Опорные слова что это такое примеры

Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Сочинение—описание»

Цель урока: развитие связной речи учащихся.

1) Систематизировать знания учащихся о тексте, типах текста, учить отличать текст – описание от других текстов, составлять описание.

2) Создать условия для развития логического мышления, умений правильно употреблять слова, составлять предложения, связно выражать свои мысли, для развития творческого воображения.

3) Способствовать воспитанию интереса к природе, создавать условия для работы в парах, в группах.

Оборудование: карточки с различными типами текстов, опорными словами, опорные таблицы, иллюстрации животных, растений, учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык” для 3 класса (1-4), Москва, 1998 г.

I. Орг. момент, постановка задач урока.

II. Работа по теме урока.

Фронтальная работа

— Как вы думаете, какие знания о тексте нам пригодятся?

Работа с опорной таблицей

Текст – несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

— Что еще знаете о тексте?

Обсуждение в группах

— Какой текст является текстом – описанием?

Вывод

Работа с опорной таблицей

— Прочитайте. Какой текст является описанием?

Работа в парах

(карточки в приложении)

— Следующий вопрос, который мы должны выяснить: из каких частей состоит текст – описание?

Работа в группах по вариантам

— Какие особенности внешнего вида даны в тексте?

— Какие особенности характера или образа жизни отмечены?

— Как проявляется личное отношение автора к предмету?

Работа с иллюстрациями

— Можно ли узнать предмет по описанию?

— Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши слова.

Коллективное составление плана

— Какие части включает в себя сочинение – описание?

1. Описание внешнего вида.

2. Особенности характера, повадки, образ жизни.

3. Личное отношение автора.

Составление сочинения-описания

— Попробуем все вместе описать животное, известное вам.

Работа в группах

— Составляем текст – описание, опираясь на план.

Анализ работ

— Заслушиваем описание, оцениваем точность, красочность, эмоциональность, соответствие плану.

Словарная работа

— Слова какой части речи помогли нам описать медведя?

— Прочитайте слова на карточках, подумайте, какие буквы нужно вставить, если можно, проверьте орфограмму:

— Какие еще трудные слова встретились?

Самостоятельная работа

— А сейчас попробуем самостоятельно написать сочинение.

— Предлагаю на выбор три варианта:

Проверка работы

— Удалось ли описание?

— Соответствует ли текст плану?

— Что хотели бы посоветовать автору?

III. Подведение итогов урока.

— Чему учились на уроке?

— Чем отличается текст-описание от повествования?

— Из каких частей состоит текст – описание?

— Кто справился с задачами урока?

Рефлексия

— Что было интересного на уроке?

— Получилась ли работа в парах, в группах?

— У кого было хорошее настроение на уроке?

— Кто смог проявить свое творчество?

Карточка 1

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в мисочке. А потом ребята другим чем – то занялись, зазевались – ежик и удрал обратно в лес.

Карточка 2

Сова

У совы перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти у совы кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется – ни мышь, ни белка, ни сонная птица. По ночам сова охотится, а днем спит.

Карточка 3

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистеньким и глядел вверх.

Карточка 5

Лягушонок и головастик

Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега.

Карточка 6

Заяц

Шуба у зайки теплая – теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Карточка 7

Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека был слышен ее запах.

Ключевые слова в стихотворном произведении

Особенно важны ключи в стихотворных конструкциях, которые без них просто не существуют. Как искать такие слова в стихотворениях? Точно так же, как и в прозе, полностью опираясь на контекст. Помните, вам могут встретиться также контекстуальные синонимы – слова, значения которых в языке различны, но в данном тексте схожи.

Пример:

Я вас любил,

Любовь еще быть может

В душе моей угасла не совсем.

Но не хочу напрасно вас тревожить,

И не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим!

(По А.С. Пушкину)

Выбираем в стихотворении те опорные слова, которые, как костыли, помогают нам поддерживать содержательную часть. Какие?

Из нашего анализа видно, что слово «любил» и является главным, а сочетается оно со многими. Поэтому квинтэссенцией данного стихотворения становится следующий смысл – рассказывая про свою любовь, лирический герой сожалеет об утрате этого прекрасного чувства, однако не держит зла на свою бывшую пассию и от всей души желает ей почувствовать себя счастливой, пусть и не с ним.

Самые важные слова

Для лучшего понимания значения данного определения стоит прочесть фразу поэта-символиста А. Блока, который сказал о том, что текст – это по сути покрывало, растянутое на нескольких кольях. Эти «колышки» и являются такими словами. Ведь если их убрать, то весь смысл будет скомканным, подобно ткани. И напротив, если их найти, то воспроизведение текстового фрагмента не составит никакого труда.

Возьмите на заметку! Древний философ Сократ, заучивая свои речи, опирался именно на подобные слова и «расставлял» их визуально, гуляя по своему саду. Каждый куст, дерево или препятствие на дороге он нарекал тем словом, которое помогало запомниться фрагменту текста по порядку.

И когда Сократ появлялся на трибуне, ему стоило только представить картину своего сада с этими кустами, и тут же речь складывалась в стройные предложения, наполненные глубоким смыслом.

Итак, что такое ключевые слова в тексте? Это опорные словоформы, которые отвечают за содержание высказывания, выстраиваясь в определенном порядке. Если система таких слов будет исковеркана, то и смысл станет неясен простому обывателю.

Самым простым примером, где можно легко потренироваться в нахождении опорных слов, будут детские сказки. Например, «Теремок». Как выделить ключевые слова в ней, чтобы правильно воспроизвести весь сюжет? Вот ответы:

  • терем,
  • мышка,
  • зайчик,
  • лягушка,
  • лисичка,
  • волк,
  • жили не тужили,
  • пришел медведь,
  • раздавил,
  • звери убежали.

После такого выделения ключей легко восстановить всю сюжетную составляющую.

Сказка «Теремок»

Что такое опорные слова

Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.

Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений

С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения

Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.

Ключевики для поисковых систем

помогают сайтам быть в топе выдачи

К примеру, если на сайте осуществляется просмотр бесплатных фильмов, то, соответственно, главными ключами будут: фильмы смотреть бесплатно, фильмы в формате HD.

Ключевые слова для интернет-ресурсов могут быть, как в точном вхождении, то есть включаться в нужный текст в своем первоначальном виде, так и в разбавленном, когда ключевую фразу нужно разбавить другими словами.

Примеры для того же киносайта:

У нас вы сможете посмотреть .

У нас вы сможете посмотреть различные фильмы, в том числе и боевики, абсолютно бесплатно.

Второй вариант показывает нам, как вкрапления других слов «прячут» неестественно выглядящий на русском ключ, но также становятся своеобразным маячком для поисковых систем.

Ключевые слова. Скорочтение

Что такое ключевые слова

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Самые важные слова

Для лучшего понимания значения данного определения стоит прочесть фразу поэта-символиста А. Блока, который сказал о том, что текст – это по сути покрывало, растянутое на нескольких кольях. Эти «колышки» и являются такими словами. Ведь если их убрать, то весь смысл будет скомканным, подобно ткани. И напротив, если их найти, то воспроизведение текстового фрагмента не составит никакого труда.

Возьмите на заметку! Древний философ Сократ, заучивая свои речи, опирался именно на подобные слова и «расставлял» их визуально, гуляя по своему саду. Каждый куст, дерево или препятствие на дороге он нарекал тем словом, которое помогало запомниться фрагменту текста по порядку.

И когда Сократ появлялся на трибуне, ему стоило только представить картину своего сада с этими кустами, и тут же речь складывалась в стройные предложения, наполненные глубоким смыслом.

Итак, что такое ключевые слова в тексте? Это опорные словоформы, которые отвечают за содержание высказывания, выстраиваясь в определенном порядке. Если система таких слов будет исковеркана, то и смысл станет неясен простому обывателю.

Самым простым примером, где можно легко потренироваться в нахождении опорных слов, будут детские сказки. Например, «Теремок». Как выделить ключевые слова в ней, чтобы правильно воспроизвести весь сюжет? Вот ответы:

  • терем;
  • мышка;
  • зайчик;
  • лягушка;
  • лисичка;
  • волк;
  • жили не тужили;
  • пришел медведь;
  • раздавил;
  • звери убежали.

После такого выделения ключей легко восстановить всю сюжетную составляющую.

Сказка «Теремок»

Урок риторики во 2-м классе по теме: «Опорные слова в тексте»

Цели: Познакомить детей с опорными словами; учить выделять их из текста; способствовать развитию речи учащихся; памяти, логического мышления, воображения; развитию любви к родному языку; устному народному творчеству.

Учитель: В одной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник стер названия. Остались только самые сильные. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор.

На столах карточки с напечатанными словами

– Прочитать слова. Знакомы ли вам эти сказки? Кто их автор? Как они называются? (Дети отвечают)

Учитель: Как же вам удалось отгадать какие сказки заколдовал Злой Волшебник (слова на карточках самые главные. В текстах сказок они помогают вспомнить героев, события)?

Учитель: Такие слова есть в каждом тексте, по ним можно определить тему текста. Мы будем называть опорными словами:

Учитель: Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героя, на его судьбу. Посмотрите на карточку №2

Вспомните сказку “Волк и семеро козлят”:

Посмотрим карточку №3 “Муха-Цокотуха”. Вспомните сказку.

Учитель: А теперь вы сами должны назвать опорные слова, а мы будем отгадывать сказку по этим опорным словам.

На доске: опорные слова перемешаны (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях)

Мачеха, пес, петух, осел, бал, сестры, кот, башмачок, принц, принцесса, Трубадур.

Учитель: Запишите опорные слова в два столбика.

I. пес, петух, осел, кот, принцесса, Трубадур.

II. мачеха, бал, сестры, башмачок, принц.

Учитель: Вспомните содержание каждой сказки и добавьте к каждому столбику по два опорных слова.

Вывод: Что же нам помогло расколдовать все сказки? (Опорные слова)

А сейчас мы попробуем сочинить сказку по опорным словам. Еще раз прочтем картинку №1.

На доске: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

“Вот что получилось после того, как яичко упало и разбилось”

Учитель: Понравилась вам эта сказка? Похожа она на старую? Вот всего два новых опорных слова а сказка стала совсем другой.

Учитель: Играем все с той же сказкой “Курочка ряба”. К уже известным опорным словам добавим слова “кот, лиса”.

Сказка наша будет волшебная.

Домашнее задание: Прочитайте опорные слова “девочка. мама, волк, бабушка”. Добавьте два новых слова мальчик с пальчик и цветик семицветик. Попробуйте сочинить интересную сказку.

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. 

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

Вместе с первым словом в человеке  зарождается его родной язык. Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.
Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

Видна птица по перьям, а человек по речам. Птицу судят по оперению, а человека — по словам.Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(А. Пушкин)

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.

Почему речь богатыря можно назвать красивой? Спишите речь богатыря.

«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

← Предыдущее Следующее →

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
4.1 (82.25%) от 80 голосующих

Производная и непроизводная основа слова

В рус­ском язы­ке у слов раз­ли­ча­ют про­из­вод­ную или непро­из­вод­ную осно­ву. Слова, кото­рые не обра­зо­ва­ны от дру­гих лек­сем, состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • голова
  • гром   
  • земля
  • правый

Такие сло­ва име­ют непро­из­вод­ную осно­ву, кото­рая сов­па­да­ет с их кор­нем.

Множество слов име­ют более слож­ную про­из­вод­ную осно­ву, обра­зо­ван­ную от дру­гих слов с помо­щью сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мор­фем. Производная осно­ва состо­ит, как пра­ви­ло, из несколь­ких мор­фем.

Понаблюдаем:

  • веселый → весельчак
  • дом → домашний;
  • крепкий → крепить →  укрепить → укрепление.

Производная осно­ва вклю­ча­ет

а) при­став­ку и корень:

  • дед → прадед;
  • мрак → сумрак;

б) корень и суф­фикс:

  • река → речной;
  • аптека → аптекарь;

в) при­став­ку, корень и суф­фикс:

  • верх → вверху;
  • школа →  пришкольный;

г) при­став­ку, корень, суф­фикс, пост­фикс:

  • думать → одуматься;
  • улы­баться → заулыбаться.

ВыводПонаблюдав за мор­фем­ным соста­вом про­из­вод­ной осно­вы, сде­ла­ем вывод, что новые сло­ва обра­зу­ют­ся от непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных основ.

Как выделить ключевые слова в любом тексте?

Чаще всего данные словоформы бывают главным членом предложения – подлежащим, либо перед нами будут слова, связанные с последующим предложением

В этом случае важно смотреть на контекст

Самым простым способом определить ключевые слова будет выписать части основ.

Пример:

1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. 2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, нет, не оправдывается. 3) Все они в детстве видят предисловие к взрослой жизни, подготовку. 4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть самая главная часть жизни, она основной возраст человека. 5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека… (По Д.А. Гранину)

Чтобы легко и просто запомнить смысл этого фрагмента, надо постараться отыскать слова, которые несут смысловую нагрузку. Выглядят они следующим образом:

  1. Детство, угадать что-либо о будущем.
  2. Папы и мамы, высмотреть, не оправдываются,
  3. Детство, подготовка,
  4. ______, главная часть жизни, возраст человека,
  5. Рожден для ______, вспоминается, _____– это будущее.

Пропусками мы обозначаем повтор одной и той же словоформы.

Из данного анализа видно, что опорным словом для понимания смысла является именно «детство», а другие слова становятся вспомогательными элементами, которые помогут запомнить смысл данного фрагмента.

Найти ключевые слова в данном примере было легко? Конечно! Ведь, по сути, был составлен опорный конспект, передающий содержательную канву текстового фрагмента. Опорные конспекты прекрасны в ходе написания изложений.

Особенно на экзаменах о языке, типа ОГЭ, где требуется два раза прослушать аудиотекст и воспроизвести его настолько точно, насколько возможно. Именно здесь подобный вид конспекта может реально помочь человеку, который не является аудиалом, т.е. лучше запоминает информацию на слух. Если вы как раз относитесь к данной категории, то конспект поможет вам занести важные сведения в свои записи очень легко, используя ключи.

Внимание! По методу восприятия действительности люди делятся на аудиалов, запоминающих лучше всего слуховую информацию, визуалов, которые воспринимают лучше зрительно всю информацию, кинестетиков, которые ориентируются на свои ощущения от тактильного контакта

Междометие как часть речи

Выясним, что такое меж­до­ме­тия в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка.

Как извест­но, все сло­ва рус­ско­го язы­ка рас­пре­де­ля­ют­ся по опре­де­лен­ным лексико-грамматическим клас­сам в соот­вет­ствии с их общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, харак­тер­ны­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью в пред­ло­же­нии.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка обо­зна­ча­ют пред­мет, его при­знак или дей­ствие и при­над­ле­жит к само­сто­я­тель­ным частым речи. Другая часть слов состав­ля­ет слу­жеб­ные части речи.

Междометия не явля­ют­ся ни само­сто­я­тель­ной, ни слу­жеб­ной частью речи. Эти сло­ва настоль­ко спе­ци­фич­ны, что их нель­зя отне­сти к ним.

Происхождение тер­ми­наМеждометие — сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная каль­ка XVIII века. От латин­ско­го interjectio — «меж­до­ме­тие», пер­во­на­чаль­но в виде «меж­ду­ме­тие».Буквально «меж­до­ме­тие» зна­чит «бро­шен­ное (встав­лен­ное) меж­ду пол­нознач­ны­ми сло­ва­ми».Под вли­я­ни­ем слож­ных слов с соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» пер­во­на­чаль­ная фор­ма «меж­ду­ме­тие» пре­вра­ти­лось в «меж­до­ме­тие».

Чтобы понять, что такое меж­до­ме­тия в рус­ском язы­ке, посмот­рим, какое опре­де­ле­ние дает Большая рос­сий­ская энцик­ло­пе­дия:

ОпределениеМеждометие, лексико-грамматический класс неиз­ме­ня­е­мых слов, не вхо­дя­щих ни в зна­ме­на­тель­ные, ни в слу­жеб­ные части речи и нерас­чле­нён­но выра­жа­ю­щих (но не назы­ва­ю­щих) эмо­ци­о­наль­ные и эмоционально-волевые реак­ции на окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность.

Междометия — это чаще все­го неиз­ме­ня­е­мые ком­плек­сы зву­ков, кото­рые тем не менее понят­ны всем носи­те­лям язы­ка:

  • ах!
  • фу!
  • ура!
  • бис!
  • тьфу!
  • айда!
  • физкульт-привет!
  • спа­си­бо!
  • до сви­да­ния!

Дополнительный мате­ри­алСмотрите пол­ный спи­сок меж­до­ме­тий рус­ско­го язы­ка.

Поскольку эти сло­ва не назы­ва­ют пред­мет, при­знак, дей­ствие и т. д., то оче­вид­но, что их нель­зя соот­не­сти ни с одной само­сто­я­тель­ной частью речи в рус­ском язы­ке.

От слу­жеб­ных частей речи меж­до­ме­тия отли­ча­ют­ся тем, что не могут выра­жать отно­ше­ний меж­ду сло­ва­ми в пред­ло­же­нии и слу­жить для свя­зи меж­ду ними. Междометия не вно­сят в пред­ло­же­ние доба­воч­ных смыс­ло­вых оттен­ков, как напри­мер части­цы.

В соста­ве пред­ло­же­ния меж­до­ме­тия, как пра­ви­ло, син­так­си­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми и соот­вет­ствен­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния.

Ах! Закройте, закрой­те гла­за газет! (В. Маяковский)

Но если меж­до­ме­тия выра­жа­ют воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го, то они могут под­чи­нять себе дру­гие сло­ва:

Быстро марш отсю­да!

Брысь от сто­ла!

Обычно меж­до­ме­тия высту­па­ют в каче­стве само­сто­я­тель­ных слов-предложений:

— Батюшки! — вос­клик­ну­ла взвол­но­ван­ная мать.

Междометия могут перей­ти в дру­гую часть речи (суще­стви­тель­ное) и тогда ста­но­вят­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

Рядом со мной про­зву­ча­ло тор­же­ству­ю­щее «ага!».

В пред­ло­же­нии меж­до­ме­тия обособ­ля­ют­ся запя­той или вос­кли­ца­тель­ным зна­ком.

Ой, кто же тебя так разу­кра­сил?

Боже! Как тем­но и без­люд­но здесь!

Междометия делят на раз­ря­ды по их про­ис­хож­де­нию и зна­че­нию.

Ключевые слова в стихотворном произведении

Особенно важны ключи в стихотворных конструкциях, которые без них просто не существуют. Как искать такие слова в стихотворениях? Точно так же, как и в прозе, полностью опираясь на контекст. Помните, вам могут встретиться также контекстуальные синонимы – слова, значения которых в языке различны, но в данном тексте схожи.

Пример:

Любовь еще быть может

В душе моей угасла не совсем.

Но не хочу напрасно вас тревожить,

И не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим!

(По А.С. Пушкину)

Выбираем в стихотворении те опорные слова, которые, как костыли, помогают нам поддерживать содержательную часть. Какие?

Из нашего анализа видно, что слово «любил» и является главным, а сочетается оно со многими. Поэтому квинтэссенцией данного стихотворения становится следующий смысл – рассказывая про свою любовь, лирический герой сожалеет об утрате этого прекрасного чувства, однако не держит зла на свою бывшую пассию и от всей души желает ей почувствовать себя счастливой, пусть и не с ним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: