Готовы ли ученые прийти в школы для популяризации науки?
Думаю, да. Их надо приглашать. Им хорошо бы платить за такие лекции, поскольку ученые, как известно, люди небогатые. Да и вообще за труд принято платить. Это священники сами в школы приходят, но в их приходе много заинтересованных лиц и организаций, а вот в приходе ученых заинтересованных мало. И это плохо, поскольку в школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки. Если, конечно, мы хотим ее развивать и сами развиваться вместе с ней.
Опять же – почему нет? Не все ученые хотят выступать перед детьми, но некоторые хотят и могут. Иногда даже звезды первой величины. Когда наша старшая дочка участвовала в олимпиаде по математике, к ним приезжал с лекцией сам Новоселов – мне даже завидно стало.
Если дети мотивированные и заинтересованные, выступать перед ними – большое удовольствие. Далеко не все, конечно, готовы регулярно заниматься с детьми, это требует времени и сил. Но время от времени что-то рассказывать, выслушивать вопросы, заинтересовывать новых людей – это и самому лектору небесполезно.
Включайтесь в движение популяризаторов науки
Какова роль учителя в деле популяризации науки?
Ребенок приходит с первыми вопросами к родителям и учителю и уже потом лезет в интернет или читать книги. Задать ребенку нужное направление поиска, помочь ребенку понять — что его интересует в огромном мире науки. Помочь ему на первых шагах разобраться в массе вывалившейся на него информации, может быть свести с такими же интересующимися.
Если учитель может показать детям, что наука — это интересно, то и замечательно. Если может вести кружок или хотя бы отвечать детям на возникающие вопросы, это совсем хорошо. Но далеко не всегда это возможно — и учителя бывают разные, и дети, и обстоятельства.
В идеале, наверное, хорошо бы, чтобы учитель чувствовал в учениках запрос на дополнительные знания, на исследовательскую работу. И знал, куда можно направить этот интерес ребенка — вот такие есть книги, вот такие материалы в интернете, вот такие есть занятия, выбирай и решай. Очень харизматичный учитель, конечно, может и сам решить за ребенка, но с этим связаны понятные риски.
Антропология
Дробышевский Станислав Владимирович
127 лекций о происхождении человека, средняя продолжительность которых редко составляет меньше часа — стоит ли оно того? Достаточно сказать, что Дробышевский с 2011 года вместе с научным журналистом Александром Соколовым развивает известный портал «Антропогенез.ру». Сам ученый, естественно, занимается антропологией. Он кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог и популяризатор научного мировоззрения.
Соколов Александр Борисович
Раз уж мы упомянули Соколова, следует дать на него ссылку. Хотя Александр Борисович не ученый, а научный журналист, если вас интересуют лекции по теме происхождения человека и борьбе с лженаукой, посмотрите выложенные на его канале серии «Ученые против мифов» и «Мифы об эволюции человека».
Математика
Савватеев Алексей Владимирович
Алексей Владимирович интересен не тем, что он доктор физико-математических наук и специалист в области теории игр, хотя и это важно. Интересна его подача материала, он способен заинтересовать ребенка, а после переключиться на слушателя, изучившего курс матанализа
Он ведет «Математику для гуманитариев» и может доносить самые сложные вещи простым языком любому слушателю. Причем трудно даже какие-то рамки в его лекциях установить — вот он, например, рассказывает, за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2012 году.
Михайлов Роман Валерьевич
Роман Михайлов — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник СПбГУ, профессор РАН, лауреат премии РАН для молодых ученых, лауреат премии Московского математического общества и стипендии фон Неймана в Принстоне, автор более 60 научных работ и монографий. В качестве хобби указывает танцы, жонглирование, исследование орнаментов и восточные языки.
Один из самых необычных (можно даже сказать эксцентричных) математиков России. Лекция Михайлова способна перегрузить ваше сознание… а после перезагрузить и наполнить новыми знаниями не только в области математики, но и в космологическом понимании бытия. Рассказывает про гомологическую и гомотопическую алгебру, К-теорию, теорию групп и групповых колец, теорию категорий
В лекциях часто использует нетривиальные метафоры (например тут — осторожно, шок-контент), поясняющие сложные математические законы
Астрономия
Сурдин Владимир Георгиевич
Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. За цикл научных лекций по астрономии и астрофизике получил Беляевскую премию. В 2012 году стал лауреатом премии «Просветитель».
Основные темы научных публикаций — звездные скопления, процессы звездообразования, физика межзвездной среды, объекты солнечной системы. А вот лекции по уровню сложности доступны любому слушателю. Рассказывает в основном про базовые общедоступные вещи: про историю астрономии, телескопы, исследование планет, поиск внеземных цивилизаций и так далее.
Может ли тема развития науки и техники захватить умы современных детей и подростков?
Тут, я думаю, и обсуждать особенно нечего – конечно может. Современные дети любознательны, как и дети, жившие и сто и пятьсот лет назад.
Почему нет? Естественно, это интересно не всем, так это никогда и нигде не было интересно всем.
Конечно, сейчас мир стал шире, и у способных отечественных школьников есть много возможностей, помимо ухода в науку. На полумиллионные тиражи научпопа уже рассчитывать трудно, скорее речь идет о тысячах или десятках тысяч экземпляров. Золотой век популяризации прошел и вряд ли вернется. Ну так и поэты перестали собирать стадионы, а поэзия никуда не делась. Люди, которым интересна именно наука, будут всегда, как всегда есть люди, которым интересны стихи.
Про популярные материалы о технике просто мало знаю. Но биология, например, на коне.
Химия
Оганов Артем Ромаевич
Артем Органов — химик, физик, теоретик-кристаллограф, минеролог, материаловед, создатель методов компьютерного дизайна новых материалов и предсказания кристаллических структур. При таком багаже знаний лекции его могли касаться любой темы, но самое интересное происходит, когда Органов рассказывает о химии.
Современная химия неотрывно связана с созданием новых материалов — и в этой теме Оганов умеет буквально «зажечь» слушателя, рассказывая о революции в материаловедении, дизайне новых материалов и химических явлениях, выходящих за рамки привычных вузовских курсов.
8 вопросов Екатерине Умняковой
1. Врожденный иммунитет у всех одинаковый или есть некая генетическая предрасположенность к болезням?
Есть и генетические нарушения, которые делают организм более уязвимым, это может быть связано не только с иммунитетом напрямую, но и косвенно.
2. Можно ли повлиять на иммунитет, если есть определенную пищу или принимать БАДы и витамины?
Нет, но правильное питание необходимо для здоровья, потому нужно принимать сбалансированную пищу, содержащую необходимые витамины и микроэлементы и не забывать про умеренность.
3. В чем особенность антибиотиков нового поколения?
Эти антимикробные вещества — антимикробные пептиды — это маленькие белки, которые есть у всех живых существ для того, чтобы бороться с инфекциями, даже у бактерий есть свои антимикробные пептиды. Устойчивость к этим соединениям формируется у бактерий труднее, они менее токсичны, обладают более широким спектром антимикробного действия. Эти пептиды также можно использовать для лечения заболеваний вызванных вирусами, грибками, а также можно лечить опухоли.
4. Правда ли, что гастрит, язву и даже рак вызывают зловредные бактерии?
Да, правда, бактерия Helicobacter pilory может вызывать гастрит и язву, это было доказано в 2005 году и за это открытие была вручена нобелевская премия. Также считается, что развитию некоторых опухолей могут способствовать некоторые бактерии и вирусы.
5. Существует ли лекарство от рака?
Я бы сказала, что существуЮТ лекарствА от рака. Но универсального нет, потому что опухолевые заболевания сильно друг от друга отличаются. Помимо этого, работать они могут с разной степенью эффективности, могут применяться не на всех стадиях развития опухолей и так далее.
Но основная сложность изобретения лекарств от рака состоит в том, что опухолей может быть столько, сколько тканей в организме, а еще это надо умножить на 7,3 млрд вариантов, сколько нас есть на Земле. Каждый случай индивидуальный, лекарство от рака для всех еще не придумали.
6. Помогают ли прививки от гриппа?
Если эпидемиологи не промахнутся с предсказанием типа вируса, который будет циркулировать, и если вакцина правильно хранилась и вводилась, то может сработает. Это не 100% защита от вируса гриппа, а только снижение вероятности заболеть.
7. Опасны ли иммуностимуляторы?
Иммуностимулятор иммуностимулятору рознь. Гомеопатические безвредны настолько, насколько безвредны мел, крахмал, сахар. Иммуностимулятор, который является по своей природе цитокином — сигнальной молекулой иммунитета, которая вовлечена в различные иммунные процессы, то может быть и опасна.
8. Что надо делать, чтобы иммунитет работал хорошо?
Для того чтобы иммунная система работала хорошо, нужно правильно питаться, соблюдать режим сна и правила личной гигиены, заниматься физической активностью, избегать вредных привычек, проходить вакцинацию согласно календарю ВОЗ и не допускать действия экстремальных условий на организм.
Эти условия определяются строго индивидуально, каждый человек в процессе жизнедеятельности узнает, какие факторы действуют на него благоприятно, а какие его стрессируют и приносят дискомфорт.
Сами по себе эти правила довольно просты, но не будет толку, если не соблюдать все указания одновременно
Чрезвычайно важно также помнить об умеренности, в том числе и при следовании этим рекомендациям. Нужно найти для себя «золотую середину», внимательно следить за сигналами от своего тела, которые чаще всего означают, что появились какие-то неполадки
Поскольку в организме все системы органов взаимосвязаны, то для нормальной работы иммунной системы необходимо, чтобы и остальные органы были здоровы.
А теперь обещанный отрывок из книги — разбор одного из мифов про иммунитет:
Наука из первых рук
В мире растет число фейковых новостей и все сложнее найти источник правдивой информации.
Спрос на достоверность, качество и фактчекинг не пропал, но сложно подружить методологии проверки данных с новостями мейнстрима в эпоху, когда даже серьезные издания гонятся за кликбейтом
Изъеденные недочетами новости политики, экономики, спорта и других сфер начинают раздражать, а не привлекать внимание
Образуется информационный вакуум, заполнить который могут новости науки. Манипулировать научными данными не так интересно, как фактами в экономике и политике.
Наука поддерживается прекрасной репутацией источников — например, не вызывает сомнений авторитетность журнала «Nature» или достоверность базы данных биотехнологической информации PubMed.
И все же между источником научных данных и читателем часто стоит фильтр, отвечающий за качество публикаций — журналист. Избавиться от прослойки можно лишь в том случае, если вы сразу получаете информацию от ученых. Так можно сделать, если подписаться на интересующих вас авторов. Они есть в соцсетях, но информация там не структурирована, а вот каналы с видеоконтентом — как личные, так и собранные обычными людьми, — это ценный источник адаптированных данных.
Математика
Савватеев Алексей Владимирович
Алексей Владимирович интересен не тем, что он доктор физико-математических наук и специалист в области теории игр, хотя и это важно. Интересна его подача материала, он способен заинтересовать ребенка, а после переключиться на слушателя, изучившего курс матанализа
Он ведет «Математику для гуманитариев» и может доносить самые сложные вещи простым языком любому слушателю. Причем трудно даже какие-то рамки в его лекциях установить — вот он, например, рассказывает, за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2012 году.
Михайлов Роман Валерьевич
Роман Михайлов — доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник СПбГУ, профессор РАН, лауреат премии РАН для молодых ученых, лауреат премии Московского математического общества и стипендии фон Неймана в Принстоне, автор более 60 научных работ и монографий. В качестве хобби указывает танцы, жонглирование, исследование орнаментов и восточные языки.
Один из самых необычных (можно даже сказать эксцентричных) математиков России. Лекция Михайлова способна перегрузить ваше сознание… а после перезагрузить и наполнить новыми знаниями не только в области математики, но и в космологическом понимании бытия. Рассказывает про гомологическую и гомотопическую алгебру, К-теорию, теорию групп и групповых колец, теорию категорий. В лекциях часто использует нетривиальные метафоры, поясняющие сложные математические законы.
Физика
Семихатов Алексей Михайлович
Хотя Семихатов защитил докторскую диссертацию на тему «Конформные и топологические теории поля и интегрируемые системы», но его лекции охватывают большое количество популярных тем, понятных слушателям без специальной подготовки. Объясняет сложные понятия явлений, которые «на слуху» — теории струн, бозона Хиггса, черных дыр, гравитационных волн и так далее.
https://youtube.com/watch?v=D5T7q633BnY
Ахмедов Эмиль Тофикович
О физике и всем многообразии ее проблем рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова, профессор кафедры теоретической физики МФТИ Эмиль Ахмедов.
Лекции касаются квантовой механики, теории всего, космологических констант и в целом теоретической физики.
Медицина
Водовозов Алексей Валерьевич
Алексей Водовозов — выпускник Военно-медицинской академии, подполковник медицинской службы запаса. Научный журналист, медицинский блогер, врач-терапевт, токсиколог, победитель конкурса «Медицина в Рунете» в номинации «Лучший блог», победитель конкурса научных блогов в номинации «Молекулярная биология-генетика-медицина». Член Ассоциации медицинских журналистов, член экспертного совета премии имени Гарри Гудини, научный редактор журнала «Российские аптеки».
Рассказывает про различные области просветительской медицины: антибиотики, прививки, псевдодиагностика, гомеопатия, БАДы, «шлаки и паразиты», токсикология. Разбирает мифы, домыслы и ошибки относительно медицины.
В какой форме лучше всего популяризировать науку?
В моем советском детстве, в провинциальном городке таких форм было немного — книги, книги и еще раз книги. Были, конечно, научно-популярные фильмы, кстати, прекрасного качества. Один раз наш класс вывезли на экскурсию в Академгородок Пущино и я увидел как работают биологи, микробиологи и химики.
Теперь таких форм больше, как говорится, на порядок. Во-первых, интернет с его гигантским количеством научно-популярных фильмов, во-вторых, интернет с его огромным количеством научно-популярных книг, в-третьих, интернет с его возможностью объединить детей, интересующихся наукой, в самые различные сообщества. В моем детстве это называлось кружками. В провинциальный Серпухов моего детства никакие ученые для популяризации науки не приезжали и лекции не читали, но теперь можно, я думаю, при желании, договориться с нужным ученым о телеконференции по скайпу и он выступит непосредственно перед кружком юных химиков или историков. Еще и ответит на вопросы детей.
В любой. Лекции, популярные книги и журналы, материалы в интернете, практические занятия, музейные экспозиции, фестивали занимательной науки и так далее. Собственно, именно те формы, в которых это сейчас и происходит.
Детям помладше, конечно, интереснее что-то такое, что можно посмотреть и потрогать своими руками – типа шоу от «Сумасшедшей науки» или практических занятий в «Умной Москве».
Нужна ли популяризация науки вообще и на детскую аудиторию в частности?
Михаил Бару: Безусловно нужна. Любое общество должно развиваться, а для развития нужны ученые. Конечно, нужны и писатели, художники и композиторы с артистами, но ученые нужны и не в самую последнюю очередь. Ученых общество выращивает. Долго и трудно выращивает. Не каждый способен им быть. Так вот первый шаг в процессе выращивания и есть популяризация науки. Тут надо сделать небольшую остановку и сказать, что под популяризацией науки у нас, как правило, понимают популяризацию естественных наук, забывая при этом о филологии, истории, философии или искусствоведении. И совершенно напрасно забывают, поскольку обществу нужны не только Королевы, Ландау и Капицы, но и Лотманы, Померанцы и Лихачевы. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что условный человек с улицы гораздо меньше представляет себе методы работы историка или литературоведа, чем методы работы химика или биолога.
Дети — одна из самых главных целевых групп популяризатора науки. Наверное, самая главная. Именно в детстве происходит первичный отбор тех, кто потом станет учеными. Популяризация науки помогает ребенку определиться с будущей профессией. Именно так, с помощью детских книжек, в которых популярно и увлекательно было написано о химии, я и выбрал свою будущую профессию.
Марина Молчанова: Что значит «нужна ли»?
Можно ли без нее обойтись? Можно. Это не еда и не электричество, для выживания это не нужно. Могут ли люди просвещаться сами – опять-таки могут.
Но на научно-популярные книги, журналы и лекции есть спрос — про Москву могу сказать с уверенностью, но и про другие крупные города люди говорят то же самое. И есть предложение.
Год назад в Москву приезжал Кип Торн – знаменитый американский астрофизик, специалист по гравитационным волнам. Не то чтобы эта тема была сверхпопулярна среди широкой публики, согласитесь. И не то чтобы его лекция на физфаке МГУ широко рекламировалась. К тому же на английском языке, а наушников с переводом не хватало и не могло хватить на всех. Но людей пришло столько, что они разве что с люстры не свисали. Так что был бы хороший лектор — Торн, к слову сказать, не только великий ученый, но и блестящий оратор, – а слушатели найдутся.
Смежная тема, которая меня особенно интересует, – это популяризация медицинских знаний. Здесь практическая значимость очевидна: хорошо бы, чтобы люди понимали, что не нужно лечить серьезные заболевания с помощью мумиё и керосина. Опять же, высокотехнологичная медицина развивается очень быстро, эти технологии постепенно приходят и в Россию, и узнавать о них просто очень интересно. Вот, пожалуйста, актуальный практический вопрос: зачем люди «сдаются» в регистр доноров костного мозга и не опасно ли это (спойлер: нет)? Или совсем свежая тема: что такое бионический глаз?
Здесь, конечно, возникает опасность полузнания, когда человек, узнав что-то, будет пытаться сам себе ставить диагноз и назначать лечение. Но эта опасность есть и без просветителей – вспомните, с чего начинается книга «Трое в одной лодке».