Что такое кризис?
Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…
Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:
- “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
- “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
- “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
- “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
- “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
- “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
- “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
- “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
- “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
- “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
- “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
- “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.
Все это о нем, о психологическом кризисе. По отдельности слова каждой из женщин ничего не значат и могут означать все что угодно, однако все вместе они составляют картину личностного кризиса. Согласитесь, тяжелая и неприятная выходит картина. Все-таки не случайно это состояние является одной из наиболее частых причин обращения к психологу.
Как преодолеть кризис
Стремясь лучше понять, что такое экзистенциальный кризис и как с ним бороться, психологи пришли к выводу, что успешнее всего его преодолевают люди, сумевшие сосредоточиться на текущем моменте. Поэтому лучший способ справиться с ним заключается в том, чтобы придавать максимум смысла таким актуальным составляющим своей жизни как:
- семья и дети;
- стремление улучшить быт любимых людей;
- работа, хобби и творчество;
- социальная активность;
- благотворительность, участие в социально-значимых проектах;
- обучение, наставничество, передача знаний и опыта;
- забота о животных;
Одиночество провоцирует и подпитывает экзистенциальный кризис, поэтому для его преодоления рекомендуется максимально увеличить количество общения. Для этого можно записаться в спортзал, на секцию или какие-нибудь курсы. Можно заняться благотворительной деятельностью. Есть множество занятий, которые помогают повысить самооценку и параллельно значительно увеличить количество общения.
Общение может помочь одинокому человеку ещё и тем, что даёт возможность осознать уникальность каждой личности. Расширяя круг знакомых, он всё чаще замечает, что каждый человек является в чём-то особенным. Так у него укрепляется вера в то, что и сам он уникален и очень важен для этого мира. Осознание собственной уникальности и неповторимости – один из мощнейших механизмов борьбы с кризисом бытия.
Юность
Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым
Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность – это 22-23 года. Но сейчас – 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу – тем лучше.
Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом
В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это – преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.
Пятый пункт: кусочек успешного выхода из кризиса заключается в том, что после оценки ущерба сделана работа горя
Очень важно, чтобы мы качественно и по возможности цельно оплакали всё, что мы потеряли из-за кризиса. Опять же, если кризис продолжается, понятно, что до конца мы этого сделать не сможем, так как надо ждать точки, когда процесс остановится или начнёт замедляться (см
четвёртый пункт).
А иногда горе вообще блокируется, потому что на него нет сил. Тогда здоровый выход из кризиса нельзя начать, пока вы не начнёте горевать по утраченному, то есть делать работу горя — прощаться с тем, что больше не будет таким, как раньше. Конечно, горе не обязательно оплакивать на 100%. Я вообще не верю, честно говоря, в то, что можно на 100% отгоревать какие-то серьёзные вещи. Они всё равно будут выстреливать, но на 70% можно их отгоревать, и на 50% можно.
А можно горевать потихоньку, по сколько получится. И это уже будет означать, что вы начали работу горя и она будет закончена. В психологии считается, что горе не запускается, пока на него не появятся силы. Имеется в виду, что работу горя можно делать качественно только тогда, когда на неё есть ресурсы психики.
Поэтому часто люди в остром стрессе гореванием не занимаются, им просто не до этого. Разумеется, можно горевать с отсрочкой; более того, у многих людей так и будет в любом случае, если вовремя горевать никак не выходит. Что лучше — горевать вовремя или с отсрочкой? Рейтинга лучших видов горевания нет. Как у вас получится, так и ладно.
Проблемы могут возникнуть в случае, если вы чувствуете, что избегаете горя, блокируете его, то есть вас уже туда тянет, а вы сопротивляетесь. Во всех остальных случаях будем считать, что «как получилось, так и хотели». Когда горе запустится, тогда и запустится.
СВЯЗИ, ИХ УТРАТА И НОВОЕ ОБРЕТЕНИЕ
Мы все познаем себя и получаем удовольствие в этом мире посредством связей с людьми, местами и вещами, присутствующими в нашей жизни. Когда эти связи разрывает пожар, наводнение или землетрясение, дети и взрослые оказываются напуганы не только событиями, которые они только что пережили, но также и рассоединением со всем тем, что некогда составляло их мир
В таком случае важно попытаться восстановить этот мир, ухватившись за что бы то ни было уцелевшее, в том числе предметы и воспоминания. При работе с детьми часто бывает полезно попросить их нарисовать картинку и рассказать свою историю, пока консультант будет записывать
Позже ребенок может нарисовать свой дом до и после катастрофы, нарисовать людей, которых он потерял, нарисовать, что он чувствовал, и какие чувства он испытывает теперь. Истории, которые он рассказывает, можно скрепить вместе, сделав КНИЖКУ, которая на всю оставшуюся жизнь может быть единственным, что осталось у человека от всего того, что он потерял.
Детям необходимо чувствовать себя как дома там, где они находятся. Если возможно, определите ребенку спальное место, сложите его личные вещи в сумку и обеспечьте ему ощущение некоторого постоянства и последовательности. Заверьте его в том, что вы прилагаете все усилия, чтобы помочь ему, но не делайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Будьте честны. Помогите ребенку почувствовать себя в его временном прибежище как дома. Ребенок часто будет рад иметь что-то вроде игрушки, за которую он сможет «держаться» и которая будет помогать ему сохранять некоторое чувство безопасности в это хаотичное во всех других отношениях время. Если это возможно, хорошо было бы встроить в каждодневный распорядок дня в убежище некоторое расписание, это действовало бы успокоительно. Может быть полезно предложить детям посидеть вместе и почитать им рассказы. Для детей также может быть утешением по очереди рассказывать в группе о своих переживаниях, связанных с травмой – но здесь нужно быть очень внимательным, так как у некоторых детей это может еще более усугубить состояние.
Если это возможно, было бы хорошо, если бы у детей была бумага, мелки, карандаши, игрушки, куклы, детские книжки и безопасное место, где можно было бы играть. Кризисные консультанты должны быть готовы к тому, что дети будут терять душевное равновесие как будто ни с того ни с сего. Это происходит потому, что когда ребенок чувствует себя в безопасности, он начинает позволять воспоминаниям и чувствам выходить на поверхность, и внезапно он может просто расплакаться. Иной раз слово или действие или какой-то человек могут послужить триггером, и воспоминания и чувства внезапно ворвутся в душу. У детей могут наблюдаться бессонница, проблемы с принятием пищи, агрессивность, отчужденность, эксцентричное поведение и так далее. В начале лучше всего рассматривать это как выражение травмы, но в действительности кое-что из этого может быть особенностью, присущей данному ребенку, вновь проявившейся в чрезвычайной обстановке убежища.
Здесь также важно помнить, что среди взрослых и детей, оказавшихся под воздействием кризиса, встречаются люди с самыми различными диагнозами – депрессивные, обсессивно-компульсивные, психотики, наркоманы, умственно отсталые, пограничные пациенты и так далее. И в кризисных ситуациях консультанты будут встречаться с ними всеми
В кризисе люди часто теряют голову и производят впечатление гораздо худшее, чем им свойственно, но после удачной кризисной интервенции они будут способны совладать с ситуацией, приспособиться к новой реальности и вернуться к своему прежнему уровню функционирования.
И наконец, — и об этом стоит сказать еще раз, — кризисным консультантам следует разумно регулировать нагрузку и темп своей работы, чтобы не оказаться раздавленными. Если консультант чувствует себя разбитым, ему самому понадобится кризисная интервенция. Это не шутка. На самом деле, кризисное консультирование специалистов, работающих в чрезвычайных ситуациях, становится все более и более распространенным. Хотя нет ничего постыдного в том, что кризисный консультант нуждается в кризисной интервенции — всегда, когда это возможно, нам следует стараться избегать таких перегрузок. Кризисный консультант должен дозировать нагрузку, как следует питаться, как следует отдыхать, консультироваться с коллегами и обсуждать (с коллегой или супервизором) вызывающие особенно сильное напряжение или выводящие из душевного равновесия случаи.
Какие приемы помогли мне справиться
Считаю, что в умение управлять личностным и жизненным кризисом в проектной методике входит:
Формирование точек опоры или укрепление имеющихся для безопасности и устойчивости благополучия и поиск — формирование новых.
Управление эмоциями. Речь идет об упражнениях на снятие тревоги, вины, гнева, позиции жертвы, поддержание психического и физического здоровья — медитации, гимнастика, движение, быстрое восстановление вдохновения.
Приобретение новых навков — перспективных действий и гибких компетенций, формирование «новых привычек» на уровне функционирования, в том числе через «переключение себя» в проактивную позицию, так называемую в психологии синтон-подхода в позицию «автора судьбы».
Критический анализ целей и отказ от излишка целей, не обеспеченных ресурсом собственного времени и сил для освоения (сосредоточение) в некотором периоде времени на одной- двух новых целях (новых способов действий, новых привычек).
Поиск единомышленников Движение к целям лучше осуществляется в группах единомышленников, важно, чтобы в группе была часть людей более сильных, чем вы по навыкам, опыту и знаниям. Поиск и привлечение ресурсов — материальных, интеллектуальных, технологических, коллаборации, сотрудничество в командах
Поиск и привлечение ресурсов — материальных, интеллектуальных, технологических, коллаборации, сотрудничество в командах.
Ещё три года назад я посчитала бы это бравадой и ложью, сегодня это моястратегия развития, а продукты, дивиденды и благо — приумножаются по ходу движений и действий. Слышали ли вы поговорку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Для меня это было пустым звуком — бесцветной сомнительной мыслью и вдруг эта фраза заиграла для меня новыми красками.
Кризис №8
После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».
В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.
Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.
Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».
По материалам — Brain Up
Кризис №1
Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».
Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.
Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.
Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.
ПЕРВЫЙ КОНТАКТ
Во время первого контакта будет полезно получить некоторую информацию, такую как имя пациента, состояние его здоровья, доступная ему система социальной поддержки и т.д., но кризисный пациент не должен подвергаться длительной процедуре оценки, предваряющей терапию. Консультанту следует попытаться успокоить пациента, прояснить задачу и предложить пациенту поговорить. Хороший кризисный терапевт — хороший слушатель, но кризисный терапевт часто более активен, чем психотерапевт, встречающийся с пациентом на постоянной основе. Кризисный терапевт проясняет, убеждает, просвещает, дает советы касательно практических вопросов, которыми пациенту нужно заниматься, и направляет пациентов в соответствющие агентства и программы. Консультанту следует постоянно помнить о состоянии здоровья пациента, консультироваться с врачами по поводу любых возникающих проблем, и направлять пациентов на медикаментозное лечение всякий раз, когда тревога, депрессия, возбуждение или бессонница достигают уровня, серьезно ухудшающего функционирование или делают кризисное вмешательство невозможным.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС?
Психологический кризис возникает тогда, когда травмирующее событие перегружает способность человека справляться с травмой собственными методами. Психологические кризисы нельзя надежно предсказать, исходя из событий, им предшествующих. Событие, ввергающее в психологический кризис одного человека, не обязательно станет причиной кризиса у другого. Тем не менее, некоторые вещи обыкновенно вызывают кризисные психологические реакции. Среди них — физические нападения, пытки, изнасилования, автокатастрофы, тяжелые личные утраты, а также стихийные бедствия, такие как землетрясения, пожары и наводнения. Такие происшествия часто вызывают психиатрическое расстройство, которое мы называем ОСТРЫМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ. Острое стрессовое расстройство характеризуется чувствами сильного страха, беспомощности и ужаса. Также могут иметь место эмоциональное оцепенение, отсутствие эмоциональной чувствительности, состояние отрешенности, слабое осознавание происходящего, ощущение нереальности происходящего или амнезия. Люди, переживающие острое стрессовое расстройство, могут испытывать тревогу, боль, отчаяние или чувство безнадежности, стать легко возбудимыми, раздражительными, беспокойными . Они могут заново переживать событие в повторяющихся сновидениях, флэшбэках или неотступных воспоминаниях о травме. Человек может избегать людей, места и предметы, которые способны пробудить в нем воспоминания о травматическом событии. Ему может быть трудно концентрироваться и функционировать обычным для себя образом дома и на работе. Человек также может испытывать вину выжившего или вину за то, что он не оказал достаточной помощи другим. Некоторые люди могут становиться агрессивными или самодеструктивными, пренебрегать уходом за собой, пребывать в замешательстве или странно себя вести.
Если быстро принять меры, симптомы острого стрессового расстройства обычно ослабевают или исчезают полностью в течение 30 дней. В некоторых случаях, особенно если не проводится никакого лечения, острое стрессовое расстройство может сохраняться. Если оно длится от одного до трех месяцев, мы можем назвать это ОСТРЫМ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ. Если симптомы сохраняются на протяжении более трех месяцев, мы называем это ХРОНИЧЕСКИМ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ. (Данная диагностическая информация взята из DSM-IV, 1994). Нелеченные симптомы посттравматического стрессового расстройства нередко продолжают существовать в течение долгих лет и становятся серьезным препятствием для нормальной жизнедеятельности
Также важно помнить, что когда человек борется с тяжелой стрессовой реакцией, семья или любые другие люди из окружения пациента, вероятно, также будут испытывать на себе влияние симптомов посттравматического стрессового расстройства, которым страдает пациент
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТЕМЫ В РАССКАЗАХ О ТРАВМЕ
В процессе облечения травмирующих переживаний в слова мы обнаруживаем несколько повторяющихся клинических картин (этот список ни в коей мере не является исчерпывающим).
1) Люди, захваченные эмоциями и с трудом говорящие
2) Люди, которые, рассказывая об ужасающих событиях, не выражают никаких эмоций вообще.
3) Люди, испытывающие чувство вины за то, что они пережили это бедствие, тогда как другие погибли или пострадали.
4) Люди, чувствующие, что они каким-то образом стали причиной катастрофы, или что им следовало сделать что-то иначе, чтобы кого-то спасти.
Когда человека захлестывают эмоции, консультант должен помочь ему успокоиться, отведя его в тихое место, предложив стакан воды, позволив ему «попереживать» некоторое время, и затем постараться помочь ему говорить о том, что он переживает
Посидеть с пациентом в тишине или позволить ему поплакать некоторое время очень полезно, но в конечном итоге важно будет помочь ему попытаться выразить невыразимое.
Пациентам, находящимся в состоянии эмоционального оцепенения, консультант может указать на обычные чувства, которые большинство людей могли бы испытывать в подобных обстоятельствах, и подумать вместе с пациентом, какие чувства могут быть скрыты от взгляда. НО также важно помнить, что эмоциональное оцепенение служит отведению непреодолимого аффекта
Важно, чтобы консультант уважал защиты пациента и давал ему время, чтобы пациент мог позволить чувствам, связанным с пережитым, подняться на поверхность. За многие годы кризисные консультанты осознали, что некоторые жертвы травмы могут казаться благополучными в первые дни после кризиса, а затем спустя пару недель совершенно развалиться на части, будучи уже в безопасности.
Хотя это и противоречит здравому смыслу, также очень часто встречаются люди, испытывающие чувство вины за то, что они выжили в трагедии, в которой другие не выжили. Кризисному консультанту нужно следить за суицидальностью у этих пациентов и помогать им оплакивать их утраты, поощряя их говорить о людях и вещах, которые они потеряли. Иногда бывает полезно спросить человека, хотели бы его погибшие любимые, чтобы он страдал или чтобы он был счастлив в течение последующей жизни. Это обычно смещает фокус с вины выжившего на лежащую под ней скорбь.
Тем, кто чувствует, что они могли каким-то образом стать причиной наводнения или землетрясения или могли что-то сделать, чтобы спасти свою семью, важно помочь осознать, насколько мощным был противник, с которым им пришлось столкнуться, осознать страх и замешательство того момента, и опять-таки, помочь им оплакать свои потери. После того как человек рассказал свою историю, для него часто бывает полезно рассказывать ее снова и снова, снова и снова. Нет нужды говорить об этом пациентам, но нужно давать им почувствовать, что они могут свободно рассказывать свою историю заново, не испытывая при этом чувства, что они докучают людям одним и тем же рассказом. Консультант может ожидать, что с каждым изложением рассказ будет обрастать новыми подробностями и сдерживаемый аффект будет далее высвобождаться.
Характеристика психологического кризиса
Практикующие психологи во всем мире давно изучают и описывают жизненные кризисы, но знать о них полезно и каждому простому человеку, чтобы понимать свое состояние в определенный период. Попробуем рассказать об этом, не слишком увлекаясь научными терминами.
Кроме различия кризисов по интенсивности и длительности, их могут вызывать и разные причины, связанные с психологическими процессами, называемыми специалистами переживаниями. Последние имеют такие цели:
• испытать удовлетворение сию минуту;
• обеспечить в своем мире упорядоченность;
• мотивированно реализовать какую-либо деятельность;
• стать совершеннее, расти как личность.
Если какой-либо из вышеупомянутых пунктов невозможно выполнить, то наступает психологический кризис определенного вида:
1. Кризис удовольствия. Человек хочет получить позитив от чего-то, но вмешиваются плохие переживания и трудности, становящиеся трагедией. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты, подменяющий или искажающий реальность, блокирующий сознание.
2. Фрустрация (произошло от лат. «расстройства, тщетные ожидания») – состояние, при котором хочется достичь цели, но для сделать это препятствуют биологические (возраст), физические (тюремные стены, границы), культурные (общественные нормы), психологические (страх недостатка интеллекта) барьеры.
3. Ценностный кризис подразумевает борьбу между мотивом и личной системой ценностей, между которыми индивидуум не может сделать выбор, крах системы ценностей.
4. Целостный кризис – потеря воли как механизма, обеспечивающего соответствие и согласие теоретического и практического сознания, исчезает желание творчества.
Кризисы психологического развития имеют свои стадии:
• первичные проявления напряжения и попытки решить проблемы обычными способами;
• растет напряжение при неудаче попыток его снять;
• напряжение все увеличивается, требуя подключения как внутренних, так и внешних источников энергии;
• возникновение депрессии, тревожности, полной беспомощности, потери сил и безнадежности исправить ситуацию. Далее происходит дезорганизация личности.
Поведение человека меняется, он может кроме депрессии испытывать одиночество или любое деструктивное чувство (злость, раздражительность, мнительность, упрямство и т.д). При этом кризис может прекратиться на любом этапе в случае нахождения решения или исчезновении проблемы.
Кризис №6
Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.
Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.
Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.
Кризис №4
Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.
Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.
При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».
Опустошение или целительная пустота?
Если пользоваться геометрической метафорой, то жизненный путь человека мало похож на прямую. Скорее его можно сравнить с серией резких скачков, разделенных плавными плато. Обычно периоды подобных скачков мы воспринимаем как кризисные, потому что плато, то есть стабильность, — это основное, что дает нашему эго чувство безопасности, предсказуемости и возможности контроля над ходом событий. А в такие периоды это невозможно.
Тем не менее кризисы неизбежны и даже необходимы, так как человек — развивающееся существо. А любое развитие происходит не плавно, а скачками: освоил нынешний уровень — переходи на следующий. На каждом таком уровне все новое: новые требования и новые задачи. А навыки хоть и есть, но старые, с прежнего уровня. Поэтому вначале ощущение такое, что все в хаосе.
В такие периоды ум человека, будучи неспособным уложить происходящее в какую-либо знакомую схему, чаще всего сначала уступает место бурным эмоциям, а потом просто отключается: прошлое ощущается выгоревшим полем, ничего не хочется, жизнь кажется потерявшей смысл и направление, а свое состояние человек чаще всего определяет как опустошение. Состояние не плохое и не хорошее, скорее никакое. Эмоции и мысли остались в воспоминании. Пустота.
От смирения к анализу и активным действиям
Кризисы бывают разные. Предлагаю рассмотреть один из видов – личное финансовое неблагополучие на фоне экономического кризиса. Его отличительной чертой является то, что внешние события, которые его вызвали, находятся вне зоны контроля: мы не в состоянии повлиять на курс доллара и цены на нефть. Единственное, что мы можем поменять, – свою реакцию и способ действий.
Кризис – это то, что происходит здесь и сейчас и требует преодоления. Если человек «зависает» на поиске причин, которые зачастую от него не зависят, его захлестывает эмоциональная волна и решить проблемы становится гораздо тяжелее. Это не означает, что нужно игнорировать свои эмоциональные реакции. Их имеет смысл выразить, «перегоревать» и двигаться дальше. Если вы будете делать вид, что кризис вам нипочем и что он не вызывает у вас никаких отрицательных эмоций, то лишь загоните проблемы в подсознание, откуда они и будут вами успешно руководить.
Вместо этого имеет смысл переключиться на поиск решения: понять, что неважно, кто виноват, важно, что делать. Сначала надо решить проблему и лишь потом искать причины ее возникновения и виноватых
Впрочем, сделать это не всегда просто. Но мы можем осознать, что находимся в кризисе, смириться с тем, что он настал, и начинать активно из него выходить. Без осознания того, где вы находитесь, вы не сможете начать двигаться туда, куда хотите.
Пилюля реализма
Кризис – это болезнь «духовнобогатых», ставших душевнобольными. К сожалению, духоподъемные техники визуализации и осчастливливания типа тех, которые показаны в фильме «Секрет», не работают. Кризис в первую очередь происходит в головах, а не на фондовой бирже и в изменении курса доллара. Это всего-навсего отражение общих экономических иллюзий как отдельного человека, так и общества в целом. Только реализм и честность помогут выйти из кризиса, а не позитивизм и мистицизм.
КОНСУЛЬТАНТЫ, РАБОТАЮЩИЕ С ЖЕРТВАМИ ПРИРОДНЫХ КАТАСТРОФ
В случаях стихийных бедствий, таких как землетрясения, катастрофические пожары и наводнения, консультантам важно помнить, что кризис оказывает свое воздействие на всех, в том числе и на самих консультантов. Существует несколько основных правил, которые следует держать в уме:
1. КОНСУЛЬТАНТАМ НЕОБХОДИМО ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ И ДРУГ О ДРУГЕ — ФИЗИЧЕСКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО
Такая работа легко подавляет и эмоционально истощает консультантов. Им необходимо делать перерывы, как следует питаться, и отдыхать, когда появляется чувство усталости. Травмированный и подавленный терапевт не может быть полезен людям, которые в нем нуждаются. Опытные психологи и психиатры, никогда не работавшие с кризисными ситуациями, часто с удивлением обнаруживают, насколько изнурительными оказываются для них всего лишь три или четыре часа кризисного консультирования.
2. КОНСУЛЬТАНТАМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО НЕОБХОДИМО ЯСНО МЫСЛИТЬ
В кризисе легко утратить ясный взгляд на вещи и запутаться. Консультанту следует пытаться снизить темп, составить список приоритетов, к которому он будет обращаться в каждом случае, и обсуждать свои клинические решения с коллегами.
3. КОНСУЛЬТАНТАМ НЕОБХОДИМО РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ
В кризисе люди часто теряют способность отличать важное от второстепенного. В каждом случае консультанту будет полезно иметь список, по которому он будет ориентироваться в ходе работы
Этот список может включать в себя следующую информацию: имя пациента, возраст, адрес, члены семьи, соматическое заболевание или повреждение, время последнего приема пищи и т.д
Прежде чем начинать какое-либо психологическое лечение, обязательно нужно уделить внимание таким вопросам как безопасность, проблемы со здоровьем, сон, питание и наличие крыши над головой. Люди не способны преодолеть свой страх до тех пор, пока не будет устранена реальная опасность
Многие находятся в бредовом состоянии, испытывают тревогу или подавленность, обусловленные проблемами со здоровьем. Другие возбуждены из-за недосыпания. Если человек сколько-то времени ничего не ел, он может быть подавлен, возбужден, или у него может быть затруднено мышление. Опасно рассматривать такие проблемы как чисто психологические. Иногда пациент нуждается прежде всего в пище, отдыхе, какой-то первой помощи или лечении.
4. КОНСУЛЬТАНТАМ НЕОБХОДИМО СОТРУДНИЧАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ И СУПЕРВИЗИРОВАТЬ ДРУГ ДРУГА
Кризисная работа лучше всего проводится там, где возможно интенсивное междисциплинарное взаимодействие между коллегами. Такая среда дает консультантам возможность супервизировать друг друга и консультироваться с врачами, медсестрами, психиатрами, психологами, социальными работниками и другими участниками процесса. Тяжесть проблем легко может подавить консультанта, и его мышление может оказаться затуманено
Консультация становится важной составляющей для добросовестной кризисной интервенции
5. РАБОТА С ПАЦИЕНТАМИ В КРИЗИСЕ – НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО ВСТРЕЧИ С ПАЦИЕНТОМ В РАМКАХ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКИ ИЛИ В КЛИНИЧЕСКОМ СЕТТИНГЕ
Ваш «кабинет» для проведения кризисной интервенции может оказаться большой комнатой, где множество других людей занимаются всевозможными другими делами, или это может быть вообще на улице. Чрезвычайный характер ситуации и необходимость поддержки со стороны других могут представлять собой серьезную угрозу конфиденциальности. Приемные часы в кризисной работе не имеют ничего общего с циферблатом. Консультант принимает людей тогда, когда они в этом нуждаются. Сессии длятся столько, сколько позволяют потребности и ресурсы.
6. КОНСУЛЬТАНТЫ, РАБОТАЮЩИЕ С КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЕГКИ НА ПОДЪЕМ
Им нужно отложить в сторону модель частной практики и даже отказаться от клинической модели. Им нужно смотреть на ситуацию как она есть и подходить к работе насколько возможно креативно и новаторски. Им нужно импровизировать с пространством, временем, материалами и ресурсами. Им нужно тесно сотрудничать с другими. Им нужно оценивать свою задачу и выбирать цели, соответствующие обстоятельствам и ситуации. Им нужно уметь прощать других и самих себя, когда они теряют самообладание. И, если это вообще возможно, им нужно сохранять чувство юмора.