Экранизации
Первое появление Маугли на экране состоялось в 1942 году. В советском кинопрокате фильм вышел под названием «Джунгли». Роль Маугли исполнил американский актер индийского происхождения Сабу. В картине рассказаны приключения маленького дикаря, взрослые годы героя не затрагиваются.
Сабу в роли Маугли
Первый мультфильм, снятый по Киплингу, вышел в 1967 году. Картина дополнена музыкальными фрагментами, но сюжетная линия не изменена. Мультипликационный фильм снят на «Walt Disney Productions». Уолт Дисней лично настаивал, чтобы иллюстраторы не читали оригинал и создали героев максимально добродушными и наивными.
Маугли в мультфильме Уолта Диснея
В 1973 году появился на свет полноформатный советский вариант приключений Маугли. Мультфильм освещает всю историю юного дикаря, затрагивая отношения с родителями. Позже творчество советских иллюстраторов показали в США. Американские прокатчики вырезали из советской интерпретации большинство кровожадных сцен и заменили музыку.
Маугли в советском мультфильме
Вторая попытка снять фильм о мальчике-волке состоялась в 1997 году. Лента носит название «Вторая книга джунглей: Маугли и Балу». Создатели картины решили значительно отойти от оригинальной идеи, оставив неизменными только главных героев. Роль маленького дикаря сыграл Джеймс Уильямс.
Джеймс Уильямс в роли Маугли
Очередная интерпретация классического сюжета снята в 1998 году. В этот раз роль Маугли примерил на себя Брэндон Бейкер. Кинолента под названием «Книга джунглей: история Маугли» — добрая семейная комедия, снятая специально для детей.
Брэндон Бейкер в роли Маугли
Свежей экранизацией является «Книга джунглей» 2016 года. Фильм снят с применением компьютерной анимации. Лента получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Нил Сети в роли Маугли
Американский актер Нил Сети получил роль, обойдя на пробах тысячи юных артистов. Мальчик вырос в Нью-Йорке в семье выходцев из Индии, поэтому замечательно вписался в образ.
Шамдео, Индия
Индийский мальчик Шамдео больше других похож на киплинговского Маугли, ведь его также воспитала волчья стая. Только вот волки не приносили своему питомцу еду в зубах, а приучили Шамдео добывать пропитание самостоятельно.
В 1972 году ребенка-волчонка обнаружили в джунглях. Он ловко охотился на кур и прочих птиц, убивал небольших животных и с удовольствием лакомился их кровью. С волками и собаками Шамдео общался на равных, и даже внешне походил на волчонка: ногти, напоминавшие когти, мозолистые наросты на коленях и локтях, сплошной колтун вместо волос…
Возвращение в человеческое общество не дало положительных результатов: Ребенок-маугли не научился ни говорить, ни обслуживать себя. Через тринадцать лет Шамдео скончался.
Печально, но ребенок, в раннем возрасте отлученный от человеческого общества, почти не имеет шансов вернуться к нормальной жизни. В лучшем случае дети-маугли могут приобрести минимальные навыки самообслуживания, а вот стать высокоразвитыми личностями им не дано никогда.
Мари-Анжелик ле Блан
Изображение Мари Анжелик ле Блан.
Мари́-Анжели́к Мемми́ ле Бла́н родилась около 1712 года в Новой Франции и умерла в Париже в 1775 году (прожила около 63 лет) — коренная американка, ставшая впоследствии монахиней ордена Августинок, знаменитостью века Просвещения и вошедшая в историю как дикий (феральный) ребёнок.
Мари-Анжелик прожила 10 лет в лесу (примерно со своих 9 лет и до 19-летнего возраста), в отрыве от цивилизации, лишенная человеческого общения. Однако позже она сумела научиться чтению и письму — исключительный случай у диких детей. Возможно это благодаря тому, что она попала в изоляцию уже в более позднем возрасте.
Впрочем, её случай более спорный, чем у других диких детей, поэтому некоторые видные современные учёные считают его полностью или частично вымышленным. Но по мнению французского врача и писателя Сержа Ароля, автора книги «Мари-Анжелик. Выживание и восстановление ребёнка, проведшего 10 лет в лесу» она единственный дикий ребёнок, чьё выживание в лесу в течение десяти лет прошло проверку подлинности в обширных собраниях архивов, в том числе, в документах, хранящихся в Секретном Архиве Ватикана.
Основанием для этого заключения послужили сведения о повадках Мари-Анжелик в тот период, когда на неё открыли настоящую охоту, пытаясь изловить. Она плавала и лазала по деревьям, иногда действовала с невероятной жестокостью. Для пропитания ловила рыбу и зверей, в её обычный рацион входили растения и мясо дичи, — всё это она употребляла сырым. Впоследствии от пищи варёной или жареной ей становилось плохо. Эти привычки служили доказательством того, что период её жизни вне общества был продолжителен.
Обнаружили Мари в сентябре 1731 года: девочка 9-10, страдающая от жажды, в сумерки вышла к селению Сонжи. У неё были босые ноги, покрытое тряпьём и шкурами тело, волосы под колпаком из тыквы, лицо и руки чёрные, как у негритянки. Она была вооружена короткой и толстой палкой с наконечником в форме булавы. Первые, которые её увидели, бросились бежать с криками. Кто-то спустил на неё мастифа, вооружённого ошейником с железными шипами. Дикарка нанесла ему такой страшный удар по голове, что он свалился замертво к её ногам. Торжествуя свою победу, она попрыгала несколько раз по туловищу собаки. Затем она попыталась открыть дверь, и, не добившись успеха, ушла назад за селение в сторону реки и забралась на дерево, где спокойно заснула.
Ее решили взять её голодом: поставив под дерево женщину с рыбой и корнеплодами в руках, показывающую ей дружелюбие. В конце концов дикарка спустилась вниз, а женщина стала медленно отходить, чтобы спрятавшиеся рядом мужчины успели подбежать и схватить её. Приведённая на кухню замка, она бросилась на пищу, которую ей предложили, и, в присутствии виконта, быстро содрала кожу с кролика и стала есть его сырым.
После неоднократного мытья кожа пленницы оказалась светлой, у неё были голубые глаза, а пальцы на руках, особенно большие, были непропорционально длинные. Она обнаруживала некоторые признаки поведенческой регрессии: опускалась на четвереньки, чтобы пить воду втягивая её, как это делает корова, у неё наблюдалось постоянные боковые движения глаз, похожие на нистагм, по причине жизни в состоянии перманентной бдительности. Она очень хорошо плавала, в том числе в зимний период.
Мари не разговаривала, отказывалась спать в постели, и её желудок переваривал только сырую пищу. Её пытались приучить к обычной еде: из учтивости она могла поесть немного хлеба, но потом её сильно рвало, и она начала слабеть. Поэтому ей разрешили есть сырое мясо; ей приносили курицу или живого кролика, у которых она сосала тёплую кровь, действовавшую, по её собственному признанию много лет спустя, «как бальзам, который растекался повсюду и восстанавливал мои силы».
Виконт д’Эпинуа отдал Мари на воспитание монахиням Шалона, которые терпеливо приобщали её к культуре, там она начала получать образование и обрела речь. В последующие годы она жила в 6 монастырях других четырёх городов Шампани. 16 июня 1732 года она приняла крещение и получила имя Мари-Анжелик Мемми и фамилию Леблан.
Время может не существовать ни на каком уровне
Сказать, что время не существует ни на каком уровне, это все равно, что сказать, что не существует условных столов или стульев
Попытка прожить в мире без столь важной мебели может быть сложной, но жизнь в мире без времени на первый взгляд кажется чудовищной катастрофой
Вся наша жизнь построена вокруг времени. Мы планируем будущее в свете того, что знаем о прошлом. Мы возлагаем на людей моральную ответственность за их прошлые действия с целью сделать им выговор позже. Мы считаем себя агентами (сущностями, которые могут что-то делать) отчасти потому, что мы можем планировать действия, которые приведут к изменениям в будущем.
Но какой смысл действовать, чтобы вызвать изменение в будущем, когда в самом прямом смысле нет будущего, ради которого нужно действовать? Какой смысл наказывать кого-то за прошлый поступок, когда прошлого нет, а значит, и такого поступка, по-видимому, нет?
Открытие того, что времени не существует, казалось бы, остановит весь мир. У нас не было бы причин вставать с постели.
Впрочем, из этого тупика есть выход.
Хотя физика может устранить время, кажется, что она оставляет нетронутой причинно-следственную связь: то, в каком смысле одно может повлечь за собой другое. Возможно, в таком случае физика говорит нам, что причинность, а не время, является основной характеристикой нашей Вселенной.
Если это так, то человечество продолжит существовать как раньше. Авторы новой работы предполагают, что открытие «несуществования» времени может не оказать прямого влияния на нашу жизнь, даже если оно продвинет физику в новую эру.
Василий Макаров
Сюжет рассказов о Маугли
Маленький мальчик, сын дровосека, теряется в густой чаще джунглей. Учуяв запах человека, на охоту выбирается злой и коварный тигр. Растерянный малыш случайно добирается до стаи волков, которая берет ребенка под защиту.
Маугли в детстве
Таким исходом дела недовольны большинство зверей, но кто посмеет возразить вожаку стаи? На совете племени пантера платит выкуп за ребенка, и в джунглях воцаряется мир.
Маугли, которого приемные родители назвали в честь лягушонка, растет и развивается с братьями-волками. Однако тигр Шерхан не оставляет намерений съесть человека. Попытки хищника заканчиваются провалом. В финальной схватке с врагом Маугли убивает тигра и навеки завоевывает уважение животного мира.
Шерхан, Табаки и Маугли
Людская натура берет свое. Подросший юноша, который жил в лесу много лет, выходит к людям, обретая потерянную человеческую семью. Ужиться с людьми кажется Маугли непосильной задачей. Со временем молодой человек привыкает к новой жизни и встречает девушку, с которой связывает судьбу.
Львовские «Маугли»
Наверное, многие помнят историю двух братьев из Львова, которых родители изолировали от мира и удерживали в полной антисанитарии. Братьям было 14 и 6 лет. Они не умели ни говорить, ни ходить. Младший ни разу не был на улице. Дети были немытые, с длинными волосами и в грязном помещении, которое не напоминало квартиру. В таких условиях старший брат прожил 12 лет, младший — всю жизнь.
Мать мальчиков на улицу тоже не выходила. И к себе и дом никого не пускала. Женщина страдала психическим заболеванием, однако отец был полностью здоровым. По словам врачей, младший мальчик несколько изменился, находясь среди людей — улыбается и научился правильно есть. Старшему брату сложнее — из-за атрофированных стоп он не может ходить, более замкнутый и молчаливый. Как правило, дети дичают от недостаточного внимания родителей, или от воздействия на них взрослых с нарушениями психики. Однако как родителям удается полностью изолировать от мира собственных детей и превратить их в дикарей в условиях цивилизации — неизвестно. Психологи, изучающие синдром «Маугли», говорят, что дикого ребенка можно научить имитировать человеческое поведение, но только благодаря дрессировке. Правда, если ребенка вернули к людям до наступления «подросткового порога» 12-13 лет, его еще можно адаптировать к социуму, но психические отклонения останутся у него до конца жизни. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь — переучить будет уже невозможно. Те, кто жил среди животных первые 3-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческую речь, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в дальнейшем в обществе людей. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще.
Мальчик из Уганды, усыновлённый мартышками
В 1988-м году 4-летний Джон Ссебунья убежал в джунгли после того, как свидетелем жуткой сцены — в ходе очередной ссоры между его родителями отец убил мать малыша. Шло время, но Джон так и не вышел из леса и жители деревни начали считать, что мальчик погиб.
В 1991-м году одна из тамошних крестьянок, отправившись в джунгли за дровами, вдруг увидела в стае верветок, карликовых зелёных мартышек, странное существо, в котором не без труда узнала маленького мальчика. По её словам, поведение мальчишки мало чем отличалось от обезьян — он ловко передвигался на четвереньках и без труда общался со своей «компанией».
Джон Ссебунья
Женщина сообщила об увиденном жителям деревни и они попытались поймать мальчика. Как часто бывает с воспитанными животными детьми, Джон всячески сопротивлялся, не давая взять себя в руки, но крестьянам всё же удалось отбить его у обезьян. Когда воспитанника верветок отмыли и привели в порядок, один из жителей деревни узнал в нём беглеца, пропавшего без вести в 1988-м.
Позже, научившись говорить, Джон рассказал, что мартышки учили его всему необходимому для жизни в джунглях — лазанью по деревьям, поиску пищи, кроме того, он освоил их «язык». К счастью, после возвращения к людям Джон без особо труда адаптировался к жизни в их обществе, у него обнаружились неплохие вокальные данные и сейчас повзрослевший угандский Маугли гастролирует с детским хором «Жемчужина Африки».
Настоящая история Маугли
В 1867 году в Индии охотники столкнулись с необычным явлением. Дело происходило в глубине лесов Буландшахра на севере Индии. Там обнаружилась стая волков, посреди которой показался человеческий ребенок, идущий на четвереньках. Вскоре эта группа исчезла в пещерах. Охотники очень удивились, но решили докопаться до истины. Они попытались выманить зверей из пещеры, соорудив костер на входе. И когда волки снова появились снаружи, то люди убили зверей, а ребенка схватили. Его отправили в детский дом, где дали имя Дина Саничар. Слово «саничар» на языке урду означает «суббота», именно в этот день ребенок и попал в заведение.
Дина Саничар вошел в историю, как шестилетний мальчик, выращенный волками в индийских лесах Буландшахра. На самом деле это далеко не единственный случай такого рода. В Индии вообще немало историй диких детей, в том числе детей-волков, детей-пантер, детей-цыплят, детей-собак и даже детей-газелей. В фольклоре и романах, которые распространились по всему миру, одичавший ребенок изображается настоящим чудом и удивительным персонажем, но на самом деле жизнь такого человека оказывается трагичной из-за длительной изоляции от человеческого общества. Возвращение к цивилизованной жизни становится громкой новостью, но потом о диких детях забывают. А ведь это важный вопрос: что же именно делает нас людьми?
Глава администрации приюта, отец Эрхард, отмечал крайне низкий интеллект мальчика, тот откровенно казался слабоумным или идиотом, при этом признаки рассудка все же присутствовали, а иногда Саничар даже демонстрировал некую логику.
Известный детский психолог Уэйн Деннис приводил в пример эту историю в своей статье «Судьба дикого человека» в 1941 году в американском журнале психологии. Ученый рассказал, что Саничар выглядел неопрятно и ел то, что цивилизованный человек посчитал бы отвратительным. По словам Денниса найденыш отказывался от обычной пищи и ел только сырое мясо с земли, одежду он презирал и точил свои зубы об кости. Сперва казалось, что у нет способностей к языку, но Саничар не был немым, просто издавал животные звуки. По утверждениям Денниса дикие дети были нечувствительными к жаре или холоду и мало или совсем не были привязаны к людям.
Тем не менее Саничар сумел если не подружиться, то стать ближе одному человеку. Это тоже был дикий ребенок, найденный народом манипури в Уттар-Прадеше и тоже привезенный в приют. Этих мальчиков связала странная симпатия друг к другу. Старший научил младшего пить из чашки. Возможно, их схожее прошлое сделало их способными лучше понимать друг друга и каким-то образом ощущать взаимные потребности.
Просто «особенные дети»
Кем же были эти необычные дети, интерес к которым быстро угасал у научного сообщества? К сожалению, правда вовсе не похожа на философскую сказку Киплинга.
Так, современное исследование, проведенное к 2011 году, показало, что Питер из Ганновера вовсе не был воспитан дикими животными. Исходя из прижизненного портрета и дневниковых записей его покровительницы принцессы Уэльской, было выдвинуто предположение, что Питер страдал редким генетическим заболеванием — синдромом Питта-Хопкинса.
Он был воспитан людьми, жил в своей семье какое-то время, пока отчаявшиеся родители, будучи не в силах справится с неуправляемым ребенком, не оставили его в лесу, вверив его судьбу случайности, которая и привела его ко двору английского монарха. Синдром Питта-Хопкинса был открыт в 1978 году, и, конечно же, ученые времен Георга I о таком даже не подозревали.
Руководствуясь идеями Просвещения о единении природы и человека, его воспитатель и подумать не мог, что имеет дело не с одичавшим ребенком, воспитанным дикими зверями, а с немым мальчиком, который страдает одной из форм аутизма.
Стоит вспомнить тот факт, что он понимал обращенную к нему речь, но не мог ничего сказать в ответ. Кроме того, Виктор боялся воды и высоты, а разве ребенок, который всю свою сознательную жизнь провел в лесу, станет бояться этого? Ведь на дереве можно укрыться от хищника, а в воде ловить рыбу, как это делают лесные обитатели. Но Виктор питался овощами, весьма любил репу и другие деревенские корнеплоды, которые можно встретить на крестьянском столе.
Так, ведущий европейский специалист по психологии развития Ута Фрит, настаивает, что Виктор был аутистом, которого родители просто выставили из дома, ведь для крестьянской семьи больной ребенок — это всего-навсего лишний рот. По предположению Фрит, мальчик жил до 5-6 лет с родителями, которые откровенно издевались над ним. К этому выводу она пришла, проанализировав поведение Виктора — так, он очень боялся веревок и ремней, больших палок и тростей — вероятнее всего его били чем-то подобным. Ута Фрит считает, что Виктор вовсе не «дикий ребенок, а ребенок-мученик».
Случай Амалы и Камалы уже в 30-е годы прошлого века стал причиной многих споров. Смущал тот факт, что якобы обнаружив девочек в 1920 году, Лал Сингх пришел в редакцию газеты с новостью лишь в 1926 году. Его исследования, которые он гордо называл «дневником» представляли собой лишь разрозненные листы, с заметками, мало похожими на научное исследование. И, конечно же, тот факт, что бравируя своими «достижениями» в воспитании «волчат» Сингх выбивал деньги для своего приюта, не делает ему чести.
Французский исследователь Серж Ароль утверждает, что Сингх, используя народный фольклор (богиню Кали иногда представляют волчицей) и девочек, страдающих одной из форм умственной отсталости, получал бесперебойное финансирование приюта (а заодно и себя) на протяжении нескольких лет.
Друзья и враги
Основным противником Маугли в «Книге джунглей» с первых страниц стал злобный тигр Шерхан. Хищник недоволен, что его лишили законной добычи, и всевозможными средствами пытается уничтожить человека. На подхвате у грозного врага находится шакал Табаки (в других источниках — гиена), порой раздражающий даже Шерхана:
Не менее опасным противником становится стая рыжих псов. Кровожадные животные надвигаются на джунгли, сметая все живое на пути. Единственный шанс спастись – вступить в схватку. Маугли объединят вокруг себя животных леса, и дает отпор вражеской стае.
Маугли и обезьяны-бандерлоги
На пути у повзрослевшего Маугли встают обезьяны-бандерлоги. Стая похищает героя, но мальчику удается спастись. Образ шумных животных имеет определенный контекст. Киплинг создал пародию на презираемую им либеральную интеллигенцию:
Главные герои, которые настроены к Маугли дружелюбно, в основном хищники:
Маугли и Багира
Черная пантера Багира — олицетворение подлинного воина. Животное заботится о малыше, как о своем детеныше. Пантера находит возможность остановить роптание стаи, когда Акела решает оставить мальчика в джунглях. Багира испытывает к Маугли почти материнскую любовь и оберегает его от опасностей.
Медведь Балу — воспитатель малыша, который относится к ребенку с отеческой заботой. Метод обучения медведя напоминает способы, пользующиеся спросом в классических английских школах. Существует теория, что Балу — собирательный образ учителей Киплинга. Среди друзей молодого дикаря медведь отвечает за физическую силу.
Медведь Балу и удав Каа
Удав Каа — мудрый наставник, обучающий Маугли правилам жизни в диком лесу. Персонаж считается старейшим животным в джунглях. Удав с насмешкой относится к проделкам мальчика и нередко спасает ему жизнь. Медлительный удав отвечает в троице за мудрость.
Роль в известном шоу
Типпи стала популярной еще с детства, но в современности многие телезрители узнают в ней укротительницу и смотрительницу тигров в популярнейшем игровом шоу «Форт Боярд», действия которого происходят у берегов Франции.
Известное французское шоу появилось на телеэкранах в год рождения Типпи -1990, в нем принимали участие за 28 лет многочисленные участники их разных стран мира. Каменный форт начала девятнадцатого века скрывает сокровища, которые участники должны найти, пройдя ряд испытаний, направленных на преодоления себя и своих страхов
Но не только мышцы и сноровка играют главную роль, важно проявить смекалку и разгадать все загадки-подсказки Старца Фура. В конце игры необходимо командам за короткое время перенести максимальное количество золотых монет, которые находятся около клеток тигров, иначе по истечении времени клетки открываются, все рискуют оказаться среди опасных животных. За защиту команды от тигров отвечает Типпи Дегре, в «Форте Боярд» она следит за поведением опасных хищников, укрощает их и не дает подступиться к участникам шоу
За защиту команды от тигров отвечает Типпи Дегре, в «Форте Боярд» она следит за поведением опасных хищников, укрощает их и не дает подступиться к участникам шоу.
Приёмный сын сибирского пса
В одном из провинциальных районов Алтайского края в 2004-м году был обнаружен 7-летний мальчуган, которого вырастила собака. Родная мать бросила маленького Андрея через три месяца после его рождения, доверив заботу о сыне отцу-алкоголику. Вскоре после этого родитель также покинул дом, где они жили, по всей видимости, даже не вспомнив о ребёнке.
Папой и мамой для мальчика стал сторожевой пёс, который кормил Андрея и по-своему воспитывал. Когда его нашли работники социальной службы, мальчик не умел говорить, передвигался только по-собачьи и с опаской относился к людям. Он кусался и тщательно обнюхивал пищу, которую ему предлагали.
Долгое время ребёнка не могли отучить от собачьих повадок — в детском доме он продолжал вести себя агрессивно, бросаясь на сверстников. Однако постепенно специалистам удалось привить ему навыки общения жестами, Андрей научился ходить по-человечески и пользоваться столовыми приборами во время еды.
Воспитанник сторожевой собаки также привык спать в кровати и играть с мячом, приступы агрессии случались у него всё реже и постепенно сошли на нет.
Феномен Маугли в ауле Кабардино-Балкарии
В одном из высокогорных аулов Кабардино-Балкарии появился дикий человек, одетый в звериные шкуры и самодельную обувь. Длинная густая борода закрывала почти полтела. Незнакомец с трудом произносил слова.
Вот вкратце его история.
После изгнания фашистских войск с Северного Кавказа в годы Отечественной войны в ауле остались два полицая, верой и правдой служившие оккупантам. Чтобы избежать заслуженной кары за многие преступления, которые совершили, они бежали в горы, прихватив с собой винтовки и запас патронов — целый цинковый ящик.
Они ушли в самый глухой район, поселились в пещере, практически не доступной ни охотникам, ни туристам. Питались вяленым мясом горных туров, которое заготовляли впрок, и сушеными ягодами, кореньями, дикими фруктами, грибами и орехами — их было много в окрестных щедрых лесах и альпийских лугах. Так прожили они восемь лет вдвоем, боясь возмездия и не зная, что война давно закончилась.
Один из бежавших заболел раком горла. Другой лечил его, заставляя глотать наперсток с заточенными краями на кожаном шнурке. Насильно вытаскивая его обратно, он зверски, жестоко «прочищал» горло напарника от опухоли, срезая острыми гранями наперстка живую ткань. Больной в конце концов скончался. И человек остался совершенно один. 28 лет прожил он уже в полном одиночестве. Он шил одежду и обувь из шкур горных туров. Они были здесь в изобилии, патронов хватало, а обветшавшая одежда окончательно рассыпалась.
Добровольный изгнанник разучился говорить, потому что за все годы лишь дважды видел людей, да и то на значительном расстоянии, так как боялся вступить в контакт со случайно забредшими в эти края туристами.
Во время одного из походов за многие десятки километров к полю, с которого изгнанник собирал початки кукурузы, он вдруг встретил кошку и унес ее с собой в пещеру. Теперь животное скрашивало существование пещерного жителя. Их было уже двое. О ком-то надо было заботиться. Но через пару лет кошку сожрали не то лисы, не то волки.
И вновь одиночество… Теперь уже изгнанник его не вынес. Он решил наконец отдаться в руки властям и спустился в родное село. Здесь родственники с трудом признали его.
Ему объяснили, что война закончилась более тридцати лет назад. Сталин давно умер, и по амнистии грешный полицай освобожден от ответственности за свои преступления.
Отшельника отмыли, одели, привели в порядок, выделили ему жилье. Как говорится, приняли в коллектив и даже женили.
Поразительно, что шестидесятилетний старик внешне выглядел как тридцатилетний мужчина — ни одного кариесного зуба, ни одной морщины. Однако духовно он полностью деградировал, и старение его в обществе происходило стремительно. Буквально на глазах он увядал в непривычных для него условиях цивилизации.
Он так и не смог жить среди людей — вновь ушел из села в горы. Но теперь уже как пастух. Говорят, исправно исполнял свои обязанности, стараясь крайне редко появляться на людях.
Потребность в стабильности
Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.
Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.
Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками
В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней — животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами.
Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни — он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.
Девочки-собаки
Одна из работ посвящена судьбе Оксаны Малой. Девочку нашли в начале 90-х в Херсонской области Украины. 8-летняя Оксана жила со стаей собак, издавала звуки, похожие на лай, и прыгала на четвереньках.
https://youtube.com/watch?v=Aiz0TlIsvzs
Предположительно, девочку в возрасте двух лет забрали у пьющих родителей, а из детского дома она каким-то образом попала на местную псарню. Когда Оксану нашли, она могла сказать лишь «да» и «нет» и старалась не подпускать к себе людей. Врачи заявили, что восстановление ребенка невозможно. Однако через через несколько лет, проведенных в доме-интернате для детей с дефектами развития, Оксана заговорила и избавилась от большинства собачьих повадок.
Впоследствии Оксана нашла работу и даже принимала участие в телепередачах. Журналистам девушка говорила, что никогда не жила с собаками, а вся история – ее детская выдумка. Специалисты склонны считать это попыткой забыть о прошлом.
Спустя почти 20 лет похожая история произошла в Чите. 5-летней Наташе Михайловой семью заменили три собаки. При этом родители девочки не видели в поведении дочери ничего плохого. Семью никак нельзя было назвать благополучной: в квартире, где девочка жила с отцом, бабушкой и дедушкой, царила ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа. Как заявил отец малышки, хотя ребенок и не умеет разговаривать, зато отлично понимает животных. Наташу доставили в реабилитационный центр. Там выяснилось, что девочка вполне может ходить на двух ногах, но часто срывается — становится на четвереньки и лакает из миски. Полностью обследовав ребенка, врачи сделали хорошие прогнозы относительно коррекции ее поведения.
Все в том же году похожая история произошла в Уфе. В одном из спальных районов башкирской столицы жила с мамой маленькая Мадина. Мама девочки большую часть суток была пьяна, а отец бросил семью еще до ее рождения. До трех лет Мадина общалась только с собаками, ела добытую ими пищу, спала и грелась о них, когда ей было холодно. Если Мадина и выбегала на детскую площадку, то она не играла, а просто нападала на детей, ведь по-другому общаться не умела. При этом врачи дают оптимистичный прогноз будущему девочки, уверяя, что ей необходимы лишь адаптация и обучение.
Как одичавшая девочка училась есть и ходить
В 13 лет Джини весила чуть больше 25 килограммов и практически ничего не умела. Специалисты учили её базовым действиям, необходимым для человеческого существования: жевать, глотать, выпрямлять конечности, ходить на прямых ногах, а не прыгать, контролировать мочеиспускание.
Видео с архивными кадрами с Джини
Несмотря на то что, по первоначальной оценке специалистов, уровень развития Джини едва дотягивал до годовалого ребёнка, довольно быстро девочка научилась самостоятельно одеваться и ходить в туалет. За пару месяцев она стала более открытой и любознательной. Её стали вывозить на однодневные экскурсии за территорию больницы. Джини нравилось исследовать не только новую среду, но и новых людей — она могла даже принимать подарки от незнакомцев.
Главной трудностью для Джини оставалось изучение языка. Она совсем не умела говорить и не понимала речь людей, разве что откликалась на собственное имя.
Исследователи, среди которых была молодая лингвистка Сьюзен Кёртис, также пытались научить её говорить. Сначала Кёртис выяснила, что Джини может рассказывать истории невербальными способами, например составляя их из разных картин. Затем Кёртис стала учить девочку английскому языку.