Мастер класс для педагогов «Для чего дошкольников нужно знакомить с небылицами?»
Организация: МБДОУ № 5 «Аленький цветочек»
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Тихорецк
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного образования путём обмена опытом по развитию речи дошкольников с помощью сочинения небылиц.
Добрый день, уважаемые коллеги! Этот мастер — класс я хочу посвятить литературному жанру, который берёт свои истоки из устного народного творчества. Речь пойдет о небылицах. Небылицы, нелепицы – это стишки и небольшие рассказы, в которых намеренно с большой долей юмора нарушается ход событий, логика действий, происходящих с героями или предметами.
Небылицы – это небольшой рассказ — вымысел о том, чего не бывает в действительности. Чаще всего они звучат в стихотворной форме. Небылицы как литературный жанр встречаются в литературных произведениях всех народов мира, её особенностью является шутка, курьёз, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного и необъяснимого – тем лучше! Этот жанр был основан ещё на Руси скоморохами — шутами – они любили выдумывать смешные тексты песен, стишков по принципу «что хочу, то и говорю».
Из практики становится ясно, что этому виду фольклора педагоги уделяют очень мало внимания. Небылицы, нелепицы, чепуха — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора у детей, которое восполняет потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнок получает возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями понять особенности звучания родной речи, её выразительность, смысловую образность, юмор. Например:
Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обнимку гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает…
Кто поверит, что это бывает?
Одним из известных авторов небылиц является детский писатель К. И. Чуковский. Не одно поколение детей выросло на его произведениях и полюбило их героев, добрых и злых, глупых и жадных. Он говорил: «Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоническому развитию детей.»
К сожалению, современные дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и игре на компьютере, из-за чего меняется их мировосприятие. Часто дети совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит чаще привлекать детей к изучению народных небылиц для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. Фантазию нужно развивать с детства. И здесь роль всяких небылиц, нелепиц, перевертышей и путаниц огромна
Каково же значение небылиц для детей?
— развивают все стороны устной речь;
— способствуют развитию логического мышления;
— развивают воображение и детскую фантазию;
— способствуют расширению кругозора
— учат понимать юмор;
— воспитывают интерес к художественной литературе.
Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Можно научить детей сочинять небылицы из стихотворений: переставлять слова, запутывать, чтобы было смешно.
Небылицы, придуманные детьми очень интересны, они помогают понять внутренний мир ваших детей. Сюжеты небылиц можно зарисовывать, отобразить в аппликации и лепке. Рассматривать такие работы очень интересно и забавно.
Сейчас я предлагаю вам попробовать сочинить небылицы. Я раздам желающим различные словосочетания из стихотворения, а вы из них составите небылицы. (Проводится выполнение задания педагогами. После выполнения работы педагоги зачитывают свои варианты небылиц.)
В заключение хочется сказать, что на нас, взрослых, лежит огромная ответственность в передаче детям своих накопленных знаний, умений, культуры. Передать этот опыт детям можно только с помощью речи. Дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Большую значимость в развитии речи имеют малые формы фольклора, такие как небылицы
Благодарю вас за ваше внимание и старание!
Приложение
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила.
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины.
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре
Опубликовано: 19.03.2021
Как придумать короткую небылицу для детей 2 класса?
Мы долго думали, и вот, что получилось:
У нас за окошком на высокой банановой пальме живет очень симпатичный толстенький бегемот. Он построил себе уютное гнездышко, где есть не только телевизор, но даже холодильник. А недавно туда провели интернет. По выходным бегемот летает к своим друзьям, которые живут неподалеку за городом в деревне на крышах домов. Местные жители их очень любят, даже иногда подкармливают с ладошки печенками.
Вот такая абракадабра. Но нам за это сочинение даже поставили «Умничку», так как оценок во втором классе пока нет.
Ребенок даже дополнил небылицу рисунком, примерно таким:
Жил-был котенок, у которого не было дома и который всегда хотел есть. Однажды его посетила гениальная мысль: а почему бы не поселиться в скворечнике? Недолго думая, котенок стал проживать в нем: ему было теперь тепло и сытно, да так хорошо, что даже на улицу выходить не хотелось.
Так и жил котенок, так и стал он однажды котом, который теперь и не смог бы выйти на улицу, ибо не пролез бы через отверстие в скворечнике.
Однажды ему стало там настолько тесно, что он принялся истошно орать. Мы с ребятами залезли на дерево, сняли скворечник и разобрали его по доскам. В конце концов мы спасли совершенно кубического кота, который живет теперь у меня в доме. Он милый и хороший, но очень любит есть (особенно арбузы необычной формы). Назвали мы его Кубиком.
Небылица может быть такая:
Наконец наступили выходные дни. Коля и Саша взяли лыжи и пошли в лес кататься. Было снежно. Накатавшись вволю, мальчики решили слепить снеговика. Слепили большой снежный ком, затем поменьше, наконец, самый маленький. Поставили их друг на дружку, из веток сделали глаза, нос и рот, а также руки.
Усталые, но довольные своей прогулкой, мальчики решили вернуться домой. Дома они решили нарисовать снеговика, которого они слепили в лесу. Вдруг снеговик улыбнулся и подмигнул им.
Мальчики решили повесить рисунок в рамку. Получилось очень красиво.
Перед сном снеговик пожелал мальчикам спокойной ночи и сказал, что завтра они снова обязательно увидятся.
Что бы придумать небылицу нужно иметь хорошую фантазию.
Можно придумать что-то вроде:
Мой кот, когда вчера пошел выгуливать собаку на поводке встретил старого друга воробья и тот рассказал ему увлекательную историю о далеком острове. На этом острове растут пальмы на которых вместо плодов шоколадки и конфеты. И когда воробей полетит зимовать в теплые края, он обязательно возьмет с собой своего друга кота.
Небылицы примечательны тем, что никто не поверит тому что произошло это. Например:
Ходили вчера с родителями на грибы и увидели динозавра. Он был совсем мирный, жевал траву. Мы угостили его грибами забрали его домой. Теперь у нас есть домашний динозавр.
Вот неплохая небылица, как раз для ребенка.
Купили мне сотовый телефон, а смотрю а оказывается там можно позвонить супергероям из комиксов. Поболтали мы с ними неплохо. Железный человек обещал подарить мне ноутбук, а человек паук покатать на себе.
Для начала немного разберемся в терминологии. Небылица — это рассказ о том, чего не было или чего вообще не может быть. Значит полет фантазии ограничен только детским восприятием. Итак, попробуем:
«Как-то раз мама наругала меня за разбитую вазу, а разбил я ее совсем нехотя, и запретила мне идти гулять. Сидел я у окна, смотрел на птичек и думал: вот бы стать представителем пернатых, парить себе по облакам, разбивать сколько угодно ваз и ничего за это не получать.
Не знаю как, но одна птичка отозвалась мне — начала чирикать на своем птичьем и предложила на время стать ею. Я не поверил, но решил последовать ее совету: она сказал, что если глаза открыть, то можно взлететь.
И вы знаете что? Я закрыл глаза, мое тело стало легче раз в 100, ноги не ощущали стула. еще секунда и. я снова разбил вазу.
Зато мама, как увидел осколки двух ее любимых ваз, отпустила меня с дома со словами «Там ты хоть вазу не разобьешь!». Так я последовал совету птички и стал свободным, как мне и обещали!»