Егэ. общество. тема № 12. формация и её типы

Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.

Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

План ответа по теме «Общественная формация и ее типы»

1.Термин «формация» в различных науках.

2. Понятие общественно-экономической формации. Основные тезисы теории исторического материализма.

3. Структура общественной формации. Базис и надстройка.

4. Классификация типов формации. 3 типа формации (по К. Марксу):

  1. доэкономическая;
  2. экономическая;
  3. коммунистическая.

5. Пять типов формаций:

  1. первобытная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. буржуазная;
  5. коммунистическая.

6. Значение теории К. Маркса и Ф. Энгельса.

Выбери ответ

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Учи Дома
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro

Репетиторы по предметам

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Понятие общественной формации

Термин “формация” был воспринят К.Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений определенного периода, которое представляло собой сложившееся во времени образование в земной коре. Применив данный термин в философии истории, К.Маркс вложил в него новое содержание, хотя элемент аналогии при этом сохранился. Сходство между “формацией” в виде категории геологической науки и “формацией” в виде категории философии истории в том, что в обоих случаях речь идет о возникающих и изменяющихся материальных образованиях.

Впервые в контексте философии истории термин “формация” в его категориальном значении был употреблен К.Марксом в книге “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”

Анализируя политические процессы становления и развития буржуазного общества, К.Маркс обращал внимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересы восходящей буржуазии. Вначале эти идеи рядились буржуазными идеологами в форму, характерную для общественного сознания рабовладения и феодализма

Но так было лишь до утверждения буржуазных отношений. Как только “новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина…”1 .

Родовым по отношению к категории общественной формации выступает понятие человеческого общества как обособившейся от природы и исторически развивающейся жизнедеятельности людей. В любом случае общественная формация представляет исторически определенную ступень развития человеческого общества, исторического процесса. М.Вебер считал марксистские категории, в том числе, разумеется, категорию общественной формации, “мысленными конструкциями”2 . Безусловно, категория общественной формации “мысленная конструкция”. Но это не произвольная “мысленная конструкция”, а конструкция, отражающая логику исторического процесса, его сущностные характеристики: исторически определенный общественный способ производства, систему общественных отношений, социальную структуру, в том числе классы и классовую борьбу и др. Вместе с тем развитие отдельных стран и регионов богаче формационного развития. Оно представляет все многообразие форм проявления сущности исторического процесса, конкретизацию и дополнение формационных характеристик особенностями хозяйственных укладов, политических институтов, культуры, религиозных верований, морали, законоуложений, обычаев, нравов и т.п. В этой связи и возникают проблемы цивилизации и цивилизационного подхода, на чем ниже я остановлюсь специально

Сейчас же хочу обратить внимание читателя еще на ряд вопросов формационного подхода к историческому процессу

Человеческое общество в прошлом никогда не представляло собой единой системы. Оно выступало и продолжает выступать в виде совокупности самостоятельных, более или менее изолированных друг от друга социальных единиц. Для обозначения этих единиц также применяется термин “общество”, причем к слову “общество” в данном случае добавляется собственное наименование: древнеримское общество, немецкое общество, российское общество и др. Подобное наименование общества может иметь и региональное значение – европейское общество, азиатское общество, латиноамериканское общество и т.п. Когда же ставится вопрос о подобных образованиях вообще, часто говорят просто “общество” или в переносном смысле, особенно в исторических исследованиях, употребляют понятия “страна”, “народ”, “государство”, “нация”. При таком подходе понятие “общественная формация” обозначает не только исторически определенную ступень развития человеческого общества, но и исторический тип отдельного, конкретного общества, иначе – социума. Будучи общим, человеческое общество (его развитие, т.е. исторический процесс) существует в отдельном и через отдельное.

Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

Другие варианты толкования

Чтобы лучше разобраться в том, что такое формация, нужно рассмотреть и другие значения этого слова:

  • В спорте – название элементов в групповой акробатике. Пример: При совершении падения в положении лежа, с лицом, направленным к земле, или в вертикальном положении парашютисты образуют разной степени сложности формации – фигуры, составляемые из человеческих тел.
  • В ботанике – термин, обозначающий таксономическую единицу, объединяющую группы растительных организмов. Пример: Растительные формации могут содержать в себе растительные сообщества, отличающиеся друг от друга как генетически, так и экологически.

Принципы материалистической теории общества

Карл Маркс (1818-1883) родился в семье юристов, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих городах Европы, занимался научной, журналистской и организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Он воочию наблюдал «жестокости первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, баснословное обогащение кучки буржуазии, продажа детей в рабство и т.д. Именно поэтому Маркс разработал совершенно иной подход к пониманию общества, чем Комте: если для Комте и Дюркгейма речь шла о стабилизации общества, то для Маркса — о его разрушении и замене новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и сформировалась почти как реакция на марксизм, как попытка опровергнуть его с помощью теории. На самом деле Маркс был приверженцем революционного пути изменения общества, в то время как все остальные социологи были реформистами. Маркс является основателем теории конфликта, он определил противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, движущую силу истории.

Своеобразным синтезом классического и неклассического типа науки в области социологии является материалистическое социальное учение К. Маркса, Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Создавая эту доктрину, К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических позитивистских установок, которые требовали рассматривать социальные явления как факты и строить общественные науки по образцу естественных наук с характерным для них каузальным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как уже говорилось выше, является изучение общества, фундаментальных законов его развития, основных социальных общностей и институтов. Каковы основные принципы материалистической теории общества?

1) Одним из важнейших принципов исторического материализма является признание закономерности общественного развития. Ф. Энгельс на похоронах К. Маркса отметил как одно из важнейших его достижений: «Как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории.» Признание закономерности означает признание действия общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями в обществе.

2) Признание закономерности в материалистической концепции истории тесно связано с принципом детерминизма, т.е. с признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым выявить существенное, определяющее многообразие природных структур, связей и отношений. Это, по их мнению, способ производства материальных благ, который состоит из производительных сил и производственных отношений. Признание причинности, определяющей влияние способа производства на общественную жизнь, является еще одним важным допущением марксистского учения об обществе. В своей работе «О критике политической экономии» К. Маркс писал: «Непосредственное производство материальных средств жизни, а следовательно, каждая ступень экономики народа и эпохи, образует основу, из которой развиваются учреждения государства, понятия права, искусства и даже религиозные идеи людей, из которой они, следовательно, должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Диалектика раба и господина г. В. Ф. Гегеля
  2. Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
  3. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
  4. Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
  5. Принцип верификации и проблема демаркации
  6. Сократ: поиски достоверного знания
  7. Философия в Византии (IV—XV века)
  8. Структурный психоанализ Ж. Лакана
  9. Конечное благо: цели и средства
  10. Модель социальной философии

Капитализм и коммунизм

Капитализм — это общественный строй, при котором средства производства принадлежат небольшому классу людей — капиталистам (буржуазии), а огромную массу непосредственных производителей составляет класс пролетариев, лишенных средств производства и существования и потому вынужденных продавать свою рабочую силу, то есть присоединяться к капиталистам в качестве наемных рабочих. Работая на капиталистических предприятиях, рабочие не только воспроизводят стоимость рабочей силы, но и создают прибавочную стоимость, которая присваивается капиталистами в виде прибыли.

Важнейшей формой основного противоречия капитализма, охватывающего все стороны капиталистического строя и определяющего весь путь его развития, было противостояние между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией. В этом противостоянии пролетариат представлял интересы свободного общественного развития, а буржуазия — силы, сдерживающие его.

Между капиталистической социально-экономической формацией и коммунистическим обществом лежит период революционного преобразования первого во второе. Ему также соответствует переходный период, в котором государство может быть ничем иным, как революционной диктатурой пролетариата.

Диктатура пролетариата является «необходимой переходной ступенью для уничтожения классовых различий вообще, для уничтожения всех отношений производства, на которых эти различия основаны, для уничтожения всех общественных отношений, соответствующих этим отношениям производства, для ниспровержения всех идей, вытекающих из этих общественных отношений» .

Характерной чертой коммунизма является всеобщая обязанность трудиться в соответствии со своими способностями. Равная обязанность всех трудиться в соответствии со своими способностями и равное право всех работников на получение достойной заработной платы — вот в чем заключался коммунизм. Коммунистическое общество также характеризовалось господством единой коммунистической идеологии — марксистско-ленинского мировоззрения.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что невозможно описать каждое общество, каждое государство с помощью теории о социально-экономических формациях, потому что не все народы прошли через каждую формацию и не всегда изменения происходили исключительно через революцию. Эту особенность формационного подхода можно отнести к недостаткам. Еще одним недостатком этой теории является то, что слишком много внимания уделяется экономическому фактору и слишком мало — интеллектуальной и культурной жизни общества. Личности не играют почти никакой роли в истории. То есть, подводя итог, можно сказать, что теория социально-экономического образования характеризуется недооценкой всех неэкономических факторов.

Среди преимуществ формационного подхода — продуктивность разделения государств на основе социально-экономических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие общества. Эта теория характеризуется логической, теоретической завершенностью схемы становления, в которой все прошлое человечества выглядит как естественный эволюционный процесс.

Дискуссии об общественно-экономических формациях в СССР

Азиатский способ производства

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всём протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает всё более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Четырёхчленная схема

В 1974 году Ю. М. Кобищанов предложил вместо рабовладения и феодализма «большую феодальную формацию».

Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин в 1986 году предложил, исходя из логики Маркса, выделять не пять, а четыре формации (феодальную и рабовладельческую формации он отнёс к одной сословно-классовой, как таковой, где ручному труду соответствовал потребительско-стоимостный тип производственных отношений). Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации, для которой был характерен докапиталистический способ производства.

Итог

Мы определились ранее, что одна из задач теории ОЭФ – помогать вычислить, какая политическая и экономическая система эффективна для выполнения определённых целей, а какая нет. Термины «капитализм/социализм» этого сделать не позволяют, так как объединяют большое количество слишком различных обществ, а поэтому нельзя сделать вывод, что эффективнее. Какие-то общества, которые относятся к «капиталистическим», успешнее обществ, относящихся к «социалистическим». Причём последние могут быть успешнее, чем часть «капиталистических» обществ. Следовательно, мы не можем ставить себе целью реализацию «капитализма» или «социализма». В статье про капитализм мы также рассмотрели подробнее, что следует ставить целью.

Неспособна выполнить теория ОЭФ и задачи качественного прогнозирования. Просто в силу того, что исторический процесс не является линейным, мы не можем прогнозировать наступление социализма или некой другой системы политического и экономического устройства.

Кандидат исторических наук Александр Поляков пишет: «По всей видимости, с понятием «формация» можно расстаться без особых потерь». Как отмечает Анатолий Венгеров, «формационные критерии мало что объясняют в современных государственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства». Коммунисты говорят, что теория ОЭФ нужна им для сравнения эпох. Но мы можем сравнить, например, викторианскую Британию с Афинами Перикла, и это будет куда более точное и конкретное сравнение, чем если мы будем сравнивать рабовладельческий строй (куда могут быть свалены одной кучей и Афины, и Спарта, и Персия, и Рим) с капитализмом (куда будет свалено ещё большее количество различных государств). Да, концепция ОЭФ позволяет делать обобщения, которые в некоторых случаях будут удобны. Однако эти обобщения, в силу описанных нами в данной статье причин, будут неточными, а в некоторых случаях и вовсе неверными, что нивелирует пользу от них.

Прогрессивные социал-демократы используют научные знания, а также политическую философию ценностей, которые подвергаются ревизии, обновляются и дополняются в соответствии с логикой социального прогресса. Это значит, что социал-демократия не испытывают потребности в нечётких, расплывчатых обобщениях и терминах, равно как и в попытках предсказания. Социал-демократия, имеющая в себе философскую основу плюрализма как гаранта реализации свободы, не требует для себя монистического понимания ни истории, ни философии истории, ни догматической идеологии

Последнее особенно важно, поскольку в последнее время в публичной среде сталинистов и марксистов-ленинистов наблюдается деградация до практик политической религиозности и сектантского поклонения. Для изучения и систематизации исторического опыта научный метод и философский подход (при соблюдении плюрализма) вполне достаточен

Резюмируя вышенаписанное, считаем необходимым для прогрессивных социал-демократов отказаться от придания большого значения теории ОЭФ, заменив её детальным изучением истории, которое, к сожалению, слишком громоздкое, чтобы вписаться в узкие рамки обобщающих философских концепций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: