Пока все в чуме

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».
 
Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: [email protected] или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф.
  Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!

Верования ненцев

Несмотря на то, что многие ненцы приняли православие, языческие верования не были оттеснены новой религией. И сегодня вера далёких предков по-прежнему жива, а сами ненцы соблюдают массу ритуалов, связанных с поклонением духам и божествам. 

Верховным покровителем считается дух неба, однако обделять вниманием духов земли и воды также не стоит. Весной и осенью ненцы стараются задобрить духов, принося им жертвы

Чаще всего в качестве дара выбирают белого оленя, что никогда не ходил в упряжке.

У ненцев немало обрядов, связанных с оленями

Ненцы верят, что духи земли ежегодно одаривают их оленей ягелем, а людям дарят целебные травы, ягоды, которые можно использовать в пищу. В старину существовал интересный обычай, связанный с просьбой духов о помощи. Если в семье появлялся тяжело больной человек, ненцы забивали оленя, принося его в жертву добрым духам. 

Голову животного нужно было насадить на палку, привязав к ней колокольчики. Повернув это сооружение в западную сторону, люди старались как можно громче зазвонить колокольчиками. 

Они, как рассказывают поверья, отпугивали зло и всякие хвори. Конечно, сегодня нам подобный ритуал кажется очень жестоким, но он был направлен на призыв могущественных покровителей, а ради выздоровления близкого человека семья была готова на всё.

Не мыться и не стираться

Что же касается мытья тела, то летом чукчи иногда окунались в горячие минеральные источники, правда, в лечебных целях. А в остальные времена года предпочитали другие способы очистки кожи. Например, носили одежду, сшитую из шкур животных мехов внутрь, считая, что мех животных очищает. Как уточнял Богораз, для очищения тела от паразитов – вшей, чукчи в начале XX века покупали у русских белые рубахи, они надевали ее под свою обычную одежду и носили их по несколько дней, а потом снимали и выбирали вшей из швов рубахи, не находя в этом ничего необычного.

Смелая женщина, этнограф из Ленинграда Варвара Григорьевна Кузнецова, после Великой отечественной войны прожившая в ярангах с чукчами несколько лет, рассказывала, что чукчи никогда не стирали одежду. Летом обычно донашивали повертевшуюся зимнюю одежду, а к осени шили себе новую.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

Трулло.

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

Пальясо.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

Бордей.

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

Клочан.

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

Вежа.

Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

Конак.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

Кула.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

Шале.

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.  

Яранга

Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими  шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.

Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.

В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.

Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.

Жилища народов Украины

Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

Мазанка.

Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.

Колыба.

В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.

Хата.

Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.

«Гостевая книга»

Есть такая расхожая байка про то, что чукотский туалет – это две лыжные палки: одну надо воткнуть в снег и держаться за нее, чтобы не унесло ветром, а второй – отгонять волков. Представьте себе, но это частично – правда. Но отгонять зимой приходится не волков, а оленей, которые с удовольствием поедают снег с человеческой мочой (очевидно, им не хватает соли) и делают это так рьяно, что могут затоптать человека. Поэтому справлять малую надобность приходиться в тундре очень быстро, особенно женщинам.

Еще более интересный обычай существует при справлении нужды посерьезней. Путешественник Владимир Николаевич Сафронов в путевых заметках «Как я побывал у чукчей, не испорченных цивилизацией», вспоминает, что «следы» присутствия людей до сих пор располагаются в непосредственной близости от яранги, вдоль натоптанных дорожек. Это своеобразная «гостевая книга», по которой можно узнать, кто приходил и уходил из яранги. И это никого не смущает, во-первых, потому что температура в тундре редко повышается выше ноля, а во-вторых, в тундре отсутствуют помойные мухи, и поэтому отходя человеческой жизнедеятельности не беспокоят обитателей яранг.

Через какое-то время чукчи просто снимаются с места и кочуют на новую стоянку.

Разумеется, большая часть чукотского народа уже давно переселилась из душных холодных яранг в квартиры со всеми удобствами, и теперь все они могут наслаждаться чистотой наравне с другими благами цивилизации.

493

Wow

82

Poop

73

Haha

62

Sad

39

Yay

12

Heart

8

Angry

5

Love

Историческая справка

Согласно мнению медиков и историков, в мире нет болезни, более смертоносной и безжалостной, чем чума. Рассказы о страшных болезнях, поражавших города и страны, есть в Библии, эпосе о Гильгамеше и других древнейших источниках. С VI по VIII века в мире свирепствовала «Юстинианова чума», названная по имени императора Византии, при котором болезнь достигла расцвета.

Первые достоверные упоминания о болезни, ее симптомах и последствиях относятся к XIV веку. Тогда распространению черной смерти подверглись многие провинции Китая, государства Малой и Средней Азии, Индия. Уже через 10 лет заболевание стало уносить жизни на Ближнем Востоке и на севере Африки. В 1348 году страшная беда пришла на юг Европы, а еще позднее достигла Руси.

Мор от чумы с завидной регулярностью прокатывался по миру, и люди были практически безоружны перед грозным врагом. Вплоть до конца позапрошлого века даже не был выявлен возбудитель заболевания. Обнаружить источник болезни – чумную палочку Yersinia pestis удалось в 1894 году французу А. Йерсену и японцу К. Сибасабуро. Справляться болезнью люди научились позже, и даже в двадцатом столетии чума приносила сметь и страдания на Дальнем Востоке и в Индии. Первые положительные результаты лечения чумы были достигнуты советскими медиками в середине XX века.

Жизнестойкость возбудителя болезни

Возбудитель чумы отличается высочайшей скоростью размножения и стойкостью к сторонним воздействиям. Палочка не теряет способности размножаться даже при стабильных минусовых температурах, при этом в почве она охраняется до семи месяцев. Притом что без должного лечения смерть человека наступает через 5–10 суток после заражения, на кожных покровах, одежде и предметах, а также в воде Yersinia pestis остается опасной не менее 90 дней.

Смертельной для бактерии оказывается только кипячение, или иное воздействие температурами выше 100 градусов, а также длительное воздействие ультрафиолетового излучения.

Кот на «цепи»

У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин.

«Мужчины только оленями занимаются, все остальное — на наших плечах, — рассказывает Феодосья Ного, расставляя на столе блюда под треск печи. — Просыпаемся часов в 7-8 утра и на ногах до самой ночи. Утром нужно собрать мужчин, накормить, одеть, вечером встретить, одежду обсушить. А помимо этого еще снег растопить, дров натаскать, печь затопить».

Зимой работы чуть поменьше, поэтому женщины могут уехать в отпуск на квартиру в город. Семья Ного свое благоустроенное жилье ждала больше десяти лет. Сейчас там живет старенькая мама Василия, а остальные члены семьи приезжают «в отпуск».

Центральное место в чуме занимает печь: и еду приготовить, и жилище обогреть. «Интерьер» нехитрый: все самое необходимое. Так как тумб и шкафов нет, то вещи либо в коробках на полу, либо, как, например, умывальник, радио, перекидной календарь. подвязаны веревками к «потолку». Не обходится здесь и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи — чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются.

Кот и собака — лучшие друзья. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

В одном чуме может жить несколько семей, поэтому перед сном он превращается в «многокомнатный»: просто к стенкам привязаны ткани разного цвета, перед сном снизу ее отвязывают, и получается перегородка-комнатка.

«А где же вы моетесь?» — интересуемся у Феодосьи.

«Здесь же, натопим печь посильнее, достаем тазы и моемся. Чум на несколько часов превращается в баню», — отвечает она.

Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей — все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают.

В активе у семейства — сани и снегоходы Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

«Ничего не болит, хотя едим все, что есть в магазине. Особенно летом: затарились лапшой быстрого приготовления – и быстро, и удобно. Те же самые огурцы, помидоры, яблоки едим. Это в моем детстве ничего такого не было, а сейчас хоть арбузы зимой покупай. Снимем деньги с карты в банкомате и идем за покупками в магазин — не бестолковые же, — смеется Василий.

Женщина – строитель

Кочующие с места на место ненцы живут в переносных жилищах — чумах, «строительство» которых входит в список привычных обязанностей местных женщин. Приученные с детства к тяжёлым работам ненки буквально за час могут возвести «стены» нового дома, состоящего из наклонных шестов, обтягиваемых шкурами оленей.

В основе любого чума лежит очажный круг, после поднятия которого на земле остаются его очертания, считающиеся входом в подземный мир, и каждая женщина-строитель знает, что ни при каких условиях второй раз ставить там чум нельзя.

Зачастую чум достается женщине в качестве приданого, и является эквивалентом зажиточности семьи, где выросла невеста. Несмотря на то, что по факту именно девушка считается хозяйкой чума, внутри него есть особая зона «си», куда вход ей воспрещен.

Всё дело в том, что там хранится священный ларец с амулетами покровителей рода, семейные реликвии, оружие и сбережения, прикасаться к которым может только мужчина.

Специально для женщины предусмотрено место «не», где она может предаваться нехитрым, но очень трудоёмким домашним делам, главным из которых является розжиг и поддержание очага. Поскольку мужчинам нельзя прикасаться к очажному шесту и крюку, чумохозяйка считается повелительницей огня, умеющей разговаривать с пламенем и делать пророчества по треску дров и цвету дыма.

Сырое мясо

По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.

В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.

В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом — сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.

Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.

Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.

Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.

Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.

Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» — экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.

Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.

Семейные традиции ненцев

Семейные традиции ненцев, в первую очередь, связаны с воспитанием детей. С ранних лет ребёнок узнаёт о принципах жизни среди природы, об особенностях традиционных ремёсел. Ненцы всегда тщательно убирают за собой место прежнего жилища. Они верят, что духи земли будут разгневаны, если оставить мусор на месте, что дало человеку приют.

Увидев игрушки ненецких детей, вы наверняка удивились бы. Дело в том, что они сделаны из клювов птиц. В качестве кукол девочки используют утиные (они изображают женщин) и гусиные (мужская ипостась) клювы. 

Ненские дети / Гапоненко Екатерина / commons.wikimedia.org

Поразительно, но такие игрушки дети заворачивают в одежду, укладывают в колыбельки. А вот ненецким мальчикам очень нравятся игры с оленьими рогами. Часто малыши поднимают их и бегают друг за другом, изображая гонки на оленьих упряжках. 

Ненцы учат своих детей доброму отношению к окружающему миру, пониманию законов природу. Запрещается трогать гнёзда и яйца птиц, рыть землю, пугать лесных животных ради забавы. Лишь с добром и любовью следует относиться к главным помощникам ненцев – оленям.

Ненецкая семья

Мне кажется, секрет яркости и самобытности традиций ненцев заключается в их единстве с природой, что они не утратили и в наше время. И жизнь связаны со многими сложностями и проблемами, что необходимо преодолевать каждый день, нередко встречаются настоящие опасности. “За свою жизнь сам держись – за тебя этого никто делать не будет”, – говорит ненецкая пословица. И, надо сказать, ненцы придерживаются этого завета предков, сохраняя и свой народ, и необыкновенную культуру.

Переносчики чумы и пути заражения

Сегодня точно известен не только возбудитель чумы, но и способы распространения болезни. Опасными для человека разносчиками и носителями инфекции являются грызуны, к которым чумная полочка передается через зараженных блох. Медики выделяют несколько географических зон, где риск появления заболевания максимален, но это не значит, что жители других регионов могут пребывать в спокойствии. На сегодняшний день природных очагов инфекции не выявлено только в Австралии.

От блох, в теле которых чумные палочки остаются жизнеспособны до одного года, инфекция попадает в организм крыс и мышей. Они разносят болезнь на огромные расстояния, заражая все новых блох, людей и сородичей. Если учесть, что для паразитирующих на грызунах блох человек является желанной добычей, то риск заболеть в зараженной местности многократно возрастает.

От человека к человеку инфекция передается контактным и воздушно-капельным путем. Опасными могут не только капли мочи, пота или слюны, но и предметы, которыми пользовался больной, а также не подвергнутые обработке продукты питания.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».  

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

Их летом накрывают мешковиной, зимой – шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

Балаган.

Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин.

Иглу.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

Валкаран.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.

Яранга.

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Гостеприимство в обычаях ненцев

Традиции ненцев во многом связаны с этикетом и гостеприимством. Гостя, посетившего чум, хозяйка непременно приглашает к маленькому столику, на который подаются разные блюда (часто большая их часть приготовлена из рыбы). 

Глава семейства старается оказывать помощь гостю. Интересно, что ненцы постоянно подливают в чашку гостя чай. Показать, что напиток больше не нужен, можно простым способом – перевернув кружку вверх дном. 

В каждом чуме есть мужские и женские места, что касается не только хозяев, но и гостей. Например, мужчины должны укладываться на ночь от центра жилища к центральному шесту, а вот женщины и дети ложатся от центра к выходу. Они больше нуждаются в свежем воздухе.

«Лица Севера» / Владимир Кушнарев / rgo.ru

Если вам придётся побывать в гостях у ненцев, советуя запомнить одну важную деталь общения. Старших членов семьи нельзя называть по имени – это будет воспринято как оскорбление. 

Чтобы продемонстрировать своё уважение и придерживаться принципов ненецкого этикета, следует обращаться, используя слово, обозначающее степень родства. Если же хозяин или хозяйка вашими родственниками не являются, используйте для обращения имя старшего сына или дочери.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: