Что за материал шерпа?

Колеса

Сам конструктор Гарагашьян считает главной особенностью вездехода Шерп его особые колеса, которые были созданы им на основе его огромного опыта езды по бездорожью и были им запатентованы.

Колеса вездехода Шерп очень большие по размеру, они имеют диаметр 1,6 метра, ширина колеса 60 см. Именно благодаря таким большим колесам вездеход Шерп прекрасно плавает по воде.

У колес необычный рисунок протектора, он напоминает поперечную гребенку, такой рисунок улучшает движение вездехода как по воде, так и по грязи. При движении по воде такой протектор выполняет роль гребных лопаток.

Недостатком такого рисунка протектора является то, что шины быстро изнашиваются при движении по твердому дорожному покрытию, например асфальту, именно поэтому производитель не рекомендует много ездить на вездеходе Шерп по такому покрытию.

Внутри дисков колес могут устанавливаться дополнительные топливные баки емкостью по 50 литров каждый.

Колесо вездехода устроено достаточно сложно, оно представляет собой единую конструкцию из шины и диска из-за системы подкачки, поэтому разбортировать колесо самостоятельно не получится. Шина не имеет камеры. Колеса вездехода Шерп со сверхнизким давлением, что серьезно повышает проходимость на сложном рельефе местности.

Государству не нужно

10 сентября в Раменском районе Подмосковья был найден пропавший за два дня до этого 91-летний ветеран войны, который заблудился в лесу. Его нашли в критическом состоянии и, как рассказал волонтер «Лизы Алерт» Всеволод Молчанов, решающим было то, что его смогли сразу вывезти из леса на вездеходе: «В минутах дело было, в минутах, а не десятках минут. Просто человек мог уйти в кому».

В мае 2020 года в Канаде в провинции Онтарио местный дистрибьютор «Шерпов» помог полиции спасти девять человек, которые не могли выбраться из глубокого леса, писал CBS. Они заблудились после того, как дорогу засыпало снегом, и в результате оказались посреди болота. Сначала полицейские выяснили, что туда не доберутся снегоходы, потом выяснилось, что не сможет попасть и медицинский гусеничный вездеход EMS Argo. В результате людей на «Шерпе» вывезли через болото.

Image caption «Шерп» предназначен исключительно для бездорожья, и по дорогам его перевозят на специальном прицепе

Но у «Шерпа» в данном случае есть один минус. Молчанов доставляет его к месту эвакуации на специальном прицепе — вездеход не приспособлен для поездок по дорогам, да и максимальная скорость в 40 километров в час не даст ему возможность оперативно прибыть к месту.

Правообладатель иллюстрации Liza Alert Image caption 91-летнего ветерана спасли буквально в последний момент

Несмотря на то, что вездеход уже использовали в нескольких спасательных операциях в России и за рубежом, МЧС России не заинтересовалось вездеходом, говорит источник в . Хотя в 2020 году российские спасатели точно тестировали его. В декабре 2020 года одна машина даже участвовала в показательных учениях МЧС в Строгино.

Правообладатель иллюстрации Defence Ministry Press Office/TASS Image caption Военная экспедиция в Арктике. Впереди колонны вездеход «Трэкол»

В России государственные ведомства, такие как МЧС, МВД, Пограничная служба ФСБ и минобороны чаще используют колесные вездеходы российской . Это большие трехосные машины с колесами низкого давления, внешне похожими на те, что установлены на «Шерпе».

Источник в «Шерпе» говорит, что эта компания — самые близкие их конкуренты, хотя и настаивают на том, что они относятся к другому классу. По его словам, «Трэкол» отличается тем, что на нем комфортней передвигаться по дорогам, чем на «Шерпе», чьи колеса пострадают от езды по асфальту. В о «Шерпе» говорить отказались.

В отличие от конкурентов, «Шерп», по словам его создателей, предназначен только для бездорожья. При езде по твердым дорогам у него быстро износятся колеса, которые, во-первых, являются главным средством для преодоления препятствий, а во-вторых, очень дорого стоят — около ста тысяч рублей за одно колесо.

Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption Украинский «Шерп» с эмблемой службы спасения представили премьер-министру Владимиру Гройсману

В украинской службе спасения изучают возможность заказать такой вездеход. 15 сентября в Киеве на Крещатике по случаю Дня спасателя была выставлена спецтехника. «Шерп» был среди пожарных машин в окраске украинской Госслужбы по чрезвычайным ситуациям (аналог российского МЧС). Машину представили премьер-министру Владимиру Гройсману. В компании говорят, что в украинской ГСЧС уже хотят закупать машины для спасения людей, однако у «Шерпа» фактически пока не закупили ни одной.

Всеядность

Популярности шерпов среди тех, кто приезжает в Гималаи покорять Джомолунгму, способствует, по признанию того же Терцинга Норгея, их всеядность. В отличие от большинства индусов и пакистанцев, шерпы практически всеядны. Спокойно могут употреблять любые консервы, с которыми альпинисты обычно идут в горы. Не чураются они и алкоголя. Более того, у шерпов даже есть алкогольный напиток, называемый чанг. Это такое шерпское пиво, которое готовится из риса, ячменя или других злаков. Пьется оно обычно через соломинку. Шерпы даже не чураются сигарет. И вообще стараются жить без догматических ограничений. Впрочем, как рассказывал Норгей, перед восхождением и во время него, от сигарет шерпы отказываются, что не вызывает у них какого-либо синдрома отмены.

Аналогичные вездеходы

Вездеход Шерп не является единственным отечественным внедорожником. Среди его конкурентов самоходные машины Трэкол, Викинг, Литвина, Шатун, Хунта и Аркос.

Трэкол 39041

Эта модель выполнена в цельнометаллическом кузове, с широкими крыльями и удобными подножками. Плавает со скоростью 3 км/ч. При установке подвесного лодочного мотора скорость может увеличиться до 10 км/ч. Трэкол имеет такие ТТХ:

  • длину — 439 см;
  • ширину — 255 см;
  • высоту — 251 см;
  • дорожный просвет — 49 см.

Оснащается двумя силовыми агрегатами: ЗМЗ — 40905.10 объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с. или дизельным мотором с турбонаддувом объемом 2,5 л и мощностью 83 л.с. ДВС работают с 4- и 5-ступенчатыми МКПП.

Викинг 29031

Этот 7-местный снегоболотоход может развивать скорость до 80 км/ч, вплавь — до 12 км/ч. Имеет небольшой расход топлива — около 13 л/100 км. Отличается высокой проходимостью, способен преодолевать уклоны под углом 35°.

Оснащается 2 вариантами дизельных силовых агрегатов — 2,5 и 2 л, мощностью 110 и 140 л.с., которые работают с механической или автоматической коробками.

Литвина 3903

Снегоход предназначен для перевозки людей и грузов в любых климатических условиях: от +45 до -45°С. Имеет двойной пластиковый утепленный кузов, защищающий пассажиров от холода. Скорость передвижения на суше составляет 50 км/ч, на воде — 3 км/ч.

На вездеход устанавливаются 2 вида дизельных двигателей — объемом 2 и 2,2 л, мощностью 83 и 48 л.с., работающих с 4-ступенчатой МКПП.

Шатун Нео

Это один из лучших снегоболотоходов, преодолевающий любые водные препятствия и барьеры высотой до 1 м. Такой 7-местный вездеход развивает скорость до 40 км на суше и до 6 км в воде. Масса составляет около 1800 кг, грузоподъемность — 1000 кг.

На вездеход устанавливается дизельный двигатель объемом 1,5 л, мощностью 44 л.с., работающий с 5-ступенчатой МКПП.

Хунта

Снегоход может преодолевать снежные заносы, пески, болота и водные преграды. Плавает он за счет движения колес и дополнительного винта, вращающегося с помощью двигателя. Скорость вплавь — до 8 км/ч, по суше — до 70 км/ч. Кузов изготовлен из стеклопластика.

На машину устанавливаются бензиновый двигатель объемом 1,7 л, мощностью 95 л.с. или дизельный мотор объемом 1,9 л, мощностью 120 л.с. Агрегирует с 5-ступенчатой МКПП.

Аркос 800

Этот вездеход улучшенной проходимости на шинах низкого давления хорошо плавает и может перевозить по воде грузы до 350 кг. Машина имеет стеклотканевый алюминиевый кузов и установленные с автомобиля Волга мосты.

Двигатель объемом 1,5 л и мощностью 103 л.с. работает с автоматической коробкой. Отличается простотой в ремонте и обслуживании машины.

Устройство

Довольно важный момент, что российский вездеход «Шерп» получил собственные отличительные черты и узнаваемое лицо. Благодаря же особенным конструкторским подходам, он еще и технически совершенен. Гарагашьян, например, особенно выделяет конструктивные особенности колес. Он создавал их на основе своего огромного опыта езды по бездорожью, применив технологии, которые запатентовал.

Во-первых, у «Шерп» очень большие по размерам колеса. Они достигают 1,6 м в диаметре, 60 см в ширину.

Такой подход применяется редко, но действительно хорош для вездехода. Правда, пришлось пожертвовать тем, что «Шерп» серьезно изнашивает шины при движении по асфальту. Производитель не рекомендует много ездить на вездеходе по твердому покрытию

Во-вторых, колесо на «Шерп» устроено довольно сложно. Оно представляет собой цельную конструкцию для шины и диска (из-за применяемой автоматической системы подкачки), поэтому разбортировать самостоятельно узел не получится. Внутри дисков предусмотрены дополнительные баки (4х50 л). Шина защищена от проколов и не имеет камеры. Характерная особенность колес – они у «Шерп» со сверхнизким давлением. Это значительным образом повышает проходимость даже на самом сложном рельефе.

На вездеходе нет классической подвески, а колесные оси сразу крепятся к корпусу. Но плавность хода у него достаточная. Опять же, за этот аспект отвечает еще одна находка конструктора – пневмоциркулярная подвеска. Другими словами – при движении давление из одного колеса может перемещаться в другое (по специальным трубкам), таким образом машина аккуратно переваливается через камни и стволы деревьев до 1 м высотой, движется под боковым уклоном до 35⁰ и хорошо сглаживает неровности.

По своим размерам вездеход «Шерп» скорее можно отнести к мини-внедорожникам. Высота машины достигает 2,3 м (но это величина не постоянна из-за особенностей колес низкого давления, которые спускаются и накачиваются). Длина равняется 3,4 м, ширина – 2,5 м. В целом, автомобиль сложно опрокинуть за счет того, что он крайне устойчив из-за широких колес.

Он на «Шерпе» в максимальном состоянии составляет до 600 мм, но тоже зависит от того, как сильно накачаны колеса. Днище гладкое, чтобы скользить по грязи и не цепляться за камни и ветки.

На вездеходе стоят вентилируемые гидравлические тормоза. «Шерп» также стал обладателем достаточно продуманной, но аскетичной кабины из алюминия (модель Pro) и других сплавов металлов, устойчивых к коррозии. Попасть в машину можно спереди через откидывающийся борт и поднимающуюся раму лобового стекла. В задней части также есть дверь багажника.

В передней части установлены два сиденья: для водителя и пассажира. Управление осуществляется двумя рычагами. Поворачивает вездеход не с помощью рулевых тяг, а по принципу блокировки колес одного из бортов. Этот момент повышает маневренность и дает возможность поворачивать практически на одном месте.

Панель управления представлена основными приборами, которые разместили вверху, в районе козырька. Под рукой и водителя также будут кнопки включения света, дворников, поворотников и навигатор. Внизу – педали газа и сцепления. Между сиденьями – рычаг коробки передач и ручного тормоза.

Задняя часть вездехода представляет собой удобный салон, в котором на боковых лежанках могут легко лечь два человека в полный рост.

В полу предусмотрены закрываемые ящики, в которых можно хранить провизию. На стенках имеются зацепы и карманы для компактного размещения ружей, удочек и других инструментов. Достаточно важный момент для вездехода – возможность осуществить практически любой ремонт прямо из кабины. Для этого можно открыть ниши, через которые появится доступ к ходовой или двигателю.

Внешний вид шерпов

Большинство представителей этого высокогорного народа низкорослы и коренасты, что является их явным преимуществом при передвижении по горам перед другими людьми. Секрет заключается в том, что, благодаря такому телосложению центр тяжести тела этих людей располагается ближе к земле. Следовательно, они крепче стоят на ногах.

Волосы у шерпов черные и прямые. Внешне они отличаются от туристов не только антропологическими характеристиками, но и одеждой. Крайне редко можно увидеть в дорогом современном снаряжении шерпа. Что это означает? Во-первых, шерпы не нуждаются в таковом. Во-вторых, далеко не все представители народности могут себе его позволить.

Из одежды они предпочитают обычные куртки, трико, шапки. Для того чтобы глаза не слепило горное солнце, ими были изобретены специальные «очки», повязка на глаза с двумя узкими дырочками для глаз.

Вся терморегуляция шерпа, в зависимости от погодных условий, заключается в застегнутой либо расстегнутой куртке. Вот и все.

Конкуренты

Вездеход Шерп входит в число лучших отечественных вездеходов, но не является единственным и у него есть целый ряд вполне достойных конкурентов, в который входят вездеходы Каракат, Арго, Шаман, Лесник, Витязь.

Вездеход Каракат ЗИС-5

Вездеход болотоход Каракат производится в городе Вологда на предприятии Вологодские вездеходы. Вездеход также имеет название ЗИС-5. По своей конструкции вездеход Каракат представляет собой классический вездеход-переломку. Самый бюджетный вездеход из представленных на рынке.

Вездеход Арго

Вездеходы Арго выпускаются канадской компанией «Ontario Drive & Gear Limited» с 1967 года. Вездеходы Арго отличаются высоким уровнем проходимости, надежностью и возможностью работы в самых тяжелых климатических и погодных условиях. Бывают как колесными, с 6 или 8 колесами так и гусеничными. Эти вездеходы могут использоваться для перемещения по труднопроходимой местности как охотниками и рыболовами, так и нефтяниками, геологами и газовиками.

Вездеход Шаман

Вездеход Шаман — вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления, производится российской компанией «Авторос». Нижняя часть кузова Шамана сделана по принципу лодки, вездеход может двигаться по воде как за счет вращения колес, так и за счет вращения гребного винта. Вездеход имеет 8 поворотных колес.

Вездеход оснащен дизельным двигателем Iveco мощностью 146 л.с. и механической 6-ступенчатой коробкой передач. Габариты позволяют Шаману двигаться не только по бездорожью, но и по дорогам общего пользования.

Вездеход Шаман производится в двух комплектациях, — «Турист» и «Охотник», которые различаются салоном. В комплектации «Турист» в задней части салона установлено 6 отдельных кресел, а в комплектации «Охотник» в задней части салона располагаются 2 раскладывающихся дивана, на которых можно спать.

Вездеход Лесник

Вездеход Лесник — плавающий колесный вездеход на шинах сверхнизкого давления, производимый компанией «Лесник». Колеса вездехода, в зависимости от модели, могут быть размером 1300 мм или 1600 мм. Вездеход Лесник может перевозить людей и различные грузы по болотам, снегу, льду замерзших рек и озер, различным видам пересеченной местности. Лесник может использоваться в любых климатических и погодных условиях. Вездеход Лесник хорошо подходит для охотников и рыболовов, а также всех кому в силу разных причин необходимо передвигаться по труднопроходимой местности.

Вездеход Витязь

Вездеход Витязь — двухзвенный вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для транспортировки людей и различных грузов в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вездеход Витязь может передвигаться по болотистой местности, снежной целине, бездорожью и труднопроходимой лесистой местности, при температурах от минус 50 до плюс 40 °C.

Они имеют генетическое превосходство

Когда исследователи впервые узнали шерпов, разница между ними и обычными людьми быстро обнаружилась. Разреженный воздух больших высот вызывал у посетителей усталость или тошноту. Но гиды продолжали действовать эффективно и без усталости.

В 2017 году исследователи также обнаружили, что естественный отбор был позади шерпов, ведь они родились в условиях низкого содержания кислорода. Вместо того чтобы стать уставшими, их тела приспособились к тяжелым условиям.

Для производства энергии организм обычно сжигает жир. Но этот процесс требует много кислорода. Шерпы сжигают сахар — альтернатива, которая не требует столько кислорода. Иностранные альпинисты также истощают фосфокреатин, соединение, которое поддерживает мышечную силу. У шерпов же фосфокреатин либо поднимается, либо остается на одном уровне, но он редко падает.

Герой спускается в долину

Заработок на восхождениях был для Тенцинга важной составляющей, но его не хватало. Экспедиции происходили нечасто, и носильщикам приходилось конкурировать

Тенцинг подрабатывал где мог: торговал с лотка, водил экскурсии, нанимался поденщиком на плантации.

Все изменилось после того самого восхождения на Эверест. Тенцинг сразу же стал для всей Азии не просто знаменитостью, а настоящей культовой фигурой. Он перестал участвовать в экспедициях в Гималаи и попал в грязные политические игры. Тенцингу было непросто идентифицировать себя. Рожденный в Непале, живший в Индии и прославившийся у британцев, он постоянно получал кучу неудобных вопросов.

В то же время слава имела и материальную составляющую – Тенцинг смог наконец построить себе дом. С 1954 по 1976 год он руководил институтом альпинизма в Дарджилинге.

Первая жена Тенцинга рано скончалась, и он женился на ее двоюродной сестре, чтобы заботиться о ее маленьких детях. Позже он взял в жены еще одну девушку намного моложе себя. Для шерпов многоженство – вполне допустимая практика. Умер Тенцинг в 1986 году от мозгового кровоизлияния. Тело было кремировано в созданном им же “Гималайском институте альпинизма”.

Семья

Надо сказать, что шерпы весьма демократичны по сравнению с большинством азиатских народов. Даже гендерные вопросы у них не имеют строгой закономерности. Так, шерпские женщины, которые традиционно считаются хозяйками дома, могут наравне с мужчинами принимать участие в восхождениях. Даже несмотря на то, что они обычно низкорослые, или даже маленькие, они могут нести поклажу почти со свой вес. Такая «мужская» работа не считается у шерпских женщин чем-то зазорным.

Многоженство среди шерпов практически не развито. Сами они объясняют этот факт именно демократичностью отношений: попробуй управься с несколькими женами, если с одной непросто совладать. Распространено, впрочем, многомужество — одна жена на несколько братьев — так сохраняется имущество внутри семьи. Бывают среди шерпских семей и разводы, но инициатор не может разойтись без уплаты определенной суммы.

Вездеход-амфибия

Главная особенность Шерпа — это то, что он способен передвигаться по воде. Скорость плавания его не слишком большая — всего 6 км/ч. Однако этого вполне хватит, чтобы преодолеть брод. Машина хорошо управляется в воде благодаря тому, что скорость вращения колёс слева и справа можно регулировать рычагами. Эта его особенность очень сильно поможет туристам, путешествующим по глухим местам.

Как известно, легче всего идти по рекам — там нет надобности продираться через лесные дебри, а маршрут движения сравнительно легко можно измерить и определить на карте, просто смотря на русло реки. Однако во время движения часто приходится сталкиваться с тем, что движение по берегу осуществить нельзя, или приходится пересекать реку до другого берега. Двигаться водным транспортом в таких местах комфортно только вниз по течению. Остаётся Шерп. С его помощью можно как идти по берегу реки, так и пересекать её без подготовки. И если даже вездеход понесло течением, у водителя всегда есть возможность скорректировать положение в воде и выбраться в нужную точку.

По болотам и льду

Конечно, больше всего рыбаков и охотников интересует возможность двигаться на вездеходе по заболоченным участкам. Можно с уверенностью сказать — он способен пройти там, где даже человек не пройдёт. Давление его на грунт можно ослабить, приспустив шины, и он легко пройдёт по колыхающейся трясине. То же самое он сделает и по тонкому льду — для его движения хватает толщины 4-5 см. Многие болота зимой не замерзают вообще из-за биологических процессов, и пройти там без Шерпа будет невозможно.

Этот вездеход способен не только плавать в проруби, но и выбираться из неё. Регулируя крутящий момент на колёсах, их накачку, скорость вращения, можно забраться и на тонкий лёд, не сломав его. Если же это не удаётся, можно просто доломать его до того участка, где он потолще, и выполнить задуманное. Настоящий мини-ледокол!

Автор статьи очень любит ездить зимой на щучью рыбалку. Происходит это на одном болоте. Летом там топкие берега, и очень трудно дойти до воды. Зато зимой оно замерзает, и можно неплохо половить щучек на балансир и жерлицы. На таком вездеходе рыбачить можно и зимой, и летом. Места там очень тихие, уединённые, и отдых — одно удовольствие. Счастливые обладатели такой машины могут себе это позволить в любое время года.

Как сделать своими руками

Подобие вездехода Шерп можно собрать в домашних условиях своими руками. Для этого понадобится немного опыта и средств.

Расходники и инструменты

Для изготовления самодельного снегоболотохода нужно приготовить такие инструменты и расходные материалы:

  • сварочный аппарат;
  • набор гаечных ключей и отверток;
  • молоток;
  • болгарку;
  • дрель;
  • профтрубу прямоугольного сечения;
  • болты, гайки, заклепки;
  • металлические и алюминиевые листы.

При сборке могут понадобиться мелкие дополнительные материалы.

Чертежи и схемы

В первую очередь нужно составить чертеж, по которому будет собираться машина. На схеме необходимо подробно указать размеры, а также точное расположение всех узлов и агрегатов.

Подробная инструкция

Для начала необходимо подготовить рабочее место. Желательно организовать его в теплом гараже или под навесом, т.к. сборка может длиться не один месяц.

После подготовки инструментов и места можно приступать к работе:

  1. Из профильной трубы согласно чертежам сваривается стальная рама.
  2. Посредине рамы устанавливается силовой агрегат. Двигатель оригинального Шерпа дорогой, поэтому можно поставить мотор из автомобиля Матиз или ВАЗ.
  3. Колеса можно установить с грузового автомобиля Краз-255 Б, но придется немного изменить протектор.

Такой видоизмененный Шерп хорошо плавает и преодолевает бездорожье. На материалы уйдет около 250 000 руб.

Наше время

Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.

Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.

Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.

По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.

Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.

Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.

Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.

И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.

Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.

История вездехода

Проектирование вездехода Шерп началось в 2012 году. В создании этой машины много труда вложил ее создатель Алексей Гарагашьян, конструктор-самоучка, мотогонщик, путешественник, чемпион России по спортивному мототуризму, который занимался конструированием вездеходов уже много лет.

Вездеход Шерп является прямым воплощением опыта, знаний и оригинальных идей Гарагашьяна, о том каким должен быть идеальный вездеход, позволяющий передвигаться по снегу, болотистой местности и воде, то есть обладающий максимально возможной проходимостью.

Вездеход Шерп был впервые представлен публике в 2015 году в Москве на выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2015 и стал первой моделью Алексея Гарагашьяна запущенной в серийное производство. Шерп успешно прошел самые разные испытания в условиях реального бездорожья , с которыми с достоинством справился.

В начале 2016 года видео с испытаний вездехода шерп попала в Интернет, где быстро набрало более 5 миллионов просмотров, стало вирусным и привлекло внимание как отечественных, так и западных СМИ. Самыми первыми на вездеход Шерп обратили внимание технические интернет-издания: Topgear, Jalopnik и The Verge, позже к ним присоединились BBC, Daily Mail. Общее мнение всех журналистов заключалось в том, что машина-вездеход просто бесценна для бездорожья и некоторые даже назвали ее лучшим вездеходом во вселенной за цену 50000 долларов

Общее мнение всех журналистов заключалось в том, что машина-вездеход просто бесценна для бездорожья и некоторые даже назвали ее лучшим вездеходом во вселенной за цену 50000 долларов.

С 2015 года вездеход Шерп серийно производится в Санкт-Петербурге на Обуховском заводе и в Киеве украинской компанией «Квадро Интернешнл». В 2017 году открыто представительство SHERP ATV в Канаде, г. Виннипег.

Популярность вездехода Шерп постоянно растет, очередь за ним составляет сотни человек. Успешно проводится рекламная компания вездехода, объемы производства постоянно растут, покупателям предлагаются новые дополнительные опции.

Вездеход Шерп стал мечтой охотников, рыболовов и любителей активного отдыха на природе за свою проходимость и надежность.

Род занятий

Самое распространенное и прибыльное дело для высокогорного населения – помощь в восхождениях. Кого часто сопровождают шерпы? Коммерческие и некоммерческие экспедиции, которые задаются целью покорить Эверест или другую вершину в районе Гималаев. В этом деле невозможно найти лучших помощников, чем шерпы. Прекрасно чувствуя себя на высоте, они не только выступают в роли носильщиков (портеров), способных нести груз альпинистов весом до сорока килограмм, но и в роли организаторов перил. Так в альпинизме называют специальную веревку, протягиваемую из точки А в точку Б, прикрепленную к скале и позволяющую покорителям горных вершин двигаться строго по маршруту с максимальной скоростью и безопасностью. Также шерпы достаточно часто наводят переправы через пропасти с помощью специальных алюминиевых конструкций. Ценник на услуги шерпов при восхождении начинается от двадцати-тридцати долларов в день и может доходить до пятидесяти.

В целом восхождение на Эверест в составе коммерческой экспедиции обходится туристу в кругленькую сумму, измеряющуюся тысячами долларов.

Это интересно: Шинель — краткое содержание по главам

Сравнение с другими моделями вездеходов

Шарп нередко участвует в соревнованиях против американских джипов-монстров (американские спортсмены смогли засадить Шерп в болото на раскисшей почве, поэтому для освобождения машины пришлось использовать другую спецтехнику и лебедку.). Среди главных конкурентов вездехода выделяют следующие варианты:

  1. Шрек.
  2. Шарк
  3. Шипр.
  4. Шерхан.
  5. Шерман.
  6. Шершень.
  7. Шатун.
  8. Каракат.
  9. Арго.
  10. Шаман.
  11. Лесник и др.

Производство серии Каракат-ЗИС 5 осуществляется в г. Вологда. Модель считается самой дешевой альтернативой Шерпу и напоминает по конструкции классическую машину-переломку.

Вездеходы Арго производятся в Канаде с 1967 г. Им свойственна хорошая маневренность и возможность эксплуатации в любых условиях. Существуют модификации с 6 и 8 колесами или модели на гусеницах. Машина подходит для передвижения по труднопроходимым поверхностям и широко используется охотниками, геологами, поклонниками рыбалки и других видов активного отдыха.

Модель Шаман представляет собой внедорожную машину-амфибию, построенную на шинах низкого давления. Ее производят на . Нижняя часть кузова выполнена наподобие лодки. Аппарат может развивать значимую скорость на воде за счет вращения колес или гребного винта. Вездеход оборудован дизельным мотором от Iveco мощностью 146 л. с. и работает на 6 передачах. Размеры машины позволяют ей передвигаться как по бездорожью, так и тонкому льду или дорогам общего пользования.

Лесник — это универсальный колесный вездеход, который выпускается одноименной торговой маркой. Размеры колес определяются версией и составляют 1300 или 1600 мм. Спецтехника используется для транспортировки тяжелых грузов и людей в условиях заснеженной, болотистой или пересеченной местности. Вездеход адаптирован под сложный климат и неблагоприятную погоду.

Еще одним аналогом для Шерпа является Витязь, представляющий собой двухзвенный вездеход на гусеницах. С его помощью удается проезжать большие расстояния, доставляя грузы и людей в отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока.

Рожденные восходить

Шерпы удивительно выносливые. Во время восхождений они могут нести на себе поклажу, превосходящую по тяжести собственный вес. Они выдерживают такие перегрузки, которые для европейцев являются смертельными. Конечно, ученых заинтересовал этот феномен. Многочисленные исследования подтвердили, что у шерпов иначе работает система кровоснабжения — их кровь бежит в два раза быстрее, чем у европейцев, сохраняя при этом оптимальный сердечный ритм и давление. Исследования показали, что концентрация продуктов распада азота в крови шерпов в 10 раз выше, чем у тех, кто приезжает покорять Эверест издалека.

Оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды — отсюда и фантастическая выносливость шерпов. Джонатан Стемплер (Медицинский центр Университета Дьюка), занимающийся этой проблематикой, отмечает: «Интересные данные о здоровье жителей Тибета показывают, каким образом природа использовала оксид азота для возмещения негативных последствий постоянного пребывания на большой высоте в условиях гипоксии».

Сами шерпы относятся к этому философски. Тенцинг Норгей, самый известный шерп (первым, вместе с Хиллари покорил Эверест), в своей книге «Тигр снегов» спокойно рассказывает: «Мальчик-шерп смотрит вверх — он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом — его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть тела».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стройняшка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: