показаться без покрывала своему свекру и называть по имени свою свекровь.
Из института калыма сохранился лишь обычай сделать отцу невесты подарок деньгами в пользу последней. Семейный котел играет еще такую же важную роль, как у номадов, а у янычар он считался предметом поклонения, и гость наносил тягчайшее оскорбление хозяину, не отвесив поклона котлу. Пристрастие к выделке оружия, коню и скотоводству — такое же переживание культуры номада. Что особенно выделяет турки-османа от физически родственных ему окружающих его христианских и мусульманских элементов (арабов, армян, греков), это его психический склад, манеры, его внешний «habitus» изобличающие прежнего тюрка степей.
Культура и искусство
Завоевание Константинополь Османы стали правителями одной из самых прибыльных империй, связанных с процветающими исламскими культурами того времени, и на перекрестке торговых путей в Европу. Османы добились значительных успехов в каллиграфии, письме, юриспруденции, архитектуре и военной науке и стали эталоном богатства.
Каллиграфия
Потому что ислам это монотеистическая религия, которая в значительной степени фокусируется на изучении центрального текста Коран и исламская культура исторически имела тенденцию препятствующие или запрещающие изобразительное искусство, каллиграфия стал одним из передовых искусств.
Ранний период Якота был вытеснен в конце 15 века новым стилем, пионером которого выступил Шейх Хамдулла (1429–1520 гг.), Ставшие основой османской каллиграфии с акцентом на Несих версия скрипта, ставшая стандартом для копирования Корана (см. Исламская каллиграфия).
Следующее большое изменение в османской каллиграфии произошло из-за стиля Хафиз Осман (1642–1698), чей строгий и упрощенный стиль снискал себе расположение империи на пике территориальной протяженности и государственного бремени.
Поздний каллиграфический стиль османов был создан Мустафа Раким (1757–1826) как продолжение и реформа стиля Османа, с упором на техническое совершенство, что расширило каллиграфическое искусство, чтобы охватить sülüs сценарий, а также сценарий Несих.
Поэзия
Османская поэзия включала в себя длинные стихи, но более известна более короткими формами, такими как газель. Например, эпический поэт Ахмеди (-1412) запомнился своим Александр Великий. Его современник Шейхи писал стихи о любви и романтике. Язиджи-оглу создал религиозный эпос о жизни Мухаммеда, опираясь на стилистические достижения предыдущего поколения и эпические формы Ахмеди.
Картина
К 14 веку процветание Османской империи сделало рукописные произведения доступными для торговцев и ремесленников и привело к расцвету миниатюр, изображающих зрелище, повседневную жизнь, торговлю, города и истории, а также хроники событий.
К концу 18 века европейское влияние на живопись стало очевидным, с появлением масел, перспективы, фигуративной живописи, использования анатомии и композиции.
Военные реформы османов
Завоевания Орхана в северо-западной части Малой Азии были достигнуты в том числе и благодаря проведённой им военной реформе. Он создал регулярные пехотные и конные войска, заменившие племенные ополчения. Во время войн воины получали жалованье, а в мирное время кормились от земли, за которую не платили налогов.
В 1326 г. османы овладели богатым торговым городом Бурсой, важным пунктом транзитной караванной торговли между Востоком и Западом, византийскими городами Никеей (Изник) и Никомедией (Измит). Захваченные земли Орхан раздавал военачальникам и особенно отличившимся воинам в качестве тимаров — условных владений, получаемых за несение военной службы. Постепенно система тимаров стала основой военно-административного и социально-экономического устройства Османской империи.
Сын Орхана Мурад I (1360— 1389 гг.) продолжил военную реформу, дополнив армию османов крестьянским ополчением азебов из числа крестьян-христиан, а также ставшим знаменитым впоследствии пехотным корпусом янычар — личной гвардии султанов. Азебы впоследствии слились с башибузуками (буквально: «сорвиголовы» или «буйные головы») — нерегулярными частями, служившими лишь за военную добычу; то же произошло и с аки-би — лёгкой конницей, вооружённой лишь саблями.
Турецкая конница.
XVI в. Дели — иррегулярный лёгкий копейщик, спахи — тяжеловооружённый владелец поместья (тимара). Реконструкция М. В. Горелика.
Одновременно с янычарским корпусом было создано конное войско сипахиев, также подчинённых лично султану и получавших, как и янычары, жалованье из казны. Янычары и сипахии были известны вместе как придворное султанское войско капыкулу. Позже к нему были присоединены особые воинские части артиллеристов, оружейников и другие вспомогательные части. Все эти войска были уже независимы от родоплеменной военной организации и заметно усилили реальную военно-политическую власть падишаха османов. Османские войска были хорошо вооружены и оснащены.
По крайней мере с середины XV в. они применяли тактические приёмы, отработанные во время Гуситских войн чешским полководцем Яном Жижкой. Османы укрепляли свои позиции передвижными «крепостями» из связанных между собою телег. В борьбе с кавалерией противника особенно большое значение приобрели такие средства противокон-ной обороны, как шипы и железные крюки на верёвках. С их помощью османские воины стаскивали на землю тяжеловооружённых всадников и подтягивали их к себе. В это время османы имели лучшую в мире артиллерию. Новейшие медные пушки ставились на телеги, запряжённые парой волов.
Несмотря на то что османская армия состояла из представителей разных народов и даже разных ве-роисповеданий, она была очень дисциплинированна и морально сплочена. Наряду с мусульманами в войсках было много христиан, в частности с Балканского полуострова. Были также армяне и греки. Многие из янычар достигали высших постов в империи, в том числе и должности великого визиря — главы правительства.