Пол и возраст
Каждый город мира может быть охарактеризован по общему описанию демографической модели. Важными показателями системы оценки являются половозрастные показатели населения. Средние параметры пола и возраста жителей Питера, за последнее время, не претерпевали каких-либо внушительных изменений. Заметна тенденция незначительного роста числа молодежи (однако, в общем, по-прежнему, преобладают средние возраста). Также выделяются традиционные для России, высокие показатели процента женщин в составе населения.
Средний возраст горожан Санкт-Петербурга – 41 год. На 1000 мужчин приходится 1208 женщин, при численности электората в 5,398,064 человек. Такие показатели являются аналогичными для всех крупных городов Российской Федерации. Питер, в плане гендерной и возрастной принадлежности населения – классический федеральный центр России.
Вепсы
Также известны как вепсь, бепся, людиникад, вепслайне. Сведений о них у нас немного. Историческая область их обитания – между Ладожским, Онежским и Белым озером. Их язык относится к финно-угорской группе, но вот из какого народа они выделились и где их историческая родина остается большой загадкой для ученых. Процесс отделения, по мнению исследователей, произошел лишь во второй половине I тысячилетия нашей эры. По крайней мере, этим периодом датируются древневепсские курганные могильники.
Первые письменные свидетельства о вепсах предположительно встречаются в трудах готского историка Иордана, который в VI веке рассказывал о неком племени «вас». Арабский путешественник Ибн Фадлан в X веке писал про племя «вису», в этот же период историк Адам Бременский в Габсбургской хронике упоминает о народе vespe.
В русских летописях встречается этноним и топоним «весь», по всей видимости обозначавший край, населенный различными племенами и народностями. По мнению некоторых исследователей, скандинавские путешественники говорили именно о вепсах, описывая жителей загадочной страны Бьярмии.
Вепсы исчезают со страниц русских летописей довольно рано, в начале XII века. Несмотря на это, этот малочисленный народ существует, и по сей день. Кстати, его шансы на выживание значительно выше, чем у ижорцев или вожан. По сведениям летописи 2010 года, его представителей, проживающих на территории страны, оказалось более трех тысяч.
жителиинтересноисториякоренныепетербургпрошлое
Петрополь
Греческая версия названия города существовала наряду с другими вариантами изначально. 16 июля 1703 года ближний стольник и будущий канцлер Петра I Гавриил Головкин писал: «Сей город новостроющийся назван в самый Петров день Петрополь и уже онаго едва не с половину состроили». Этот вариант прижился в поэзии XVIII века на фоне повального увлечения античностью. В 1748 году Ломоносов использует ее в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны»:
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи.
А вот строчки из оды Державина «К первому соседу» 1780 года:
Петрополь сосны осеняли —
Но, вихрем пораженны, пали,
Теперь корнями вверх лежат.
Или из его же оды «Шествие по Волхову российской Амфитриты» (1810):
Петрополь встает на встречу;
Башни всходят из-под волн.
И, конечно, «Петрополь» — одно из многочисленных названий города в пушкинском «Медном всаднике»:
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Свою роль здесь сыграло то, что по-гречески «петрос» (πέτρος) значит «камень». Еще Христос видел в имени апостола Петра повод для каламбура и предлагал заложить его, как камень, в основание своего храма: «Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф. 16:18). Каменная архитектура была главной особенностью нового центра деревянной России, и в 1712 году, когда столица была перенесена в Петербург, девизом городского новогоднего праздника стало «Бог, укрепи камень сей» — такая надпись была помещена на стене Петропавловской крепости на время торжественного фейерверка.
Уже в XX веке в книге «Душа Петербурга» (1922) краевед Николай Анциферов печально скаламбурит: «Петрополь превращается в Некрополь».
Знаменская площадь. 1910-е годы
Ленинград
26 января 1924 года, спустя несколько дней после смерти Ленина, Петроградский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов написал петицию о переименовании города «по просьбам скорбящих трудящихся» (на самом деле идея пришла в голову председателю совета Григорию Зиновьеву). Прошло еще три дня, и Михаил Калинин, один из председателей ЦИК СССР, подписал соответствующее постановление, и город стал Ленинградом.
В сентябре того же года город пережил мощное наводнение, второе по силе после того, что описано в «Медном всаднике». Противники новой власти увидели в этом кару за большевистский беспредел, другие же сочли это событие символическим крещением.
Многие петербуржцы долгие годы продолжали игнорировать новое название. Дмитрий Шостакович шутил, что теперь живет в Санкт-Ленинбурге. А в мемуарах Федора Шаляпина есть такой анекдот о Демьяне Бедном: «Когда Петроград переименовали в Ленинград, то есть когда именем Ленина окрестили творение Петра Великого, Демьян Бедный потребовал переименовать произведения великого русского поэта Пушкина в произведения Демьяна Бедного».
Наряду с гибридом «Ленинбург» в городском фольклоре появился и другой — «Петролен». С годами шутки про переименование города не иссякали. Появился, например, такой анекдот: «Какие три лучших города в мире?» — «Петербург, Петроград и Ленинград». И такой: «Что останется от Ленинграда, если на него сбросить атомную бомбу?» — «Останется Петербург».
Средние города 20—100 тыс. человек
Герб Петергофа
Петергоф
Население 78 457 человек (2016 год).
Основан в 1705 году как «путевой двор» (Петров двор — нем. Peterhof), в 1710 г. здесь началось строительство знаменитой на весь мир загородной резиденции Петра I. Город с 1762 года. Петергофский дворцово-парковый ансамбль известен многочисленными парками, прудами, каналами и, более всего, замысловатыми фонтанами и каскадами фонтанов. Здесь находится часовой завод известной марки «Ракета» (основан в 1721 году как Петергофская гранильная фабрика). В 1970-е и 1980-е гг. на окраине города был построен загородный кампус Санкт-Петербургского государственного университета. В 2005 г. Петергоф получил статус наукограда.
Герб Красного Села
Красное Село
Население 54 422 человек (2016 год).
Основан в 1714 году Петром I как бумажная мельница (фабрика) к югу от Петербурга, город с 1925 года. Поселение в эпоху Империи было во владении царского двора. город с года. В середине превратился в летнюю воинскую столицу Российской Империи — здесь происходили масштабные войсковые сборы и учения. Долгое время в городе действовала бумажная фабрика, ныне на части ее территории завод пластмасс.
Герб Ломоносова
Ломоносов (город)
Население 43 244 человек (2016 год).
Основан в 1710 году как Ораниенбаум — пригородная резиденция первого петербургского губернатора А. Д. Меншикова. Город с 1780 года. Известен своим — крупнейшим ансамблем петровского барокко в пригородах Петербурга. Благодаря тому, что советские войска в годы Великой Отечественной войны сумели удержать знаменитый Ораниенбаумский плацдарм, город не был разрушен немцами в отличие от соседних дворцово-парковых резиденций, расположенных вдоль знаменитой .
Герб Кронштадта
Кронштадт
Население 43 005 человек (2010 год).
Основан в 1704 году как город-крепость на острове Котлин в Финском заливе, охраняющий подступы к Санкт-Петербургу. Уже при Петре I превратился в базу Балтийского флота и продолжает играть эту роль по сей день. В 1983 г. остров Котлин с севера был соединён с материком дамбой, по которой прошла автомагистраль. В 2011 г. дамба подошла к городу также с юга.
Герб Сестрорецка
Сестрорецк
Население 40 090 человек (2016 год).
Основан в 1714 году как загородная резиденция Петра I, город с 1925 года. В 1721—1724 гг. здесь был построен Сестрорецкий оружейный завод и при нём плотина, образовавшая большое водохранилище. Завод был одним из главных военно-промышленных предприятий Российской Империи, выпускал пушки, огнестрельное оружие, а также гражданскую продукцию. В конце XIX века Сестрорецк превратился в дачную и санаторно-курортную зону.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Дворцовая площадь – любимая всеми местными жителями и приезжими туристами главная площадь Санкт-Петербурга. На Дворцовой площади расположены такие памятники архитектуры, как: Зимний дворец, в котором раньше располагалась зимняя резиденция российских императоров, а сегодня часть здания отдана под Государственный Эрмитаж; Здание штаба Гвардейского корпуса; Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, которую венчает победная колесница Славы; Александровская колонна, воздвигнутая в память о победе Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
фото с сайта www.touristterminal.ru
Дворцовый мост – один из множества и самый знаменитый питерский мост. Он был назван в честь Зимнего Дворца и располагается недалеко от него. Соединяет центральную часть города и Васильевский остров. Многие туристы едут в Питер летом, когда открыта навигация, чтобы полюбоваться зрелищем развода мостов, а разведенный центральный пролет Дворцового моста считается одним из символов города.
фото с сайта www.radikal.ru
Исаакиевский собор – еще один символ Санкт-Петербурга. До революции 1917 года этот собор являлся главным кафедральным храмом царской России. Сегодня никого не оставит равнодушным внутреннее убранство собора с замечательными элементами живописи, скульптуры, мозаики. Туристы очень любят подниматься на смотровую площадку на колоннаде Исаакиевского собора, с которой открывается восхитительный вид на центральную часть Санкт-Петербурга, Петропавловскую крепость и набережную Невы.
фото с сайта www.radikal.ru
Казанский кафедральный собор – это одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге, расположен в самом центре города. Один из фасадов собора выходит на Невский проспект, другой – на Канал Грибоедова. Этот собор действующий православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, в котором хранится Казанская икона Божией Матери и регулярно проводятся богослужения. Казанский собор считается храмом русской воинской славы.
фото с сайта www.avrora-k.ru
Крейсер «Аврора» — пожалуй, самый знаменитый символ Санкт-Петербурга. Корабль вошел в историю 25 октября 1917 года, когда из носового орудия крейсера прозвучал залп, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца и ознаменовавший начало революции. С 1948 года «Аврора» стоит на «вечной стоянке» у Петроградской набережной, и сегодня, после многочисленных реконструкций, из него сделан корабль-музей.
фото с сайта www.megabook.ru
Медный всадник – памятник Петру I, изображающий основателя города на коне, расположен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник назван так благодаря поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле, изготовлен не из меди, а из бронзы. Работа над статуей Петра продолжалась в течение 12 лет, открыт памятник был в 1782 году.
фото с сайта www.beta.newsmoldova.ru
Петропавловская крепость – крепость в центре города, первое здание Санкт-Петербурга. Интересно, что крепость никогда не использовалась по своему прямому назначению, большую часть своего существования она функционировала как тюрьма для политзаключенных. В крепости регулярно проводятся экскурсии, на которых туристы могут побывать и в бывших казематах, и – что самое интересное – услышать и увидеть ежедневный полуденный выстрел сигнальной пушки с одного из бастионов крепости, традиция которого соблюдается уже на протяжении многих лет.
фото с сайта www.keriat.ru
Петергоф
ИСТОРИЯ ГОРОДА
Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I, по задумке которого город должен был сыграть важную роль для обеспечения водного пути из России в Европу. Первым зданием города стала Петропавловская крепость на Заячьем острове, вокруг которой и строился весь город. Первым промышленным предприятием города стала Адмиралтейская верфь. В 1712-1728 и 1732-1918 годах Петербург был столицей России. Строили город на Неве многие талантливые архитекторы и инженеры из России, Швейцарии, Италии, Франции и других стран. Однако, к сожалению, в результате многочисленных пожаров и наводнений многие здания раннего Петербурга к середине XVIII века до наших дней не сохранились.
В 1914 году Санкт-Петербург стал называться Петроградом, а в советское время был переименован в Ленинград, в честь вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.
Нельзя не упомянуть о судьбе Ленинграде в годы Второй мировой войны. Самым тяжелым периодом за все время существования города историки называют блокаду Ленинграда. Страшные 900 дней жители были практически отрезаны от «большой земли», оставались почти без средств пропитания и связи и подвергались ежедневным атакам фашистских захватчиков. Жертвами блокады стали 2 миллиона жителей. За годы блокады было полностью или частично сожжено свыше трех тысяч жилых домов, около 400 школ, сильно пострадали сотни предприятий и множество историко-архитектурных памятников. После окончания Великой Отечественной войны Ленинграду было присвоено звание «Город-герой».
фото с сайта www.yandex.ru
Питер
Сколько лет городу, столько и сокращенному иноземному наименованию. Питер возник как удобное для русской речи созвучие. Изначально пользовались им в низших слоях общества. В разговорах краткий вариант имени произносили и в XVIII, и в XIX вв. Карамзин в «Истории государства Российского» писал, что простой народ вместо Петербурга говорит Питер.
Питер великолепно себя чувствовал в городском фольклоре. Народные песни, записанные в XIX в. знают до сих пор:
- «Идет мужик из Питера»;
- «Ах, поехал Ванька в Питер».
В 1924 г. Ф.И. Шаляпин представил народную песню «Вдоль по Питерской». В его исполнении она приобрела всемирную известность.
Невский проспект
Считалось, что Питером называли город люди неграмотные. Крестьяне, приехавшие на заработки, рабочие и строители сокращали мудреное название. Но это не совсем верно.
В течение истории Петербурга название Питер встречается у русских писателей и публицистов. Люди образованные и культурные упоминают это имя в книгах и письмах. Вот несколько примеров и «Национального корпуса русского языка» (нажимайте на картинку, если изображение неразборчиво):
Долгоруков И.М. (1799-1806 гг.):
Д. И. Фонвизин. Недоросль (1764), А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву (1779-1790):
В. И. Даль. Вакх Сидоров Чайкин, или Рассказ его о собственном своем житье-бытье, за первую половину жизни своей (1843):
И. И. Лажечников. Ледяной дом (1835):
Д. И. Менделеев. Письмо об Италии и Гарибальди (1860):
А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846):
А также слово «Питер» употребляли Гоголь Н.В., Островский А.Н, Гончаров И.А. и многие другие.
В начале XX в. с ростом промышленности изменяются социальные группы. Питер получает новый смысл и становится окраинным понятием. Унылые питерские районы противостоят помпезному центру Петербурга.
Прошло немного лет, и появилось понятие «питерский пролетариат». Кто был ничем, тот стал всем. Питер олицетворяет весь город, становится символом эпохи.
Время идет, и вот уже не Петроград, а Ленинград. Но Питер по-прежнему существует. В военные годы по свидетельству современников даже Иосиф Виссарионович называл осажденный город Питером.
После войны для советских людей город Ленина был Питером с каким-то налетом протеста. На смену Ленинграду вернулся Санкт-Петербург. Вновь разговорная форма помогает общению. За короткое время Питер получил признание у самих петербуржцев и жителей городов России.
Ижора
Древнейшими жителями Петербурга, а точнее его территорий было племя ижора («ижера») именем которых звалась вся Ижорская земля или Ингерманландия (по обоим берегам Невы и Западному Приладожью), переименованная впоследствии в Санкт-Петербургскую губернию.
Существует много версий происхождения этого явно не исконно русского топонима. Согласно одной, «Ингерманландия» когда-то родилась из финского «inkeri maa», что означает «прекрасная земля». Это название дало имя реке Ижоре, а племена, которые населяли ее берега, получили имя «ижора». Другие историки, напротив, считают, что все началось с названия реки Ижоры, которое, судя по летописям, употреблялось еще при первых Рюриковичах: «гда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено». Кто-то же вообще считает, что тут не обошлось без влияния жены Ярослава Мудрого, Ингигерды (Анны).
Судя по лингвистической близости языков, ижоры когда-то выделились из карельской этнической группы. Произошло это, судя по археологическим данным, не так давно — в первом тысячелетии нашей эры.
Первое письменное свидетельство об этом племени относится к XII веку. В нем папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. К этому времени ижорцы уже наладили прочные связи с пришедшими на соседние территории восточными славянами, и принимали активное участие в образование Новгородского княжества. Правда, сами славяне культурный элемент ижорцев различали слабо, называя все местные финно-угорские племена «чудью». Впервые, в русских источниках заговорили об ижорцах лишь в XIII веке, когда те вместе с карелами вторгались на русские земли. Поздние источники более подробны в описании, они даже дают ижорцам характеристику хитрецов и ловкачей.
После падения Новгородской республики и формирования Московского государства, началась активная русская колонизация этих земель, вплоть до смутного времени, когда Швеция присоединила Ингерманландию к себе. Тогда на эти территории хлынуло финское население, исповедовавшее лютеранство. Их потомки унаследовали протестантизм, получили название инкери или ингерманландцы и пошли по собственному пути культурного развития. Даже сегодня потомки инкери и ижорцев продолжают сторониться друг друга из-за разницы в конфессиях.
После основания Петербурга русское влияние на местные территории и народы вновь усилилось. Близость к Российской империи способствовала стремительной ассимиляции и обрусению. Уже к XIX веку ижорские деревни мало отличались от русских, а в результате расселения в сталинскую эпоху практически полностью утратили национальный элемент. Сегодня предпринимаются многочисленные попытки сохранить ижорскую народность, но число носителей языка постоянно падает, а вместе с ним и шансы на выживание.
Санкт-Питербурх
16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове основали крепость. Вопреки легендам, никакого официального имени ей в тот день не дали. Судя по «Журналу, или Поденной записке Петра Великого», сам царь при этом даже не присутствовал. Только в Петров день, 29 июня, там же заложили церковь, и тогда крепость получила название по имени своего небесного покровителя. 30 июня царь оставил пометку на письме, которое получил от боярина Тихона Стрешнева: «Принята с почты в Санкт-Петербурхе», на следующий день он сам писал: «Из Санкт-Питербурха», а 7 июля: «Из новой крепости Питербурга». Писать название то слитно, то раздельно, то с «е», то с «и», то с «х», то с «г» продолжали еще не один десяток лет. Петр I чаще всего писал на голландский манер: Санкт-Питербурх, что и принято считать первым именем города.
До конца неясно, когда название распространилось на растущий вокруг крепости город, а саму крепость стали называть Петропавловской. В письменных свидетельствах петровских времен город называли и Питерполом, и S. Петрополисом, а крепость еще много лет продолжала быть Санкт-питербурской фортецией и Санкт Питер Бургской фортофикацией. Вероятнее всего, никакого формального переноса названия крепости на город и переименования крепости не было, и этот процесс занял несколько десятилетий.
Петр I неоднократно называл строящийся город Парадизом. Так, в 1710 году он писал Меншикову:
Вид на здание Двенадцати коллегий и площадь Васильевского острова. Гравюра Джона Аткинсона. 1802–1805 годы
Миграция
При расчете текущего количества горожан Питера следует обращать внимание на определяющую величину – показатель миграции. Как уже говорилось ранее, Санкт-Петербург является крупным финансовым, промышленным и экономическим центром
В связи с таким положением дел, северная столица находится под пристальным вниманием нелегальных и легальных переселенцев, а также простых мигрантов.
Согласно актуальным статистическим данным, в северную столицу в 2020 году переехало более 250 тысяч человек. При этом, показатель эмиграции составил 222 тысячи человек. Таким образом, можно говорить о положительном сальдо. Основными странами, обеспечивающими постоянный миграционный прирост, остаются: Украина, Армения, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан. Величина миграционного потока – основная причина повышающейся численности населения северной столицы.
Корректно ли называть Санкт-Петербург Питером
Филологи и публицисты, блогеры и горожане постоянно обсуждают, как следует правильно говорить, Петербург или Питер. Некоторые эксперты уверяют, что по отношению к великому городу Питер звучит непочтительно. Они считают, что для настоящего петербуржца и интеллигента недопустимо название Питер. Будет правильно сказать Петербург.
Существует мнение специалистов, что в XVIII в. непроизносимое название малограмотные жители сократили до Питера. Переносить его в современность некорректно. В прошлом многие слова «отмерли», и просторечия это тоже касается. Имя может возвысить, но возможно и вниз потянет. Имя, которым зовут уличных мальчишек, городу на Неве не под стать. Оно хорошо прижилось бы среди названий обыденных малых городков.
Писатели и блогеры выражают и другую точку зрения. Считают проявлением снобизма боязнь слова Питер. В имени нет ничего зазорного. Так говорили со времен Радищева. Реальность лаконичного названия вполне оправдана на бытовом уровне, вне официального поля.
Канал Грибоедова
Это традиционное питерское слово – знак личной причастности. Инициатива по его моральному запрету выглядит весьма странно. Пусть гордецы охраняют лингвистическую чистоту, а петербуржцы любимый город будут именовать в зависимости от ситуации и настроения — Питер в быту, а когда речь идёт о величественных дворцах и парковых ансамблях — Санкт-Петерубрг.
Площадь и плотность
Общая площадь Санкт-Петербурга – 1439 квадратных километров. Столь внушительный показатель не кажется огромным при виде общей численности населения в 5, а неофициально в 8 миллионов человек. Согласно данным Росстата, плотность населения Питера составляет 3847,52 чел/кв. м.
Большее число жителей Санкт-Петербурга проживает в Приморском, Калининском, Невском, Выборгском и Фрунзенском районах. Самый маленький процент заселенности показывают Курортный и Петроградский районы. Ощущаемая плотность населения повышается в летние, туристические периоды времена года. Летом больше всего людей находится на территории отнюдь не спальных районов. Переполнены центральные части города, так как туристические потоки перемещаются именно в архитектурно-исторических земель Петербурга.
Посмотрев ту же статистику – плотность населения, но уже в параметре одного человека на один квадратный метр, можно заметить, что густонаселенными центрами являются Калининский, Василеостровский, Центральный и Адмиралтейский районы. Все эти территории находятся на небольшом удалении от центра, и включают в себя не только спальные районы, но и объекты туристического, экономического и промышленного значения.
Водь
Окраины Петербурга – устье Невы, побережье Финского залива, а также Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский и Ломоносовский районы когда-то населяло и ныне существующее племя водь. Правда, вопрос об их коренном статусе остается открытым: некоторые ученые видят в них переселенцев из Эстонии, которые пришли сюда в первом тысячелетии до нашей эры, другие – исконно местное население, предки которых заселили эти территории еще во времена неолита. Спорящие стороны солидарны в одном – водь, как в этническом, так и лингвистическом плане, находились в близком родстве с проживающими западнее эстонскими племенами.
Так или иначе, во времена раннего средневековья, водь вместе с ижорами были коренными жителями Ингерманландии. Это мы знаем в основном из археологических культур, поскольку первые летописные упоминания о них относятся лишь к XI веку, а точнее к 1069 году. Летопись рассказывает о том, как водская рать заодно с полоцким князем напала на Новгород, очевидно, чтобы не платить городу дань. И проиграла, после чего попала в длительную зависимость сначала от Новгорода, потом от Московского Княжества, а в смутный 1617 год и вовсе отошла Швеции.
Почти через столетие земли у устья Невы снова поменяли хозяев – Петр I смог отвоевать место для русского «окна в Европу». Правда, сама водь в этот проект не «вписалась» — при строительстве Петербурга многие коренные жители были высланы в Казань, а их место заняли русские жители, что еще больше ускорило ассимиляцию.
Сегодня этнических вожан, которые позиционируют себя как представители малого народа, практически не осталось. По сведениям переписи 2010 года, в местах их компактного проживания – деревнях Лужице и Краколье, до сих пор проживают лишь 64 представителя народа водь. И малочисленность – не единственная проблема. В ходе активного воздействия русской культуры, у них практически не осталось ничего самобытного: язык, носителей которого становится все меньше, фольклор, да некоторые элементы материальной культуры. Пожалуй, вот и все национальные сокровища древнего, но забытого народа.