Возрастные кризисы жизни: сколько их и почему они важны, объяснила психолог

Источники

  • Manjunath NK., Majumdar V., Rozzi A., Huiru W., Misra A., Kimura K., Nagarathna R., Nagendra HR. A Cross-National Survey on Health Perceptions and Adopted Lifestyle-Related Behavior during the COVID-19 Pandemic. // JMIR Form Res — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33900928
  • Tang Q., Liu Y., Fu Y., Di Z., Xu K., Tang B., Wu H., Di M. A comprehensive evaluation of early potential risk factors for disease aggravation in patients with COVID-19. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.8062; PMID:33850192
  • Zhou J., Chen B., Wang Y., Wu F. Epidemiological and Clinical Characteristics of 217 Cases of COVID-19 in Jiangsu Province, China. // Med Sci Monit — 2021 — Vol27 — NNULL — p.e930853; PMID:33844678
  • Shi J., Gao X., Xue S., Li F., Nie Q., Lv Y., Wang J., Xu T., Du G., Li G. Spatio-temporal evolution and influencing mechanism of the COVID-19 epidemic in Shandong province, China. // Sci Rep — 2021 — Vol11 — N1 — p.7811; PMID:33837241
  • Santos FLD., Souza LLL., Bruce ATI., Crispim JA., Arroyo LH., Ramos ACV., Berra TZ., Alves YM., Scholze AR., Costa FBPD., Martoreli Júnior JF., Moncaio ACS., Pinto IC., Arcêncio RA. Patients’ perceptions regarding multidrug-resistant tuberculosis and barriers to seeking care in a priority city in Brazil during COVID-19 pandemic: A qualitative study. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N4 — p.e0249822; PMID:33836024
  • Lupton D., Lewis S. Learning about COVID-19: a qualitative interview study of Australians’ use of information sources. // BMC Public Health — 2021 — Vol21 — N1 — p.662; PMID:33823843
  • Dong F., Kuo HC., Chen GL., Wu F., Shan PF., Wang J., Chen FM., Lei CM., Hung Y., Liu XJ., Yang . Population genomic, climatic and anthropogenic evidence suggest the role of human forces in endangerment of green peafowl (Pavo muticus). // Proc Biol Sci — 2021 — Vol288 — N1948 — p.20210073; PMID:33823666
  • Ruiz-Eugenio L., Toledo Del Cerro A., Gómez-Cuevas S., Villarejo-Carballido B. Qualitative Study on Dialogic Literary Gatherings as Co-creation Intervention and Its Impact on Psychological and Social Well-Being in Women During the COVID-19 Lockdown. // Front Public Health — 2021 — Vol9 — NNULL — p.602964; PMID:33816414
  • Schmiedeberg C., Thönnissen C. Positive and negative perceptions of the COVID-19 pandemic: Does personality play a role? // Soc Sci Med — 2021 — Vol276 — NNULL — p.113859; PMID:33799202
  • Zouari S., Saadi A., Chakroun M., Oueslati A., Fliss M., Bouzouita A., Derouiche A., Slama RB., Ayed H., Chebil M. Urological activity at the time of COVID-19 pandemic: is there any difference between public and private field? // Pan Afr Med J — 2020 — Vol37 — NNULL — p.389; PMID:33796202

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости

Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Как справиться с кризисом

Даже если принять, что кризис среднего возраста — это условное название, это не отменяет того, что в разные периоды жизни мы можем чувствовать себя в кризисе. Людям тяжело даются разводы, ухудшение здоровья, потеря близких, мысли о своей смертности, осознание, что не сбылась мечта. Подобные негативные события — это стресс. Они бьют по эмоциональному состоянию, запускают мысли о том, что жизнь идет к закату, а ты ничего не добился.

Такие эмоциональные кризисы часто проходят сами. Например, исследование с участием жителей 132 стран показало, что после 60 лет у большинства людей происходит возвращение к прежнему уровню удовлетворенности жизнью. Но независимо от возраста выход из кризиса можно ускорить с помощью психотерапевта или самостоятельно. Попробуйте такие стратегии.

Нормализация. Держите в голове, что чувство разочарования и неудовлетворенности жизнью — обычное явление, с которым периодически сталкиваются если не все, то многие. Это не зависит от реальных успехов. Благодаря этой мысли вы будете меньше винить себя в неверных решениях или негативных эмоциях.

Больше общайтесь. Развитые социальные связи — один из основных элементов счастья

Проводите больше времени с важными для вас людьми, в тех группах, где вас считают своим, — именно это дает человеку ощущение значимости, важности его жизни

Рефрейминг. Это прием из когнитивно-поведенческой терапии, который учит смотреть на сложные ситуации под другим углом. Когда мы становимся старше, переживаем, что лучшие годы позади. Но с возрастом появляется опыт, уверенность в себе, свобода заниматься тем, что нравится. Используйте это. Например, одно исследование выявило, что в результате кризиса люди становятся более открытыми для новых идей, начинают больше интересоваться самими собой и окружающим миром.

Постепенные изменения. Социальный психолог Джонатан Хайдт, автор книги «Стакан всегда наполовину полон», утверждает, что для счастья не нужно достигать своих целей. На самом деле ощущение смысла в жизни и долговременную удовлетворенность дает само движение к цели — постепенное приближение к ней. Не нужно начинать все с чистого листа — просто посмотрите, какие небольшие шаги вы можете сделать, чтобы жить жизнью, которая вам нравится.

Тактика выжидания. Экономист Дэвид Бланчфлауэр — автор того самого исследования про U-образную кривую счастья — предполагает, что мы выходим из кризиса тогда, когда понимаем, что осуществить все свои мечты невозможно. После осознания этого мы начинаем получать удовольствие от той жизни, которая у нас есть.

Подходы в психологии к периодам жизни человека

В основе приведенной классификации лежат следующие критерии:

  • хронологический возраст (то есть количество лет от рождения);

  • биологический (физическое развитие);

  • психологический (критерии умственного, эмоционального и социального развития).

Для более объективного определения возрастной категории, помимо хронологического (паспортного) возраста, анализируют другие параметры.

1. Теория Эльконина.

По мнению советского ученого Д. Эльконина, разделение жизни человека на периоды имеет большое значение для психологии как науки. Благодаря детальному изучению периодизации можно установить, какие факторы влияют на становление личности на том или ином возрастном этапе. Эти знания могут быть положены в основу педагогической и воспитательной систем.

Согласно теории Эльконина, наибольшую важность представляют начальные периоды развития человека, поскольку именно в это время формируются базовые ценности, мировоззрение. Перечисленные выше возрастные группы по мнению ученого необходимо делить на более узкие категории:

  • Детский период состоит из младенчества, детских и дошкольных, а также младших школьных лет.

  • Подростковый этап включает молодой и старший возраст.

Читать ›

2. Теория Эриксона.

По мнению Эриксона, личность проходит восемь стадий формирования, и каждая имеет собственную задачу, характеризуется сильными и слабыми сторонами:

  • до 1 года – вера/недоверие;

  • с 1 года до 3 лет – сильная/слабая воля;

  • с 3 до 7 лет – активность/пассивность;

  • с 7 до 12 лет – уверенность/замкнутость в себе;

  • с 12 до 18 лет – верность/диффузия;

  • с 18 до 25 лет – любовное чувство/исключительность;

  • с 25 до 65 лет – забота/одиночество;

  • после 65 лет – мудрость/презрительное отношение.

3. Концепция Выготского.

Согласно этой концепции, основное значение имеет детский период развития человека, поскольку, лучше понимая особенности развития ребенка с точки зрения психологии, взрослые могут менять собственное поведение и понимать потребности ребенка.

4. Теория Фрейда.

Фрейд считал, что поведение человека зависит от бессознательного, в основе которого лежит сексуальность. Сексуальная энергия проходит определенные этапы развития:

  • оральная стадия, в которой младенцы до 1 года получают удовольствие от сосания груди;

  • анальная, приходящаяся на возраст от 1 года до 3 лет, – в это время ребенка приучают к чистоплотности, а его главная эрогенная зона – слизистая кишечника;

  • фаллическая – пик детской сексуальности наступает в 3–5 лет, период возникновения комплексов Электры и Эдипа;

  • латентная стадия – период с 5 до 12 лет, когда место сексуальности занимает социальность;

  • генитальная, приходящаяся на 12–18 лет, характеризуется становлением сексуальных желаний.

Возрастной кризис

В настоящее время одной из нередких причин обращения за психотерапевтической помощью в клинику неврозов к врачу-психотерапевту, является возрастной кризис. Мы, психотерапевты, называем его еще экзистенциальным. Он может возникнуть в любой период жизни, но все-таки чаще он «привязан» к определенному возрасту. Как правило, наиболее жесткими и мучительными являются юношеские возрастные кризисы и так называемый кризис среднего возраста.

Кризис среднего возраста

Наиболее сильно и длительно кризис среднего возраста протекает у мужчин. По всей видимости, это связано с тем, что у женщин индивидуальные смыслы существования, их иерархия выстроена несколько иначе, чем у мужчин. Самореализация для них чаще всего связана с любовью, детьми, уютным домом. Мужчины же более ориентированы на дело, на интересную насыщенную жизнь, на достижение признанного другими успеха.

То смысловое поле, тот конгломерат мыслей, который и составляет ядро возрастного кризиса, конечно, разный для разных возрастов. Для зрелых мужчин – он один, для юношей — он другой.

Для 40-50-летних мужчин кризис среднего возраста, так или иначе, связан с размышлениями о жизни и о смерти. Человек понимает, что многое, что он хотел сделать, он так и не сделает. Он полагает, что пиковые моменты его жизни уже позади, ему кажется, что он вступает в период доживания, что он уже «возвращается с ярмарки». Дети повзрослели, живут своим умом, научились самостоятельно плавать в житейском море. На работе карьерный рост уже маловероятен, искать какую-то новую работу сложно, да и боязно: вдруг будет хуже, чем сейчас.

Дни кажутся пустыми, выходные мучительно долгими

Жена-ровесница постарела, стала меньше обращать на себя внимание, почти не проявляет заинтересованности в интимных отношениях

И мужчина понемногу начинает «вползать» в возрастной кризис. Он становится раздражительным, не редко начинает чаще и больше принимать алкоголь, что стимулирует развитие алкоголизма. Начинает проявляться депрессия, как ком нарастает тревога, возникает гнетущая и постоянно возвращающаяся мысль: «наверное, я уже никогда не буду таким счастливым, как прежде». Почти всегда появляются проблемы со здоровьем: стенокардия, гипертония, гастрит и иные. Могут возникнуть страхи и даже панические атаки.

Симптомы кризиса

Весь спектр процессов, протекающих в организме, меняется. Психические и физиологические реакции становятся медленнее. Чтобы привыкнуть к новому ритму жизни, требуется время. Однако, именно эти изменения служат напоминанием о том, что у человека начинается кризис пожилого возраста.

Что именно происходит с организмом:

Ухудшение памяти. Несмотря на то, что данный симптом звучит как приговор, на самом деле это один из самых безобидных процессов. Пожилые люди склонны забывать чуть больше, чем их дети и внуки, однако это больше касается бытовых вещей. Глубинные воспоминания о событиях произошедших несколько лет назад и о самих себе помнят около 90% стариков

Именно эти воспоминания способны поднять настроение пожилому человеку, а процесс воспроизведения вслух или в голове тех или иных событий тренирует память.
Рассеянное внимание. С вниманием ситуация обстоит несколько хуже

Сконцентрироваться пожилому человеку гораздо сложнее, чем что-то вспомнить. Особенно это касается длительных занятий, требующих внимания. Чем больше старик обращает внимание на свою рассеянность и критикует ее, тем быстрее усугубляется его психологическое состояние.
Снижение интеллекта. На протяжении долгих лет СМИ поддерживали и распространяли миф о быстрой потере интеллектуальных способностей с приходом старости. Однако в Сиэтле (США) неоднократно проводились исследования на эту тему, которые подтвердили, что показатели интеллекта не меняются в разные периоды жизни. В то же время, все индивидуально и зависит от интеллектуальной нагрузки человека до пенсии.
Ухудшение скорости реакции. Самый яркий показатель старения, который касается каждого. Нервные импульсы неукоснительно замедляются, а восприятие сужается.

Как принять свой возраст?

Однако не обязательно кардинальным образом менять свою жизнь – можно продолжать идти по этому же пути. Но при этом оценить прожитые годы, понять, что нам нужно, а что нет, и, самое главное, принять свой прежний путь, но уже осознанно, и продолжать наращивать количественно то, что достигнуто.

Важно понять, что с кризисом середины жизни непременно сталкивается каждый из нас. Ведь еще Данте писал: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»

Итак, кризис – это абсолютно нормальное явление, имеющее свои причины, закономерности и цель. Человеку необходимо осознанно перейти в другое возрастное поколение, признать, что существуют объективные физические возрастные ограничения, что часть возможностей упущена безвозвратно, многого никогда не вернуть и многого уже никогда не сделать. И к этому «никогда» отнестись как к суровой, но реальности. Однако при этом важно не упустить и того ценного, что есть в настоящем, в том числе и свои возрастные преимущества: ты многого добился, многое знаешь и умеешь и еще многое можешь.

Кризис середины жизни — один из самых мощных, от требует от человека провести жизненный аудит. И если отодвигуть эту проблему и не решить ее, то в конце жизни может настигнуть еще более устрашающий кризис, уготованный человеку, — кризис конца жизни.

Юношам

В юной голове может возникнуть причудливая мешанина из обрывков разных теорий, воззрений, оккультных практик. Это состояние в психиатрии называется метафизическая интоксикация. Но, что еще хуже, поиски собственного «я» могут привести молодого человека в маргинальные социальные группы или даже в секты. Податливость личности и слабость ее защитных механизмов могут обусловить наркотическую и алкогольную зависимость, антисоциальное поведение, расторможенность в сфере сексуальных влечений. Происходят негативные изменения и во внутрисемейных отношениях: утрачивается понимание и доверие между, казалось бы, самыми близкими людьми.

Обычно все это сопровождается появлением и нарастанием невротической симптоматики. Тревога, депрессия, навязчивые мысли, расстройство естественных фаз сна и бодрствования – вот далеко не полный перечень возможных клинических осложнений. Могут возникнуть мысли о самоубийстве.

Хотя, истины ради, надо сказать следующее. Ряд молодых людей даже столь тяжелый кризис преодолевают самостоятельно, но за это обычно приходится платить слишком высокую цену. Это и потерянные годы, это и ухудшение здоровья, как телесного, так и душевного.

Выход из возрастного кризиса

В ситуации затянувшегося юношеского возрастного кризиса именно психотерапия является тем выбором, который поможет человеку справиться с этой тяжелой жизненной коллизией.

Наиболее эффективным подходом при «возрастных кризисах» является экзистенциально-гуманистическая психотерапия, которая направлена на личностный рост и конструирование тех моделей Будущего, в котором хочется жить.

Обычно, эта психотерапия имеет две стадии работы: интенсивную, когда терапевтические сеансы происходят 2 раза в неделю на протяжении 1-2-х месяцев, и поддерживающую, когда сеансы назначаются 1-2 раза в месяц на протяжении года или даже нескольких лет.

Впрочем, поддерживающее лечение можно проводить и в формате групповой терапии.

В клинике Брейн Клиник, для помощи людям в моменты возрастных кризисовимеется любая из форм психотерапии.

Причины возникновения кризиса пожилого возраста

Изменения в жизни, которые чаще происходят вне зависимости от воли и желания самого человека, подталкивают к разного рода отягощающим мыслям. На фоне нестабильного психического состояния, напоминают о себе болезни и старые травмы.

Что приводит к данному психологическому состоянию:

  • Карьерный путь заканчивается, происходит выход на пенсию. Даже если человек самостоятельно решается на данный шаг, его психика не всегда готова к грядущим изменениям.
  • Социальный статус меняется. Человек больше не уважаемый сотрудник организации, а пенсионер. Особенно сильно данный фактор бьет по тем, кто занимал высокую должность.
  • Активный образ жизни и рабочий ритм сменяется однообразными днями, каждый из которых похож на предыдущий.
  • Больше нет смысла поддерживать устоявшийся режим дня. Человек теряется, не знает, как жить дальше и чем себя занять. Его день становится длинным, скучным и ненасыщенным.
  • Круг общения становится уже в несколько раз. С коллегами становится меньше точек соприкосновения (особенно с теми, кто намного младше).
  • Замкнутый круг нерадостных мыслей приводит к депрессии.
  • На нервной почве усугубляется физическое состояние человека.
  • Физическая форма, статус пенсионера и низкие выплаты от государства делают пожилого зависимым от близких людей. Человек не хочет обременять своим существованием, но самостоятельно справиться с этим и изменить ситуацию не может.

Эрик Эриксон, психолог из США, в ходе изучения вопроса старения, выяснил, что кризис пожилого возраста является маркером несовпадения ожиданий от жизни, с тем, как именно человек ее прожил. Переходя из этапа зрелости в пожилой возраст, в голове невольно происходит анализ собственных поступков и решений. Чаще всего, его результаты, по мнению человека, неутешительны. Даже если жизнь была прожита насыщенно, а решения ранее казались правильными. Так устроена психика, что каждый из нас стремится к недостижимому идеалу. Нам кажется, что мы могли бы сделать еще лучше.

Какие кризисы переживают взрослые люди?

Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40-45 годам. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Однако раз мы говорим о зрелости, необходимо рассмотреть и кризисы, маркирующие ее границы, — кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.

Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.

Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис.

К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, как мы уже говорили, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям.

Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.

Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).

Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора.Остановимся на содержании и типологии выборов, основываясь на представлениях В. Шутса (1993).

Свое представление о выборе исследователь формулирует следующим образом: «Я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями». Таким образом, можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.

Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: