Что такое балет? классика и современность

Дальнейшее развитие балета

За время своего существования балетный жанр претерпел много изменений. При этом он превратился в самостоятельный вид искусства лишь в восемнадцатом веке. В тот период балетные школы получили широкое распространение во всех европейских странах. К 1738 году они добрались и до Петербурга, в котором был создан Русский императорский балет.

Вначале танцовщикам приходилось весьма тяжело. Они вынуждены были носить сложные костюмы. При этом движения танцовщиц стесняли тяжелые юбки. Однако с течением времени костюм претерпевал определенные изменения. Балетные туфли стали делать без каблуков, а одежда – стала более легкой и воздушной.

Балетмейстеры учили танцовщиков проявлять эмоции при помощи жестов и мимики. Вместо мифологических сюжетов стали использовать рассказы о путешествиях, любовные истории и сказки. В таком виде классический балет сохранился до настоящего времени.

Балетмейстер

Сцена из балета Л.Минкуса «Дон Кихот»

На основе сюжета и музыки создается постановка, выраженная в танце. Сочинителем удивительного рисунка из танца и пантомимы, который мы впоследствии воспринимаем как единый балетный спектакль, является балетмейстер ( от немецкого Meister- знаток, мастер). Действительно, именно балетмейстер – мастер спектакля. Главная задача балетмейстера – создать такую последовательность балетных движений, сцен и танцев, которые полностью раскроют сюжет и характер героев, их эмоции и внутренний мир.
Несколько имен лучших балетмейстеров- постановщиков –Мариус Петипа, Лев Иванов, Константин Сергеев, Александр Горский, Август Бурнонвиль, Юрий Григорович и др.

Конструктивные элементы

Пуанты состоят из 54 элементов, скрепленных между собой и точно подогнанных по ступне. Верхняя часть делается из атласа и бязи под цвет тела, это создает эффект единства ноги и балетных туфель. Атлас не отражает блики при освещении балерины прожекторами. Бязь – впитывает пот, тем самым защищая ноги от грибковых образований.

Устроены балетные туфли сложно, хоть на вид кажутся простыми. Конструктивные элементы пуантов – это:

  • завязки – непременный атрибут такой обуви, который танцовщица традиционно пришивает сама;
  • коробочка – жесткая оболочка внутри, сделанная из шерсти, мешковины и текстиля;
  • союзка – вырез сверху обуви, куда крепятся 2 задника;
  • кожаная или замшевая подошва, которая не допускает скольжения;
  • твердые картонные и пластиковые стельки;
  • пятак – элемент обуви повышенной жесткости, позволяющий балерине встать на кончики пальцев.

Другие статьи

  • 8 апреля 2022

    Как пройти в учебный театр

    Учебный театр «Ирбис».
    метро Бауманская, Нижняя Красносельская 40/12 корпус 4.
    Мы находимся на территории БЦ НОВЬ.
    Въезд на парковку БЦ НОВЬ не предусмотрен.
    Имеется городская парковка.

    Учебный театр «Ирбис».
    метро Бауманская, Нижняя Красносельская 40/12 корпус 4.
    Мы находимся на территории БЦ НОВЬ.
    Въезд на парковку БЦ НОВЬ не предусмотрен.
    Имеется городская парковка.

  • 9 марта 2020

    Боди-балет для начинающих детей: значение и чем он полезен

    Классический балет – высокое искусство, кандидаты проходят строгий отбор, чтобы поступить в балетную школу. И, к сожалению, не все проходят конкурс.

    Классический балет – высокое искусство, кандидаты проходят строгий отбор, чтобы поступить в балетную школу. И, к сожалению, не все проходят конкурс.

Русский классический балет

В Россию балет пришел в 1673 году: царь Алексей Михайлович открыл двери своего дворца для первого в стране представления. В ту эпоху русский балет находился полностью под влиянием европейской хореографической школы. Впрочем, для России этот факт был абсолютным плюсом. Балет, в котором преимущественно были задействованы женщины, стал искусством для избранных, развлечением для элиты.

Главной фигурой, положившей начало революции классического  русского балета, был Петр Ильич Чайковский. Легендарный композитор вывел эту область хореографии на иной уровень. Его принципы заключались в следующем;

  • превращение балета в многомерный спектакль;
  • возможность раскрыть сюжетные линии через пластику;
  • отказ от выверенных до миллиметра движений, вместо этого — свобода, позволяющая артисту привнести в действо свою индивидуальность;
  • исключительный драматизм, который являлся главным средством передачи внутреннего состояния героев.

С начала 20 века и по сей день балет в России остается элитарным искусством, причем наша страна на протяжении десятилетий остается мировым лидером в этой сфере. В тот период на сцене блистали Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Мария Кожухова, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, Вера Фокина. 

Во второй половине 20 века звездами сцены были Майя Плисецкая, Галина Уланова, Тамара Красавина. Эти великие танцовщицы прославляли Россию на весь мир, становились музами для художников и кинематографистов, а также по-прежнему формировали культурную элиту страны. 

Различают 6 позиций ног:

  1. Первая позиция: ноги расположены на одной линии, пятки сведены друг к другу, носки разведены в стороны. Для устойчивого положения в данной позе требуется хорошая выворотность ног;
  2. Вторая позиция выводится из первой. Одна из ног переставляется в сторону таким образом, чтобы между пятками было расстояние равное ступне танцора. Носки по-прежнему смотрят в стороны;
  3. Третья позиция – универсальная в хореографии. Пятка правой ноги приставлена к середине левой стопы, носки разведены в стороны;
  4. Четвертая позиция образуется, когда правая нога выводится вперед и ставится параллельно левой на расстоянии ступни. Ноги сохраняются выворотность, пятка и носок разных ног оказываются друг напротив друга;
  5. Пятая позиция. Правая ступня приставляется к левой. Правый носок расположен около левой пятки и наоборот;
  6. Шестая позиция, по факту, не является выворотной. В ней ноги ставятся параллельно друг другу, пятка к пятке и носок к носку.

Позиции ног (с первой по шестую) следуют последовательно друг за другом, когда одно положение ног вытекает из другого.

История балета

Французский придворный балет достиг пика своей популярности во времена правления короля Людовика XIV. Известный под прозвищем Король-Солнце, Людовик символизировал блеск Франции. В 1661 году Людовик основал Académie Royale dе Danse (Королевскую академию танца) для того, чтобы установить стандарты балетного обучения и сертифицировать педагогов по танцу. В 1672 году Людовик XIV назначил Жан-Батиста Люлли директором Académie Royale dе Musique (Парижской оперы), из которой была сформирована первая профессиональная балетная труппа, балет Парижской оперы. Люлли считается самым важным композитором музыки для придворных балетов, сыгравшим решающую роль в развитии этой формы.

Балет во Франции пришел в упадок после 1830 года, хотя он и продолжал развиваться в Дании, Италии и России. Прибытие в Европу Русского балета Сергея Дягилева накануне Первой мировой войны возродило интерес к балету и ознаменовало начало современной эпохи. Русский хореограф Михаил Фокин бросил вызов традициям и призвал к реформам, которые в итоге оживили балет как вид искусства.

В 20-м веке балет оказывал сильное влияние на другие танцевальные жанры, и вместе с тем развивались поджанры самого балета. В Соединенных Штатах хореограф Джордж Баланчин создал направление, известное сейчас как неоклассический балет. Другие образованные поджанры включают в себя современный балет и пост-структурный балет. Кроме того, в двадцатом веке произошло разделение балета на классический танец и модерн, что привело к модернистским движениям в некоторых странах. К известным танцорам 20-го века относятся Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн, Розелла Хайтауэр, Мария Толчиф, Эрик Брун, Михаил Барышников, Сюзанн Фаррелл, Гелси Киркланд, Наталья Макарова и Артур Митчелл.

Балет «Девичья башня», музыку и либретто к которому написал азербайджанский композитор Афрасияб Бадалбейли, является первым балетом на мусульманском Востоке.

Основы балета

Основой балета является танец. Балет оживает на сцене, благодаря созданному хореографическому образу. Танец выполняется под музыку. Традиционно балетный спектакль имеет сюжет. За основу балетной постановки может быть положено художественное произведение или специально созданный для балета сценарий, записанный в либретто. О либретто подробнее вы можете прочитать в статье «Театр». Иногда ставят и бессюжетные балеты, где с помощью хореографии передаются эмоции и чувства, но не события.

Мир танца многолик и многообразен. И следует отметить, что классический термин «балет» означает вид искусства, сложившейся в 16-20 веках в Европе, так называемый классический европейский балет. При этом русская балетная школа по праву считается лучшей в мире.

Интересные факты о балете

  • В среднем прима-балерине необходимо примерно 300 пар пуантов. Таким образом расход на них составляет более 1 пары в день, считая выходные дни. У обычной балерины за год может уйти примерно 100 пар.
  • В среднем танцор в балете за выступление поднимает партнёршу примерно 200 раз, а это около 10 тонн суммарного веса.
  • Множество танцоров в балетном искусстве являются суеверными личностями. Одно из распространённых суеверий — зайти в гримёрку лишь с левой ноги.
  • Самое популярное в мире балетное произведение – «Лебединое озеро».
  • Самым страшным оскорблением для балета является веник, который бросили на сцену вместо охапки с цветами.
  • С 2001 года балет в Туркменистане стал запрещенным искусством.
  • Балерины действительно должны быть очень худыми и стройными. Средний вес балерины не превышает 50 кг.
  • Для изготовления одной балетной пачки потребуется примерно 15 метров тюля, а на такую работу уйдет несколько дней.

Обозначения

Итак, классическая хореография и балет – разница:

1. Хореография – понятие широкого значения, включающее в себя все танцевальные проявления. Это и балет, и современные виды, в том числе народные, уличные. Если говорить кратко, то хореографией считается сценическая постановка танца.

2. Балет – это высшая форма хореографии, подразумевающая не только отработку движений в определенной последовательности, но и целое театральное представление. Ранее был распространен исключительно в Европе, и только с середины 20 века некоторые балетные зарисовки появились в культуре других континентов, например, на Востоке.

Что собой представляют

Во Франции выражение «sur les pointes» обозначает «на кончиках пальцев». До появления специальной обуви балерины выходили босиком и танцевали, опираясь только на вершину пальцев, вследствие чего ступни были подвержены сильной нагрузке. Это являлось причиной вывихов, растяжений, переломов. Чтобы танец был не только красивым, но и безопасным, для балета придумали пуанты – специальные туфли, которые поддерживают стопу.

Первой танцовщицей, которая вышла на сцену в необычной обуви, являлась Мария Тальони. Эти изделия создал для нее отец в начале XIX столетия. Со временем пуанты начали дорабатывать, изменять внешний вид, экспериментировать с разным материалом изготовления.

Под кончики пальцев подкладывали жесткую пробку, но это строение пуантов еще сильней травмировало ступню, поэтому стали вкладывать мягкий материал, что снижало давление на ногу. Балетные туфли не могли сохранять форму, быстро изнашивались, но позволяли танцовщице проще выполнять элементы танца на кончиках пальцев.

Производители продолжали разрабатывать новые формы, специальные стельки, вкладыши. Пытались применять гипс, но эта обувь была очень жесткой. Также использовали кожаные сандалии с ремнями, плотно зафиксированными на ноге, но это тоже не давало положительного результата. Сегодня производство балетных туфель автоматизировано, но для профессиональных танцоров они изготавливаются вручную.

Особенности

Помимо обозначений есть и другие признаки, по которым хореография отличается от балета:

1. Театрализованное действие. Балет является художественным произведением, которое имеет свой сюжет. Это спектакль, в котором люди не говорят, а танцуют, выражая эмоции и передавая события жестами и па. Балетные представления проводятся в декорациях и костюмах. Хореографические постановки могут показываться вообще без окружающего антуража, это скорее, набор движений, танец в широком понимании, часто имеющий абстрактное значение.

2. Участники. Балет, обычно, демонстрируется группой артистов, среди которых могут выделяться солисты. Хореографическое представление может быть показано как одним танцором, так и коллективом.

3. Музыкальное сопровождение. В традиционном балете задействуются произведения европейских классиков, популярны П. Чайковский, Ж-Б. Люлли, И. Стравинский и другие. Для хореографии подбор музыки не столь принципиален, в качестве аккомпанемента могут использоваться разные музыкальные жанры, вплоть до хип-хопа, техно, хауса.

Балет и хореография – точки соприкосновения

Балетное и хореографическое искусство, несмотря на очевидные различия, все же имеют связь между собой. Уже в начале 20 века стали появляться новаторские постановки, совмещающие в себе балет и другие танцевальные стили. Органичное вплетение в классическую канву танца джаза, латиноамериканских мотивов и восточных направлений вызвало интерес публики своей необычностью, свежестью взгляда. Яркий представитель современного балета – танец-модерн.

Сегодня танцевальная культура выходит за строгие рамки, какими был ограничен классический балет. И если последний – канонический, с жесткой системой правил, не терпящих своеволия, то современный танец адаптируется под время, по-новому трактует известные балетные произведения и стирает границы. И тот и другой имеют своих поклонников.

Балетные костюмы

Балетные костюмы играют важную роль в балетном мире. Они часто являются единственным, что остается от спектакля, представляя собой живую воображаемую картинку сцены.

Балетные костюмы эпохи ренессанса и барокко

Своими корнями балет уходит в эпоху Возрождения в Италии и Франции, когда придворная одежда стала первыми балетными костюмами. Непосредственно балетные костюмы появились в начале пятнадцатого века. Для их создания хлопок и шелк смешивались с льном, вплетенным в полупрозрачную сетчатую ткань.

Как выглядели костюмы для балета 17 века?

В семнадцатом веке для создания балетных костюмов использовались различные ткани и конструкции, чтобы сделать их очень эффектными и привлекающими внимание. Также в течение этого столетия женщины продолжали носить придворный костюм

Использование шелка, атласа и тканей, расшитых настоящим золотом и драгоценными камнями, вывели на новый уровень эффектность украшения балетного костюма. Женский костюм, в частности, состоял из тяжелых одежд и юбок длиной до колена, в которых было довольно трудно двигаться и жестикулировать.

Балетные костюмы 18-го века

В восемнадцатом веке сценические костюмы были все еще очень похожи на придворные платья, но постепенно усовершенствовались. Центром европейского балета того времени была Парижская опера. В этот период длина балетной юбки стала короче на несколько дюймов по сравнению с эпохой ренессанса и семнадцатым веком. Всё больше моделей и цветов использовались для создания балетных костюмов. Цветы, оборки, ленты и кружева подчеркивали роскошный женственный стиль, а мягкие пастельные тона цитрусового, персикового, розового и фисташкового оттенков доминировали в цветовой гамме сценических костюмов.

Что представлял собой балетный костюм 19-го века?

Cценический костюм начала девятнадцатого века — плотно прилегающие к телу трико, цветочные короны, корсажи и драгоценности. Идеалы романтизма нашли свое отражение в женской сценической одежде. Костюмы стали намного жестче благодаря корсетам, которые использовались, чтобы подчеркнуть изгибы балерины. Драгоценные камни и стразы стали гораздо более популярными.

Современный вид балетного костюма

В двадцатом веке балетные костюмы перешли обратно под влияние русского балета. Пачки балерин стали шить длиной до колена для того, чтобы была видна работа на пуантах и ​​техника балетных танцовщиц

В течение этой эпохи костюмы подчеркивали важность работы балетных танцоров и танцевальной практики. Цвета, используемые в сценических костюмах, также стали намного более яркими

Дизайнеры начали использовать такие цвета, как красный, оранжевый, желтый и т.д., чтобы создать визуальное выражение, когда артисты балета выступают на сцене.

Основные балетные термины

1 →

Адажио (от фр. adagio) — часть классического урока, состоящая из плавных движений, различных поз, связно перетекающих из одной в другую. Зачастую в адажио используются такие элементы как: développes, releves, grands ronds de jambe. В балетном спектакле adagio часто представляет собой танцевальный дуэт и встречается в частях под названием pa de deux, grand pas.. «Спартак», «Жизель», «Раймонда», «Лебединое озеро», в любом балете можно встретить часть где есть adagio.

А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.

Аллонже (от фр. allonge — удлинённый, вытянутый, продлённый) — 1) Поза классического танца: поднятая назад нога выпрямлена в колене (arabesque), соответствующая рука поднята вверх, другая отведена в сторону, в отличие от закруглённых позиций (arrondi), локти рук выпрямлены, кисти повёрнуты наружу, что придаёт позе «летящий» характер. 2) Одно из названий arabesque. 3) Приём классического танца, основанный на распрямлении закруглённых позиций рук (см. Preparation).

Амбуате (от фр. emboiter le pas — идти следом) — 1.) последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant без demi plié по полукругу 2.) прыжок с поочерёдным выбрасыванием вперёд или назад согнутых в коленях ног на 45° или 90°.

Ан деор (от фр. en dehors — наружу) — направление движения от опорной ноги, направленное «к зрителю». Исполняется одновременно с поворотом корпуса.

1 →

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

14.03.2013 в 19:15 Галина высказался:

Очень удобно что можно сразу посмотреть видеопример. Спасибо. Продолжение будет?

14.03.2013 в 23:42 Светлана высказался:

04.05.2013 в 18:57 Галина высказался:

Спасибо за ваши труды, Светлана! Очень удобно.

07.06.2013 в 20:58 Мария высказался:

Действительно удобно и я нашла необходимую информацию, спасиб.

10.08.2013 в 15:04 Алтынай высказался:

Всё удобно, легко и интиресно.

16.11.2013 в 14:54 Наталия высказался:

Очень удобно, понятно! Спасибо за интересный собранный в одно материал!

17.12.2013 в 15:29 Толян высказался:

Всё очень понятно, удобно, как раз для доклада на музыку, на тему: термины балета

КЛАСССС

24.02.2014 в 14:09 Анна высказался:

Спасибо за подборку!!! Действительно, очень удобно, что все термины подкреплены видеопримерами))

14.03.2014 в 17:17 Ульяна высказался:

05.04.2015 в 22:23 Марина высказался:

Спасибо большое. Аккуратно и удобно, ничего лишнего!

22.12.2015 в 17:08 Полина высказался:

Класс

22.12.2015 в 17:10 Полина высказался:

Очень помогло по домашнему заданию, спасибо.

16.04.2016 в 18:26 Дарина высказался:

16.04.2016 в 18:30 Александра высказался:

Очень красиво, спасибо.

29.05.2016 в 13:29 Олеся высказался:

Светлана, а где круазе, эфасе, экарте и т. д.?

10.10.2016 в 20:18 Мария высказался:

Я очень люблю балет и все все термины копировала :))

16.12.2016 в 19:25 Анелина высказался:

по мне так очень многа написано и я говарю нет

02.04.2017 в 13:14 Евгения, преподаватель танцев высказался:

Рекомендую всем!!! Великолепно организованный и подобранный материал, удобный поиск. Краткие формулировки по существу. Отличное методическое пособие и не только. Огромная благодарность создателям сайта за труд и любовь к своему делу.

10.06.2017 в 21:18 Сусанна высказался:

Хорошая статья, но большая просьба перепроверить написание терминов на французском языке. Например не por de bra, а port de bras!!!

07.12.2018 в 00:09 Дмитрий высказался:

Что это за бред с андеор/андедан?… при чём тут поворот корпуса?..

16.12.2018 в 21:06 Тома высказался:

Слишком МНОГО НАПИСАНО

30.12.2018 в 23:18 Tomi Qiz высказался:

Тома, будте, пожалуйста, повежливее, а то люди, к примеру я, думают, что Вы просто тролль.

18.08.2019 в 18:21 Варвара высказался:

Информация оказалась очень полезна,спасибо!!!

14.03.2020 в 07:17 КИРИЛЛ высказался:

ЭТО ФИГНЯ НЕТУ ФОРТЕБРА ДЕРТУРНЕ И ДЕТУРНЕ

12.01.2021 в 10:11 Эльен высказался:

Адажио итальянское слово, adagio — медленно, спокойно.

19.01.2022 в 22:53 Светлана высказался:

Информация не точна, либо пунктуация не верна, например «4 вида arabesque: attitude, croisée, efface, ecarte, epaulement.». Да в балете 4 вида арабеска, но attitude, croisée, efface, ecarte, epaulement не являются арабесками. В данном случае, скорее всего должны быть ; (точка с запятой), а на : (двоеточие). Такие «ляпы» можно найти на многих страницах.

19.01.2022 в 22:55 Светлана высказался:

а так много информации полезной, не могу согласиться с Томой (комментарий выше), написано не много, а всё коротко.

Сон в летнюю ночь (1960)

Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.

К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…

«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.

Балет 19 века

Балет был доминирующим жанром в западном театре танца с тех пор, как началось его развитие в качестве самостоятельной формы в 17 — м веке. Его характерный стиль движений по-прежнему основывался на позициях и шагах, разработанных в придворных танцах 16 — 17 веков.

Пожалуй, самой основной чертой балетного стиля того времени являлось положение ног и ступней, в котором ноги повернуты под углом 90 градусов по отношению к туловищу (т. е. ступни смотрят в стороны). Эта позиция придает телу симметричный вид и способствует высокому подъему ног, что было типичным для балета. Даже когда танцор исполнял быстрые или энергичные шаги, его руки редко двигаются не плавно, спокойно и изящно и часто танцор ставил руки в позиции, которые либо обрамляли лицо или просто так, чтобы они гармонично выглядели по отношению к позиции ног.

Другой особенностью балета являлось вертикальное положение тела. Балерины редко двигались близко к земле. Наоборот, часто казалось, что они бросают вызов гравитации высотой своих прыжков и энергичными «Batterie» (ударами ногой о ногу во время прыжка). Также балерины поражали зрителей скоростью поворотов и быстротой шагов, которые, казалось, происходили без особых усилий, почти не касаясь пола. В балете вечный стресс и огромные усилия танцовщиц всегда были скрыты за плавными изящными движениями танца.

Балет, конечно, претерпел много стилистических изменений. Романтический стиль от начала до середины 19-го века был намного мягче, менее изобиловал виртуозными прыжками и поворотами, чем классический стиль конца 19 и начала 20 веков. Русский балет, часто рассматривается в качестве парадигмы классической школы, поскольку является смесью мягкой и декоративной французской школы, хрупкого и виртуозного стиля итальянцев и энергичного атлетизма русских народных танцев.

Факты из жизни артистов балета

  • В XV веке, когда Екатерина Медичи – одна из самых первых покровительниц балетного танца, вышла замуж за короля Франции Генриха II, эта страна стала главной в развитии балета.
  • Говоря о балеринах, стоит отметить самый поразительный случай, произошедший с российской балериной Ольгой Лепешинской. Она прямо на сцене поломала себе ногу. При этом характерный хруст услышали все зрители. Артистка выполнила свой номер до конца, не прерывая его даже на минуту и получила в тот день тройной перелом ноги.
  • Учитель Людовика XIV – Пьер Бошан – известный хореограф, балетмейстер и композитор. Именно он смог кодифицировать 5 положений ног. Это единственные 5 позиций, когда удобнее всего двигаться в любом направлении. 
  • В 1831 году прима-балерина Мария Тальони сумела произвести фурор танцем на носочках в самодельных пуантах. Она снабдила собственные атласные тапочки кожаной подошвой, а также укрепила носки, создавая коробку возле основания пальцев. Еще она набила кончики данной коробки небольшой подушкой.
  • Анна Павлова считается одной из великих балерин всех времен. Она стала первой женщиной, которая когда-то совершила мировое турне со своей труппой, показав балет людям, которые даже никогда не слышали о нем. Всего одно ее выступление покорило мир.

Мне нравитсяНе нравится1

Интересные факты о жизни Александра Македонского, биография, личная жизнь, походы, сражения и завоев…

Джасприт Сингх Калра – гуттаперчевый мальчик с удивительной гибкостью

Интересные факты о жизни Владимира Короленко, биография, творческое наследие

Интересные факты о жизни Е. Баратынского, биография, творческий путь

Интересные факты о жизни Михаила Кутузова, биография, участие в войнах

Интересные факты о жизни Александра Грина, биография, литературное творчество, экранизации произведе…

Танцовщица Салли Рэнд покорила мир танцем в перьях, за что была арестована

Интересные факты о жизни Виктора Астафьева, биография, личная жизнь, творчество

Где и когда появился балет

Кто же создал балет? Первое упоминание о нем датируется пятнадцатым веком. Такой жанр придумал Доменико да Пьяченца – учитель танцев, который предложил на очередном балу объединить несколько танцев. При этом он написал к ним торжественный финал и назвал произведение балетом.

Но сам жанр был создан чуть позже. Это произошло в 1581 году. Именно тогда Бальтазарини поставил первый спектакль, в котором сочетались танцы и музыка. В семнадцатом веке стали популярны и смешанные произведения. В них сочетались опера и балет. При этом основную роль в таких постановках играла именно музыка, а не танец.

Современный балет

Стиль модерн стал лишь началом масштабной трансформации балета. 20 век стал апофеозом перемен. В первую очередь, этому способствовали колоссальные экономические и политические перемены в мире, ведь прошлое столетие по стремительности развития значительно превосходит даже целое тысячелетие. 

Ключевое изменение в современном балете можно выразить одним словом — «эксперимент». Однако трансформация произошла не сразу.

Все началось с постепенного отказа от строгих принципов классического балета.

  • необязательное использование классических балетных позиций;
  • отказ от подчеркнутого «удлинения» рук и ног;
  • отказ от сложных выворотов и высоких прыжков.

И это было лишь начало. Еще вчера без этих обязательных элементов балет казался невозможным, но в последние годы это искусство повидало куда более серьезные новшества.

Одна из главных тенденций в современном балете — его пересечение с другими видами искусства и даже спорта. Да, сегодня балет очень близок к акробатике. Его элементы могут быть настолько сложны, что достичь вершин в данном виде искусства могут лишь люди с исключительным физическими способностями. Но можно ли сказать, что техника отодвинула на второй план драматургию? Вряд ли. Просто драматическая составляющая современного балета приобрела совершенно иные черты. 

Современный балет может характеризоваться следующими чертами.

  1. Использование авангардистской и другой неформатной музыки;
  2. Авторская драматургия;
  3. Превращение балетной постановки в многоплановое шоу, ставка на зрелищность.
  4. Исключительная техническая сложность.

Чем отличаются модели для сцены

Начинающим танцорам лучше всего выбирать тканевую или кожаную обувь. Она подойдет для любого вида танцев. Пуанты на текстильной основе сделаны из прочного материала и позволяют выдержать активную нагрузку. Вставки из кожи не дают ногам скользить.

Если танцовщица начинает заниматься балетом на регулярной основе, то лучше всего выбрать полупуанты с двусоставной нижней частью, это обеспечит легкий переход с пятки на кончики пальцев. От активности нагрузки будет зависеть то, насколько долго можно использовать обувь. За одно выступление балерины иногда меняют до 3 пар.

Важно не только правильно выбрать пуанты, но и уметь ухаживать за ними. Обувь необходимо обязательно просушивать после занятий, вынимая стельки

Пуанты запрещается стирать в машине, они легко очищаются мягкой увлажненной губкой. При удалении серьезных загрязнений можно применять средство для мытья посуды. Бережное отношение позволит продлить срок эксплуатации обуви для балета надолго.

Начинающим танцорам подходят тканевая или кожаная обувьДля балтеа на регулярной основе стоит выбрать полупуанты с двусоставной нижней частью

Тенденции развития современного балета

Говорить о том, что классический балет сдает свои позиции, явно преждевременно. Наоборот, его по-прежнему характеризует элитарный статус.   Настоящие ценители этого искусства вряд ли откажутся от академических постановок классических произведений, которые по-прежнему являются эталоном хореографического мастерства.   

На этом фоне современный балет явно выделяется альтернативным форматом. Хореографы нашего времени нередко балансируют на грани, ведь создать балетную постановку в авангардном ключе и не уйти в «попсу» — задача архисложная. Именно поэтому современный балет отличается технической сложностью, зрелищностью и сильным философским содержанием. 

В России одной из ключевых фигур современного балета является Борис Эйфман, художественный руководитель петербургского Театра Балета. В 70-е годы постановки мастера произвели настоящий фурор. Эйфман работал на классическом материале, используя академическую хореографию и произведения русских авторов в качестве основы, но при этом привносил в каждую постановку массу новаторских тенденций. Работы балетмейстера восторженно встречали как в нашей стране, так и за рубежом. За эти годы он создал массу интереснейших спектаклей — от рок-балета до детских постановок в современном ключе. 

Долгое время считалось, что современный русский балет развивается под сильным влиянием Запада. Это верно лишь отчасти. Российские балетмейстеры откликаются на общемировые тенденции к экспериментам, но не выходят за рамки высокого искусства. 

В Европе и США нередко можно увидеть балетные постановки на грани китча, когда на первый план выходит эпатаж, откровенные костюмы актеров и масштабные инсталляции. На этом фоне современный российский балет отличается большей самобытностью и академичностью. Хореографы нашей страны привносят в это искусство национальный фольклор, по-новому интерпретируют классику, нередко делают ставку на зрелищность, но при этом всегда весьма бережно относятся к классическому наследию.

Танец модерн

Этим термином называют направление в танцах, которое возникло в первой половине двадцатого века. Это стало результатом ухода от строгих балетных норм в пользу большей творческой свободы постановщиков и исполнителей.

Предшественником модерна стал свободный танец. Он отрицал балетные техники и движения, отработанные до автоматизма. Адепты этого направления рассматривали танец как особую философию, которая способна изменить жизнь и вернуть человека к самому себе.

Считается, что свободный танец придумала Лои Фуллер. Именно ее идея стала источником создания разных направлений современного танца и пластики. В труппе этой танцовщицы начала свой путь знаменитая Айседора Дункан.

Балет как искусство

  1. Узнавая о балете, стоит сказать, что это настоящий спорт. Обучение данному виду искусства продолжается 10 лет и минимум 20 часов в неделю. Помимо балета балеринами изучаются современный танец и актерское искусство.
  2. В собственной длительной эволюции балет всё больше приблизился к спорту, утратив по дороге драматургическую значимость ролей. Иногда балет даже опережает спорт по технике, но отстаёт по содержанию.
  3. В балете имеется 5 основных позиций ног и рук, в которых носки ног выворачиваются наружу. Такие позиции пришли к нам из фехтования. И это совсем не удивительно, потому что первые танцоры в балете – это именно мужчины- дворяне, а все они в то время обучались технике фехтования.
  4. Первую балерину женщину мир увидел лишь в 1681 году. В начале ХVIII века в балете балерин женского пола стало гораздо больше, нежели танцоров-мужчин.
  5. Ведущие солисты балета называются примой и премьером.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: