Что такое ересь в православном вероучении?

Каковы причины возникновения ересей?

Возникновение отрицания религии не может возникать просто так. Для этого необходимо определенное влияние, которое вызовет подобное явление. Человечество не стоит на месте и во многом его мышление зависит от развития науки, техники и прочих внешних факторов. Именно они влияют на то, что у людей может возникнуть предвзятое отношение к указанным фактам в Божественных Писаниях.

К наиболее распространенным причинам ересей относят:

  • ослабление влияния священнослужителей;
  • развитие торговли;
  • появление экономических отношений;
  • рост политической власти;
  • зависимость от церкви и начальства;
  • получение образования;
  • роскошная и грешная жизнь церковнослужителей.

Все это стало причиной того, что люди периодически высказывали свое недоверие представителям церкви.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли с месячными ходить в церковь?

Катаризм и борьба с ним

Катаризм был одной из самых известных еретических сект. Борьба католической церкви с еретиками началась в 1229 году, когда римско-католическая церковь установила инквизицию, чтобы искоренить катаров. Но после сожжения последнего Катара в 1321 году католическая церковь продолжала инквизицию еще в течение нескольких столетий.

Одно из самых известных преследований инквизиции произошло в 1633 году, когда Галилео Галилей был признан «яростно подозреваемым» в ереси и вынужден был отменить свои претензии на гелиоцентризм (несмотря на то что Папа Климент VII пытался побудить Коперника опубликовать свою гелиоцентрическую работу в 1536 году, делая гелиоцентризм, а не геоцентризм ортодоксальной верой).

11 июля 2007 года Папа Бенедикт XVI заявил , что все некатолические церкви являются церковными общинами. Члены этих церковных общин не сомневались в том, что Папа действительно назвал их всех кучей еретиков.

Как ни странно, не все религиозные секты рассматривают друг друга как еретические. Пресвитерианцы и конгрегационалисты с меньшей вероятностью будут придерживаться этого мнения по отношению друг к другу, поскольку они имеют по существу те же самые богословия (кальвинизм), просто практикуя другое церковное государство. Однако пресвитерианцы и конгрегационалисты более склонны рассматривать католиков, мормонов и свидетелей Иеговы как еретиков.

Богословские преследования

Что касается еретиков, то должны соблюдаться два момента: один — на их стороне, другой — на стороне Церкви. На их стороне есть грех, благодаря которому они заслуживают не только отделения от Церкви отлучением, но и отлучения от мира смертью. Так говорил Томас Аквинский.

В целом значение слова «еретик» по толковому словарю следующее: человек, который придерживается религиозных убеждений, которые не совпадают с догмой Римско-католической церкви.

Можно подумать (или надеяться), что такое христианское учение, как, например, «возлюби ближнего», не позволило бы церкви угрожать еретикам чем-либо большим, чем простые попытки убедить их в ошибках. Однако непринятие еретиков официальной церковью было намного серьезнее.

Например, Святой Августин Гиппопот (354-430 гг. н. э.), которого считали одним из самых влиятельных учителей христианства, считал, что как хороший отец не позволяет сыну собирать ядовитую змею или хороший садовник отрезает гнилую ветвь, чтобы спасти остальную часть дерева, так и церковь обязана насильно подавлять ересь. Августин выступал против смертного приговора и призывал принуждать еретиков менять свое мнение.

Быть внимательным

— Часто говорят, что ересь — это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) — лжеучение нельзя назвать ересью?

— Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?

И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах. Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают. Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).

— А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»— с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки — еретики?

— Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать. Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт. Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане — большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно. Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.

— Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?

— Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.

— Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов — это ересь?

— Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.

В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.

— Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?

— Язык богословия — это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.

Дмитрий РЕБРОВ

Это интересно: Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Святые отцы о ереси

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

…тяжелый грех — ересь. Она — возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа — человека против всесовершенного Бога. Она, — страшно сказать, — суд человека над Богом и осуждение человеком Бога. Она — грех ума, грех духа. Она — хула на Бога, вражда на Бога. Она — плод гордыни, этой причины падения падших ангелов. И последствия падения ею очень схожи с последствиями падения отверженных духов; она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть. Она не способна к смирению. Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она — смертный грех. Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее…

…человечество совращалось в ересь целыми народами, а обращение от ереси к Православию видим в весьма немногих частных лицах, и то редко, весьма редко. Страшный яд — ересь! Неудобопостижимый яд — ересь!..

Сущность этого греха — богохульство.

Будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечною смертию…

Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда человеки начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством…

Ересь можно уподобить пище, имеющей по наружности прекрасный вид, но отравленной ядом: такая пиша — тот же яд, от которого уже трудно остеречься как потому, что яд замаскирован, так и потому, что прекрасный вид и благоухание пищи возбуждают в человеке естественное его желание насытиться и насладиться пищею. Ересь всегда сопутствуется лицемерством и притворством; она многоглаголива, велеречива, обилует ученостию человеческою и потому удобно привлекает к себе людей и уловляет их в погибель: несравненно более людей уловлены в вечную смерть посредством ереси, нежели посредством прямого отвержения Христа…

Словопрение — самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга — ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее — молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему. Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее. Помазуй струп и язву ближнего, как бы цельным елеем, единственно словами любви и смирения, да призрит милосердый Господь на любовь твою и на смирение твое, да возвестятся они сердцу ближнего твоего и да даруется тебе великий Божий дар — спасение ближнего твоего. Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии, в сущности они — немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании. Эта немощь только умножается и свирепеет, когда против нее действуют безрассудною ревностию, выражающеюся жестким обличением…

Понятие о ереси и расколе

Катары

В 11-13-м веках костры запылали по всей Европе. Сожжение еретика стало представляться церковным иерархам самым простым способом избавиться от оппозиционеров. Раскол Церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) в 11-м веке послужил стимулом к появлению новых учений. Самыми известными идеологическими противниками стали катары, или «чистые». В большой степени их развитая богословская система опиралась на языческие традиции, в частности на манихейство, которое предполагало равенство сил бога и дьявола. Устройство мира катары не считали совершенным. Они критиковали государственные институты, стяжательство священнослужителей и открыто назвали Папу слугой дьявола. Катары проповедовали аскетизм, добродетельность, трудолюбие. Они создали свою собственную церковную организацию и пользовались большим авторитетом. Иногда словом «катары» объединяют представителей других учений, имеющих сходные черты: вальденсов, богомилов, павликиан. В 1209 году папа взялся за катаров всерьез, предложив соседним феодалам искоренить еретиков и забрать себе их земли.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

ДОГМАТЫ И КАНОНЫ

Догматы можно понимать в нескольких значениях. Чаще всего говорят о догматах как богословских формулировках основных положений христианской веры. Например, Символ Веры полностью состоит из таких догматов. Эти догматы-определения обсуждались и утверждались на соборах. Кроме тех, которые вошли в Символ Веры, есть и другие, например, об иконопочитании и о божественных энергиях (о благодати). В таком смысле догмат это определение (по-гречески орос).

Эти догматы-определения не существуют отдельно от всей полноты учения Церкви. Поэтому в первом и главном значении догматы это православная вера, выраженная в словесных формулировках человеческого языка. Кроме того догматы это также реальность, на которую эти формулировки – символы веры – указывают. Словесные определения соответствуют Божественной реальности и причастны ей так же, как иконы, то есть реально. Чтобы понять догмат и получить от него пользу, нужно быть самому хоть сколько-то причастным этой реальности. Другими словами, смысл догматов раскрывается только через нашу веру.

Поскольку материалом догматов является человеческий язык, то, как и в случае с иконами, они появлялись (формулировались) в определенный исторический момент. Потребность выразить православное учение в точных формулировках возникало всегда с конкретной целью — оградить верных Церкви от возникшей ереси. Святые отцы обсуждали эти формулировки и принимали их как точное исповедание веры, чтобы определить границы, выходя за которые, попадешь в ересь (то есть начнешь мыслить о Боге и спасении неправославно). В этом смысле и ересь (как отступление от чистоты веры) и истинное учение могут существовать и существуют до всяких догматов, а догматы-определения только называют их своими именами: здесь ересь, а здесь православная вера.

Каноны — это церковное право, правила, по которым живет Церковь. Каноны можно назвать описанием анатомии и физиологии церковного организма. Это описание в разной степени учитывает внешние условия, в которых находится Церковь в конкретный исторический период. Каноны следуют из свойств, учения и предания Церкви и, следовательно, из той Божественной реальности, которую Церковь воплощает. Поэтому хотя каноны могут устаревать в историческом развитии и заменяться новыми, это не означает, что в них можно не разбираться или не соблюдать в церковной жизни.

Подробнее о догматах

Зарождение ересей

С греческого слово «ересь» переводится как «направление» или «школа». На заре христианства, в 1-2-м веках н. э., единой культовой системы еще не сложилось. Существовало множество общин, сект, каждая из которых по-своему трактовала отдельные аспекты учения: триединство, природу Христа и Богоматери, эсхатологию, иерархическое устройство церкви. В 4-м веке н. э. этому положил конец без поддержки светской власти официальная церковь, тогда еще слабая, не смогла бы унифицировать культ. Ересями было объявлено сперва арианство, потом несторианство. Подверглись преследованиям донатисты и монтанисты. Церковные иерархи раннего Средневековья, руководствуясь новозаветными посланиями, придали этому понятию негативный оттенок. Однако сожжение на костре еретиков в те времена еще не стало обычным явлением.

В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

  1. Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
  2. Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

  1. Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
  2. Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

  1. чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
  2. чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

В православии с ересью надлежит бороться только аргументами и добротой

В православии, в его истинной природе, порицаются попытки очернять другие учения и пытаться уничтожить еретические организации. Протоиерей Олег (Стеняев) так говорит об этом:

Олег (Стеняев)

Протоирей

Но особенно полезно для православного человека прочесть то, что говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

Иоанн (Шаховской)

Архиепископ

Православие — это путь доброты, понимания и заботы о ближнем. Потому допустимо попытаться еретика вразумить, но если это не получилось в первые пару бесед, стоит оставить человека в покое:

(Тит. 3: 10)

3 глава послания Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся

История ересей

Ересь – что это изначально? В иудео-греческой культуре понятие «ересь» использовалось для нейтрального обозначения различных религиозных и философских направлений. Однако в посланиях святых апостолов термин обретает иной смысл. Для них ересь – это не просто какое-либо учение, а именно отрицающее Божественное Откровение. Это идеология, противоположная Истине и лишающая человека спасения.

Апостол Пётр предостерегал:

Апостол Павел по степени духовной пагубности уподобляет ересь колдовству и идолослужению (Гал.5:20).

Первые ереси возникли на заре христианства. Эти течения можно разделить на иудействующие (назареи, евионитство) и язычествующие (гностицизм, манихейство). Первые стремились соединить христианство с иудейской верой, максимально вернуть верующих в рамки ветхозаветной религии. Вторые пытались смешать учение Спасителя с языческим мировоззрением и различными философскими размышлениями.

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

В христианстве «ересь» — это ложное учение, лишённое откровения Божьего

В христианстве слово «ересь» с веками меняло своё значение. В ранних трудах богословов можно наблюдать, что это слово сохраняет своё изначальное, нейтральное значение. Ересь — это мнение, и не больше того.

Но постепенно, с развитием богословской мысли и укреплением позиций христианства его идеологи всё больше задаются вопросом о том, что такое другие учения.

Всё яснее формируется христианское самосознание, согласно которому, только эта религия может быть верной и получившей Божье откровение.

При этом акцент делается не только на том, что христианство — единственная истинная религия, но и на том, каким именно должно быть христианство, а каким не должно.

Появляется мнение, что не только отход от догматов считается еретическим, но вольнодумство на счёт церковных устоев тоже. Скажем, неисполнение прямых указаний указов папы Римского — тоже ересь.

Католицизм выделил две разновидности ереси:

Формальная ересь:

«Ересью называется упорное отрицание после крещения какой-либо истины, в которую следует веровать Божественной и католической верой, или упорное сомнение в ней» (Кодекс канонического права).

Материальная ересь.

То есть ересь тех людей, которые не находятся в лоне католической церкви. Иноверцы и атеисты не могут быть истинными еретиками, так как никогда и вникали в католическое вероучение, а значит, и осуждать их нельзя так же, как католиков.

Важным этапом стали церковные расколы, в процессе которых каждое христианское течение сохранило за собой право определять, что же именно оно считает ересью, а что нет. В связи с этим представление о ереси в христианском мире немного отличается.

Меры против еретиков тоже принимались самые разные. От простого осуждения до казней и пыток. Во многом это завесило от полномочий, которыми обладала церковь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: